"Что ребенок хочет сказать мне своим поведением"
методическая разработка (2 класс) на тему

Кладова Галина Викторовна

Родительское собрание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Цыбинская средняя общеобразовательная школа»

Воскресенского муниципального района

Московской области

____________________________________________________________________________

140250, Московская обл., Воскресенский район, д. Цибино, ул. Школьная, д. 27-а,

т. 8 (496) 44-51-247,

e-mail: cibino37@mail.ru сайт: http://vos-cibino.edumsko.ru/

Родительское собрание

Тема: «Что ребёнок хочет сказать мне

своим поведением»

(профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся)

Подготовила и провела Кладова Г.В.,

классный руководитель 2 «А» класса

2016 год


Актуальность темы: Для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, необходимо выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным действиям детей и подростков, дают мотивацию их поведения с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.

Цель: дать возможность родителям задуматься о неадекватном поведении ребенка, создать условия для осмысления присутствующими остроты проблемы для общества, конкретной семьи, конкретного человека и определения активной воспитательной позиции в отношении подрастающего поколения. (Слайд)

        Задачи:                                                

1. Познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению детей.

2. Развивать умения поиска выхода в сложных ситуациях общения с трудными детьми

3. Добиться понимания родителями проблемы плохого поведения их детей и наметить соответствующие пути коррекции.

4. Выработать воспитательную позицию в отношении своего ребенка, в отношении окружающей молодежи.

5. Моделировать поведение в сложных воспитательных ситуациях и проецировать полученный опыт на будущее.

        Форма проведения: информационно-диагностическая; беседа-круглый стол с использованием ролевых игр.

        Средства ИКТ:  компьютер, проектор, экран.

        Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство):  рисунки учащихся класса «Мое поведение»,  видеоролик «7 примеров, как родители поощряют плохое поведение детей», презентация «Что ребёнок хочет мне сказать своим поведением», диагностические тесты, памятки для родителей.

Воспитание – это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни.

                                                                                                 Дж. Дьюи

Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

                                                                                          В.А. Сухомлинский

    Хорошо, что есть семья, которая от бед всегда хранит меня.

                                                                                            Эбнер-Эшенбах

        I. Вступительное слово учителя:

        Уважаемые родители! Я приглашаю вас в очередной раз поговорить о наших детях. Тема родительского собрания: «Что ребёнок хочет сказать мне своим поведением». Поводом послужили наблюдения за учащимися нашего класса не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и с вами, родителями. Для каждой матери и отца их ребенок – самый красивый, самый талантливый, самый умный, самый, самый, самый… В попытке обеспечить счастливое детство для своего ребенка мы порой отказываем себе во многом и даже накладываем ограничения на старших детей в пользу младшего. И вдруг проходит время, и мы замечаем, что с нашим ребенком происходит что-то не то: любимое чадо становится неуправляемым, не слушается, дерзит, обманывает. Многие родители, бабушки и дедушки, говоря о собственном ребёнке или внуке, всё чаще употребляют такую фразу: «Сладу нет никакого с ним. Начал грубить, водиться со старшими ребятами». Проблема детской трудности за последние годы сильно помолодела, и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, действительно ли ребенок стал трудным или повзрослел. А может быть, он смотрит реальными глазами на события и людей, которые находятся рядом? А может быть, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях?

        Во время беседы вы узнаете, как складываются отношения вашего ребенка с ребятами класса, какие трудности могут встретиться на пути, как сделать так, чтобы этих трудностей было меньше. Как создать дружный сплоченный коллектив детей, родителей и педагогов. На эти вопросы и на многие другие поможет ответить наша с вами встреча за круглым столом.

        Детство – это подготовка к взрослой жизни. От того, каким оно будет, зависит дальнейшая жизнь ребёнка. Если оно будет правильно организованным, тогда и человек вырастет хорошим; плохо – обернется для него нелегкой судьбой. Тяжелое детство не всегда самое плохое, но плохое детство может обернуться большой бедой.

        Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого.

        Нам с вами необходимо обсудить вопросы, связанные с плохим поведением детей. Давайте подумаем, почему ребята плохо себя ведут, и что мы можем сделать в этой ситуации. (Слайд)

II. Анализ анкетирования детей по теме «Моё поведение».

III. Дискуссия по предложенным классным руководителем ситуациям.

        Семья едет в транспорте. В автобус вошла пожилая женщина. Ребенок хочет уступить ей место и привстает. Мама говорит ему: «Сиди, сиди, ты еще маленький».

        Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках в школе. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребенка. Когда удается доказать правдивость всех фактов, взрослые начинают обвинять школу, учителей, друзей своего ребенка.
        Придя на урок, ребенок не находит в портфеле нужного учебника. Он начинает обвинять маму, бабушку в том, что они забыли положить книгу в его портфель.

