Родительское собрание.
консультация на тему

Филипёнок Ирина Владимировна

Разработка родительского собрания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Тема: «О системе «кнута» и пряника. Поощрения и наказания, их роль в воспитании детей».

«Наказание может воспитывать раба, а иногда

может воспитывать и хорошего человека,

и очень свободного и гордого человека».

А. С. Макаренко

Цель: расширение представлений родителей о влиянии различных поощрений и наказаний на детей и о разнообразии способов воздействия для коррекции поведения.

Задачи:

Образовательная: познакомить родителей с приёмами построения гуманных взаимоотношений в семье.

• Воспитательные: формировать у родителей грамотное отношение к применению методов поощрения и наказания ребёнка; побудить родителей задуматься о стиле взаимоотношений в семье; содействовать формированию представлений об истинном родительском авторитете и желанию его проявления в отношениях с детьми.

• Информационные: выяснить, какие методы поощрения и наказания предпочитают применять родители учащихся.

• Специальные: оказать родителям психолого-педагогическую помощь в решении трудных проблем семейного воспитания, провести профилактику формирования вредных привычек и правонарушений.

Оборудование: электронное сопровождение - презентация, видеоролик «Не бейте детей».

Подготовительная работа

1. Анкетирование родителей (до проведения родительского собрания).

2. Анализ результатов анкетирования и опора на них в ходе собрания.

3. Распечатка памяток.

4. Выставка книг по теме собрания.

5. Работа с учащимися. Инсценировка стихотворения О. Гребнёвой «Родительское собрание на лесной поляне».

6. Подготовка костюмов: совы, лисицы, енота, волка, медведя, зайца, сороки, крота и белки.

Анкета

(нужное подчеркнуть)

1. Какие методы в воспитательной работе вы используете чаще всего? (Требование, убеждение, наказание, поощрение).

2. Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребёнку?(Да, нет, иногда.)

3. Какие виды поощрения вы используете в воспитании? (Словесная похвала, одобрение хорошего поступка всей семьёй, покупка ребёнку хорошей книги, игрушки.)

4. Наказываете ли вы ребёнка физически? (Да, иногда, нет.)

5. Положительно ли влияет на ребёнка избранная вами мера воздействия? (Да, не всегда, нет.)

6. Доверяет ли вам ребёнок, делится ли своими секретами?(Да, иногда, нет.)

7. Стараетесь ли вы контролировать своё собственное поведение ради воспитания ребёнка? (Да, не всегда, нет.)

Ход проведения

I. Вступительная часть.

 Мотивация.

          " Жили-были старик со старухой, и не было у них детей..." После такого начала сказки даже у ребенка возникает жалость к этим старикам. Нет у них самого нужного в жизни. Плохо им, бедным. Но вот появляется в доме девочка - Снегурочка, Машенька или Дюймовочка - и жизнь преображается!

           Ребенок - большая радость, и появление его в семье - огромное чудо. Но он  не растет как в сказке, сам! Помимо успехов и восторгов приносит в дом маленькие и большие трудности: болезни, непослушание, плохие поступки и другие сюрпризы. И вот в зависимости от сюрприза приятного или не очень мы применяем к ребенку определенные действия: поощряем или наказываем его.

II. Основная часть.

1. Вступительная беседа

- За что мы наказываем своих детей? (Ответы родителей.)

- За что мы поощряем детей? (Ответы родителей.)

- Как можно наказывать детей? (Виды наказания.) (Ответы родителей.)

- Как можно поощрять? (Виды поощрения.) (Ответы родителей.)

- Что повлечёт за собой наказание?

- К чему приведёт поощрение?

- А всегда ли поощрение будет давать положительные результаты? Каким станет ребёнок? (Ответы родителей: без похвалы не будет ничего делать, перестанет помогать, и т.д.)

       

2. Обсуждение, анализ педагогических ситуаций.

          Предлагаю прослушать разные ситуации и решить, правильно ли похвалили ребёнка. Если нет, постройте фразу как нужно.

1) После праздника для родителей: «Юля, ты лучше всех пела на празднике!» (Преувеличенная похвала. Лучше сказать: «Сегодня ты пела действительно хорошо!»)

2) «Маша, ты отлично убралась: пол чистый, кровать убрана, игрушки сложены». (Правильно. Перечислены конкретные поступки, которые заслуживают одобрения.) 

3) Мальчик играл с другом в машинки. Пришла мама и сказала: «Какой ты сегодня молодец!»

 (Неясная похвала. Надо объяснить, почему, например: «Я рада, что ты прибрал комнату!» или «Я рада, что вы дружно играете »)

4) «Ты у нас такой умница! Настоящий помощник! Что бы мы без тебя делали!»

(Ребёнка «захваливают». Лучше сказать: «Ты много работал сегодня. Всё сделал, как было надо.»)

5) Согласны ли вы с мнением, что если ребенка все время хвалить за одни и те же поступки и достижения - похвала обесценивается. Хвалить нужно редко, но метко.

          Предлагаю прослушать разные ситуации и решить, правильно ли наказали ребёнка. Выскажите своё мнение.

