учебные действия
картотека (4 класс) на тему

действия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_situatsii1.docx43.67 КБ
Файл ped_situatsii.docx43.67 КБ
Файл situatsii.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Ситуация 1

Миша Н., 7 лет, детский сад не посещал, при поступлении в школу, по словам матери (педагога по образованию), хотел учиться, был хорошо подготовлен. Первое полугодие проучился нормально, однако учительница часто делала замечания — отвлекается на уроках, невнимателен и т.д. Миша, мальчик достаточно воспитанный, вдруг стал огрызаться, иногда грубить учительнице. Мать не придавала сна­чала этому большого значения. Но поведение Миши постепенно ухудшалось. После того, как учительница назвала его при всем классе "идиотом", мальчик набросился на нее. Раз­бор в кабинете директора только усугубил конфликт, ребе­нок окончательно замкнулся, отказывался ходить в школу. Мать все-таки отводила его в школу, и он либо безучастно сидел на уроках, либо вел себя вызывающе: мог ходить по классу, укусил девочку, которая обзывала его, сидел под партой, когда учительница ругала мальчика, в диктанте перед каждым словом написал приставку "не", диктант не сдал учителю и т. д. Ко всем взрослым стал относиться с недоверием, отказывался разговаривать с ними, наблюдался частичный аутизм.

Действие данной ситуации происходит во время учебного года. Ученик совершает сознательное действие с непредвиденным результатом. Участники: учитель и ученик, родитель. Действия учащегося можно расценить как проявление дезадаптации.

Причинами дезадаптивного поведения в данной ситуации являются:

  1. Конфликтные отношения с учителем из-за авторитарного стиля руководства по отношению к данному ребенку;
  2. Конфликтные отношения с учащимися (дети смотрят друг на друга глазами учителя).

Причиной  конфликтных отношений с учителем может быть отсутствие интереса у ребенка на уроке, предвзятое отношение учителя к ребенку, отсутствие педагогического такта. Это вызвало неадекватное поведение ребенка и к учителю, и к одноклассникам. Агрессия по отношению к ним, является защитной реакцией Миши.

Точкой опоры для разрешения ситуации может быть учет индивидуальных особенностей ребенка – тип темперамента, различия в познавательной сфере, что обязательно необходимо учитывать для подбора необходимых методов и приемов образования и воспитания. В этом и могли заключаться все дисциплинарные нарушения учащегося.

Исходя из данной педагогической ситуации, можно выделить следующие педагогические задачи:

  1. Стратегические:

- помощь ребенку в адаптации к школьной среде

  1. Тактические:

­        выявить эмоционально-аффективные и личностные особенности, препятствующие адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде и социуме;

­        создать условия для успешной адаптации учащегося.

  1. Оперативные:

В качестве варианта выхода из данной ситуации  следует обратиться к школьному психологу на консультацию; или же посетить психиатра, на основе заключения которого определиться с дальнейшими путями решения данной педагогической ситуации.

Критерием успешности выхода из ситуации является прояснение  причин сложившейся проблемы, и принятие родителями и учительницей адекватных мер по отношению к ребенку.

Считаю, что именно выбранное решение уместно в данной ситуации, поскольку конфликт, «разгоревшийся» в школе, был переведен на более высокий уровень, так как был задействован даже директор. И самым приемлемым способом разрешения я считаю перевод ребенка в другую школу.

Негативные последствия принятого решения могут выражаться в том, что, так как ребенок замкнулся в себе, будет достаточно проблематично проведение сеансов терапии у психолога, либо психотерапевта.

Позитивными последствиями будет то, что психологу или терапевту удастся выявить причины сложившейся ситуации  и помочь родителям ребенка в ее преодолении.


Ситуация 2

Оля-первоклассница, которая почти каждое утро перед школой жаловалась на головную боль, боли в животе. Иногда у девочки наблюдалась рвота, повышалась температура. Естественно, что в такие дни девочка оставалась дома. Мать удивляло то, что через несколько часов все симптомы проходили, и вызывать врача было бессмысленно. Родители верили, что дочь по утрам не симулирует, однако объяснить причину этого явления были не состоянии.

Действие данной ситуации происходит в начале учебного года. Участники: учитель и ученик, родитель. Состояние данной ученицы можно расценить как проявление дезадаптации.

Причинами дезадаптивного поведения могут быть:

  1. Низкая сформированнность навыков общения с взрослыми и со сверстниками;
  2. Низкая стартовая готовность;
  3. Возможные имеющиеся страхи, опасения, напряженность, связанные с посещением школы.

Основой ситуации является боязнь школы, которая сопровождается соматической реакцией по утрам перед посещением школы.

Точкой опоры для разрешения ситуации может быть учет индивидуальных особенностей ребенка, создание для него ситуации успеха.  Необходимо также учитывать и тот факт, что взаимоотношения отдельного ребенка с коллективом в младшем школьном возрасте складываются на основе отношения учителя к этому ребенку.

Исходя из данной педагогической ситуации, можно выделить следующие педагогические задачи:

  1. Стратегические:

- устранение дефицита знаний и недостаточного развития психомоторных навыков;

- Развитие коммуникативных навыков.

  1. Тактические:

­ выявить эмоционально-аффективные и личностные особенности, препятствующие адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде и социуме;

­ создать условия для успешной адаптации учащегося.

  1. Оперативные:

- проведение мероприятий для сплочения и налаживания отношений в коллективе;

- создавать ситуацию успеха в учебной и внеклассной деятельности.

В качестве варианта выхода из данной ситуации я считаю необходимо направить девочку к школьному психологу для проведения терапевтический сеансов, а учителю создавать ситуацию успеха для ребенка на уроках и во внеурочное время. Например, если у ребенка есть любимое домашнее животное, то можно организовать внеклассное мероприятие, на котором Оля может рассказать о нем, что возможно поможет наладить взаимоотношения с некоторыми из детей, которые будут разделять ее интерес.

Критерием успешности выхода из ситуации является выяснение  причин сложившейся проблемы, и принятие учителем мер ее разрешения.

Считаю, что именно выбранное решение уместно в данной ситуации, поскольку предложенные мной методы являются основой для преодоления дезадаптации на начальном этапе обучения.

Негативные последствия принятого решения могут выражаться в том, что данные меры не приведут к улучшению ситуации, а девочка может замкнуться в себе.

Позитивными последствиями будет то, что психологу и учителю  удастся выявить причины сложившейся ситуации  и помочь ребенку в ее преодолении.


Ситуация 3

В классе состоялась контрольная работа по английскому языку. Это была первая контрольная в этом учебном году у новой учительницы. Переводы были сделаны в основном правильно, но в написании слов учащиеся допустили массу ошибок. Прежняя учительница за это оценки не снижала. А новый преподаватель снизил. Ученики усмотрели в этом проявление несправедливости. Некоторые тут же демонстративно порвали свои работы.

Действие данной ситуации происходит на уроке английского языка. Участники: учитель и класс. Реакцию класса можно расценить как протест против несправедливости нового преподавателя.

Причиной данной ситуации, на мой взгляд, является несвоевременное ознакомление учащихся с критериями оценки письменных работ.

Основой ситуации является знание нормативных документов по оцениванию письменных работ учащихся.

Точкой опоры для разрешения ситуации может быть предъявление учащимся Положения об оценивании знаний по английскому языку.

Исходя из данной педагогической ситуации, можно выделить следующие педагогические задачи:

  1. Стратегические:

-

  1. Тактические:

-

  1. Оперативные:

-

В данной ситуации можно рассмотреть несколько вариантов выхода:

- не снижать оценки за выполнение работы в этот раз;

- выставить только оценки, которые удовлетворяют учеников, а остальным дать возможность переделать данное задание;

- аннулировать все оценки за работу.

