Родительское собрание "Трудности школьного ученичества".
учебно-методический материал на тему
Собрание разработано с учетом особенностей обучения в гимназии искусств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_trudnosti_shkolnogo_uchenichestva.zip | 815.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание.
Тема: «Трудности школьного ученичества».
Класс: 1
Цель: формирование у родителей представления о причинах возникающих трудностей в обучении.
Задачи собрания:
- познакомить с понятием «школьные трудности»;
- рассказать о причинах возникновения трудностей в обучении;
- воспитывать в родителях сочувствие, уважение к своему ребёнку;
- познакомить с результатами диагностик и анкетирования, проведённого в классе;
- совместно разработать рекомендации по организации помощи в преодолении ребёнком трудностей в обучении.
Данное собрание разработано для гимназий, в частности для гимназии искусств. В гимназии учащиеся обучаются не только в общеобразовательной школе, но и в музыкальной. Учащиеся с 1 класса посещают все музыкальные предметы во второй половине дня.
Подготовительный этап:
- Анкета для детей «Любимые и трудные предметы в обеих школах».
- Анкета для родителей «Любимые и трудные предметы в обеих школах для ваших детей».
- Подготовка родителями вопросов, касающихся темы собрания.
- Подготовка сведений об успеваемости в музыкальной школе.
- Обработка результатов.
Ход собрания.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашем собрании. Спасибо, что вы нашли время и собрались вместе, чтобы обсудить вопросы, касающиеся вас и ваших детей.
Сегодня собрание хочется начать со слов, которые написаны давно известным художником, писателем, ученым и музыкантом Леонардо да Винчи «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы». Как вы понимаете это высказывание?
(обсуждение)
Каждый из родителей желает, чтобы его ребенок, придя в школу, успешно учился. Но ребёнку сначала нужно помочь в становлении и развитии психических процессов, проявить терпение. Конечно, первыми на помощь придут родители и учителя. Только тогда, ваш ребенок будет чувствовать себя успешным и в школе, и дома. Чтобы помощь была оказана полноценно и квалифицированно, родителям, так же как и педагогам, нужно знать особенности психологии младшего школьного возраста. Данная тема была раскрыта психологом на первом собрании.
Так же очень важно знать, как ребенок преодолел адаптационный период. Значительная часть детей нашего класса адаптировалась к новым условиям в течение 1-2 четвертей. Дети легко привыкли к новому коллективу, активно работали на уроках уже с первых дней, ходили в школу с удовольствием. Другая часть детей привыкала к школьной жизни намного дольше. К концу 3-ей четверти все учащиеся с желанием посещают гимназию, у них преобладает приподнятое настроение, хорошо выполняют требования педагогов, постепенно игровая деятельность отходит в сторону, меньше стало конфликтных ситуаций, научились сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Такой вывод можно было сделать исходя из наблюдений и диагностик.
Но появляются новые трудности…Трудности связанные с обучением по основным предметам и по музыкальным спецдисциплинам. Все мы хотим видеть своих детей образованными, самостоятельными в поиске знаний. Очень расстраиваемся, когда замечаем, что у ребёнка возникают трудности, он не может справиться с заданием, пропадает интерес к обучению.
Давайте обратимся к теме сегодняшнего собрания «Трудности школьного ученичества». Какие вопросы можно вынести сегодня на обсуждение?
Попробуем сегодня разобраться в данном вопросе и ответить на два основных вопроса, которые и будут целями нашего собрания:
- Почему возникают трудности?
- И как помочь ребенку вовремя справиться с возникшими трудностями?
У каждой психологической функции, каждой способности существует оптимальный период для её развития, когда она формируется легко, быстро и, как правило, вполне полноценна. Такой период в психологии носит название сензитивного (благоприятного). Если же сензитивный период по каким-то причинам оказывается упущенным, то соответствующая функция, навык, способность формируются с большим трудом и часто с какими-то дефектами.
Так, для освоения учебной деятельности во всех её звеньях младший школьный возраст является сензитивным периодом. Это время наиболее благоприятно, чтобы заложить основу для умения учиться. Все, что не сделано в этом возрасте, позже будет сделать намного сложнее.
Поэтому лучше помочь ребенку видеть трудности и уметь их преодолевать, а не оставлять на потом, когда эти маленькие трудности перерастут в незнание и неумение.
Трудности в первом классе возникают по ряду объяснимых причин. Рассмотрим некоторые из них.
- Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенном объекте и явлении.
У первоклассников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает проявление каких – либо сильных эмоций. На уроке все понятно – видит картинки, презентацию, а дома – нет, поэтому не может вспомнить, что было на уроке.
Задача учителя и родителей - научить делать что-то ради получения удовольствия от выполненной работы, добиваться результатов своей деятельности. Только в этом случае у ребенка будет проявление собственно произвольного внимания - сознательное внимание, протекающее довольно легко, с минимум усилий.
- Память - способность организма закреплять, сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности. Видов памяти очень много: зрительная, слуховая и двигательная; есть память на запахи и вкусовые ощущения; есть память кратковременная и долговременная. У первоклассников преобладает образная и кратковременная виды памяти, когда они легко запоминают образы, видя их наглядно, но легко и забывают. Необходимо систематически давать задания на улучшение памяти : чтение и пересказ, беседы после занятий, заучивание наизусть стихотворений, различные упражнения и т.д.
- Мышление - то высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового. Обучающиеся в данном возрасте характеризуются конкретно – образным мышлением, отмечают наиболее наглядные внешние признаки, которые характеризуют действие объекта: что делает объект? Для чего нужен этот объект? Постепенно наглядно-образное мышление переходит на более высокую ступень, к наглядно-схематическому мышлению, когда ребенок оперирует не только конкретными образами, но и способен сам нарисовать простую схему. Происходит развитие восприятия под воздействием роли учителя, т.к. учитель организует деятельность учащихся по восприятию объектов , выявляя их существенные признаки. Аналогичную работу можно проводить и дома родителям, побуждая ребенка наблюдать и сравнивать увиденное в разные промежутки времени или в разных состояниях.
- Сознательный интерес – интерес к содержанию учебной деятельност, потребность приобретать знания. У первоклассника пока сформирован интерес к самому процессу учебной деятельности, т.е. дети увлеченно и старательно выполняют какую- либо работу, не сознавая того, что в жизни им это может пригодиться, затем формируется интерес к результату своего труда: что-то впервые выполнил самостоятельно и очень этому обрадовался. Необходимо формировать сознательный интерес у первоклассников. И для развития качества сознательного интереса к учению нужна помощь родителей, т.е. много можно сделать в домашних условиях.
- Позиция школьника – понимание того, что он уже не дошкольник, а школьник. Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять своё время.
Замедленное восприятие и переработка информации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Низкий общий темп работы.
Речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затруднённое понимание речи других людей.
- Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.
Успешность в школе зависит от наличия у малыша адекватной самооценки. Мы сравниваем себя с другими людьми и на базе этого сопоставления вырабатываем мировоззрение для себя, о собственных способностях и возможностях, чертах собственного нрава и человеческих качествах.
Так равномерно складывается наша самооценка. Процесс этот начинается в раннем возрасте: конкретно в семье ребенок в первый раз выяснит, обожают ли его, принимают ли таким, каковой он есть, сопутствует ли ему удача либо беда.
Непременно, адекватная самооценка упрощает процесс адаптации к школе, тогда как завышенная либо заниженная, напротив, осложняют его. Но даже если у малыша адекватная самооценка, взрослые должны держать в голове, что начинающий школьник пока не может совладать со всеми задачками без помощи других.
- Более насыщенная программа – общеобразовательная + музыкальная школа. Ребенок, посещающий одновременно общеобразовательную и музыкальную школу, без сомнения подвергается большой нагрузке – и физической и психологической. Но правильно организованные занятия позволяют нивелировать данные проблемы, тем более что занятия в музыкальной школе, как правило, индивидуальные, или групповые. Таким образом, музыкальное образование, правильная организация и распределение времени благоприятно влияют на ребенка. Приобщают к миру прекрасного, к проявлению творческих способностей каждого, активности, интересу, развитию всех психологических процессов, перечисленных выше.
- На первый вопрос я думаю, что вы получили ответ. Определили причины возникновения трудностей и дали некоторые рекомендации для их преодоления. У кого есть вопросы?
- Возникли ли трудности у Вашего ребёнка сейчас на данном этапе обучения? В чём они проявились?
Теперь обратимся к вашим ответам на вопрос, данный в анкете.
- Какие трудности в обучении возникли у вашего ребенка?
Попробуем найти пути их решения.
(разбор трудностей, поиск решения)
- Какие предметы у детей любимые по их мнению? по вашему? Совпали ли они?
- Какие предметы не любят дети?
- Какие предметы самые тяжелые?
(диаграмма)
Вывод (предложения родителей)
- Можно ли пользоваться этими приемами в своей родительской практике по оказанию помощи в преодолении возникших трудностей в обучении?
(своевременная помощь, консультация)
- А теперь посмотрим на реальную картину обучения на конец 3-ей четверти по обеим школам.
(диаграмма – выводы)
- Кто желает посмотреть какими предметными и метапредметными умениями должны владеть учащиеся на конец 1-ого класса, можно посмотреть у классного руководителя.
- Сознательный интерес к обучению может быть сформирован при условии положительного эмоционального настроя к предметам, понимания учащимися его значения.
- Ребенку нужно чувствовать поддержку. Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение содействуют ему преодолеть все трудности.
Необходимо вовремя оказать помощь, быть рядом, объяснить, похвалить, спрашивать его ежедневно о его делах в гимназии. И только в этом случае ваш ребенок будет успешен и будет замотивирован в хорошей успеваемости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Школьная отметка: за и против."
Наказание и поощрение за школьную отметку....
родительское собрание "Школьные страхи"
Тема: Школьные страхи.Цель: формирование у родителей умения выявлять причины детских страхов и находить пути преодоления школьных страхов.Здравствуйте уважаемые родители!Своё собрание я хочу начать с ...
Родительское собрание "Школьная отметка" 2 класс
Конспект родительского собрания....
Родительское собрание "Школьные отметки"
"Школьные отметки"...
Родительский лекторий«Школьная тревожность: виды, причины, приемы снижения» по теме
Родительский лекторий по теме " Школьная тревожность : виды, причины,приёмы снижения"...
Родительский лекторий "Школьные трудности" или как помочь своему ребенку овладеть грамотным письмом
сДанный материал поможет сформировать у родителей представления о причинах возникновения школьных трудностей обучения в начальной школе....
Родительское собрание "Школьные трудности"
Формирование у родителей представлений о причинах возникновения школьных трудностей обучения в начальной школе....