         

1) Второкласснику Вите было поручено покупать молоко для всей семьи. Мальчик с удовольствием выполнял своё поручение. Однажды, возвращаясь из магазина, он споткнулся, упал и разлил молоко. Домой Витя пришёл огорчённый и в слезах рассказал о случившемся. «Бестолочь! – возмутилась мать, - от твоей помощи одни убытки! Марш угол!» мальчик молча выслушал упрёки матери, но когда бабушка напомнила ему, что надо купить молоко, он категорически отказался идти в магазин.

- Как бы вы поступили на месте мамы Вити? Какой педагогический вывод следует из этой ситуации?

2) Вова нагрубил учительнице, мама посоветовала ему: «Завтра же на уроке встань и извинись!» - Сын заупрямился: «Что я такого сделал? Начну извиняться, ребята надо мной смеяться будут!»

 Больше дома разговоров на эту тему не было, но когда на следующее утро Вова стал как ни в чём не бывало собираться в школу, мама сказала, что идёт с ним. «Иду извиняться за тебя, за то, что мы с отцом вырастили тебя таким грубым».

- Не надо, мама! – всполошился Володя. – Я и сам извинюсь».

- Нет, это надо было вчера говорить. А теперь придётся послушать, как мать извиняться станет.

- Ваше мнение. (Для Вовы – это действительно суровое наказание. Преподанный урок он запомнит на всю жизнь. А ведь не было ни угроз, ни резких оскорблений и слов…)

3) Диалог матери с ребенком:

– Сережа, почему ты опоздал?

– Мама, мы лепили огромного снеговика.

– Значит, для тебя какой-то снеговик дороже здоровья матери? Я же тебе говорила, что буду переживать, если ты не придешь вовремя.

– Мама, мы могли проиграть ребятам из дома напротив!

– Ничего не хочу слышать! За то, что не пришел, когда обещал, вынеси ведро и подмети пол.

- Эффективно или неэффективно наказание, справедливо или нет?

3. Знакомство с памятками.

Памятка " Как поощрять ребенка в семье"

1. Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его их принимать.

2. Для поощрения используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения.

3. Словесно выражайте одобрение  любому  успеху своего ребенка, его поведению.

4. Помните! Внимание, любовь и ласка сделают для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!

Памятка " Как следует наказывать"

          Наказание имеет тройное значение. Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Третье значение заключается в снятие вины с ребенка.

Если ребенок провинился:

1. Не принимайте решение в плохом настроении;

2. Оцените поступок и сделайте паузу;

3. После замечания прикоснитесь к ребенку и дайте почувствовать, что вы ему сочувствуете и верите в него;

4. Не вымогайте обещаний, для ребенка они ничего не значат.

Наказывая ребенка нужно помнить:

• Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение проступка, а наказание освобождает от мук совести;

• Наказание должно быть не нормой, а исключением;

• Правом наказания может пользоваться один человек, наиболее уважаемый, любимый ребенком;

• Не всегда наказывайте сразу после проступка («Хорошо, я подумаю до завтра, как с тобой поступить»);

• Не напоминайте о проступке.

4. Выступление детей. Инсценировка стихотворения О. Гребнёвой «Родительское собрание на лесной поляне».

Сова: Внимание! Внимание! Собираю родителей на собрание!

1. Ведущий:

Как-то осенью по лесу прокатилася молва:

На полянке ровно в 8 собирает всех Сова.

Побросав дела и деток, не закончив сбор грибов,

Кто пошел, кто полетел на тревожный этот зов.

Енот:

Ты не ведаешь, Кума, чем встревожена Сова?

Может, твой Лисенок, снова в школе мучает Косого?

Лиса: Ой, не говори, Енот, он и дома сущий черт.

Енот: Волк, дружище, твой сынок не срывал Сове урок?

Волк: Я не знаю, может быть, он ведь так умеет выть!

Лиса:

А скажи-ка мне, Медведь, твой сынок ведь любит петь?

Может, он Совы терпенье испытал “прекрасным пеньем”?

Медведь: Не могу сказать, соседка, я Мишутку вижу редко.

Ведущий: Нацепив очки на нос, задала Сова вопрос:

Сова: - Поднимите, звери, лапы, кто не бил детишек, папы? –

Ведущий: Зашумела тут толпа

Хором: Что за глупости, Сова!

Лиса: Я Лисенка лишь вчера долго за уши драла.

Медведь:

Про медведей говорят: “Он на ухо глуховат”

Я за шалости сыночка приласкаю лишь пруточком.

Ведущий:

Папа-Заяц, на пеньке, хрумкая морковку,

Важно, с пафосом изрек:

Заяц:

Я же против порки!

Я косых своих детей лапою не трону.

По дороге каждый день им внушаю строго:

“Не ходите “на ушах”, не грызите двери

И хвосты своих друзей вы не суйте в щели!”

Ведущий: Протрещала тут Сорока.

Сорока:

Я в беде не одинока.

Моим детям каждый день, все уроки слушать лень.

Коль трещат они помногу, я ремень беру в подмогу

Ведущий:

Зашумела вновь толпа,

Кто был “против”, кто был “за”.