        Идет школьный праздник. Выступают дети и родители. Некоторые взрослые начинают с детьми негативно обсуждать актеров, говорить о них плохо и неуважительно.

IV. Работа в группах. Разыгрывание ситуации «Мои действия».

        Учитель: Я предлагаю обсудить некоторые ситуации. Разделимся на три группы. Каждая группа получает карточку. Ваша задача – разыграть ситуацию с использованием различной реакции взрослого.

        Задание для 1 группы родителей.

        Вы готовите ужин. К вам скоро придут гости. Ваш ребенок пристает  с просьбами и вопросами. Вы время от времени отвечаете ему, но все это мешает приготовлению ужина. Каковы ваши действия?

Задание для 2 группы родителей.

         Ребёнок не убирает на место свои вещи, они валяются по всей квартире, что очень вас раздражает. Каковы ваши действия?

Задание для 3 группы родителей.

Ребенок смотрит телефильм, хотя уже поздно и ему пора спать. Вы говорите ему: «Выключай телевизор, уже поздно!». Ребенок отвечает: «Я досмотрю фильм, осталось немного». Каковы ваши действия?

        Учитель: Давайте обобщим всё сказанное. Обычно мы плохо себе ведём тогда, когда хотим добиться от других определённой реакции на это. Дети ведет себя плохо потому, что сомневаются в собственной способности занять достойное место посредством самовыражения в каком-нибудь совместном деле. Они ещё не умеют жить согласно жизненным принципам взрослых, зато обнаруживают, что самовыражения легко достичь плохим поведением. Недостаточно просто любить ребёнка – необходимо помочь ему почувствовать, чего он стоит и какую пользу может принести вам его способность проявить себя в том или ином деле.

           Когда плохое поведение ребёнка становится невыносимым, мы пытаемся как-то повлиять на него, для чего часто применяем тактику запугивания (подход с позиции силы). Когда же мы рассматриваем  плохое поведение как информацию к размышлению, то задаём вопрос: «Что ребёнок хочет сказать мне своим поведением?». Это позволяет вовремя снять надвигающуюся в отношениях с ним угрозу и одновременно способствует коррекции такого поведения с нашей стороны.

V. Четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.

        Психологи выявили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей:

1. Привлечь к себе внимание. (Слайд)

        Если ребенок не получает нужного количества внимания, то он находит способ его получить: непослушание. Учителя то и дело отрываются от своих дел, делают замечания. Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание непослушанием все-таки получено, лучше уж такое, чем никакого.

2. Показать, что имеет власть над другими. (Слайд)

        Детям особенно трудно, когда взрослые общаются с ними в форме замечаний, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.

3. Отплатить, отомстить, взять реванш. (Слайд)

        Дети часто обижаются на взрослых за несправедливое наказание, за то, что взрослые выделяют своих «любимчиков». В глубине души ребенок переживает, а на поверхности это выливается в протесты, непослушание, неуспеваемость. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо».

4. Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность. (Слайд)

        Ребенок потерял веру в собственные силы, накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, у него складывается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится. Пусть я буду плохим».      

        А вот что говорят сами ребята:

– «Чаще всего я плохо себя веду, когда чего-то не понимаю. Это происходит случайно. Я не хочу, а это всё равно происходит».

– «Чаще всего я злюсь, когда указывают на мои недостатки, говорят обо мне плохо, не хотят меня слушать, не любят».

– «Чаще всего я обижаюсь, когда меня несправедливо обвиняют».

– «Мне хорошо, когда меня любят, жалеют, понимают, уважают, не кричат на меня».

– «Мне плохо, когда меня не понимают, обижают, ругают, когда смеются надо мной».

VI. Просмотр ролика.

7 примеров, как родители поощряют плохое поведение детей (Обсуждение.)

Учитель: Давайте обобщим сказанное. Уважаемые родители, только вместе мы сможем устранить эти причины. Я хочу познакомить вас со сводом законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребёнка. (Слайд)

Закон № 1. Нужно учить ребёнка соблюдать определённые правила поведения терпеливо и постепенно.

Закон №2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.

Закон №3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.

Закон №4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.

Закон №5. Запреты и требования должны разъясняться ребёнку.

Закон №6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.

            Если эти законы в семье сохраняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, он состоится как человек и как личность.

        Все вы, родители, – люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы. Но есть одно, что объединяет вас – это ваши дети, мальчики и девочки. Они живут, учатся, общаются друг с другом в нашем классе.

        У ваших детей есть семья: бабушки, дедушки, мама, папа, братья, сестры. И хочется, чтобы у них была ещё одна семья: одноклассники, ставшие друг другу друзьями. Но все отношения детей в классе, в их будущей жизни зависят от отношений в вашей семье, от отношений пап и мам, бабушек и дедушек друг к другу.

