Родительское собрание "Адаптационный период первоклассников в школе". Памятка родителям.
методическая разработка (1 класс) на тему
Познакомить родителей с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения. Памятка родителям пероклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_12.09._pervoe_rod.sobr_.docx | 31.38 КБ |
rekomendatsii_roditelyam.docx | 16.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Адаптационный период первоклассников».
Цель собрания: Познакомить родителей с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.
Вопросы для обсуждения:
- Физиологические трудности адаптации первоклассников в школе.
- Психологические трудности адаптации первоклассников в школе.
- Система взаимоотношений детей в классе.
Ход собрания:
Педагогика должна стать наукой для всех
– и для учителей, и для родителей.
В.А.Сухомлинский
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Поздравляю вас с важным событием - поступлением ваших детей в первый класс! Первый год обучения определяет всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от вас - родителей первоклассников. Необходимо серьёзное отношение к школьной жизни ребёнка, внимание к его успехам и неудачам, эмоциональная поддержка. Вера в себя – залог успеха в учёбе! Не бойтесь хвалить ребёнка, радуйтесь даже самым маленьким его успехам! Помните, что ребёнок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
Обсуждение первых дней ребенка в школе.
Родители делятся впечатлениями друг с другом и учителем: с каким настроением ребенок пришел домой, как его поздравляли члены семьи, какие получил подарки.
Основная часть.
Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Начало учебного года сильно меняет весь образ жизни ребёнка. Теперь вместо беззаботных игр ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться новым правилам школьной жизни, выполнять требования учителя. И ко всему этому нужно приспосабливаться, привыкать.
Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях.
Физиологические условия адаптации ребенка к школе.
Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме - это физиологическая адаптация.
В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов.
Первые 2-3 недели называют "физиологической бурей" или "острой адаптацией".
Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем.
Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление.
Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Насколько трудно организму ребенка перестроиться на школьную жизнь? Очень трудно. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, по некоторым исследованиям даже не некоторые, а 60% детей! У многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического
здоровья и недомогания. Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14-16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%.
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.
Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе.
Рекомендации родителям.
Самое важное и необходимое для ребенка любого возраста, а для первоклассника особенно - это правильный режим дня. Большинство родителей знают это, но на практике довольно трудно убедить, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Если у ребенка отмечаются раздражительность, беспокойство, плохой аппетит, нарушения сна, отставание в физическом развитии, то причина чаще всего заключается именно в несоблюдении режима дня. Рационализация режима — одна из самых эффективных мер профилактики заболеваний и оздоровления детей
Говорить о хорошем физическом состоянии ребенка, который не бывает на воздухе, не двигается, ест когда попало и что попало, и сидит за письменным столом или за компьютером в течение нескольких часов, а потом два-три часа у телевизора, не приходится. Очень важно иметь расписание дня, составленное вместе с ребенком, и ГЛАВНОЕ - его соблюдать.
Нельзя требовать от ребенка организованности и самоконтроля, если сами родители не в состоянии соблюдать ими же установленные правила.
Пробуждение
1. Не нужно будить ребёнка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Гораздо лучше научить его пользоваться будильником, пусть это будет его личный будильник.
2. Если ребёнок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", не вступать в спор по поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: " Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи ещё пять минут". Можно включить погромче радио.
3. Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: "Через 10 минут тебе надо выходить в школу". "Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол".
Выход в школу
Если ребёнок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности.
"Вот твои очки" - лучше, чем "Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам класть очки".
Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: "Пусть всё сегодня будет хорошо", чем "Смотри, веди себя хорошо, не балуйся". Ребёнку приятнее услышать доверительную фразу: "
Возвращение из школы
Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы.
- Как дела в школе?
- Нормально.
- А что сегодня делали?
- А ничего.
Ребёнок пришёл из школы. Помните! Он - на спаде работоспособности! Вот почему абсолютно необходимо ему сначала пообедать, отдохнуть - и ни в коем случае не садиться сразу же за уроки (а так, к сожалению, бывает часто). Отдохнуть надо бы не лежа, не у телевизора или видеомагнитофона, а на воздухе, в активных играх, в движении.