Но на мой взгляд…

И, конечно же, впредь необходимо заранее предупреждать учащихся о предъявляемых требованиях к выполнению различного рода заданий.

Критерием успешности выхода из ситуации является принятие решения, которое будет способствовать устранению конфликтной ситуации.

Считаю, что именно предложенные решение уместны в данной ситуации, поскольку они являются компромиссными и позволять избежать конфликтной ситуации.

Негативные последствия принятого решения могут выражаться в том, что данные меры не приведут к улучшению ситуации, а в дальнейшем даже ухудшению взаимоотношений учитель-класс.

Позитивными последствиями будет то, что учителю удастся избежать конфликтной ситуации и в дальнейшем избегать подобных оплошностей.


Ситуация 4

Когда мой внук, пятиклассник, получил двойку по пению, меня это озадачило. Ведь он параллельно со средней школой учится в музыкальной, поет там в хоре.

Спрашиваю:

- Как же так?

- А я, дедушка, тетрадь по пению забыл.

Вторую двойку внук получил по физкультуре. И снова непонятно. Парень - спортсмен, участник многих школьных соревнований. Оказалось, забыл принести лыжи. А третья двойка - по поведению - меня просто ошеломила. В те давние времена, когда я учился, не только "неуд", но и "хорошо" было происшествием. Что же ужасного натворил внук?

- Да ничего особенного,- отвечает классный руководитель,- вертелся на уроке.

Единица по математике, размашисто выставленная "за грязь" в тетрадь, уже не удивила меня. Теперь, перелистывая дневник, в котором пестрят низкие отметки, недоумеваю, то ли мой внук действительно "съехал" в учебе, то ли недисциплинирован или неряшлив.

Участники данной ситуации учитель – ученик, дедушка (родитель).

Причиной возникновения данной ситуации является систематическое выставление оценок учащемуся за поведение, а не за имеющиеся знания, что является недопустимым.

Основой ситуации является  незнание педагогических требований к оценке учащегося.

Точкой опоры для разрешения данной ситуации является знание психолого-педагогических требований к оценке ЗУНов Статья 336. «Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником» Трудового Кодекса РФ.

Исходя из данной педагогической ситуации, можно выделить следующие педагогические задачи:

1.        Стратегические:

-

2.        Тактические:

-

3.        Оперативные:

-

Для разрешения данной ситуации, на мой взгляд, существует 2 варианта. Первый вариант, это индивидуальная беседа родителя с учителем и второй вариант, если разговор окажется безрезультатным родителям следует обратиться к завучу школы, для того, чтобы она повлияла на учителя.

Критерием успешности выхода из ситуации является пересмотр оценок, выставленных учащемуся не за знания, а за поведение. Проведение семинара для преподавателей по вопросу оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Считаю, что именно предложенные решения уместны и необходимы в данной ситуации, так как данное нарушение может привести к снижению мотивации учебной деятельности, к потере авторитета учителей в глазах учащихся.

Позитивными последствиями будет то, что родителям удастся добиться исправления оценок ребенка и предотвратить в дальнейшем подобные ситуации.

Ситуация 5

Учитель заметила, что на уроке в 4 классе ученица Маша во время ответа другой ученицы разговаривала со своей подругой. Посадив отвечающего, учитель предложил ей продолжить ответ. Девочка правильно и полно изложила материал, причём при ответе не ограничилась материалом учебника. Но учитель поставил в журнал «3», мотивируя оценку тем, что «в следующий раз она не будет разговаривать на уроке».

Действие данной ситуации происходит на уроке во время проверки домашнего задания. Участники: учитель - ученик. Действие учителя можно расценить как психолого-педагогическую некомпетентность.

Причиной данной ситуации, на мой взгляд, является то, что учитель не поставила перед классом целевой установки (задать вопросы в конце ответа, либо дополнить его) и возможной причиной является незаинтересованность девочки в уроке.

Точной опоры для разрешения ситуации является необходимость дифференцированного подхода к учащемуся, так как из ситуации мы знаем, что девочка ответила по теме отлично и в своем ответе использовала материал из дополнительных источников. Из этого можно сделать вывод, что Маше просто необходимо давать отдельные задания для того, чтобы она была заинтересована в учебной деятельности и не отвлекалась на уроке.

Исходя из данной педагогической ситуации, можно выделить следующие педагогические задачи:

  1. Стратегические:

-

  1. Тактические:

-

  1. Оперативные:

-

В данной ситуации учителю следовало поставить заслуженную оценку за ответ девочки и написать замечание в дневник за нарушение дисциплины на уроке, продумывать дифференцированные задания для учащихся на урок.

Критерием успешности выхода из ситуации является справедливое оценивание ответа девочки.

Считаю, что именно предложенное решение уместно в данной ситуации, поскольку мы знаем, что по Трудовому Кодексу РФ нельзя ставить учащимся оценку в журнал по поведению.

Позитивными последствиями будет то, что учителю удастся заинтересовать девочку предметом и предотвратить дальнейшие нарушения дисциплины.

Ситуация 6

В 7 класс пришел новый ученик. Несколько дней всё шло хорошо. Но вот к новичку подошел Толя и попросил у него тетрадь по алгебре, чтобы списать домашнее задание. Стасик, пожав плечами, сказал, что в его школе, где он раньше учился, таких ребят, которые любят жить за чужой счёт, просто не уважали. Толя удивился, а после уроков собрал вокруг себя ребят, которые, слушая его, неодобрительно поглядывали в сторону Стасика.

На уроке математики учитель спросил Стасика. Он ответил хорошо.

- Вот как надо отвечать, - заметил учитель, выставляя в дневник Стасика пятёрку.

На перемене к Стасику подошли двое ребят, сели верхом на парту и спросили:

- В люди хочешь выйти? Стараешься?..

Стасик опешил. Потом возмущенно спросил:

- А разве это плохо?

- А мы выскочек не любим! – последовал ответ, и ребята вышли из класса. После уроков Стасика избили.

Действие данной ситуации происходит в урочное и внеурочное время. Участники ученик-ученик. Действия Толи можно расценить как зависть и месть.

Причиной данной ситуации является поведение учителя по отношению к классу и новечку в этом классе.

Основой ситуации являются возрастные особенности подростков. Именно …

Точкой опоры для разрешения конфликта является разработка плана мероприятий для повышения нравственности и мотивов учебной деятельности.

Исходя из данной педагогической ситуации, можно выделить следующие педагогические задачи:

  1. Стратегические:

-

  1. Тактические:

-

  1. Оперативные:

-

В данной ситуации учителю, на мой взгляд, следует провести ряд бесед с детьми о важности знаний, понятие дружбы и т.п.

Критерием успешности выхода из ситуации является снятие напряжения в классе, налаживание отношений нового учащегося с классом и повышение мотивов учебной деятельности.

Позитивными последствиями будет то, что учителю удастся заинтересовать детей учебной деятельностью, ввести Стаса в классный коллектив, помочь занять ему достойное место в системе межличностных отношений.

Ситуация 7

Как-то я оказалась свидетельницей разговора учителя с отцом девятиклассника. Педагог молодой, только второй год ведёт классное руководство. Отцу за сорок. Высшее образование, прочное общественное положение. Мать – врач. Сын – единственный. Классный руководитель искал ответ на вопрос: почему способный мальчик учится на тройки?

- Балуем мы его с матерью, - улыбаясь, признаётся отец. – Один он у нас. Ну и не насилуем. Да и то сказать: пять-шесть часов в школе, да еще дома сиди. Так и здоровье подорвать можно. А когда же развлечься? Стадион, лыжи, кино. А теперь вот ему хочется и с девочками погулять, потанцевать. Чем же вспомнить юность? А там институт.

