Организация проектной деятельности младших школьников
статья по теме

Проектная деятельность в начальной школе – это творческая деятельность учеников под руководством учителя, направленная на развитие познавательных способностей. Выполнение  проектов дает возможность ребятам проявить свои организаторские и творческие способности.

В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод  проекта – это одна из личностно - ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи  проекта.  «Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ             ШКОЛЬНИКОВ

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно об этом идёт речь в ФГОС НОО. «Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе». Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.  В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений», включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. Сегодня возникает необходимость применять новые методы и формы, позволяющие развиваться ребёнку. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. Проектная деятельность играет важную роль в формирование регулятивных УУД: в определении целей деятельности, составления плана

действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в  понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации. При формировании познавательных УУД у младших школьников проектная деятельность даёт возможность: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии,

                                   

справочники, электронные диски; сопоставлять  и отбирать информацию,  полученную из    различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Совместная проектная  деятельность учащихся при работе  в группе способствует формированию коммуникативных УУД.. Проектная деятельность при этом является той качественной основой, которая может реализовать гуманистический подход к обучению, так как способствует формированию раскрепощенной, творческой личности, деятельность которой уже в этом возрасте направлена на воплощение своих идей. Преобразования в обществе, изменения в Российском образовании требуют от учителя нового подхода к  процессу обучения. Сегодня важны не столько знания, сколько умения их добывать и применять в жизни. Проектная деятельность в начальной школе – это творческая деятельность учеников под руководством учителя, направленная на развитие познавательных способностей. Выполнение  проектов дает возможность ребятам проявить свои организаторские и творческие способности.

В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод  проекта – это одна из личностно - ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи  проекта. Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной в наше время, потому что сегодня необходима переориентация обучения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами нашего лицея, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач: повышение интереса к предмету,  развитие учебной мотивации,  углубление знаний по заданной теме.

 «Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте  вовлечь детей в активную познавательную деятельность. Проектная деятельность в начальной школе успешно сочетается  с исследовательской,  т.к. дети – прирожденные исследователи, наблюдательные и любознательные. Нужно только использовать эти особенности для целенаправленного развития специальных знаний и умений, необходимых в проектной деятельности, а именно:

1.Рефлексивные умения: умение осмысливать проблему,  для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?».

 

2. Поисковые (исследовательские) умения: умение выдвигать гипотезы, находить способы их проверки, самостоятельно находить недостающую информацию.

3.Коммуникативные умения: умение вступать в диалог, задавать вопросы, выражать свою точку зрения.

4. Развитие умений и навыков экспериментирования.

5. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении.

  Формы проектов в начальной школе могут быть  различными, например,                                                                                                                        игра, защита на Ученом совете, ярмарка, спектакль, урок, реклама (коллективные творческие дела),

  • Минипроект,
  • Экскурсия,
  • Наблюдение,
  • Социальная акция,
  • Работа с различными текстовыми источниками информации,
  • подготовка практически значимого продукта,
  • Спектакль и т.д.

                                  Типы проектов:

  • практико-ориентированный проект - решение практических задач.
  • учебный проект – воспроизведение каких-либо этапов исследования биологических объектов.
  • информационный проект - результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов (одна из разновидностей реферат).
  • творческие проекты – проявление и развитие художественных, музыкальных, сценических талантов учащихся, воспитательная патриотическая, экологическая, здоровьесберегающая работа.
  • игровые проекты - организация мероприятия (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное).
  • социальные проекты – помощь социально незащищенным членам общества (концерт для ветеранов, игрушки, рисунки, плакаты для детского дома),
  • Акции по уборке территории, пропаганде здорового образа жизни и т.д.
  • Шефство над часто болеющими одноклассниками и т.д.

   Структура проектной деятельности:

 -  целеполагание

      - планирование

      -создание проекта

      -контроль и коррекция результата

      -презентация проекта

     -рефлексия

  Этапы работы над проектом.

Учебный проект в общем виде состоит из 4 этапов:

-погружение в проект

-организация деятельности

-осуществление деятельности

-презентация результатов.

  Диагностика готовности к проектной деятельности:

Начальный этап – выявление:

 - интересов детей,

  • творческих способностей,
  • коммуникативных способностей,
  • степени развития способности к влиянию на окружающих,
  • степени развития способности к целенаправленной организованной деятельности.

При формировании готовности к проектной деятельности должны решаться следующие задачи:

  • – поэтапное формирование необходимых отдельных проектных умений,
  • – формирование умений осуществлять проектные действия в технологически обусловленной последовательности,
  • – и, наконец, формирование полного технологического комплекса умений в целостном проектировании, проектной деятельности.

