Тренинг для родителей
консультация (4 класс) на тему
Родители всегда были и остаются лучшими учителями своих детей. В наше трудное время важно, чтобы родители были в состоянии поддержать ребенка. Постоянная поддержка должна стать частью их образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тренинг для родителей | 179.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для родителей
4 класс
Оглавление
1. Зачем нужны родительские собрания?
2. Как привлечь родителей на собрание?
3. Как познакомить родителей?
4. Планы занятий
• 1 занятие Роль родителей в обучении
• 2 занятие Школа и родители
• 3 занятие Ресурсы родителей
• 4 занятие Инструмент принятия решений
• 5 занятие Участие родителей в обучении
• 6 занятие Общение с ребенком: умение слушать
• 7 занятие Общение с ребенком: умение говорить
• 8 занятие Положительные ролевые модели
• 9 занятие Принятие решений
• 10 занятие Тема социального проекта
• 11 занятие Планирование социального проекта
• 12 занятие Разрешение конфликтов
Зачем нужны родительские собрания?
Родители всегда были и остаются лучшими учителями своих детей. В наше трудное время важно, чтобы родители были в состоянии поддержать ребенка. Постоянная поддержка должна стать частью их образа жизни.
Что такое постоянная поддержка ребенка родителями? Во-первых, это знание организаций, куда ребенок ежедневно ходит, и людей, с которыми он ежедневно общается. Во-вторых, это установление хороших отношений с этими организациями и людьми: эффективное общение и сотрудничество.
Занятия тренинга для родителей
• мотивируют родителей на активное участие в жизни детей,
• позволяют получить удовольствие от обучения, общения с учителем и родителями одноклассников,
• наладить общение и поддержку родителями друг друга,
• изучить приемы, позволяющие активно участвовать в обучении детей,
• мотивируют применить эти приемы на практике.
Как привлечь родителей на собрание?
Одни родители охотно и регулярно ходят на родительские собрания, других необходимо специально привлекать: заранее информировать, уговаривать придти и др.
Однако, если родители единожды придя на родительское собрание, будут комфортно себя чувствовать, получат не только полезную информацию, но и удовольствие от общения, вероятность того, что они придут снова повышается.
Для того чтобы родители охотнее ходили на родительские собрания следует:
• проводить собрание в удобное для родителей время;
• проводить собрание в удобном для родителей месте;
• проводить собрание там, где родители чувствуют себя комфортно, например, в библиотеке или кафе;
• на время родительского собрания обеспечить присмотр за детьми;
• организовать для родителей чай, кофе, сок, печенье;
• вовремя начинать и заканчивать собрание;
• расставить стулья полукругом, заранее написать цель, задачи и повестку дня собрания;
• начинать собрание с упражнения, позволяющего родителям познакомиться между собой;
• поддерживать положительную психологическую атмосферу во время собрания.
Как познакомить родителей?
Для того чтобы познакомить родителей, начинайте каждое собрание упражнением - энергизатором.
• Скажите участникам, что благодаря упражнению они лучше узнают друг друга и, возможно, поднимут себе настроение.
• Выполните упражнение, убедитесь, что в нем участвовали все присутствующие.
• Завершите упражнение, спросив, узнали ли участники что-то новое друг о друге.
• Не забудьте поблагодарить каждого участника.
1. Дайте каждому участнику карточку. Предложите на одной стороне карточки написать причину, по которой они пришли на собрание, а на другой - причину, по которой могли пропустить его. Затем пусть родители по очереди представятся группе. Скажут, как их зовут, чьей мамой или чьим папой они являются, зачитают свои причины. Соберите карточки, т.к. перечисленные в них причины могут оказаться полезными при планировании следующих собраний.
2. Представьтесь родителям, сообщив, как вас зовут, кем вы работаете и какое у вас в настоящий момент настроение. Пусть родители по очереди, передавая друг другу клубок, представятся группе.
3. Пусть родители по очереди представятся группе, сообщив, как их зовут, сколько у них детей и какое приятное событие они ожидают в ближайшем будущем.
4. Пусть родители по очереди представляются группе, как будто они - это их дети. Пусть опишут себя так, как описали бы себя их дети.
5. Попросите участников поискать в кошельках, сумках, карманах какую-либо вещь, имеющую для них особый смысл. Покажите свою вещь, а затем предоставьте участникам сделать то же. Пусть скажут, как их зовут, чьи они родители и чем им дорога эта вещь.
1 занятие
Роль родителей в обучении
Цель Показать родителям их роль в обучении
Задачи
• Перечислить традиционные объяснения неудовлетворительной успеваемости и плохого поведения учащихся.
• Мотивировать родителей к участию в обучении и воспитании.
Материалы
Проектор, экран, слайды: «Скульптура орла» и «Детство длится всю жизнь».
Ход занятия
Первое занятие отличается от остальных по назначению и содержанию. Оно составлено как вводная речь учителя к занятиям тренинга и предназначена для мотивации родителей на дальнейшую совместную работу.
Покажите слайд "Скульптура орла" и скажите следующее.
Я хочу поделиться с вами занимательной историей. Жил когда-то на свете скульптор. Однажды его спросили, как ему удалось превратить бесформенную глыбу гранита в статую парящего орла. Он ответил, что просто отсек все то, что не было орлом.
Я хочу, чтобы мы вместе подумали над этой фразой.
Наши дети могут стать «парящими орлами», если мы будем их любить, направлять и поддерживать, хорошо учить, а учителя всегда будут действовать заодно с родителями. Вместе мы сможем «отсечь» все ненужное.