- Простите, - перебил учитель, - вряд ли ваш сын поступит в институт. Требования теперь повышены. Если, конечно, он не изменит своего отношения к учёбе.

- Поступит, - уверенно протянул отец.- Если сразу после школы не попадёт в институт, то после армии. Нам с женой ещё далеко до пенсии. Зарабатываем мы достаточно, чтобы поставить на ноги единственного сына.

Беседа проходит после уроков. Участники учитель-родитель.

Причиной данной ситуации является неправильная педагогическая позиция родителей.

Основой ситуации является, то, что в подростковом возрасте происходит резкое снижение мотивов  учебной деятельности, а также  неправильная педагогическая позиция родителей, которые считают, что не стоит заставлять учиться единственного сына, когда они и сами способны решить за него все проблемы с учебой и поступлением в Вуз. В свою очередь все эти факторы и привели к тому, что довольно способный ученик стал учиться на тройки.

Точкой опоры для разрешения данной ситуации является открытый диалог учителя с родителем направленный на объяснение необходимости учебной деятельности.

 Исходя из данной педагогической ситуации, можно выделить следующие педагогические задачи:

  1. Стратегические:

-

  1. Тактические:

-

  1. Оперативные:

-

Молодой педагог, на мой взгляд, не будет являться референтным для родителя этого мальчика, поэтому классному руководителю следует обратиться к более опытному педагогу, которого родитель знает и уважает с просьбой поговорить с родителями мальчика о их педагогической позиции.

Критерием успешности выхода из ситуации является убеждение родителей в изменении их педагогической позиции в усвоении роли полученных ребенком знаний для его дальнейшей жизни.

Негативные последствия принятого решения могут выражаться в том, что принятые меры не буду эффективны, и не изменят педагогической позиции родителей.

Позитивными последствиями будет то, что учителю удастся изменить сложившуюся ситуацию и повысить успеваемость способного учащегося.

Ситуация 8

- Кому я тут понадобился? – высокий мужчина обвёл взглядом присутствующих в учительской.

- Вы, Андрей Иванович? – навстречу ему поднялась пожилая женщина. – Здравствуйте. Я классный руководитель вашего Славы. Пригласила вас, чтобы посоветоваться, как помочь Славе ликвидировать двойки по математике.

- Извините. Вы – учитель. Я вам отдал своего сына. Вы его и учите. Математика – это ваша работа. Я со своей работой справляюсь и никого не зову на подмогу.

- Охотно верю. Однако воспитание вашего сына не только наше дело, но и ваше. Школа не всегда может…

- А я могу? Вы работаете по 3 – 4 часа в день. А я по 7. Да ещё у вас отпуск 48 рабочих дней. Так что моё дело кормить, а ваше воспитывать…

Действие данной ситуации происходит во внеурочное время. Участники учитель-родитель. Действия родителя можно расценить как выражение недовольства компетентностью педагога, действия учителя как проявление заботы об учащемся.

Причинами данной сложившейся ситуации я считаю неправильную педагогическую позицию родителей.

Основой противоречия, на мой взгляд, является незнание родителем своих воспитательных обязанностей по отношению к своему ребенку.

 Точкой опоры для разрешения противоречия будет Семейный кодекс РФ, в котором описывается то, что родители несут ответственность за воспитание, развитие своих детей, получение ими основного общего образования (ст.63), а также за их содержание (ст.80).

Исходя из данной педагогической ситуации, можно выделить следующие педагогические задачи:

  1. Стратегические:

-

  1. Тактические:

-

  1. Оперативные:

-

Для выхода из данной педагогической ситуации следует соблюсти следующий алгоритм:

  1. Прежде всего, выдержать паузу, чтобы дать родителю успокоиться и снять психологическое напряжение;
  2. Затем принимаем позицию родителя и ведем разговор следующим образом «Я уважаю Ваш труд по содержанию своей семьи, но Вы же знали, что будете нести ответственность за всех ее членов, это даже прописано в Семейном кодексе РФ. Поймите, пожалуйста, что мне в одиночку трудно справиться со сложившейся проблемой, а Слава очень хороший мальчик, по всем предметам у него отлично и хорошие оценки, поэтому я и решила попросить помощи, для того чтобы выяснить причины его плохих отметок по математике, так как со мной он разговаривать отказывается…»

Критерием успешности выхода из ситуации является выяснение  причин сложившейся проблемы, и принятие учителем мер для улучшения успеваемости учащегося.

Считаю, что именно выбранное решение уместно в данной ситуации, поскольку родители как никто другой способны повлиять на своего ребенка, когда педагог уже не может справиться с ситуацией.

Позитивными последствиями будет то, что родителям и педагогу совместными усилиями удастся выявить причины неуспеваемости Славы и разработать план по разрешению этой проблемы.

Ситуация 9

Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреагируете на это?

Действие данной ситуации происходит во время учебного процесса на этапе организации класса.  Участниками пед. ситуации являются  учитель, ученик, класс. Действие учащегося можно расценить как: проявление неуважение к учителю, а так же подрыв его авторитета в глаза детей и явное нарушение дисциплины. Оно несет сознательный характер с непредвиденным результатом.

Мотив такого поведения ребенка, по моему мнению, может заключаться в желании установить свою власть не только над одноклассниками, но и даже над учителем. Ученики, стремящиеся добиться этого, постоянно "задевают" учителя, бросают ему вызов. Так же они могут не обращать внимания на замечания учителя, шуметь в то время, когда остальные работают, жевать жвачку, играть сотовым телефоном. Им нужны зрители, свидетели их власти. Отметим, что поведение учеников, добивающихся власти, может проявляться в активной и пассивной формах. Активная форма - это вспышки негодования (неуважительно отвечают, хамят). Пассивная форма - тихое непослушание, оправдание ленью, забывчивостью или плохим физическим состоянием. В нашей ситуации это, несомненно, активная форма проявления.

Второй возможный мотив такого поведения - это месть. Часто дети с такой мотивацией поведения выглядят недовольными, угрюмыми, злыми. Когда ученик устраивает выходки с целью отомстить, он мстит за нанесённые ему обиды, реальные и воображаемые. Иногда дети мстят учителю за обиду, нанесённую другими. Такая месть проявляется в виде прямых и непрямых актов физического насилия, а так же в провокации учителя неуважительным отношением.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в основе противоречия лежит желание ученика добиться либо власти, либо отомстить за обиды реальные или воображаемые.

В основе разрешения противоречия,  по моему мнению, лежит необходимость установление рабочей атмосферы в классе.

Необходимо пресечь попытку ученика поставить учителя в неловкое положение и тем самым сорвать учебный процесс.

В качестве варианта решения данной ситуации первым шагом является  снятие психического напряжения, пока оно сохраняется конфликт не разрешить. Снятие напряжения можно осуществить разнообразными способами: шуткой или отвлечением, например, сказать  «Люблю веселых людей» или же  «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение». Затем после уроков либо на перемене побеседовать с учащимся, например, спросить «Какие именно мои действиях у тебя вызывает смех?», «Что я делаю не так на твой взгляд?» и т.п., что поможет выявить причины данного поведения учащегося.

Критерием успешности решения ситуации является проявление компетентности педагога в виде принятого решения использовать шуточную форму выхода из данной ситуации, которая позволила сохранить и укрепить свой авторитет, а затем  сосредоточить внимание учеников на образовательном процессе. Также дальнейшее выяснение причин позволит учителю скорректировать свою деятельность для предотвращения подобных ситуаций.