Долго не могла Сова донести до них слова:

Сова:

Я прошу вас, звери – мамы, а в особенности папы:

Прекратить в своей семье воспитанье “на ремне”

Ваши дети так привыкли к выволочкам за проступки,

Что от нас, учителей, ждут таких же вот вещей.

- Как не бить? – сказал Енот.

- Да, да, да, - тут вторил Крот.

Белка:

Ну, а мне, - всплакнула Белка, - делать что с своей пострелкой?

Как накрасится румяной, подведет себе глаза

И порхает на поляне, где танцует до утра.

Ведущий:

Тут родительские страсти накалились докрасна.

Не в Совиной было власти перекрыть их голоса.

Хором:

Нерешенная проблема о битье и небитье

Стать должна несовременной,

Если мир царит в семье!

5. Просмотр видеоролика «Не бейте детей» https://www.youtube.com/watch?v=IKi0uf65id8

III. Заключительная часть.

1. Практическая работа.

Упражнение «Кулачок».

          Родители работают в парах. Поочередно один крепко сжимает свой кулачок, другой пытается раскрыть ладонь напарника, используя любые способы (способы и методы раскрытия кулачка заранее не оговариваются).

По окончании игры каждый участник рассказывает, какой способ он выбрал для выполнения задания.

Обсуждение:

1. Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)?

2. Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?

3. Почему вы выбрали этот способ выполнения задания?

4. Какое состояние человека напоминает сжатый кулачок?

Упражнение «Вода» (презентация).

           Вы все знаете  о том, что человек на 80% состоит из воды. Ученые доказали влияние социума на её  структуру. Посмотрите, вода набрана из одного источника (из-под крана) в три стакана. Один стакан воды отставили и не разговаривали с ним, другой постоянно ругали, третьему говорили только хорошее. Через некоторое время вода, на которую не обращали внимание - зацвела, которую ругали - затухла, а та, которой говорили только хорошее, - по своему составу стала похожа  на воду, взятую из святого источника.

(Почему так произошло?)

Вывод: Исследования показали, что все недуги и проблемы от дурных слов и образов. Слово – многое может!

2. Выступление школьного психолога.

          Сегодня мы говорим об очень актуальной теме в воспитании детей – поощрении и наказании. Мы – родители, и нам надо подготовить наших детей к свиданию с жизнью. Так или иначе, мы станем навязывать им своё мировосприятие, растолковывать, что такое хорошо и что такое плохо. Но как нам вести себя: держать их в ежовых рукавицах или давать им полную свободу – вот в чём вопрос! Нужно ли вообще поощрять или наказывать ребёнка? Разве он должен быть послушным, трудолюбивым, вежливым ради подарка из страха быть наказанным?

          В самом деле, наблюдая иные семьи, где на детей обрушиваются то потоки родительской щедрости, то ураганы родительского гнева, невольно начинаешь сомневаться в полезности этих древних как мир воспитательных средств.

          И всё же поощрения и наказания нужны, только применять их надо умело. Эмоциональный подъём, радость, восторг или огорчение, стыд, а порой и страх, связанный с наказанием, - всё это чувства, которые ребёнок переживает очень остро. Именно на остроте переживаний и основан педагогический эффект поощрения и наказания.

          Но если всё это повторяется часто, становится привычным, радости ребёнка тускнеют, а огорчения тоже либо утрачивают свою остроту, либо вызывают хроническое состояние подавленности, неуверенности в себе, рождают почву для невроза.

          Поэтому,  использовать и поощрения, и наказания надо не часто и лишь в том случае, когда это действительно необходимо. Поощрения и наказания могут приносить положительные результаты лишь в том случае, когда они нацелены на организацию жизни детей, помогают им выработать верные взгляды и убеждения, полезные навыки, привычки. Необходимо научиться видеть за каждым поступком ребёнка его побудительные причины, постараться, прежде всего, понять, почему он так поступил, а не иначе. А мы не всегда утруждаем себя таким анализом?

          В заключении расскажу вам чудесную притчу.

Однажды к мудрецу пришла молодая крестьянка и спросила:

— Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?

— Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал мудрец. — Если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет.

И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.

          Вывод: неразумное наказание, так же как и неразумное поощрение наносит вред воспитанию ребёнка.

IV. Подведение итогов.

1. Итак, главный вывод: поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.

          При всей, на первый взгляд, противоположности поощрений и наказаний, они должны строиться по единому принципу: как можно больше требований к человеку и вместе с тем, как можно больше уважения к нему!

          Спасибо за работу! Успехов Вам в воспитании детей!

2. Проект решения родительского собрания (выступает председатель родительского комитета):

 1. Рекомендовать семьям чаще использовать благодарность, похвалу и поощрение за выполнение ребенком той или иной работы.

 2. Рекомендовать чаще привлекать ребенка к совместному труду. Включать в трудовое воспитание ребенка игру и игровые приемы.

 3. Рекомендовать чаще давать ребенку добрые и полезные советы. Поощрять творческий подход ребенка к выполнению поручений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...