Время, в которое мы живем, трудное. Мы должны стараться сделать все возможное, чтобы избавить детей от всего, что мешает им «воспарить» к вершине возможностей. Мы уверены, что можем рассчитывать в этом на вас, родителей. Знайте, что и вы можете рассчитывать на школу.
Скажите:
Все, что случается или не случается с ребенком, длится всю его жизнь. Мы, родители и учителя, помогаем ребенку стать личностью, и этот процесс будет длиться всю жизнь.
Родители - это первые и лучшие учителя ребенка. Вы, родители, создаете вашего ребенка, исходя из вашего представления о ценности образования. Ваши дети могут стать «парящими орлами». Объединитесь со школой, станьте активными партнерами в искусстве создания детства, которое длится всю жизнь.
Подведение итогов
Задайте вопросы:
1. В чем, на ваш взгляд, цель первого занятия?
2. Что вы узнали?
3. Что вы чувствуете?
Скажите:
Я показал/а вам, что на вас, родителях, лежит почетная обязанность - обучение и воспитание собственных детей. Я хотел/а опровергнуть традиционные объяснения неуспеваемости и неудовлетворительного поведения школьников. Я дал/а вам почувствовать, что вы - партнеры школы, в обучении и воспитании детей.
2 занятие
Школа и родители
Цель Получение от родителей информации о школе
Задачи
• Собрать мнения родителей о школе.
• Преобразовать мнения в информацию.
Материалы
Анкеты, карандаши, проектор, экран, таблица и слайд «Наша школа», доска
Ход занятия
Проведите упражнение - энергизатор, способствующий знакомству и созданию доброжелательной атмосферы.
Обсудите с участниками цель сбора мнений родителей о школе.
Раздайте анкеты «Наша школа».
Дайте участникам время ответить на вопросы анкеты.
Соберите анкеты.
• Вам понадобится время для подведения итогов, поэтому перейдите к выполнению следующего задания.
• Объясните участникам, что вы вернетесь к анализу анкет, как только будут подведены результаты.
• Пусть ваш помощник сосчитает ответы «нет» на каждый вопрос анкеты и заполнит таблицу.
Покажите таблицу с полученными данными (слайд).
Раздайте чистые анкеты (используйте дополнительные копии).
Разбейте участников на маленькие группы и предложите обсудить полученные данные.
Дайте группам несколько минут.
Объясните участникам, что подобное обсуждение является началом анализа данных.
Выберите из анкеты три утверждения, которые получили максимальное количество отрицательных оценок («нет»), и запишите их на доске.
Предложите маленьким группам обсудить эти три утверждения.
Задайте вопросы:
1. Почему эти утверждения получили больше всего отрицательных оценок?
2. Какие конкретные примеры, иллюстрирующие их справедливость, вы можете привести?
3. Что необходимо сделать, чтобы уменьшить количество отрицательных мнений?
Скажите, что
1. подобным диалогом с родителями учителя могут превратить мнения в информацию, которая окажется полезной в работе школы, районного и городского отделов образования;
2. иногда родители не могут ответить на все вопросы, и тогда потребуется помощь специалистов;
3. часто анализ анкет требует помощи специалистов, а также дополнительной информации, помимо предоставленной родителями;
4. только после всестороннего анализа информации можно делать выводы и давать рекомендации.
Подведение итогов Задайте вопрос: Что нового вы узнали о школе?
3 занятие
Ресурсы родителей
Цель Помочь родителям убедиться в наличии ресурсов
Задачи
• Способствовать пониманию, что нет готовых ответов на все вопросы и ресурсов для осуществления всех планов.
• Довести до осознания родителями своих возможностей, способностей и опыта преодоления трудностей.
Материалы
Три больших конверта с инструкциями и набором материалов, необходимых для выполнения задания.
Первый конверт Инструкция: сделайте копию карты России со всеми округами. Материалы: карандаш, три листа бумаги, линейка, калькулятор, карта России.
Второй конверт Инструкция: создайте полезное приспособление для кухни. Материалы: зубочистка, скрепка, карандаш и два листа бумаги.
Третий конверт Инструкция: создайте модель куба, конуса или сферы. Материалы: два листа бумаги, скотч, не заточенный карандаш.
Ход занятия
Проведите упражнение - энергизатор, способствующий знакомству участников и созданию доброжелательной атмосферы.
Объясните суть заданий, прочитав инструкцию каждого из них.
Разбейте желающих участвовать в выполнении заданий участников на три команды. В каждой команде должно быть три человека.
Дайте каждой команде по конверту.
Скажите командам что:
• они не могут использовать ничего, кроме того, что находится в конвертах;
• они не могут обмениваться содержимым конвертов;
• они не могут совещаться между собой.
Предложите родителям, не участвующим в выполнении заданий, наблюдать за тем, что происходит и обсуждается в командах.
Дайте командам 15 минут для выполнения задания.
По истечении пятнадцати минут остановите выполнение заданий.
Задайте вопросы наблюдателям:
1. Что вы увидели?
2. Что происходило в командах?
3. О чем говорили члены команд?
4. Чего удалось достичь командам?
Задайте вопросы членам команд:
1. Как вы себя чувствовали, выполняя задание?
2. Чего вам удалось достичь?
3. Существует ли более простой способ выполнения задания?
4. Было ли у команды все, что ей потребовалось для выполнения задания?