Считаю, что благодаря юмору участники конфликта имеют возможность подняться над ситуацией и увидеть в ней смешные элементы. При этом важно, что шутка была доступна для понимания каждого из субъектов, чтобы она не содержала сарказма или иронии. Используя эту форму, педагог не только разрешает конфликт, но и повышает свой авторитет.

Принятое решение может спровоцировать следующие негативные последствия: 1. Ребенок может не понять или не воспринять шутку учителя и ответить в грубой форме, что усугубит ситуацию;

Позитивные последствия: авторитет учителя останется непоколебимым, образовательный процесс войдет в нужное русло.

Ситуация 10

В классе учится дочь одной из учительниц школы. Дети считают её «генеральским ребёнком» и по поводу каждого его успеха перешёптываются об «особом отношении» к ней со стороны преподавателей. Каждую её неудачу, напротив, встречают злорадством. Разумеется, девочка из-за этого сильно переживает, но не может ничего доказать, потому что её попросту не слушают.

Действие данной ситуации происходит в детском коллективе. Участниками являются ученица-класс. Действия учащихся можно расценить, как проявление злорадства.

Учитывая самостоятельность и усердие ученицы, можно заключить, что мотивами данного поведения учеников является зависть успехам девочки, приписывание их её маме.

Можно предположить, что в основе противоречия лежат собственные неудачи учащихся в учебной деятельности, и они оправдывают свои неудачи тем, что к девочке просто существует «особое отношение» со стороны преподавателей.

Для разрешения данного противоречия учителю стоит меньше акцентировать внимание на успехах данной ученицы при всем классе, чтобы не создавать более напряженной обстановки в коллективе.

В основе педагогической задачи в данной ситуации будет установление дружеских отношений в коллективе.

Возможным решением педагогической ситуации является предотвращение возможности открытого вмешательства в данный конфликт мамы ученицы. Но маме следует поговорить с другими педагогами, чтобы те объективно относились к дочери и реально оценивали ее знания. Преподаватель должна постараться дать девочке поручение, выполнение которого оценят сами ребята, позволить ей раскрыться. Возможно после этого дети поймут, что девочка и сама по себе многого стоит. Если за определенный период ситуация не изменится, то девочку следует перевести в другой класс, либо вообще в другую школу.

Критерием успешности выхода из данной педагогической ситуации является установление в коллективе дружеских отношений.

Считаю, что данное решение позволит ученикам посмотреть на девочку с иной стороны и рассеять зависть учащихся по поводу ее успехов.

Принятое решение может спровоцировать следующие негативные последствия:  класс все же не оценит старания девочки и продолжит свои злорадства, которое может перерасти в ненависть.

Позитивные последствия: девочка займет достойное место в системе межличностных отношений.



Предварительный просмотр:

СИТУАЦИЯ 1

На уроке в 4классе учитель попросил мальчика дать ему дневник за то, что он не работал с упражнениями по русскому языку, но он отказался это сделать. Как Вы поступите?

Действие данной ситуации происходит на уроке. Ученик совершает сознательное действие с непредвиденным результатом. Участники: учитель и ученик. Действие учащегося можно расценить как упрямство, либо протест против действия учителя.

Мотивом невыполнения упражнений на уроке может быть, непонимание учащимся данной темы и как следствие неспособность выполнения заданий.

По моему мнению, в основе ситуации, со стороны ученика лежит стремление указать на несправедливость по отношению к себе, так как невыполнение упражнений может быть следствием недоступного объяснения темы учителем для понимания данного учащегося.

Точной опоры разрешения ситуации может быть открытый диалог между учителем и учащимся для выяснения причин невыполнения заданий.

В основе педагогической задачи, на мой взгляд, лежит выяснение причин невыполнения учащимся упражнений и при необходимости индивидуальное занятие с учащимся.

В качестве варианта выхода из данной ситуации  является открытый диалог, начать который учитель может со слов  «Мне интересно знать, почему ты выполнил упражнения» или «Давай поговорим подробнее. Почему ты не справился с выполнением заданий, наверное, существую какие-то причины…»

        Критерием успешности выхода из ситуации является выяснение  причин сложившейся ситуации, и принятие учителем мер ее разрешения.

Считаю, что именно выбранное решение уместно в данной ситуации, поскольку учитель сможет проанализировать причины невыполнения упражнений учащимся и предотвратить появление подобных проблем в дальнейшем.

Негативные последствия принятого решения могут выражаться в том, что диалог окажется непродуктивным и учащийся продолжит не выполнять данные учителем задания. Позитивными последствиями будет то, что учителю удастся выявить причины ситуации  и впредь предотвратить появление подобных ситуаций.

СИТУАЦИЯ 2

Артем, ученик 6-го класса, на перемене вылез в окно и, пройдя немного по карнизу, снова появился в классе. Классный руководитель увидел по горящим глазам своих воспитанников, какое впечатление произвел на них поступок мальчика. Некоторые шептались между собой: "Вот это да! Какой он смелый, ничего не боится". Ваши действия?

Действие данной ситуации происходит на перемене. Ученик совершает сознательное действие с непредвиденным результатом. Участники: учитель-ученик, учащиеся. Действие учащегося можно расценить как проявление смелости

Мотивом данного поступка может быть привлечение внимания. Некоторые ученики ведут себя плохо для того, чтобы учитель уделил им особое внимание. Они хотят быть в центре внимания, требуют его всё больше и больше. Суть их "плохого" поведения - демонстративность. Такие поступки отвлекают весь класс, учителя, и работать становится невозможно. Чем меньше внимания ребёнок получает дома, тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в школе. В средних и старших классах им нужна широкая аудитория: и одноклассники, и учителя. Возникают вопросы не по существу, реплики вслух, игры на уроке, комментарии по ходу урока, совершение «бесшабашных»  поступков, шумное несдержанное поведение и так далее. На самом деле ученики показывают, что хотят взаимодействовать с вами, но не знают как.

Исходя, из вышесказанного, можно сделать вывод, что в основе противоречия лежит желание ученика привлечь внимание окружающих.

В основе же разрешения данного противоречия,  по моему мнению, лежит необходимость откровенного разговора между учителем и учеником.

Необходимо пресечь действия ученика, которые угрожают жизни учащегося, и провоцирую других учеников на повторение подобного поступка.

Возможным вариантом решения является откровенный разговор между учителем и учащимся, который можно начать со слов «Расскажи мне, что толкнуло тебя на подобный поступок…», «Чего ты хотел добиться, этим действием…» и так далее. Затем следует провести беседу со свидетелями данного действия, для предотвращения повторов «геройского поступка» мальчика.

Критерием успешности выхода из ситуации является выяснение причин случившегося действия и предотвращение их в дальнейшем.

Считаю, что именно выбранное решение уместно в данной ситуации, поскольку учитель сможет проанализировать причины данного поступка и предотвратить появление подобных проблем в дальнейшем.

Негативные последствия принятого решения могут выражаться в том, что диалог окажется непродуктивным и учащийся продолжит совершать подобные поступки. Позитивными последствиями будет то, что учителю удастся выявить причины ситуации  и впредь предотвратить появление подобных ситуаций.

СИТУАЦИЯ 3

В 3-м классе идет урок литературы. Учитель читает ребятам стихотворение. Тишину нарушает какой-то скрип. Учитель замечает, что Вова В. Нарочно покачивается на стуле, привлекая внимание всего класса. Ребята уже не слушают учителя, а некоторые следуют его примеру.

Действие данной ситуации происходит во время учебного процесса. Ученик совершает сознательное действие с непредвиденным результатом. Участники: учитель и ученик.

 Предполагаемой причиной поступка может быть стремление к самостоятельности и независимости, переутомление, перевозбуждение нервной системы, форма протеста против подавления ребенка взрослым.