        VII. Анализ тестирования родителей. (Тест «Я и мой ребёнок» был предложен родителям за неделю до проведения родительского собрания. Приложение 1). (Слайд)

        Когда мы выражаем ребенку нашу любовь, мы даем ему поддержку и чувство близости с нами, необходимые для его полного самораскрытия, реализации. Сказать «Я тебя люблю» – это только одна из возможностей. Есть много других слов и безмолвных жестов, которые более подходят к конкретной ситуации и подкрепляют в ребенке чувство уверенности  в себе, принятия мира и любви. Самое главное – руководствоваться собственным чувством, прислушиваться к себе, чтобы найти свои личные слова и не оставить их в себе, а обязательно сказать ребенку, вложив в них всю силу любви.

VIII. Рекомендации по тестированию.

         1. Оставляйте все свои дела и уделяйте время ребёнку.

2.Советуйтесь с ребёнком, невзирая на его возраст.

3. Не бойтесь признаться ребёнку в ошибке, совершенной по отношению к нему.

4. Извинитесь перед ребёнком в случае своей неправоты.

5. Сохраняйте  самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя.

6. Сумейте поставить себя на место ребёнка.

7. Рассказывайте  ребёнку поучительные случаи из детства.

8. Воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка.

9. Умейте устоять против детских слёз и просьб, если уверены, что это каприз, мнимая прихоть.

X. Продолжите высказывание. (Слайд)

        Если:

– ребёнка постоянно критикуют, он… (учится ненавидеть)

– ребёнка высмеивают, он… (становится замкнутым)

– ребёнка хвалят, он… (учится быть благородным)

– ребёнка поддерживают, он… (учится ценить себя)

– ребёнок растёт в упрёках, он… (учится жить с чувством вины)

– ребёнок растёт в терпимости, он… (учится понимать других)

– ребёнок растёт в честности, он… (учится быть справедливым)

– ребёнок растёт в безопасности, он… (учится верить в людей)

– ребёнок живёт во вражде, он… (учится быть агрессивным)

– ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он… (учится находить любовь в этом мире)

– я шёл на собрание, чтобы …

– в начале собрания я чувствовал, что…

– мне было полезно узнать, что …

– мне непонятно…

– я ухожу домой с чувством…

XI. Итог.

        Учитель: В заключение нашего собрания хочу сказать, что ребенку, прежде всего, необходима наша с вами помощь. Часто дети ведут себя неадекватно, потому что не знают, как поступить иначе. Наша задача – помочь им преодолеть препятствия. А для устранения трудностей  взрослые должны иметь внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

        Давайте подведем итоги и вынесем решения сегодняшней встречи:

  1. Необходимо наблюдать за эмоциональным состоянием своего ребенка в различной обстановке.
  2. Делать установку на положительные эмоции.
  3. Следовать правилам семьи по преодолению неадекватного поведения ребенка.
  4. Обсудить с членами семьи необходимость контроля выбора телепередач для просмотра детьми.
  5. При обсуждении детских конфликтов дома учить ребенка анализировать и свое поведение.
  6. Больше общаться с ребёнком, не оставлять его с проблемами наедине.
  7. Быть активными участниками всех школьных и классных мероприятий.

        Дети приготовили вам подарки. На листочках записали слова мама и папа. Возле каждого нарисовали одно из сердец: красное сердце – если с этим человеком  никогда не бывает ссор, розовое со снежинкой – ссоры иногда, белое сердце – ссоритесь часто. Задумайтесь, что хотят сказать вам ваши дети. Мы также приготовили памятку родителям от детей. (Приложение 4)

Уважаемые родители, спасибо, что нашли возможность побывать сегодня на очередном родительском собрании и принимали активное участие в обсуждении темы. Надеюсь, вам было интересно, и вы узнали новое, что поможет вам строить добрые отношения в своей семье. (Родителям раздаются памятки. Приложения 2, 3, 4)

        Спасибо за внимание!

Приложение 1

Тест для родителей «Я и мой ребёнок»

 Можете ли вы:

 1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?

  •  могу и всегда так поступаю;
  •  могу, но не всегда так поступаю;
  • не могу.

 2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?

  •  могу и всегда так поступаю;
  •  могу, но не всегда так поступаю;
  •  не могу.

 3. Признаться ребёнку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

  •  могу и всегда так поступаю;
  •  могу, но не всегда так поступаю;
  •  не могу.

 4. Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?

  •  могу и всегда так поступаю;
  •  могу, но не всегда так поступаю;
  •  не могу.

 5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?

  •  могу и всегда так поступаю;
  •  могу, но не всегда так поступаю;
  •  не могу.