Подведение итогов
Задайте вопросы:
1. Как вы думаете, какова была цель этого упражнения?
2. Чему вы научились?
Скажите, что
в жизни мы не должны обманываться в отношении того, что у нас есть ответы на все вопросы и что мы располагаем всеми необходимыми ресурсами для осуществления наших планов.
Однако у нас есть способности, возможности, опыт преодоления трудностей. Это и есть наши главные ресурсы. Нам надо научиться их правильно использовать.
4 занятие
Инструмент принятия решений
Цель Обсудить разницу между представлениями и данными
Задачи
• Провести мозговой штурм на тему Школьное образование,
• Определить понятия: субъективные представления, объективные данные.
• Предоставить участникам возможность анализа результатов опроса.
Материалы
Доска, проектор и экран, слайды
Ход занятия
Проведите упражнение - энергизатор, способствующий знакомству участников и созданию доброжелательной атмосферы.
Скажите участникам, что перед ними стоит задача описать школьное образование.
Задайте вопрос: Что вы знаете о школьном образовании?
Запишите все сказанное на доске. Старайтесь не записывать негативных комментариев по адресу конкретных учителей: редактируйте высказывания родителей.
Оставьте работу по описанию школьного образования без комментариев.
Покажите участникам первый слайд с изображением пожилой женщины. Спросите родителей, кого они видят, а затем переверните изображение и повторите вопрос. Ничего не поясняйте.
До того, как вы покажете следующий рисунок, попросите четырех добровольцев выйти вперед.
Покажите слайд «бор, село, лук, пила».
Скажите, что добровольцам по очереди предстоит зачитывать слова вслух и объяснять их значение.
Попросите первого добровольца прочитать вслух первое слово и пояснить его. Повторите эту процедуру еще три раза.
Вне зависимости от ответов добровольцев говорите им, что они не правы. Если первый скажет, что «бор» - это лес, ответьте, что он не прав и что «бор» - это медицинский инструмент и наоборот. Если он скажет, что «бор» - это медицинский инструмент, ответьте, что он не прав и что «бор» - это лес. Больше ничего не объясняйте.
Покажите слайд «Представления ... наблюдения».
Объясните, что группа имела дело с представлениями, субъективными или интерпретированными наблюдениями.
Сделайте акцент на том, что субъективные представления не всегда основываются на объективных фактах.
Покажите следующий слайд «Представления ... данные».
Дайте определение данным, т.е. объективной информации, фактам.
Вернитесь к доске с описанием школьного образования и попросите участников обвести в кружок ответы, являющиеся объективными данными или фактами, и заключить в прямоугольник ответы, являющиеся субъективными представлениями.
Задайте вопрос:
Можно ли, опираясь на высказанные мнения, описать школьное образование, если только пять из двадцати пяти мнений отражают объективные данные?
Примечание. Воспользуйтесь информацией, полученной вами при проведении опроса. Если то, что сказано выше, соответствует вашей ситуации, то добавьте, что 80% или четыре из пяти ответов основаны на наблюдениях, а не фактах. Родителями и общественностью руководят их представления, а не факты или данные.
Переходите к слайду: «43% родителей...» и покажите его верхнюю часть.
Скажите, что в данный момент вы делитесь с родителями данными.
Попросите родителей прокомментировать данные: «43% родителей посетили школьную конференцию» и внимательно выслушайте всех.
Скажите, что только потому, что данные выражены в цифрах, это еще не значит, что они полезны для школы.
Перейдите к нижней части слайда. Скажите, что данные в цифрах не так важны, как ответ на вопрос, почему они такие.
Подчеркните, что если родители собираются участвовать в предлагаемом им тренинге, то им следует: «приподняться» над субъективными представлениями и стараться получить как можно больше информации, стоящей за сообщаемыми им объективными данными.
Покажите и обсудите слайд: «Ценность данных». Скажите, что данные становятся информацией, когда вы задаетесь вопросом почему. Стремление ответить на вопрос почему - это мощное средство для анализа данных и ключ трансформации объективных данных в полезную информацию.
Напомните участникам, что ранее они заполнили анкеты для родителей и что итоги подведены.
Покажите участникам слайд с заполненной таблицей, вписав в нее количество отрицательных ответов на каждый вопрос.
Разбейте участников на небольшие группы и раздайте группам незаполненные копии анкет.
Объясните участникам, что следующее задание - это начало анализа собранных данных. Предложите участникам в группах в течение пяти минут обсудить, что они увидели на слайде. Выслушайте комментарии групп.
Выберите из анкеты три утверждения, получившие наибольшее количество отрицательных оценок, и запишите их на доске.
Всей группой обсудите эти утверждения, ответив на вопросы:
1. Какие конкретные примеры, подтверждающие справедливость отрицательных оценок, вы можете привести?
2. Почему эти утверждения получили больше всего отрицательных оценок?
3. Что необходимо сделать, чтобы уменьшить количество отрицательных оценок?
Скажите, что дискуссией с родителями вы превратили данные в информацию, которая может быть использована школой, районом, городом.
Объясните родителям, что они могут и не знать ответы на все поставленные вопросы. Часто анализ заполненных анкет требует работы профессионалов, а также поиска дополнительной информации.
Подведение итогов
Задайте вопрос:
Что нового вы узнали?
Скажите, что наличие данных - это средство улучшения качества школьного образования.
Школе необходимо знать мнения родителей. Отдельные мнения, затем суммарные, затем объективные данные школа переработает в полезную информацию, чтобы на ее основе усовершенствовать школьное образование.