По моему мнению, в основе ситуации, со стороны ученика лежит стремление действовать по-своему, независимо от обстановки. По-другому говоря – упрямство.

Точной опоры может служить то, что общение с упрямым возможно с помощью осторожного внушения, совета, подсказки, однако не следует угрожать и подавлять ребенка

Необходимо пресечь действия ученика, которые провоцируют других детей отвлекаться от учебного процесса.

В качестве варианта выход из данной ситуации предлагаю воспользоваться одним из приемов  прерывание паттерна: В качестве подсказки ребенку и воздействия на остальных учеников говорите тихо, измените голос, тон речи, ударение или же временно прекратите вести урок: «Дайте мне знать, когда будет можно говорить…» «Спасибо за тишину…»

Критерием успешности выхода из ситуации является установление тишины и порядка в классе, сосредоточение внимания учеников на учителе и теме урока.

Считаю, что способ временного прекращения урока привлечет внимание детей, и они поймут, что ведут себя плохо, раз учитель замолчал. Так же если начать говорить тихо, то, чтобы услышать учителя дети перестанут скрипеть стульями и возможно сами сделают замечание тому ученику, который начал первый создавать шум.

Негативные последствия принятого решения могут выражаться в том, что действия учителя не будут восприняты и учебный процесс будет сорван окончательно, а позитивные последствия заключаются в том, что в классе установится порядок и учитель продолжит вести урок.

СИТУАЦИЯ  4

Ваня Морозов, сообразительный, энергичный и непоседливый пятиклассник, постоянно раздражает учительницу своей болтовней и вертлявостью. Пересаживание на первую парту не помогло. Град дисциплинарных замечаний лишь на несколько минут утихомиривает егозу. И вот однажды, не выдержав перешептывания мальчика с соседом, педагог решительно заявляет: «В следующий раз без отца или матери на урок не пущу!». Расстроенный пятиклассник пулей вылетел из класса.

Действие данной ситуации происходит во время учебного процесса. Ученик совершает сознательное действие с непредвиденным результатом. Участники: учитель и ученик.

Действия учащегося можно расценить, как нарушение дисциплины с целью привлечения внимания, либо утверждение собственной власти в классе. Если рассматривать первый вариант, то некоторые ученики ведут себя плохо для того, чтобы учитель уделил им особое внимание. Они хотят быть в центре внимания, требуют его всё больше и больше. Суть их «плохого» поведения — демонстративность.

Рассматривая же второй вариант можно сказать, что некоторые ученики негативно ведут себя, потому что для них важно установить свою власть даже над учителем, классом. Ученики, стремящиеся добиться этого, постоянно «задевают» преподавателей, бросают вызов. Они могут не обращать внимания не замечания учителя, шуметь в то время, когда остальные работают, жевать жвачку, играть сотовым телефоном. Им нужны зрители, свидетели их власти.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в основе противоречия лежит желание ученика добиться либо внимания, либо власти над классом и даже учителем.

В основе же разрешения данного противоречия,  по моему мнению, лежит необходимость откровенного разговора между учителем и учеником.

Необходимо выяснить каковы реальные мотивы и причины «плохого» поведения учащегося и исходя из этого, сформировать дальнейший план действий учителя.

В качестве варианта выхода из данной ситуации  является открытый диалог, начать который учитель может со слов  «Мне интересно знать, почему ты так поступаешь» или «Давай поговорим с тобой Ваня. Наверное, существую какие-то причины твоего плохого поведения на уроках?».

Критерием успешности выхода из ситуации является выяснение  причин сложившейся ситуации, и принятие учителем мер ее разрешения.

Считаю, что именно выбранное решение уместно в данной ситуации, поскольку учитель сможет проанализировать причины нарушения дисциплины учащимся и скорректировать его поведение в дальнейшем.

Негативные последствия принятого решения могут выражаться в том, что диалог окажется непродуктивным и учащийся продолжит нарушать дисциплину в ходе учебного процесса. Позитивными последствиями будет то, что учителю удастся выявить причины поведения учащегося и впредь предотвратить его плохое поведения.

СИТУАЦИЯ 5

Во время собрания один из родителей учащихся 2 класса начал критически отзываться о методах обучения и воспитания учителя. По мере развития диалога он начал выходить из себя, гневно выкрикивать оскорбительные замечания в адрес педагога. Что вы предпримете?

Действие данной ситуации происходит во время родительского собрания. Участники педагогической ситуации учитель-родитель. Действие родителя можно расценить как: проявление неуважение к учителю, а так же подрыв его авторитета в глаза родителей. Оно несет сознательный характер с непредвиденным результатом.

По моему мнению, в данной ситуации причина такого заявления со стороны родителя может заключаться в том, используемые учителем методы обучения и воспитания являются непродуктивными и возможно сказываются на успеваемости учеников. Исходя, из этого и возникло недовольство родителя.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в основе противоречия лежат профессиональные компетенции учителя.

В основе разрешения противоречия,  по моему мнению, лежит необходимость откровенного разговора между учителем и родителем.

Необходимо выяснить какие действия и поведение учителя привели родителя к такому мнению, а так же с помощью своих дальнейших действий развеять сложившееся убеждение родителя, либо скорректировать свою дальнейшую профессиональную деятельность.

В качестве варианта выхода из данной ситуации первым шагом является  снятие психического напряжения, пока оно сохраняется конфликт не разрешить. Затем перейти к открытому диалогу, начать который учитель может со слов  «Мне интересно знать, почему Вы так думаете» или «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит Вас на подобные мысли».

Критерием успешности выхода из ситуации является выяснение  причин сложившейся ситуации, и принятие учителем мер ее разрешения.

Считаю, что именно выбранное решение уместно в данной ситуации, поскольку учитель сможет проанализировать свою деятельность и при необходимости скорректировать ее.

Принятое решение может спровоцировать следующие негативные последствия:  учитель не примет во внимание слова родителя, соответственно на своих занятиях будет проявлять некомпетентность и это выльется в низкий уровень знаний учащихся.

Позитивные последствия: учитель примет во внимание замечание родителя и скорректирует свою деятельность, что позитивно скажется на успеваемости и качестве знаний учащихся.

СИТУАЦИЯ 6

На уроке математики в 3-м классе учитель несколько раз делала замечания ученику, который не занимался. На замечания он не реагировал, продолжал мешать другим, задавал нелепые вопросы окружающим его учащимся и отвлекал их от объясняемой темы. Учительница сделала еще одно замечание и предупредила, что оно последнее. Она продолжила свое объяснение, но шорох и гул не стал меньше. Тогда учительница подошла к ученику, взяла с парты дневник и записала замечание. Далее урок ученик с большей силой продолжил общаться с одноклассниками.

Действие данной ситуации происходит во время учебного процесса.  Участниками пед. ситуации являются  учитель, ученик, класс. Действие учащегося можно расценить как: проявление неуважение к учителю, а так же подрыв его авторитета в глаза детей и явное нарушение дисциплины. Оно несет сознательный характер с непредвиденным результатом.

Возможный мотив такого поведения может быть месть как цель "плохого" поведения. Часто дети с такой мотивацией поведения выглядят недовольными, угрюмыми, злыми. Когда ученик устраивает выходки с целью отомстить, он мстит за нанесённые ему обиды, реальные и воображаемые. Иногда дети мстят учителю за обиду, нанесённую другими. Такая месть проявляется в виде прямых и непрямых актах физического насилия, а так же в провокации учителя неуважительным отношением. Свои выходки ученики продолжают, пока сами не решат прекратить их. Что мы и наблюдаем в данной ситуации.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в основе противоречия лежит желание ученика отомстить за реальные или воображаемые обиды.

