Особенности формирования личности ребенка в различные возрастные периоды
методическая разработка (1 класс) на тему
В формировании личности ребенка огромное значение отводится воспитанию нужных привычек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_formirovaniya_lichnosti_rebyonka_v_razlichnye_vozrastnye_periody.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37
имени Новикова Гаврила Гавриловича»
г. Кемерово
«Особенности формирования личности ребёнка в различные возрастные периоды».
Составила:
Гулевич Галина Ивановна,
учитель начальных классов
2017 г
Давая общую характеристику ученика начальных классов, нельзя не учитывать того, что дети 7 лет очень отличаются по своим физическим и психическим качествам от детей 9 лет. Если первоклассник ещё имеет много черт, общих с дошкольниками, то ученик III - IV классов уже обладает рядом особенностей, характерных для детей младшего подросткового возраста. Проходя путь развития от дошкольника к подростку, дети очень изменяются за 4 года и в интеллектуальном, и в волевом, и в эмоциональном отношении.
Конечно, младший школьник остается очень активным, деятельным и подвижным. Кипучая энергия делает нередко импульсивным его поведение, но это не значит, что возрастные особенности ребенка не поддаются воздействию взрослого. Нельзя считать, что природа младшего школьника требует постоянного движения, беготни, шума и т. д. При достаточном интересе к работе и требовательности родителей и учителей младший школьник становится достаточно сдержанным, дисциплинированным и усидчивым. Но его энергии и потребности в движениях надо давать разумный выход: активные и разнообразные занятия на уроке, проведение физминуток, возможность подвигаться на перемене, наличие динамичных пауз при выполнении домашних заданий - все это делает младшего школьника способным управлять собой, преодолевая свои возрастные особенности.
Важно также помнить, что мы имеем дело не просто со школьником определенного возраста, а с конкретным ребёнком, индивидуальностью. А индивидуальные различия в пределах одного возраста чрезвычайно велики. Поэтому родителю и учителю совершенно необходимо знать индивидуальные особенности ребёнка, его своеобразие, что предполагает умение проникать в его духовный мир, психологически правильно строить взаимоотношения и сотрудничество с ребёнком.
Воспитание привычек у детей. Подражательность, эмоциональность и впечатлительность учащихся младших классов.
Воспитание ребёнка, формирование его личности в значительной степени должно заключаться в воспитании хороших привычек.
Каждому человеку необходимо приобрести такие привычки, которые были бы его «друзьями», а не врагами, чтобы они помогали жить и работать, а не мешали в жизни, чтобы не приходилось тратить много сил и энергии на борьбу с ними.
Отсюда ясно, что задачей школы и семьи является воспитание у ребёнка полезных привычек и искоренение, а лучше предупреждение, вредных. Причём делать это лучше всего в более раннем возрасте, когда пластичность нервной системы у детей ещё достаточно велика.
Для выработки привычек нужно повторения действия. Но простое повторение может показаться ребёнку скучным, неинтересным. Если это повторение подкреплено похвалой, одобрением, или превращается в игру, то у ребёнка возникает положительные эмоции, действия делается приятным, его хочется повторить и тем самым превращается в привычное действие.
Чтобы приобрести полезную привычку, необходимо принять твёрдое решение, но мало ограничиться одним добрым намерением. Если это намерение не перейдёт в действие, то и соответствующая привычка не образуется. Если мы, взрослые, хотим приучит ребёнка быть аккуратным или вежливым, то бесполезно читать ему нотации на эту тему. Объяснив, для чего поступать так, а не иначе, надо потребовать соответствующего действия. Привычка никогда не возникнет от одних словесных внушений. Только повторение действий могут сделать эти действия привычными.
Большое значение имеет мотив. Если действие совершается ребёнком в качестве наказания, то результат будет слабым. И наоборот, если ребёнку разъяснить полезное значение повторных действий, то привычка образуется довольно быстро.
Дурную привычку надо «искоренять» (как искореняют, вырывают с корнем растения-сорняки), т.е. сразу и навсегда отказываясь от привычного, но вредного действия. Ясно, что замечания, направленные на искоренение дурных привычек, не должно носить обидной для ребёнка формы. Иногда полезно постыдить ребёнка, но это необходимо делать с соблюдения такта: не ребёнок плохой, а действие, которое он совершил.
Очевидно, что при формировании полезных привычек является личный пример родителей, учителя, сверстников, т.к. одной из возрастных особенностей является подражательность – младшие школьники стремятся подражать взрослым и некоторым сверстникам, а также героям любимых книг и фильмов. Это, с одной стороны, позволяет воспитывать общественно ценные черты личности через личный пример, с другой – таит и некоторую опасность: ребёнок перенимает не только положительное. Если первокласснику понравилось, как старший ученик ловко играет в волейбол, то копируется всё: развинченную походку, грубые выражения, вульгарные манеры этого старшего.
Младшие школьники очень эмоциональны и впечатлительны. Эта эмоциональность сказывается в том, что:
- восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность младших школьников обычно окрашены эмоциями;
- младшие школьники (особенно I и II классов) не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, дети очень непосредственны и откровенны и выражают чувства радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;
- младшие школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания развитой личности. Податливость и известная внушаемость младших школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, авторитет учителя и родителей в их глазах, – на все это необходимо опираться при формировании личности ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительские позиции и их роль в формировании личности ребенка
В настоящее время имеется немало исследований, в которых анализируются различные аспекты влияния семьи на ребенка. Многие авторы выделяют в качестве ведущего фактора, влияющего на развитие личност...
Особенности формирования личности ребёнка в детском коллективе.
Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных с...
Семья и школа в формировании личности ребенка.
Семья для ребенка - это не только место его рожднения, но и основная среда его обитания и развития. Каким будет воспитание - позитивным или негативным зависит от семьи. Школа может помочь родителям пр...
Особенности формирования личности младшего школьника в коллективе.
Особенности формирования личности младшего школьника в коллективе....
Особенности развития личности ребенка в неполной семье
Число детей, которые воспитываются без одного или обоих родителей в настоящее время, растет. На этот процесс оказывает влияние высокий уровень разводимости и внебрачной рождаемости...
Концепция воспитания «Формирование личности ребенка через формирование и развитие коллектива класса»,
Материал- из опыты пработы. Это моя программа воспитательной работы - (концепция воспитания) «Формирование личности ребенка через формирование и развитие коллектива класса», по...
Особенности развития личности ребенка с ДЦП
Особенности развития личности ребенка с ДЦП...