Сбор данных сам по себе бесполезен до тех пор, пока эти данные не будут переработаны в полезную информацию для использования в работе по улучшению школы.
5 занятие
Участие родителей в обучении и воспитании
Цель Способствовать переходу родителей от пассивного к активному участию
Задачи
• Дать определение активному и пассивному участию родителей в обучении и воспитании.
• Привести примеры активного участия.
Материалы Доска, слайды
Ход занятия
Проведите упражнение-энергизатор, способствующий знакомству участников и созданию доброжелательной атмосферы.
Сообщите о цели и задачах занятия. Они могут быть записаны на доске.
Задание 1(10 минут)
Задайте вопрос: Какое участие вы принимаете в учебе ребенка?
Запишите ответы на доске, собрав около 20 различных ответов. Никак не комментируйте получившийся список.
Дайте определения пассивного и активного родительского участия в учебе ребенка. Для этого скажите следующее:
Нам необходимо понять разницу между активным и пассивным участием в обучении и воспитании ребенка. Пассивное участие в обучении ребенка — это, например, посещение мероприятий, в которых ребенок участвует. Активное участие — это подготовка мероприятий вместе с ребенком.
Попросите участников, обратившись к списку на доске, назвать примеры активного и пассивного участия, обвести в кружок примеры пассивного участия и заключить в прямоугольник примеры активного участия.
Задайте вопросы:
1. Каково соотношение активного и пассивного участия родителей в обучении ребенка?
2. Преобладает ли один вид участия над другим?
Предложите посмотреть на два вида родительского участия в обучении с другой стороны.
Задайте вопросы:
1. Какие из примеров родительского участия, записанных на доске, можно отнести к домашнему участию?
2. Какие из примеров, записанных на доске, можно отнести к школьному участию?
Скажите, что пассивное участие весьма ценно на обоих уровнях, школьном и домашнем. Ведь родители - первые и лучшие учителя ребенка. Детям необходимо чувствовать поддержку родителей. Дети будут ценить образование, если родители покажут, что они ценят образование. Однако чтобы улучшить успеваемость ребенка, необходимо пойти дальше пассивного участия в его жизни, как дома, так и в школе,
Покажите участникам верхнюю часть слайда "Таблица родительского участия в обучении ребенка".
Скажите участникам, что таблица - это визуализация того, что вы только что обсуждали.
Сделайте акцент на важности постепенного перехода от пассивного к активному участию.
Покажите участникам нижнюю часть слайда и кратко обсудите различия каждого из примеров.
Задание 2(15 минут)
Предложите участникам в небольших группах обсудить, что они узнали и что почувствовали в процессе выполнения задания.
Предложите группам добавить что-то свое к списку примеров активного участия в обучении детей в школе и дома. Пусть группы поделятся друг с другом новыми примерами активного участия.
Подведение итогов
Задайте вопросы:
1. Есть ли у вас вопросы?
2. С чего вы начнете переход от пассивного к активному участию в обучении ребенка?
Домашнее задание
Попросите каждого из участников выбрать один из видов активного участия и дать обещание попытаться осуществить его на практике.
Примечание. Две-три недели спустя, попросите родителей поделиться своими успехами в активном участии в обучении детей и предложениями по преодолению трудностей в этой области.
6 занятие
Общение: умение слушать
Цель Учить родителей слушать
Задачи
• Показать родителям значение умения слушать.
• Предоставить возможность применить приемы умения слушать на практике.
Материалы Доска и мел
Ход занятия
Проведите упражнение-энергизатор, способствующий знакомству участников и созданию доброжелательной атмосферы.
Сообщите о цели и задачах занятия. Они могут быть написаны на доске.
Подчеркните важность эффективного общения с ребенком. Скажите, что наладить хорошие отношения с ребенком бывает нелегко, но без них нельзя поддержать ребенка. Будучи родителями, старшими и опытными людьми, мы часто разговариваем с детьми поучительным тоном, и они научились «не слышать» нас. Одним из важнейших условий эффективного общения является умение слушать. Сегодня мы сосредоточим ваше внимание на умении слушать.
Задание 1 (10 минут)
Попросите родителей вспомнить случай из жизни, когда кто-то их внимательно выслушал.
Задайте вопросы:
1. Как вы себя чувствовали, когда вас внимательно слушали?
2. Что ваш собеседник делал, чтобы вы продолжали говорить?
3. По каким признакам вы поняли, что вас внимательно слушают?
Запишите все ответы на второй вопрос на доске. Если какие-либо идеи повторяются, ставьте галочки рядом с уже имеющимися на доске. Помогайте участникам, предлагая свои, важные на ваш взгляд, идеи. Примеры возможных ответов на вопрос: установить хороший зрительный контакт с собеседником, поза -развернуться всем телом к собеседнику, улыбаться и утвердительно кивать, задавать уточняющие вопросы и т.д..
Озаглавьте получившийся список «Умение слушать».
Задание 2 (15 минут)
Введите сигнал привлечения внимания участников, означающий для них завершение одного и начало другого этапа выполнения задания. Например, включение - выключение света, звонок колокольчика, поднятая рука.
Сообщите родителям, что у них есть возможность на практике опробовать все перечисленные приемы.
Разбейте участников на группы по три человека в каждой. Попросите их распределиться так, чтобы знакомые находились в разных тройках. Когда члены троек сядут друг против друга, присвойте каждому имена: А, Б и В.