В основе разрешения противоречия,  по моему мнению, лежит необходимость установление рабочей атмосферы в классе.

Необходимо пресечь попытку ученика поставить учителя в неловкое положение и тем самым сорвать учебный процесс, и соответственно выйти из сложившейся ситуации.

В данной ситуации по возможности следует остаться спокойным и может даже безразличным, в последствие, это может обескуражить учащегося, что на его действия не следует реакции.

Для предотвращения подобной ситуации может быть использованы следующие методы:

- проигнорировать данное поведение;

- встать рядом;

- установить зрительный контакт;

- говорить тихим голосом, изменить его и т.д.

Методами профилактики  мстительного поведения являются: необходимость строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них и учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами.

Критерием успешности выхода из ситуации является установление тишины и порядка в классе, сосредоточение внимания учеников на учителе и теме урока.

Считаю, что если, например, начать говорить тихо, то, чтобы услышать учителя ученики перестанут вести диалог с учащимся и возможно сами сделают замечание тому ученику, который создает шум.

Негативные последствия принятого решения могут выражаться в том, что действия учителя не будут восприняты и учебный процесс будет сорван окончательно, а позитивные последствия заключаются в том, что в классе установится порядок и учитель продолжит вести урок.

СИТУАЦИЯ 7

Девочка, 6 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную  и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: « Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к воспитательнице.

Действие данной ситуации происходит во время перемены. Участниками пед. ситуации являются  воспитатель, воспитанница, дети. Девочка совершает сознательное действие с непредвиденным результатом. Действия воспитанницы можно расценить как установление власти в группе, либо желание показать свою самодостаточность, тем самым доказать, что она взрослая и более опытная, что в свою очередь  и будет являться возможными мотивами данного поведения.

В основе противоречия лежит самоуверенность девочки, которая в свою очередь граничит с завышенной самооценкой и неумением договариваться.

В основе разрешения противоречия и постановки пед. задачи, по моему мнению, лежит необходимость развития умения договариваться, а так же необходимость корректно указать на то, что девочка излишне самоуверенна.

Выходов из данной ситуации может быть множество, например:

  1. Предложить девочке роль режиссера в данной игре, чтобы  помочь своим подругам проявить себя. Показать, что их выступления тоже достойны похвалы;
  2. Провести беседу с ребенком, направленную на  анализ отрицательных сторон поведения героев художественных произведений (хвастовство, обида товарищей и т.д.), объяснить, что другие девочки, ее подруги, тоже хотят сыграть эту роль. Предложить сыграть по очереди;
  3. Предложить детям не ссориться, а распределить роли при помощи жребия. Так будет справедливо;
  4. Организовать кастинг на главную роль – лиса, выбрать независимое жюри (мальчики, дети незадействованные в этой игре) и тому подобное.

Критерием успешности выхода из данной ситуации является разрешение конфликтной ситуации между детьми.

Принятое решение может спровоцировать следующие негативные последствия:  девочка может воспринять в штыки предложения учителя и остаться при своем мнении.

Позитивные последствия: дети выберут один из предложенных вариантов решения и конфликтная ситуация будет исчерпана.

СИТУАЦИЯ 8

Учительница: “А теперь, чтобы вы лучше запомнили, какими бывают обстоятельства, составим таблицу”. Из класса раздалось недовольное нытье: “Ну зачем”, “Вот еще!”, “Давайте не будем”, “Мы и так запомним”. Учительница (озадаченно помолчав): “Ну, хорошо, таблицу мы делать не будем, сделаем только памятку”. Опять недовольные выкрики из класса: “Зачем?” “Давайте, лучше таблицу!” и т.д. Учительница: “Ну уж нет, не захотели таблицу, будем делать памятку, сразу нужно было думать”.

Действие данной ситуации происходит во время учебного процесса.  Участниками пед. ситуации являются  учитель- класс. Она имеет характер сознательного действия с непредвиденным результатом.

Проанализировав нежелание учащихся работать, можно сделать вывод, что мотивом данного действия с их стороны может являться переутомление, либо выражение незаинтересованности в данной теме урока.

Исходя, из вышесказанного, можно сделать вывод, что в основе противоречия в данной ситуации лежит нежелание учащихся продолжать работу на уроке по двум различным причинам: переутомление, незаинтересованность в теме урока.

Точкой опоры для разрешения противоречия может быть смена деятельности, для активизации познавательных процессов и снятия напряжения учащихся, либо применение других форм и методов закрепления изученных знаний.

В основе педагогической задачи в данной ситуации будет установление рабочей атмосферы в классе и стимулирование учащихся продолжить работу по закреплению данной темы.

Возможным решением педагогической ситуации, является применение в ходе урока активных методов обучения для закрепления учебного материала. Например, можно использовать АМО «По порядку становись!», суть которого заключается в том, что классу предлагаются опорные слова или словосочетания, которые им необходимо собрать в хронологическом порядке и записать на доске, либо в тетрадях.

Критерием успешности выхода из ситуации является закрепление изучаемой темы.

Считаю, что предложенный мною выход из данной педагогической ситуации поможет не только стимулировать учащихся к продолжению учебной деятельности, но и активизировать их познавательные процессы.

Принятое решение может спровоцировать следующие негативные последствия:  класс все же продолжит отказываться выполнять дальнейшую работу и учителю придется сделать им замечание.

Позитивные последствия: дети заинтересуются новой формой закрепления изученной темы и примут активное участие в ходе урока.

СИТУАЦИЯ 9

 Урок немецкого языка в 5 классе. Учитель просит тянущего руку ученика начать чтение текста. Мальчик заикается, и, чем больше он волнуется, тем сильнее. Возникает заминка. Учитель ждет некоторое время, наблюдая за попытками мальчика преодолеть первое слово, а затем начинает кричать, что он наверняка опять не сделал домашнее задание, что ей, учительнице, такое разгильдяйство надоело и она, скорее всего, вызовет родителей. В классе кто-то начинает посмеиваться, кто-то опускает глаза. Мальчик испуганно “прожевывает” трудное слово и пытается читать дальше.

Действие данной ситуации происходит во время учебного процесса. Участниками педагогической ситуации являются учитель-ученик, класс. Учитель совершает сознательное действие с непредвиденным результатом. Действия учителя можно расценить как некорректное поведение в отношении ребенка с дефектом речи и проявление своей некомпетентности.

Мотивом данного действия может служить раздраженность учителя

По моему мнению, в основе противоречия лежит  смущение ребенка из-за имеющегося дефекта. Каждый раз, когда он так “затягивает” ответ, он сам считает себя слегка виноватым. В результате этого случая (и подобных ему) может еще сильнее развиться комплекс неполноценности, ученик замкнется в себе, перестанет работать на уроке.  Учитель же подает «дурной» пример ребятам из класса, так как присутствующие при этом учащиеся, воспринимают этот стиль общения с их одноклассником как норму. Детям вообще свойственно смеяться над человеком, который выбивается из их группы, а если еще и учитель позволяет себе смеяться над таким человеком, то в классе 7-8 может начаться настоящая травля.

В основе же разрешения данного противоречия лежит  необходимость коррекции поведения учителя и проявление толерантности к ученику.

Необходимо оказать помощь в затруднительной ситуации данному учащемуся и пресечь учащихся, которые позволяют себе посмеиваться над данным учеником.

Выходом из данности ситуации может послужить помощь учителя, т. е. если первое слово вызывает такие трудности, то учителю лучше было самому прочитать его, не заостряя на этом внимания. Если спокоен учитель, успокоится и ученик, и чтение пойдет лучше.

Критерием успешности выхода из ситуации является сохранение спокойствия и тишины во время урока.

