Трудности при обучении письму
статья на тему
Эта статья интересна учителям и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnosti_pri_obuchenii_pismu.docx | 16.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудности при обучении письму
Письмо – это средство выражения мыслей человека с помощью специально созданных условных знаков. Основное назначение письма заключается в передаче речи на расстояние и закрепление ее во времени.
Для этого создаются специальные начертательные знаки, передающие элементы речи, – слова, слоги, звуки. Специально созданные знаковые системы письма обеспечивают возможность общения людей, позволяют получать информацию
Почерк – устойчивая манера письма, зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык.
Он предполагает устойчивое и индивидуальное выполнение человеком необходимых действий.
Почерк зависит от индивидуальных особенностей человека и его психического состояния. По почерку можно довольно точно определить, кто писал тот или иной документ, но определять по почерку характер человека неправомерно. Почерк является только косвенным свидетельством индивидуально-психологических особенностей человека.
Своеобразие почерка определяется следующими признаками:
- Специфической формой отдельных букв, точнее, их округлостью или заостренностей,
- Растянутостью или сжатостью письма, постоянным или неравномерным расстоянием между буквами,
- Отрывным или безотрывным письмом,
- Письмом без наклона, с наклоном вправо, влево, колеблющимся наклоном,
- Ритмическим повтором элементов или их аритмичностью,
- Нажимом, крупным или мелким письмом,
- Ровным или колеблющимся вверх-вниз расположением слов по горизонтали.
Что же может оказывать влияние на формирование почерка?
- Физиологическая развитость и подготовленность мускулатуры руки (особенно мелкой мускулатуры кисти) и органов зрения к моменту обучения письму,
- Время начала обучения письму,
- Отношение ученика к качеству его письма и его успешность в овладении навыками чтения и орфографии,
- Развитие у ребенка чувства ритма,
- Качество орудий труда и т.д.
Обучение первоначальному письму – один из сложных процессов в начальной школе.
Этапы формирования графического навыка
На первом этапе задача учащегося состоит в том, чтобы научиться правильно сидеть, держать ручку и тетрадь.
На втором – писать важнейшие элементов буквы, точнее усвоить алгоритм письма.
На третьем – писать буквы.
На четвертом – писать целые слова.
Для овладения графическим навыком очень важен санитарно-гигиенический аспект деятельности обучающегося
Недостатки, которые часто встречаются в практике при поступлении детей в школу:
- за партой сидят скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на парту,
- пишут буквально «носом»,
- левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки или подпирает голову,
- локоть правой руки или резко свисает вниз или слишком уходит вправо вверх от края стола, или плотно прижата к корпусу,
- голова при письме имеет сильные наклоны к левому или правому плечу,
- вся фигура ребенка выражает напряжение и усилие.
В результате такой посадки у учащихся возникает излишнее утомление, которое выражается в двигательном беспокойстве, частых изменениях положения тела, возбуждении.
Систематическое нарушение санитарно-гигиенических правил причиняет серьезный ущерб здоровью и нормальному развитию организма школьника.
Формирование графического навыка у первоклассника – процесс
сознательный. В котором существенная роль принадлежит осознанию целей и задач действия: что должно быть получено в результате действия и на отдельных его этапах.
Анализ каллиграфических ошибок.
К каллиграфическим ошибкам относятся
- Не соблюдаются интервалы между буквами в словах, неравномерно расставляются слова на строке
- Буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко,
- Наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево,
- Не соблюдается расположение букв относительно линий строки, т.е. нет линейности при письме,
- Не выдерживается нужная высота букв,
- Обнаруживается ломаность, вычурность письма,
- Имеет место угловатость, «заборность» письма,
- Не соблюдается связность букв при письме,
- Наблюдается полная неразборчивость, «каша».
Указанные выше ошибки появляются вследствие недостаточной сформированности правильного графического навыка.
Общее развитие школьников зависит от организации обучения на достаточно высоком уровне трудности, конечно, необходимо соблюдать меру трудности.
При обучении письму происходит интенсивная умственная работа, формируется графическая зоркость.
Для того чтобы учебный процесс способствовал всестороннему развитию личности школьника, нужно обеспечить высокий тонус его психической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание"Трудности в обучении письму и чтению"
Рекомендуется для родителей второклассников....
Рекомендации родителям медлительных детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению
Медлительность – свойство нервной системы, поэтому нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником. Быстры...
План- конспект родительского собрания во 4 классе тема «Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Методические рекомендации родителям по оказанию помощи детям в выполнении домашних заданий»
Материал помогает определить типичные школьные трудности при обучении письму и чтению, в нём представлены методические рекомендации родителям....
Если возникли трудности в обучении письму.
Если у вашего ребёнка возникли трудности в первом классе на уроках письма, прочитайте, возможно, вы определитесь с решением проблемы....
Трудности в обучении письму
В статье рассказывается о том, какие трудности испытывают первоклассники в обучении письму, раскрываются причины этих затруднений. Также даны рекомендации и игры, которые можно использовать на уроках ...
Приёмы и средства преодоления трудностей по обучению письму и чтению.
Приёмы и средства преодоления трудностей по обучению письму и чтению....
виды трудностей при обучении письму и возможные их причины
Материал полезен учителям начальных классов, работающим с детьми с нарушением зрения...