Дайте инструкцию: А будет говорить, Б - слушать А, а В -оценивать навыки Б как слушателя. По окончании разговора В прокомментирует поведение Б как слушателя.
Напишите темы для беседы на доске:
1. Как мой ребенок ест;
2. последний летний отпуск нашей семьи;
3. комната моего ребенка.
Дайте две минуты на беседу, и минуту на то, чтобы В, высказал свои комментарии.
Предоставьте членам троек возможность поменяться ролями, чтобы каждый проверил свои способности, как слушателя.
Подведение итогов
Задайте вопросы:
1. Что вы себя чувствовали, когда вас внимательно слушали?
2. Хорошо ли вас слушали?
3. Есть ли у вас какие-то вопросы и опасения, касающиеся применения этих приемов в общении с ребенком?
7 занятие
Общение: умение говорить
Цель Учить родителей пользоваться Я-высказываниями
Задачи
• Показать родителям важность Я-высказываний.
• Дать возможность тренироваться в использовании Я-высказываний.
Материалы Доска
Ход занятия
Проведите упражнение-энергизатор, способствующий знакомству участников и созданию доброжелательной атмосферы.
Сообщите о цели и задачах занятия. Они могут быть написаны на доске.
Задание 1 (25 минут)
Скажите участникам, что мы все интуитивно чувствуем, что эффективное общение с детьми - это нечто большее, чем просто умение внимательно слушать. Задача родителей добиться понимания ребенком, что его поведение влияет на семью и окружающих его людей. Родители часто допускают большую ошибку, читая нравоучения и запугивая ребенка, особенно, когда сердятся на него.
Предложите участникам вспомнить «строгое предупреждение», которое вы сделали своему ребенку, а затем рассказать об этом соседу.
Дайте участникам две-три минуты, а затем попросите несколько человек поделиться своими воспоминаниями с аудиторией.
Задайте вопросы:
1. Как следует назвать способ общения, использованный в приведенных примерах?
2. Как дети реагируют на такой стиль общения?
Сообщите группе, что подобное общение может поставить ребенка в тупик и, фактически, вредно, потому что он:
• Может не знать, что он сделал неправильно.
• Может начать сомневаться в том, любите ли вы его.
• Может не понимать, почему его поведение злит вас.
• Может упрямиться и вести себя по-прежнему, потому что тоже злится и чувствует, что он не в состоянии угодить вам.
• Ребенок может замкнуться, избегать общения, потерять уверенность в себе.
Запишите на доске три условия, которые необходимо выполнить, чтобы не понижать уверенности ребенка в себе и одновременно улучшить его поведение.
1. Описание поступка или поведения.
2. Сообщение вашего отношения к этому поведению.
3. Объяснение, почему это вас беспокоит.
Запишите формулу Я-высказывания на доске:
Когда ... (опишите поведение), я чувствую ... (назовите чувство), потому что (объясните, почему поведение вас беспокоит). |
Приведите примеры Я-высказываний:
• Когда ты не делаешь домашние задания по математике, я нервничаю, потому что знаю, что у тебя будут плохие оценки. (Когда ты не выполняешь домашние задания по математике, я волнуюсь, что у тебя будут плохие оценки.)
• Когда тебя допоздна нет дома, я сержусь, потому что беспокоюсь, что с тобой что-то случилось. (Когда тебя допоздна нет дома, я беспокоюсь, что с тобой что-то случилось, и сержусь.)
Задание 2(10 минут)
Попросите участников сформировать небольшие группы, желательно из незнакомых между собой людей. Дайте каждой группе лист бумаги и маркер.
Сообщите инструкцию:
• Придумайте ситуации, в которых кто-то из родителей беспокоится, нервничает, расстраивается из-за поведения ребенка.
• Сформулируйте Я-высказывания соответствующие каждой из ситуаций.
• Запишите высказывания на бумаге.
По окончании выполнения задания попросите кого-то одного из каждой группы поделиться ситуацией и соответствующим Я-высказыванием со всеми.
Подведение итогов
Задайте вопросы:
1. Легче ли общаться с использованием Я-высказываний? Почему?
2. Является ли общение с использованием Я-высказываний более эффективным, чем угрозы или наказания?
3. Как родители могут приобщить ребенка к использованию Я-высказываний?
4. Какое влияние окажет эффективное общение на обстановку в доме?
Домашнее задание
Попросите каждого участника пользоваться Я-высказывания в семье в течение следующего дня.
8 занятие
Положительные ролевые модели
Цель Побудить родителей быть положительными ролевыми моделями
Задачи
• Дать определение положительным ролевым моделям.
• Показать, как положительные ролевые модели влияют на детей.
Материалы Доска, листы бумаги или пустые карточки, карандаши
Ход занятия
Проведите упражнение-энергизатор, способствующий знакомству участников и созданию доброжелательной атмосферы.
Сообщите о цели и задачах занятия. Они могут быть написаны на доске.
Задание 1 (20 минут)
Скажите, что в жизни каждого из нас есть люди, которым мы подражаем, или, говоря на языке детей, те, с кого мы «берем пример». Это могут быть известные личности, знаменитые люди, но чаще всего — это наши знакомые или члены семьи. Известные личности, будучи ролевыми моделями большого количества людей, оказывают влияние на общество.
Спросите, кто становится знаменитой личностью в нашей стране.
Попросите родителей назвать имена таких людей и запишите их на доске.
