Эффективная проффесиональная коммуникация в образовании
методическая разработка (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pozitsii_pedagoga_i_roditeley_v_podhode_k_rebenku_vsegda_budut_imet_razlichiya.docx | 14.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Позиции педагога и родителей в подходе к ребенку всегда будут иметь различия, объективные и неизбежные по своей сущности. Совместить эти позиции во благо ребенка, найти контакт с родителями - главная задача педагога. Отношения в системе «учитель - ученик - родитель» должны строго соответствовать нормам педагогической этики. Многие родители нередко «видят» учителя глазами своего ребенка. И даже незначительные нарушения учителем этики во взаимоотношениях с учеником, малейшая несправедливость в оценке его учебного труда или нравственного поступка школьника не проходят бесследно, затрудняют контакт учителя и семьи. Установление доверия между учителем и родителем чрезвычайно важный и нелегкий шаг, так как исследования показывают, что большинство родителей учеников «группы риска» сами плохо учились в школе и, как результат этого, относятся к учителю со страхом, недоверием и чаще идут на конфликты. Именно с этой категорией родителей особенно необходимо соблюдение норм педагогической этики в силу их негативного настроя по отношению к школе.
В общении педагога с родителями учащихся есть свои особенности.
1. Педагог часто сталкивается с ситуацией, когда любовь родителя к ре-
бенку делает его взгляды на поступки и требования учителей крайне субъек-
тивными (свойственно переплетение чувств: любовь, нежность к ребенку, с
одной стороны, гнев, недовольство поведением, оценками - с другой). Любая
негативная реакция со стороны учителя по отношению к ребенку может вы
зывать у такого родителя раздражение, неудовольствие. Слишком щедрая
похвала в адрес ребенка - чувство смятения: «неужели так идеален, но я-то
знаю, что это не так?» Следствие - недоверие педагогу, игнорирование его
требований.
Вывод: поиск золотой середины - достоинства и недостатки должны быть подмечены и сказаны в тактичной форме, без преувеличения, искренне.
2. Сформированная у большинства родителей стереотипная установка:
раз учитель приглашает в школу, то только с целью сообщить о плохом по
ведении ребенка, о плохой успеваемости и т. д. Родитель заранее настроен на
неприятный разговор.
Вывод: снять отрицательную установку, чаще общаться с родителями (продумать примерный график встреч) без какого-либо повода.
3. Следует учитывать, что стандартный сценарий проведения родитель
ского собрания (оценки, успеваемость в целом, сбор денег на ремонт кабине
та), где минимум информации и отсутствие подлинного педагогического об
щения, мало привлекает родителей.
Вывод: поиск новых нетрадиционных форм общения - тематические родительские собрания, родительские конференции и др.
Возможно выделить ряд причин, которые могут негативно отражаться на отношениях педагога с семьей ученика:
- этическая неподготовленность учителя или родителей к педагогическому взаимодействию,
- разные уровни общей и педагогической культуры,
- отсутствие единых нравственных позиций на воспитание ребенка.
Разногласия, возникающие между родителями и учителями, могут происходить из-за излишне делового характера взаимоотношений, который родители принимают за снисходительность и ненужное покровительство.
Большинство родителей (87%) на первый план выдвигают отношения равного партнерства, взаимоуважения между родителями и учителями. Формы сотрудничества родителей со школой многочисленны и разнообразны: совместные родительско-учительские конференции, еженедельные заседания родительского комитета, создание родительского клуба, совместные факультативные занятия (ученик - родитель - педагог) «Протяни руку - взаимопомощь в учебном процессе» и др.
В общении с родителями недопустимо:
• предъявлять в категоричной форме требования,
• использовать нравоучительно-назидательный тон,
• сравнивать данного ребенка с другими учащимися,
• делать акцент только на отрицательные стороны личности ребенка,
• обвинять во всех недостатках воспитания только родителей. Деловые взаимоотношения между учителем и родителями учащихся не
возникают сами собой. Они всегда результат сознательной, целенаправленной деятельности педагога. Разносторонние формы контакта педагога с родителями - показатель нравственной педагогической культуры учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе».
Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе. Актуальность темы.Педагогические технологии.Практика реализации....
Эффективное управление – залог качества образования.
Данное эссе посвящено эффективному управлению в образовании....
Кейс-метод –эффективный метод повышения качества образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
При работе над кейсом прослеживается сотворчество учителя и ученика они равноправны в процессе обсуждения проблемы. Им приходится постоянно взаимодействовать, выбирать определённые формы п...
Доклад на тему: "Кейс-метод –эффективный метод повышения качества образования в соответствии с ФГОС второго поколения."
Кейс-метод, или метод конкретных ситуаций, – это метод активного проблемного, эвристического обучения. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе ф...
Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе
Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе...
Практика эффективного и доступного дополнительного образования детей младшего школьного возраста через внеурочную деятельность
Обобщение опыта по реализации практики дополнительного образования в начальной школе...
Личностно-деятельностный подход - эффективное условие повышения качества образования
Личностно-деятельностный подход -эффективное условие повышения качества образования...