 6. Поставить себя на место ребёнка?

  •  могу и всегда так поступаю;
  •  могу, но не всегда так поступаю;
  •  не могу.

 7. Поверить, хотя бы на минуту, что вы добрая фея?

  •  могу и всегда так поступаю;
  •  могу, но не всегда так поступаю;
  •  не могу.

8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

  •  могу и всегда так поступаю;
  •  могу, но не всегда так поступаю;
  •  не могу.

 9. Воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

  •  могу и всегда так поступаю;
  •  могу, но не всегда так поступаю;
  •  не могу.

 10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

  •  могу и всегда так поступаю;
  •  могу, но не всегда так поступаю;
  •  не могу.

 11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать, что желает, вести себя, как он хочет?

  •  могу и всегда так поступаю;
  •  могу, но не всегда так поступаю;
  •  не могу.

 12. Устоять против детских слёз и просьб, если уверены, что это каприз, мнимая прихоть?

  •  могу и всегда так поступаю;
  •  могу, но не всегда так поступаю;
  •  не могу.

Приложение 2

Советы для  родителей

        1. Установите причину изменившегося  поведения вашего ребенка.

        2. Войдите  в круг забот вашего ребенка.

        3. Начинайте помощь с малого.

        4. Избегайте нервозной настойчивости и  неоправданных конфликтов.

        5. Следите за собой, за своей интонацией в процессе занятий  с    ребенком.

6. Обязательно отметьте  первый  успех ребенка.

7. Соедините первый успех ребенка со сверхзадачей  самовоспитания.

8. Не забудьте посоветоваться  с  учителем.

     9. Постарайтесь привлечь всех, кто сможет помочь Вашему ребенку.

10. Переход ребенка к самостоятельности должен быть незаметным.

        11. Не забывайте чередовать занятия ребенка с пребыванием  на  воздухе, с физическими упражнениями.

        12. Старайтесь развивать в процессе совместного общения чувство  собственного достоинства у ребенка.

        13. Помогите ребенку увидеть себя таким, каков он есть на  самом  деле.

        14. Не мучайте ребенка своей подозрительностью, недоверием.

        15. Остерегайтесь «перезащищенности» ребенка.

        16. Учите ребенка деловому расчету и разумной практичности.

        17.Стремитесь воспитать сильный характер. 


Приложение 3

Памятка

Что делать родителям, чтобы помочь ребенку не попасть в беду:                

—   Чаще завтракайте, обедайте, ужинайте всей семьей.
— Организовывайте семейные поездки, которых дети ждали бы с нетерпением.
— Поощряйте детей к выражению своих чувств (злость, грусть, радость и др.) и не заставляйте их скрывать.
— Больше доверяйте своим детям.
— Не заставляйте детей чувствовать, что их ошибки неисправимы.
— Никогда не угрожайтё детям: «Если ты когда-нибудь попробуешь курить, то я не буду тебя любить и откажусь от тебя!»
— Чаще давайте возможность детям принимать самостоятельные решения.  — Внимательно слушайте то, что говорят ваши дети.
— Никогда не наказывайте детей в присутствии других и чаще хвалите их, чтобы укрепить хорошее поведение.

Приложение 4

Памятка родителям от детей

        Не бойтесь быть твёрдым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить своё место.                                                  

         Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучает меня к тому, что считаться нужно только с силой.                                                    

         Не пытайтесь обсуждать моё поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остаётся мало желания сотрудничать с вами.                        

         Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки - смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

         Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будите на них отвечать, я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.

        И самое главное, Я ВАС ТАК СИЛЬНО ЛЮБЛЮ! Пожалуйста, ответьте мне тем же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что ребенок хочет сказать мне своим поведением"

"Что ребенок хочет сказать мне своим поведением"...

"Что ребенок хочет сказать мне своим поведением"

Конспект родительского собрания.Такое собрание можно провести в первом классе для ознакомления с поведением детей, или во втором-четвертом классах, если определенная группа детей отличается плохим пов...

Что ребенок хочет сказать мне своим поведением

Сообщение для родительского собрания...

Что ребенок хочет сказать мне своим поведением

Конспект родительского собрания в 1 классе...

Родительское собрание: "Что ребенок хочет сказать мне своим поведением"

Тематическое родительское собрание для родителей начальных классов. Тема:"Что ребенок хочет сказать мне своим поведением"...

"Что ребенок хочет сказать мне своим поведением"

Конспект родительского собранияв начальной школе.«Что ребёнок хочет сказать мне своим поведением»....

Конспект родительского собрания "Что ребенок хочет сказать мне своим поведением"

обсудить с родителями причин плохого поведения детей;добиться понимания родителями проблемы плохого поведения их детей и наметить соответствующие пути коррекцииобсуждение проведения Нового годаразноеФ...