Скажите, что дети, подростки и молодежь склонны к подражанию знаменитым людям больше, чем взрослые. При этом знаменитые люди, как ролевые модели, оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на детей.
Предложите участникам вспомнить свою юность и человека, который был для них образцом для подражания, оказал сильное влияние, благодаря помощи и поддержке которого они стали тем, кем являются сейчас.
Дайте участникам минуту на размышление. Предложите обернуться к сидящему позади и назвать ему имя этого человека. Дайте на это еще минуту.
Предложите вспомнить, какими качествами обладал этот человек и почему он стал столь значимым в вашей жизни.
Попросите участников назвать эти качества и запишите их на доске, озаглавив список «Черты позитивной ролевой модели».
Подчеркните, что именно этими чертами обладают люди, которые влияют на нашу жизнь и жизнь наших детей. Всем нам нравится находиться рядом с ними. Им мы обязаны в себе всем самым лучшим. Каждый из нас обладает несколькими из перечисленных черт, поэтому мы можем стать примером для детей.
Задание 2(10 минут)
Раздайте листы бумаги или открытки и ручки и попросите участников написать письмо человеку, который сыграл важную роль в их жизни. Пусть они выскажут ему свою признательность.
Предупредите участников, что им не надо будет читать написанное перед группой.
Дайте определение ролевой модели.
Ролевая модель - это не человек. Ролевая модель - это поведение, которое демонстрирует данный человек, поведение, которое не может быть отделено от самого человека.
Поведение человека должно пройти два уровня «фильтрации» чтобы стать ролевой моделью. «Фильтрами» являются вопросы, на которые мы должны ответить самим себе:
1. Нравится ли мне это поведение?
2. Могу ли я вести себя также?
Если кто-то из знаменитых людей в вашем сознании не может пройти оба этих фильтра, он не станет для вас ролевой моделью.
Итог занятия
Задайте вопросы:
1. Что вы узнали о людях, которыми восхищаетесь?
2. Как знание черт положительных ролевых моделей мотивирует вас стать примером для подражания?
Попросите участников не забывать об своих положительных чертах в общении с их детьми.
Дайте совет родителям: Живите так, чтобы ваши дети, думая о том, какими они хотят стать, думали о вас.
Домашнее задание
Цель задания - рассмотреть знакомых людей в качестве положительных ролевых моделей. Мы, взрослые допускаем, что общество навязывает нам ролевые модели не являющиеся положительными. Мы, молчаливо соглашаясь с таким положением вещей, фактически предлагаем молодежи далеко не лучшие образцы для подражания. Положительные ролевые модели часто не знаменитые люди, актеры кино и футболисты, они сидят с нами за одним кухонным столом или живут на одной улице.
Пусть ваш ребенок напишет список людей, всего около 20 имен.
«Профильтруйте» каждое имя через оба «фильтра»: желанное поведение и достижимое поведение.
Добавьте к списку, составленному ребенком несколько имен знакомых людей: членов семьи, друзей, соседей, учителей.
Попросите, чтобы ребенок «профильтровал» эти имена. Спросите ребенка, что он понял.
9 занятие
Принятие решений
Цель Способствовать формированию навыка принятия решений
Задачи
• Познакомить родителей с этапами принятия решений.
• Предоставить родителям возможность применить навык принятия решений на практике.
Материалы Доска
Проведите упражнение-энергизатор, способствующий знакомству участников и созданию доброжелательной атмосферы.
Сообщите о цели и задачах занятия. Они могут быть записаны на доске.
Задание 1 (20 минут)
Скажите, что умение принимать решения формируется в практике, возникает из опыта так же, как, например, умение водить машину. Умение принимать решения необходимо детям, которые как и взрослые, сталкиваются с проблемой выбора из множества альтернатив (возможностей).
Предложите подумать о том, как трудно принимать решения детям, если даже взрослым это непросто.
Обратитесь к доске, где заранее написаны этапы и прокомментируйте их.
1 этап Определение проблемы 2 этап Перечисление возможных способов ее решения 3 этап Перечисление преимуществ и недостатков каждого из способов 4 этап Выбор наилучшего способа 5 этап Проверка, работает ли этот способ, и внесение корректив |
Спросите участников, использовали ли они когда-нибудь данный подход к принятию решений или решению проблем. Если кто-то ответит утвердительно, спросите, помогло ли это, и как.
Задание 2 (15 минут)
Попросите участников разбиться на группы по четыре человека. Постарайтесь, чтобы в группах оказались незнакомые друг другу люди.
Скажите, что в целях тренировки принятия решений, участникам предлагаются проблемные ситуации. От каждой группы потребуется представить варианты решения проблемы, описать их недостатки и достоинства и сформулировать окончательное решение,
Предложите в группах осуществить первые четыре этапа процесса принятия рационального решения. Дайте на эту работу 15 минут.
Проблемы:
1. В последнее время школу охватила эпидемия вандализма.
Старшеклассники разрисовывает стены. Граффити появляются не только на наружных стенах, но и внутри. Младшие дети реагируют на вандализм по-разному. Одним не нравится, что школа становится некрасивой, другие - подражают старшеклассникам. Вандализм не прекращается.
2. В течение пяти лет в школе работала ГПД, а также предлагалась программа внеклассной работы, включавшая спортивные и кружковые занятия. Администрация решила закрыть программу.
По истечении 15 минут, предложите группам, зачитать варианты решения проблем, их недостатки, достоинства и избранные окончательные решения.
Поблагодарите группы за активную работу.