Считаю, что предложенный является наиболее правильным и сможет подать пример остальным учащимся, как необходимо поступать в подобной ситуации.

Принятое решение может спровоцировать следующие негативные последствия:  

 

Позитивные последствия: ученик  успешно прочитает текст и у него не возникнет в очередной раз чувства вины из-за неспособности выполнить задание.

СИТУАЦИЯ 10

В классе учится дочь одной из учительниц школы. Дети считают её «генеральским ребёнком» и по поводу каждого его успеха перешёптываются об «особом отношении» к ней со стороны преподавателей. Каждую её неудачу, напротив, встречают злорадством. Разумеется, девочка из-за этого сильно переживает, но не может ничего доказать, потому что её попросту не слушают.

Действие данной ситуации происходит в детском коллективе. Участниками являются ученица-класс. Действия учащихся можно расценить, как проявление злорадства.

Учитывая самостоятельность и усердие ученицы, можно заключить, что мотивами данного поведения учеников является всего-навсего зависть успехам девочки, списывание их на её маму.

Можно предположить, что в основе противоречия лежат собственные неудачи учащихся в учебной деятельности, и они оправдывают свои неудачи, тем, что к девочке просто существует «особое отношение» со стороны преподавателей.

Для разрешения данного противоречия учителю стоит меньше акцентировать внимание на успехах данной ученицы при всем классе, чтобы не создавать более напряженной обстановки в коллективе.

В основе педагогической задачи в данной ситуации будет установление дружеских отношений в коллективе.

Возможным решение педагогической ситуации, является предотвратить возможность вмешательства в данный конфликт мамы ученицы, так как, это может  ещё сильнее убедить учеников в своём мнении. И постараться дать девочке поручение, выполнение которого оценят сами ребята, позволить ей раскрыться. Возможно, после этого они поймут, что она и сама по себе многого стоит.

Критерием успешности выхода из данной педагогической ситуации является установление в коллективе дружеских отношений.

Считаю, что данное решение позволит ученикам посмотреть на девочку с иной стороны и рассеять завить учащихся по поводу ее успехов.

Принятое решение может спровоцировать следующие негативные последствия:  класс все же не оценит старания девочки и продолжит свои злорадства.

Позитивные последствия: дети увидят, какое усердие прикладывает девочка для достижения своих успехов и поймут, что она своими силами справляется со всеми заданиями, а не с помощью своей мамы.

СИТУАЦИЯ 11

Вы ведете урок в 7 классе. Один из учеников принес в школу мышь и на уроке выпустил ее между рядами. Девочки с визгом начали запрыгивать на стулья и столы, мальчики оживились и громко засмеялись.

Действие данной ситуации происходит во время урока. Участники педагогической ситуации ученик-класс. Ученик совершает сознательное действие с непредвиденным результатом. Данное действие можно расценить как способ нарушения дисциплины в классе.

Мотивами данного поступка могут быть желание сорвать определенный урок, либо привлечение внимания.

В основе педагогической задачи в данной ситуации будет установление тишины в классе и продолжение урока.

Возможным решением педагогической ситуации является сохранение спокойствия и снятие напряжения в классе, которое можно осуществить сказав: «Что ж ты домашних животных распустил - давай лови, нам тут не до них»

Критерием успешности является восстановление рабочей атмосферы в классе.

Считаю, что невозмутимость учителя не только повлияет на класс, но и предотвратит дальнейшие возможные попытки нарушить подобным способом дисциплину в классе.

Принятое решение может спровоцировать следующие негативные последствия:  данный метод не подействует на учащихся и урок будет сорван выходкой учащегося.

Позитивные последствия: дети увидят спокойствие учителя, что пресечет действия мальчиков, а использование шутки в данной ситуации окончательно снимет напряжение с учащихся и позволит продолжить урок.

СИТУАЦИЯ 12

Ученица отказалась участвовать в уборке класса. Сказала, что она учится игре на фортепиано и может испортить кисти рук.

Действие данной ситуации происходит во время уборки класса. Участниками ситуации являются учитель-ученица. Ученица совершает сознательное действие с непредвиденным результатом. Данное действие можно расценить как предлог для уклонения от дежурства.

Мотивом данного поступка может быть нежелание дежурить в классе.

В основе противоречия лежит низкий уровень трудового воспитания учащейся.

Для разрешения данного противоречия необходимо развить у школьников нравственное отношение к труду, понимание своего общественного долга, полезности, необходимости трудиться, в школе, развить гражданское сознание школьников, умение приносить пользу себе и людям.

В основе педагогической задачи будет привлечение ученицы к уборке в классе.

Возможным вариантом решения данной ситуации, является возможность такую работу, которая не будет негативно влиять на кисти рук , например, можно дать поручение протереть пыль.

Критерием успешности будет вовлечение ученицы в уборку в классе.

Считаю, что данное решение позволит предотвратить возможную конфликтную ситуации связанную с недовольством остальных учащихся, тем, что данная ученица не задействована в уборке.

Принятое решение может спровоцировать следующие негативные последствия:  ученица откажется выполнять какую-либо работу, что может перерасти в конфликтную ситуацию.

Позитивные последствия: все ученики будут задействованы в уборке класса, что благоприятно повлияет на уровень сплоченности коллектива и развитие трудового воспитания.

СИТУАЦИЯ 13

Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреагируете на это?

Как уже говорилось на консультации, такие действия со стороны ученика совершаются с целью привлечения внимания. Но надо заметить, что ученик в данной ситуации поддержки со стороны одноклассников не получил, видимо, авторитетом не пользуется, но хотел его заполучить. Чего еще он хотел? Прервать урок, высмеять учителя, возможно, вывести его из себя. Не думаю, что учитель хочет доставить такое удовольствие проказнику. Выходы из ситуации – либо простое игнорирование, причем ученик при этом будет выглядеть очень глупо, либо ответить: «Я очень рад, что вызываю у тебя только положительные эмоции», ну и улыбнуться в конце.

Действие данной ситуации происходит во время учебного процесса на этапе организации класса.  Участниками пед. ситуации являются  учитель, ученик, класс. Действие учащегося можно расценить как: проявление неуважение к учителю, а так же подрыв его авторитета в глаза детей и явное нарушение дисциплины. Оно несет сознательный характер с непредвиденным результатом.

Мотив такого поведения ребенка, по моему мнению, может заключаться в том, что для некоторых учеников установить свою власть даже над учителем и классом. Ученики, стремящиеся добиться этого, постоянно "задевают" учителя, бросают ему вызов. Так же они могут не обращать внимания не замечания учителя, шуметь в то время, когда остальные работают, жевать жвачку, играть сотовым телефоном. Им нужны зрители, свидетели их власти. Они провоцируют учителя перед классом неуважительным отношением как мы видим в предложенной ситуации. Отметим, что поведение учеников, добивающихся власти, может проявляться в активной и пассивной формах. Активная форма - это вспышки негодования (неуважительно отвечают, хамят). Пассивная форма - тихое непослушание, оправдание ленью, забывчивостью или плохим физическим состоянием. В нашей ситуации это, несомненно, активная форма проявления.

Второй возможный мотив такого поведения это месть как цель "плохого" поведения. Часто дети с такой мотивацией поведения выглядят недовольными, угрюмыми, злыми. Когда ученик устраивает выходки с целью отомстить, он мстит за нанесённые ему обиды, реальные и воображаемые. Иногда дети мстят учителю за обиду, нанесённую другими. Такая месть проявляется в виде прямых и непрямых актах физического насилия, а так же в провокации учителя неуважительным отношением.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в основе противоречия лежит желание ученика добиться либо власти, либо отомстить за обиды реальные или воображаемые.

В основе разрешения противоречия,  по моему мнению, лежит необходимость установление рабочей атмосферы в классе.

Необходимо пресечь попытку ученика поставить учителя в неловкое положение и тем самым сорвать учебный процесс, и соответственно выйти из сложившейся ситуации.

В качестве варианта решения данной ситуации первым шагом является  снятие психического напряжения, пока оно сохраняется конфликт не разрешить. Снятие напряжения можно осуществить разнообразными способами: шуткой или отвлечением, например, сказать  «Люблю веселых людей» или же  «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».

Критерием успешности решения ситуации является проявление компетентности педагога в виде принятого решения использовать шуточную форму выхода из данной ситуации, которая позволила сохранить и подкрепить свой авторитет, а затем  сосредоточить внимание учеников на образовательном процессе.

Считаю, что благодаря юмору участники конфликта имеют возможность подняться над ситуацией и увидеть в ней смешные элементы. При этом важно, что шутка была доступна для понимания каждого из субъектов, чтобы она не содержала сарказма или иронии, а так же используя эту форму, педагог не только разрешает конфликт, но и повышает свой авторитет .

Принятое решение может спровоцировать следующие негативные последствия: 1. Ребенок может не понять или не воспринять шутку учителя и ответить в грубой форме, что усугубит ситуацию;

Позитивные последствия: авторитет учителя останется непоколебимым, образов. Процесс войдет в нужное русло.



Предварительный просмотр:

конвенция о правах ребенка, закон об образовании, семейный кодекс декларация прав ребенка, …на знании и применении статей…

Такие конфликтные ситуации обычно возникают в случае возникновения:

недовольства, выраженного в раздраженности или негативном отношении к человеку или предмету;

разногласий из-за отсутствия согласованности и сходства во мнениях или взглядах;

противостояния в виде соперничества или сопротивления действиям кого-нибудь, чего-нибудь;

противодействия – действия, препятствующего проявлению другого действия;

разрыва, возникшего в результате нарушения взаимосвязи между кем-нибудь или чем-нибудь.

Для детей младшего школьного возраста, к примеру, свойственны следующие ситуации:

Ябедничество, доносительство и жалобы. Дети знают, что сверстники негативно относятся к ябедничеству и доносительству. Однако школьники постоянно жалуются учителям: «А он у меня забрал…»; «А она у меня списывает…»; «А он толкнул меня» и т. д.

Драки, потасовки. Причин агрессивного и жестокого поведения ребенка по отношению к другому лицу множество: из-за разногласий во мнениях и взглядах; из-за желания отомстить, выделиться или утвердиться и т. д. Такое поведение начинает зарождаться и укрепляться еще в младшем школьном возрасте. Впоследствии же могут возникнуть более серьезные психолого-педагогические проблемы.

Обмены. Взаимоотношения детей между собой по принципу «я тебе, ты мне» широко распространены и поддерживаются детьми. Но обмен без правил может спровоцировать ссоры и способствовать развитию амбиций, корысти или обиды, приводящих к конфликтным ситуациям.

Страхи. Дети младших классов подвержены чувству страха. Они испытывают страх перед родителями, учителями, посторонними людьми, животными и т.д.

Порча вещей. Многие дети пренебрежительно относятся к личным и чужим вещам, портят их.

Клички и прозвища. В школах дети при общении между собой называют друг друга чаще всего не по именам, а по кличкам, и довольно часто именно с целью унижения достоинства.

Учитель, спускаясь по ступеням, случайно заметила, как ученик перочинным ножом пытался резать перила лестницы. Увидев преподавателя, мальчик убежал, забыв даже куртку на площадке. Обо всем случившемся учитель рассказал мате…

Кто главный участник этого события и диалога?

В чем заключается причина конфликта?

Что послужило мотивом этого поступка?

Главным участником события является ученик. К своим личным вещам он относится бережно, но спокойно портит школьное имущество. В основе этого конфликта лежит разногласие. Мальчик уверен, что его поступок не противоречит принятым нормам поведения. Хотя понятно, что нужно беречь не только свои вещи, но и общественные. Свои действия он совершает неумышленно, так как не осознает, что нарушает правила поведения.

После определения значимости приступают к их решению и урегулированию. В нашем примере возникают следующие задачи:

помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он не совершал подобных поступков;

донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким качествам, как бережливость и аккуратность: ребенок должен бережливо относиться не только к своим вещам, но и к чужим;

провести беседу с детьми в классе, где учится мальчик, и не оставлять без внимания случаи, когда школьники портят вещи.

В чем особенности психики и поведения детей, в частности подростков?

Детям подросткового возраста свойственна конфликтность, выражаемая как вызов обществу, упрямство. Для них мнение ровесников имеет большое значение и выше мнения взрослых. Самый лучший вариант выхода из этих ситуаций – попытаться понять их и причину такого поведения, учитывать их мнение, предоставить больше подконтрольной самостоятельности, сотрудничество.

Проявление тревожности, нестабильного эмоционального состояния, страха, застенчивости или неумения общаться со сверстниками. Что делать? Стараться не сравнивать с окружающими, больше использовать телесный контакт, способствовать повышению самооценки, меньше делать замечаний в адрес ребенка (только в крайних случаях), быть во всем примером. Также в этом случае лучше не заставлять подростка участвовать в каких-либо соревнованиях и работах, учитывающих скорость.

Воровство, кража чужих вещей. При выявлении подобного поступка педагогу следует поговорить с подростком, попытаться его убедить в необходимости возврата вещи владельцу с извинениями. Чтобы его поддержать, можно отправиться вместе с ним, но только в роли молчаливого сопровождающего. Если в классе знают о случившемся, то необходимо с детьми обсудить этот неприятный поступок. При этом следует выслушать мнение каждого и совместно сделать вывод. Дети должны понять, что такие действия противоправны.

Ложь, обман. При обнаружении факта обмана обсудить с ребенком ситуацию и объяснить дальнейшие негативные последствия для него и для других. Главное, чтобы он понял, что ложь ведет к потере доверия окружающих людей.

Одиночество, замкнутость, сильная ранимость, вспыльчивость и раздражительность. С помощью индивидуальных бесед помочь ребенку избавиться от этих эмоционально-психологических проблем,  объяснить, как их сгладить и преодолеть. В коллективе стараться хвалить подростка и подчеркивать его положительные качества.

Отрицательное лидерство. С таким ребенком лучше не спорить и не конфликтовать, не делать замечаний в присутствии других. Надо постараться найти с ним контакт и подружиться, подсказать, как стать настоящим лидером, имеющим авторитет.

Проявление школьного «буллинга» - социального явления, выраженного в агрессивном настрое с преднамеренным преследованием, жестокостью, оскорблениями и унижениями других детей в присутствии сверстников. Важно помнить, что педагог, заметив такое явление, не должен акцентировать на этом внимание и выносить на всеобщее рассмотрение. Это может настроить зачинщиков еще более агрессивно против своей жертвы, что, в свою очередь, заставит пострадавшего испытывать еще большую неуверенность в себе и стыд. Особое внимание необходимо уделять развитию способностей к творчеству, умственным преобразованиям и креативному мышлению. В основу воспитания также должно входить развитие эмпатии – чувства сопереживания эмоциональному состоянию другого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему « Реализация универсальных учебных действий младших школьников. Механизм формирования и проверки универсальных учебных действий»

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий н...

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Формирование универсальных учебных действий. Регулятивные учебные действия

 Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Непрерывное образование становится...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

"Универсальные учебные действия. Мониторинг универсальных учебных действий".

Роль УУД в обучении и воспитании. Цель современного школьного образования - формирование УУД. Сущность понятия "универсальные учебные действия", "мониторинг УУД". Влияние формирования УУД на успешност...