Текущий этап проводится в течение учебного года и помогает выявить изменения в развитии обучающихся, взаимоотношений внутри коллектива, эффективности проектной деятельности, изменениях в интересах и потребностях детей.

Диагностика проводится с помощью анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, взаимодействия со школьным психологом.

Итоговый этап проводится в конце учебного года – выявление решенных и нерешенных задач, постановка целей и задач на следующий учебный год.

Главным методом диагностики является педагогическое и психологическое наблюдение во время презентации учащимися своих проектов.                               

Критерии  оценки  проектной  деятельности.

1. Осознанность  в  определении  проблемы,  выборе  темы  проекта,  практической  направленности,  значимости  выполняемой  работы.

2.Аргументированности  предлагаемых  решений,  подходов  и  выводов.

3.Выполнение  принятых  этапов  проектирования, самостоятельность,  законченность.

4.Качество  изделия,  его  оригинальность.

5. Уровень  творчества,  оригинальность  материального  воплощения  и  представления  проекта.

6. Качество  и  полнота  в  оформлении  записей.  

Критерии  оценивания  защиты  проектов.

1.Качество  доклада: полнота  представления  работы,  аргументированность  и  убеждённость.

2. Объём  и  глубина  знаний  по  теме,  эрудиция.

3. Ответы  на  вопросы:  полнота,  аргументированность.

4.Деловые  и  волевые  качества:  ответственное  отношение,  доброжелательность,  контактность.

Важно помнить, что при организации проектной деятельности существуют определенные педагогические риски:

       - изъяны воспитательного процесса, возникающие в результате формального подхода к этическим проблемам (нарушения авторского права в том числе выполнение проекта родителями, подделка результатов,  и так далее);

-личностные проблемы, связанные с неадекватным восприятием себя и окружающих ребенка людей, как результат неуспешности или успешности проектной деятельности (пониженная или завышенная самооценка, элитарность, проблемы коммуникабельности за счет сужения интересов до избранной области науки);

- неадекватность способностей, наклонностей ученика теме проекта, навязываемой  родителями и педагогами ;

Возникает вопрос: достаточно ли развиты у младших школьников необходимые качества и умения для проектной деятельности? Готовы ли дети этого возраста к такой работе?

         

Понятно,  что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю. Первоначально темы предлагаются им. В основном,  они касаются какого – либо теоретического вопроса школьной программы. А целью этой деятельности сначала является углубление знаний по этому вопросу (групповые работы, сообщения) по различным предметам. Дальше активно используются и возможности внеурочных форм организации проектирования. Для выявления учеников, желающих и способных работать над проектом, использую анкетирование и беседы с родителями

                     Заключение.

   

  Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети научатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретут навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они будут проявлять инициативу, начнут мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повышается мотивация обучения. Было бы ошибочно преувеличивать значимость проектной деятельности школьников. Только оптимальное соотношение традиционных и инновационных методов обучения  принесет  желаемый  результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.  Проектная деятельность школьников не только развивает ребенка, но и выполняет важную дидактическую задачу. Помимо обучения, воспитания и развития учащихся она снижает противоречие двух ведущих составляющих процесса обучения: естественно - научной и гуманитарной. Особенно ценны в этом интегрированные проекты, выполняемые на основе технологии и других школьных дисциплин (математики, окружающего мира, языка, литературы и т.д.). Для выполнения этой работы в начальной школе  максимум возможностей.   Проектная деятельность в начальной школе - это совместный труд учителя и учащихся, учащихся и родителей. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений. По мнению американского педагога  В. Килпатрика, автора метода проектов, лишь в этом случае обучение и воспитание могут превратиться в непрерывную перестройку жизни учащихся и поднять ее на более высокую ступень, а школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.

                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у младших школьников школьников

Организация досуговой деятельности одним из факторов профилактики агрессивности младших школьников.Формы организации в педагогическом процессе....

« Неуспешность в обучении школьника и пути её коррекции в учебной деятельности школьника» (из опыта работы)

В последнее время   отмечается  неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.Проблемы неуспешного в учебной деятельности младшего школьника требуют специал...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

ДОКЛАД: Система мер по оптимизации процесса обучения с целью предупреждения неуспеваемости школьников. Общешкольные меры предупреждения неуспеваемости школьников. Пути преодоления неуспеваемости школьников.

На самом деле причин неуспеваемости очень много. Если попробовать предложить, что основной причиной неуспеваемости следует признать неграмотные действия самого учителя, то многое может поменять...