Подведение итогов
Задайте вопросы:
1. Был ли процесс принятия решения продуктивным?
2. Полезен ли данный подход принятия решений?
3. Предложите ли вы этот подход ребенку, когда он столкнется с необходимостью принятия решения?
Домашнее задание
Используйте умение решать проблемы на практике.
10 занятие
Выбор социального проекта
Цель Принять решение о социальном проекте
Задачи
• Применить навык принятия решений.
• Выбрать социальный проект.
Материалы Доска
Ход занятия
Проведите упражнение-энергизатор, способствующий знакомству участников и созданию доброжелательной атмосферы.
Сообщите о цели и задачах занятия. Они могут быть записаны на доске.
Повторите этапы принятия решений, который вы изучили на прошлом занятии. Запишите их на доске.
1 этап Определение проблемы 2 этап Перечисление возможных способов ее решения 3 этап Перечисление преимуществ и недостатков каждого из способов 4 этап Выбор наилучшего способа 5 этап Проверка, работает ли выбранный способ, и внесение корректив |
Спросите участников, была ли у них возможность дома с детьми применить навык принятия решений. Пусть 2-3 человека коротко расскажут о своем опыте.
Предложите группе избрать социальный проект, используя навык принятия решений.
Скажите, что навык принятия решений пригодится группе при выборе и планировании социального проекта, а полученный в опыт в дальнейшем поможет вместе с ребенком спланировать подобный проект.
Исследования показали, что дети эффективнее учатся и приобретают максимум жизненных навыков, когда упражняют свои навыки в реальных и эмоционально значимых жизненных ситуациях. Известно, что люди усваивают 10% того, что слышат, 15% того, что видят, 20% того, что видят и слышат, 80% того, что сами испытали, 90% того, чему учат других.
Выбор и планирование социальных проектов позволяет взрослым и детям объединиться, а участие в реализации социальных проектов подталкивает к выработке нового видения своих возможностей.
Работайте с группой на протяжении занятия. Руководите процессом планирования, если это необходимо.
1 этап Наша задача - выбор социального проекта.
2 этап Давайте перечислим возможные варианты, идеи. Любые предложения запишем на доске. Примеры идей: украсить школьный двор, посадить цветы на клумбах соседних домов, починить детскую площадку во дворе, собрать одежду и игрушки для нуждающихся.
3 этап При перечислении недостатков и преимуществ каждой идеи группа может учесть объем требуемой работы, стоимость материалов и т.д. На этом этапе количество идей сокращается.
4 этап После сокращение количества идей обсудите оставшуюся идею. Группа должна работать над одним социальным проектом.
Обобщите полученный результат, сказав, что группа применила навык принятия решений, чтобы придти к консенсусу по социальному проекту.
Подведение итогов
Задайте вопросы:
1. Нужны ли навыки принятия решений при планировании социального проекта?
2. Как наличие навыков принятия решений способствовало организации деятельности группы и концентрации внимания ее членов на поставленной задаче?
3. Что вы думаете о реализации запланированного социального проекта?
4. Хотите ли вы на следующем занятии начать подготовку к его реализации?
11 занятие
Планирование социального проекта
Цель Предоставить родителям возможность планировать социальный проект
Задачи
• Определить задачи проекта, сроки его выполнения, необходимые ресурсы.
• Распределить обязанности по реализации социального проекта.
Материалы Доска
Ход занятия
Проведите упражнение-энергизатор, способствующий знакомству участников и созданию доброжелательной атмосферы.
Сообщите о цели и задачах занятия. Они могут быть записаны на доске.
Задание (30 минут)
Напомните группе, чем она занималась на прошлом занятии, какой социальный проект выбрали участники. Объясните группе, что сегодня она будет заниматься планированием данного проекта.
Скажите, что, прежде всего, группа должна сформулировать задачи проекта.
Приведите пример. Если цель проекта, который выбрала группа, ремонт детской площадки или приведение в порядок территории школы, то задачами являются:
• уборка мусора с территории школы;
• починка и покраска сооружения на детской площадке;
• посадка цветов, кустов, деревьев;
Разделите родителей на группы по количеству задач проекта и обеспечьте каждую группу маркерами и бумагой.
Дайте каждой группе задание спланировать исполнение одной из задач социального проекта.
Предложите группам разделить лист на три колонки: первая колонка - задача, вторая - необходимые материалы и средства, третья - где и как найти материалы и средства.
Дайте на выполнение задания 10 минут. По истечении этого времени пусть каждая из групп своими поделится идеями.
Скажите, что теперь готовы родительские комитеты по реализации социального проекта.
Приведите примеры различных комитетов. Например: комитет по сбору материалов и средств, комитет по осуществлению работ в соответствии с первой задачей, комитет по фото и видео съемке происходящих событий, комитет по организации праздника завершения проектных работ.
Подведение итогов
Задайте вопросы:
1. Считаете ли вы, что группы сами должны были выбрать задачу? Да? Нет? Почему?
2. Какие навыки оказались полезными при разработке плана социального проекта?
3. Слышали ли вас ваши коллеги по группе? Принимались ли ваши идеи?
4. Есть ли у вас какие-либо сомнения? Может что-то необходимо переделать? Какие дополнения вы предлагаете?
12 занятие
Разрешение конфликтов
Цель Способствовать формированию навыка конструктивного разрешения конфликтов
Задачи
• Познакомить родителей с этапами разрешения конфликтов.
• Дать возможность поупражняться в разрешении конфликта.
