Ошибки при письме? Откуда?
консультация (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Когда и как появляется "безграмотность"?
Для Вас - перво- и второ- клашечки мои! И, мамы дошколят, прочитайте тоже.
Все начинается с младенчества.
Часто, очень часто родители огорчены присутствием ошибок в тетрадях по русскому языку. "Врожденная безграмотность", говорят родители и учителя. А я говорю Вам-"врожденная безграмотность"- НЕ СУЩЕСТВУЕТ!
И все дисграфии, дислексии, и всякие остальные "ксии" не что иное, как:
1.Невнимание родителей к речи детей в младенчестве от 0 до 5.
Вспомните, вспомните, как нам нравится, или мы не обращаем внимания, или не понимаем, когда малыш коверкает слова.
Мало, кто из родителей поправляет и просит повторить правильно. Чаще мы улыбаемся.
"Патютёмощь"- скорая помощь
"Ободись"- автобус
"Кыль-кыль"- облака
"Мудичка!"- клубничка
"Курва"- курица
Какая прелесть! В каждой семье есть целый словарь веселых слов. А ребенок что? Он не понимает, над чем же так весело смеются взрослые?
Совет 1. Посмеялись и тут же попросили ребенка сказать слово правильно. И так всегда, каждый раз, терпеливо и звуки тоже. Если бы так делали все, логопед не понадобился бы детям вообще. Вмешиваем логопеда в 5 лет, за год перед школой и три занятия подправят некоторые неправильности произношения. Или в исключительных случаях, когда Вы довели ситуацию до абсурда и Ваш семилетний ребенок, придя в первый класс не выговаривает половину алфавита, не знает букв, не понимает слов, не любит ни читать , ни слушать книги и не сливает слоги. (Увы пишу о том, с чем столкнулась лично). И все приходится поправлять в то время, когда остальные дети начали уже учиться.
2. Ошибки возникают , если Ваш малыш проболел в первом классе первые полгода и пропустил весь звуко-буквенный анализ (очень страшные и непонятные слова, сейчас объясню, что это такое и с чем его едят!) Либо (да простят меня коллеги) учитель не придает важного значения этому самому звуко-буквенному анализу на уроках. А через полгода мы видим ошибки в тетрадях- пропущенные гласные в словах, не дописанные последние буквы и искаженные слова из-за замены букв (чаще всего дети путают б-д, не слышат д-т и корёжат слова с буквой з). Можно все свалить на логопедию, но учитель может исправить и это... если захочет и найдет в себе силы. Ведь ребенок то не один, а 32!
Совет 2. Если Вы увидели именно эти ошибки в тетради в первые четыре месяца первого класса- бегите к логопеду или помогите ребенку сами.
Упражнения.
День 1. Диктуйте ребенку слова, которые начинаются на букву Б.
(Белые бараны били а барабаны.
Был бык тупогуб, тупогубенький бычок)
Диктовать надо медленно, по слогам, четко проговаривая все звуки и особенно на конце слов. Пусть ребенок делит слова на слоги, ставит ударения. Если нашел ошибку- исправляет.
День 2. Диктуйте детям слова на букву Д. (прямо по орфографическому словарю)
День 3. Диктуйте слова на букву Т.
День 4. Диктуйте поочереди слова на Б и на Д
День 5. Диктуйте поочереди слова на Б и Т
День 6. Диктуйте слова на Д и Т.
День 7. Диктуйте слова, где встречаются и те и другие буквы: ДеТи, реБяТа, ТаБуреТка, БанДиТы, ДуПло, ТруБа итд итп)
Диктуйте до тех пор, пока ребенок не поймет, что Вы от него не отстанете. Пока не запомнит и не будет слышать эти буквы и звуки.
3. Звуко-буквенный анализ- это когда слово разбирается полностью, прежде, чем ребенок его напишет.
Это пропедевтика (предупреждение) ошибок. Легче ошибку предупредить, чем потом ее исправлять. Не все учителя и родители придают этому значение.
Совет 3. Как научить ребенка писать без ошибок?
Начинаем со слогов, потом слов из трех букв, затем из четырех и доводим ученика до возможности написать любое слово правильно.
-Прочитай слово: ЛИСА
-Прочитай слово по слогам : ЛИ-СА
-Сколько слогов в слове : ДВА
-Какой первый : ЛИ
-Какой первый звук слышишь? Л
-Второй? И
-Сколько букв напишешь? ДВЕ
-Какие? Л, И
-Какой второй слог? СА
-Сколько звуков слышишь? ДВА
-Какой первый? С
-Второй? А
-Сколько букв напишешь? ДВЕ
-Какие? С и А
- Взяли ручки ( говорит учитель на уроке)
Так какой первый слог в слове лиса? ЛИ
Диктуем и пишем ЛИ (дети диктуют себе негромко вслух и пишут)
Остановились, сколько букв вы написали? ДВЕ
Какая первая? Л
Вторая? И
У кого две буквы Л и И? (Дети поднимают руки)
Какой второй слог? СА
Приготовились писать второй слог, поправили тетради, положили их с наклоном, проверили, чтобы локти лежали на парте.
Диктуем второй слог и пишем две буквы С и А (СА)
Проверка- едва ли не самая важная часть урока.
Проверяем. Сколько всего букв вы написали? Четыре. Берем карандаш и подчеркиваем Л, И, С, А.
Встаньте те дети, говорит учитель, у кого написаны все четыре буквы.
У кого три? Какой нет?
Учитель сразу показывает на доске, как исправить ошибку.
Затем слово делится на слоги и ставится ударение.
И так шаг за шагом, день за днем. От слогов к словам и предложениям. Трудно? Оооочень! Я вспотела, пока писала.
Сейчас Вы присутствовали на уроке "Обучения грамоте" в первом классе. Вот так учит детей писать - Учитель Комаровская и ее коллеги.
А теперь подумайте и честно ответьте себе на вопрос- когда Ваш ребенок болеет и сидит дома, делаете ли Вы так? Нет? Не знали? Теперь знайте и помогайте своему ребенку, а не забрасывайте его диктантами и бессмысленными списываниями текстов.
Ведь списывать текст тоже надо уметь. Но об этом через два поста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над ошибками
Памятка при работе над ошибками...
Времена года. Найди ошибки художника.
Дидактическое пособие по теме "Когда наступит лето?" 1 класс УМК "Школа России"...
Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку. 1 класс.
Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются в 1 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обоз...
Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку, 2 класс
Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются во 2 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обо...
Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку, 3 класс.
Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются в 3 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обоз...
Ошибки, ведущие к ошибкам
Пробуем разобраться в причинах появления ошибок....
Памятка"Как работать над ошибками". Работай над ошибками регулярно!
Памятка "Как работать над ошибками в начальной школе" предназначена для учеников, родителей и учителей.В данном пособии представлены основные разделы программы школьного курса по русск...