Лучшее время для приготовления уроков - 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут - перерыв, физкультминутки под музыку (они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление). Начинать приготовление уроков нужно с менее сложных (помните о врабатывании!), затем переходить к самым трудным.
Больной вопрос - телевизор. Не стоит младшим школьникам сидеть у телевизора больше 40-45 минут в день!
Пора спать
Первокласснику необходимо спать 11,5 часа в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Чтобы сон был глубоким и спокойным, нужно соблюдать элементарные правила:
- перед сном не играть в шумные, "заводные" игры,
- не заниматься спортом,
- не смотреть страшные фильмы, не устраивать взбучку.
УЧИТЕЛЬНИЦА
НЕ критиковать учителя в присутствии ребенка!
Учительница, даже самая строгая, даже не всегда справедливая, для ребёнка, особенно в первое время,- "самая-самая", и ваше негативное отношение к её требованиям только затруднит ребёнку его собственное определение в статусе ученика.
4. Важно укладывать ребенка спать не позже 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, ваш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками.
После школы первокласснику желательно спать днем, так как с непривычки детский организм будет сильно уставать.
5. В режим дня обязательно нужно включить утреннюю зарядку и прогулки (продолжительностью 2 часа)
Как проявляется стресс?
Абсолютно по-разному. Это могут быть капризы, истерики, причем, что называется, «на ровном месте». Ребенок может начать грубить, «огрызаться», вызывая недоумение у родителей. Особенности детской психики таковы, что измученный волнением, переутомлением ребенок может казаться бодрым и свежим целый день, держаться изо всех сил, а вечером — вдруг слезы, крик, отчаянье… Хочу — не хочу, буду — не буду, пойду — не пойду. И не спится, и не естся, и не гуляется. И непослушание здесь ни при чем: просто эмоций и чувств так много, что они «зашкаливают».
Любые неадекватные состояния ребенка в начале учебного года — это не каприз, а закономерность. Что делать? Пресекать, воспитывать, ругать? Ни в коем случае! Постараемся отнестись к ребенку терпеливо и с пониманием и, конечно, помочь.
4. Не забывайте следить за правильной осанкой ребенка за столом - расстояние от книги до глаз должно соблюдаться неуклонно, иначе страдает не только осанка, но и зрение.
Зрение. Резко возросшая нагрузка может привести к появлению близорукости. Если же проблемы со зрением уже имеются, ухудшение может наступить очень быстро. Для того чтобы этого избежать, необходимо ограничить время, которое ребенок проводит перед телевизором или компьютером до 20 минут в день.
Кроме этого, ребенок попадает в новый коллектив, ему приходится учиться строить отношения со своими одноклассниками и школьными учителями. Период адаптации к школьной жизни в таких условиях затягивается на несколько месяцев и не всегда протекает гладко, что проявляется в возникновении повышенной утомляемости, нарушениях сна, капризности, нежелании ходить в школу. Давайте определим, что мы можем сделать для первоклассников, чтобы снять все возможные конфликты или хотя бы свести их к разумному минимуму. Пусть первый школьный период пройдет как можно спокойнее!
Психологические трудности адаптации ребенка к школе.
При обсуждении данной проблемы обратим внимание на следующие важные условия психологической комфортности в жизни первоклассника:
– создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи:
- Поделитесь с ребенком своими воспоминаниями о том, как вы тоже когда-то были малышами-первоклашками, какие истории с вами случались, как у вас прошел первый день, которого вы ждали и волновались. Это поддержит ребенка и сделает вас ближе и роднее.
- Обращайте внимание на успехи и не фиксируйте внимание на неудачах. Главное сейчас — сохранить здоровье вашего ребенка, важны душевный комфорт, размеренность и спокойствие, а не высокие показатели успеваемости.
- Обретите и сами уверенность в том, что у ребенка все получится, и он со всем справится. Это состояние передастся и ему. Чаще говорите новоиспеченному школьнику: «Ты у меня молодец! Да, возможно, будет трудно, но ты справишься! Мы рядом, мы поможем, мы поддержим!» Такой позитивный настрой будет оптимизировать детские ресурсы.
– роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе);
– формирование интереса к школе, прожитому школьному дню;
– обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы;
– исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;
– предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью;
– поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование его достижений;
– развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.
Помните, ребёнок – это чистый лист, который нам предстоит заполнить. И от того, как мы будем это делать, зависит образ будущей личности.
Взаимоотношения одноклассников.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал п р а в и л а, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к общению с одноклассниками в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
- Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
- Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
- П о м н и: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если вы поместите свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнить, а какие – нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.
Итоги собрания.
Наше собрание подходит к концу. Буду рада, если рекомендации, полученные вами, помогут успешно преодолеть трудности первого класса. Будьте рядом с детьми, поддерживайте их во всем. Помните, что только добрая помощь детям, только терпение дадут нужный результат.
Памятка родителям первоклассников.
1. Поддержите в ребенке его стремление быть школьником. Научите соблюдать режим дня.
2. Не пугайте ребенка трудностями в учебе.
3. Будьте внимательны к ребенку, отмечайте изменения в его поведении, любые отклонения от нормы.
4. Цените в своем ребенке индивидуальность.
5. Вселяйте в ребенка уверенность в своих силах.
6. Отвечайте на все вопросы школьника. Ищите ответы вместе с ним.
7. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться. Ребенок имеет право на ошибку.
8. Позволяйте проявлять самостоятельность.
9. Дайте ребенку проявить себя с наилучшей стороны. Поддержите ребенка в его желании добиться успеха.
10. Если вас в поведении ребенка, в его учебных делах что-то беспокоит, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
11. Не забывайте об играх! У малышей должно быть время для игровых занятий.
Предварительный просмотр:
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал п р а в и л а, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к общению с одноклассниками в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
- Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
- Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
- П о м н и: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если вы поместите свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнить, а какие – нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.
Памятка родителям первоклассников.
1. Поддержите в ребенке его стремление быть школьником. Научите соблюдать режим дня.
2. Не пугайте ребенка трудностями в учебе.
3. Будьте внимательны к ребенку, отмечайте изменения в его поведении, любые отклонения от нормы.
4. Цените в своем ребенке индивидуальность.
5. Вселяйте в ребенка уверенность в своих силах.
6. Отвечайте на все вопросы школьника. Ищите ответы вместе с ним.
7. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться. Ребенок имеет право на ошибку.
8. Позволяйте проявлять самостоятельность.
9. Дайте ребенку проявить себя с наилучшей стороны. Поддержите ребенка в его желании добиться успеха.
10. Если вас в поведении ребенка, в его учебных делах что-то беспокоит, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
11. Не забывайте об играх! У малышей должно быть время для игровых занят
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Адаптация первоклассников к школе"
Вашему вниманию предлагается подробный конспект собрания и презентация....
Родительское собрание-Адаптация первоклассника в школе.
Много нового и познавательного в этом материале....
"Особенности адаптационного периода первоклассников" Семинар-тренинг для родителей
Предлагаемый семинар-тренинг предназначен для родителей первоклассников и будущих первоклассников. Главная цель мероприятия – познакомить родителей с психологическими особенностями протекания ад...
Адаптационный период первоклассника в школе.
Два года назад мои ученики были – первоклассники. Каждый учитель заинтересован в том, чтобы адаптационный период у ребенка прошел быстро и безболезненно. Я ориентировала...
Адаптационный период первоклассников в школе
Статья раскрывает основные этапы адаптационного периода первоклассников в школе и содержит советы для родителей, следования которым может помочь юным школьникам ассимилироваться в новой среде и наслаж...
Адаптационный период первоклассников в школе
Проблемы и их решение в период адаптации детей 6-7 лет к школе...
Адаптационный период первоклассников в школе.
Советы родителям как помочь первоклассникам адаптироваться к школе....