Материалы Доска
Ход занятия
Проведите упражнение-энергизатор, способствующий знакомству участников и созданию доброжелательной атмосферы.
Сообщите о цели и задачах занятия. Они могут быть записаны на доске.
Сообщите группе, что наше поведение направлено на удовлетворение наших нужд (потребностей). Поступки окружающих также интересуют нас с точки зрения того, не угрожают ли они удовлетворению наших нужд. Эти закономерности справедливы для взаимоотношений чужих людей и родственников.
Конфликт возникает, когда удовлетворение потребностей одного человека угрожает удовлетворению потребностей другого.
Динамика конфликта Поступки одного человека (А) угрожают удовлетворению потребностей другого (Б). Это вызывает у Б отрицательные эмоции и враждебные мысли. Если Б в ответ на угрозу удовлетворению его потребностей со стороны А поступает аналогичным образом, т.е. угрожает удовлетворению потребностей А человека, то у А человека, в свою очередь, появляются соответствующие мысли и чувства. Так начинается деструктивный цикл конфликта.
Сообщите группе, что конфликты следует разрешать своевременно и конструктивно.
Перечислите преимущества своевременного и конструктивного разрешения конфликтов:
1. общение конфликтующих сторон напрямую обеспечивает прояснение возможного недопонимания и экономит время;
2. снижается вероятность нанесения физического, эмоционального или экономического ущерба или ухудшения отношений между конфликтующими людьми;
3. вероятность получения взаимных выгод в результате достигнутых договоренностей выше, чем достижение чистого выигрыша одной стороны и проигрыша другой.
Задание 1 (20 минут)
Ознакомьте группу со ступенями разрешения конфликта, записанными на доске:
1. Введение
2. Описание конфликта
3. Обобщение информации
4. Определение аспектов конфликта
5. Оценка имеющихся альтернатив разрешения конфликта
6. Выбор наиболее подходящего варианта разрешения конфликта
7. Заключение
Скажите, что вам понадобятся два добровольца, чтобы показать группе процесс конструктивного разрешения конфликта. Они разыграют сцену конфликта, а вы будете играть роль посредника.
Сядьте вместе с добровольцами посреди комнаты. Предложите конфликтную ситуацию.
А и Б - соседи. А недоволен тем, что лай собаки Б мешает его семье спать. А угрожает Б, что, если лай по ночам не прекратится, он позвонит в милицию или отравит собаку. |
Введение Посредник просит, чтобы участников обращались к нему, а не друг к другу и чтобы каждый слушал, не перебивал. Оба соглашаются, что все, что будет сказано, останется между ними и посредником.
Описание конфликта Каждый участник конфликта высказывает свою версию событий. Посредник может задавать уточняющие вопросы.
Обобщение информации После того, как каждый участник конфликта рассказал свою историю, посредник должен кратко суммировать услышанное, а участники конфликта - подтвердить правильность его обобщений.
Определение аспектов конфликта Посредник помогает участникам конфликта определить и расположить по степени важности все аспекты конфликта. Запишите их на доске.
Оценка имеющихся альтернатив Ключ к разрешению конфликта - это поиск решения, которое удовлетворит каждую из сторон. Посредник подталкивает стороны к высказыванию возможных путей разрешения конфликта.
Выбор подходящего варианта разрешения конфликта Ответственность за выбранный вариант разрешения конфликта лежится в равной мере на обе стороны. Задача посредника - помочь участникам конфликта придти к совместному решению и убедиться, что обе стороны понимают его значение.
Заключение Поздравьте обе стороны, если решение найдено, и мотивируйте их на конструктивное разрешение конфликтов в будущем.
Если полное разрешение конфликта не достигнуто, то конфликтующие стороны должны отметить минимальные достижения и оговорить время следующей встречи, чтобы пытаться разрешить конфликт.
Заметьте, что в игре конфликт может быстро разрешиться, но в реальной жизни этот процесс занимает гораздо больше времени.
Задание 2 (10 минут)
Скажите, что у группы появилась возможность попробовать разрешить конфликт на практике.
Разделите участников на маленькие группы по три человека и попросите незнакомых людей сесть вместе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для родителей "Как помочь ребёнку в овладении грамотой?""
Тренинг проводится в виде соревнования двух команд. Участникам предлагаются задания, целью которых являются звуковой анализ слова, дифференциация звуков, звуко-буквенный анализ слова, закрепление зрит...
Детская тревожность. Тренинг для родителей
Детская тревожность, подкрепленная взрослым рассудком, может превратиться в чудовище, пожирающее последние островки счастья в человеке. На месте съеденных островков образуются дыры....
Семинар с элементами тренинга для родителей учащихся начальной школы "Эмоциональное состояние ребёнка в семье"
Семинар с элементами тренинга для родителей учащихся начальной школы.Встреча проводится после исследования эмоционального восприятия учащимися своей семейной ситуации....
Тренинг для родителей
Совместное занятие родителей с детьми: "Поговорите со мной, родители!"...
Тренинг для родителей учащихся начальных классов "Родительская любовь и воспитание"
Тренинг для родителей учащихся начальных классов "Родительская любовь и воспитание" Цель:создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия и сотрудничества; повышение профессио...
Тренинг для родителей 1 класса по теме: «Поговорите со мной, родители!»
Тренинг для родителей 1 класса по теме:«Поговорите со мной, родители!»...
Тренинг для родителей "Я-хороший родитель!"
Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми....