Тренинг родительской эффективности
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тесты, анкеты, диагностики, тренажёры | 48.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тесты, анкеты, диагностики, тренажёры
Тренинг родительской эффективности
Многочисленные психологические исследования подтвердили, что «проблемные», «закомплексованные» и «непослушные» дети — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Специалисты пришли к выводу, что стиль взаимодействия детей и родителей непроизвольно запечатлевается в памяти ребенка, и, став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, происходит наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
Каждому родителю нужно научится:
- безусловно принимать своего ребенка таким, какой он есть
- узнать о законе «зоны ближайшего развития» и его использовании
- конструктивно разрешать конфликты (выигрывают обе стороны)
- применять «активное слушание»
- избегать автоматических реакций
- доносить до ребенка свои эмоции и переживания
- создавать правила таким образом, чтобы ребенок им следовал
- создавать сокровищницу самооценки своего ребенка
- контролировать негативные эмоции
Что следует знать каждому родителю?!
9 золотых правил (по Ю. Гиппенрейтор):
Правило 1.
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься!»
Правило 2
Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:
- Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
- По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
Правило 3
Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
Правило 4
Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
Правило 5
Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
Правило 6
Когда вы говорите своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.
Правило 7
Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
Правило 8
Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
Правило 9
Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
Правила о правилах (по Ю. Гиппенрейтор):
- Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого.
- Правила (ограничения, требования, запреты) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
- Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
- Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.
- Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно разъяснительным, чем повелительным.
- Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Чтобы не допускать глубокого, разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности.
- Безусловно принимать его.
- Активно слушать его переживания, и потребности.
- Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
- Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
- Помогать, когда просит.
- Поддерживать успехи.
- Делиться своими чувствами (значит доверять).
- Конструктивно разрешать конфликты.
- Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.
- Обнимать не менее 4 х, а лучше по 8 раз в день.
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Тест « Жизнь ребёнка и его успехи в школе»
Инструкция для родителей: на каждое утверждение надо дать ответ «да» или «нет».
1. Я развиваю в ребёнке положительное восприятие его возможностей, способностей.
2. Я предоставил комната или часть комнаты исключительно для занятий ребёнка.
3. Я приучаю ребёнка ( с минимальной помощью и, как правило, самостоятельно ) решать свои проблемы, принимать решения, заботиться о своих обязанностях.
4. Я показываю ребёнку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов (используя личные, общественные, школьные библиотеки).
5. Я никогда не отказываю ребёнку в просьбе почитать.
6. Я постоянно беру ребёнка в поездки, путешествия, на экскурсии по интересным местам ( посещение музеев, театров, и прочее).
7. Я приветствую игры и общение моего ребёнка с друзьями.
8. Я часто выполняю вместе с ребёнком одно и то же дело.
9. Я забочусь о физическом здоровье ребёнка ( питание, закаливание, зарядка, занятия спортом).
10. Я слежу, чтобы ребёнок соблюдал режим дня: вставал и ложился в одно и то же время, имел часы для занятий, прогулок, игр и т. д.
Оценка теста
Посчитать количество плюсов ( ответов «да» ). Каждый положительный ответ оценивается в один балл. Разделив полученную сумму на 10 ( количество утверждений ), получаем среднеарифметическое число.
1 – уровень ( 1—0,7 балла )
Вы правильно организуете школьную жизнь ребёнка. Ребёнок имеет всесторонние интересы. Подготовлен к общению со взрослыми и товарищами. При таком воспитании вы можете рассчитывать на хорошие успехи в учении.
2 –уровень ( 0,6—0,4 балла )
У вас могут возникнуть некоторые проблемы в обучении ребёнка.
Задумайтесь. Являетесь ли вы чрезвычайно активным, не блокируете ли «поле свободы» ребёнка, достаточно ли времени ребёнок общается со сверстниками? Уверены, что ваши размышления позволят вам определить оптимальную стратегию воспитания.
3—уровень ( 0,3-0 баллов )
В вашем опыте прослеживается главная ошибка—чрезмерная опёка ребёнка, подмена усилий ребёнка собственной активностью. Вы недостаточно даёте общаться со сверстниками, мешаете его возможности приобретения социального опыта. Надеемся, что ваша самокритичность принесёт успех в воспитательной стратегии.
Тест взят из журнала «Начальная школа»
Упражнения, облегчающие написание букв
Для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму предлагаем методику, разработанную Т.В.Фадеевой.
Упражнение 1. Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой.
Повторяют это упражнение в обратном порядке.
Упражнение 2. Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.
Упражнение 3. Дети зажимают ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следя за тем, чтобы ручка (или карандаш) не опускались ниже большого пальца.
Упражнение 4. На столе лежит 10-15 карандашей или счетных палочек. Одной рукой надо собрать их в кулак, беря по одной
штуке, затем также по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).
Упражнение 5. Дети зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.
Упражнение 6. Один конец ручки зажимают средним и указательным пальцами правой руки. При этом другой конец направлен от груди. Нужно, перевернув ручку, вложить ее в левую руку свободным концом. Затем очередным переворотом вкладывать ручку в правую руку и т.д.
Упражнение 7. Это упражнение напоминает перекладывание мячика в руках. Дети, представив себе, что у них в ладошках мячик, делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.
Тесты для родителей на определение готовности ребенка к школе
Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.
1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?
17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.
Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.
Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.
Возможно, на первых порах школьного обучения вам придется очень и очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться -упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.
Тест "Как ребенок адаптировался к школе"
Понаблюдайте за ребенком, как бы случайно заглянув в школу, а потом ответьте на вопросы теста.
1.Оцените настроение вашего малыша с приходом в школу:
а) находится в приподнятом воодушевленном настроении –6 баллов.
б) резкие перепады в настроении – 4 балла
в) всегда чем – то рассержен либо обижен – 0 баллов
г) безразличен к школьным проблемам – 3 балла
д) находится часто в подавленном настроении, беспричинно плаксив – 1 балл
е) спокоен и уравновешен – 5 баллов
2.Дайте оценку успешности усвоения школьных знаний:
а) учебный материал усваивает легко, самостоятелен, умеет найти свои ошибки – 6 баллов
б) невнимателен, успеваемость нестабильна, часто появляются «случайные ошибки» - 4 балла
в) допускает большое количество ошибок, не успевает за темпом урока – 0 баллов
г) недостаточно успешен по одному из основных предметов – 1 баллов
д) часто ошибается, неаккуратен – 3 балла.
е) редко ошибается, заинтересован – 5 баллов
3.Какова активность на уроках?
а) активен, самостоятелен и достаточно внимателен – 6 баллов
б) редко поднимает руку, часто погружен в себя – 3 балла
в) замкнут, абсолютно неактивен – 0 баллов
г) не всегда активен и внимателен – 4 балла
д) пассивен и невнимателен – 1 балл
е) активен, но часто ошибается, спешит ответить первым – 5 баллов
4.Охарактеризуйте поведение ребенка на уроке.
а) всегда добросовестен, не нарушает дисциплину – 6 баллов
б) бывает несобран, замечание учителей мобилизирует его на время – 3 балла
в) играет с игрушками, занимается посторонними делами – 0 баллов
г) скован и молчалив – 4 балла
д) неусидчив, болтлив, не всегда реагирует на замечание учителя – 1 балл.
е) исполнителен, иногда отвлекается – 5 баллов
5. Оцените отношение ребенка со сверстниками.
а) пользуется авторитетом, помогает слабым, общителен и добр – 6 баллов
б) имеет друзей, дружелюбен, но пассивен в общении – 4 балла.
в) агрессивен, вспыльчив, часто ссорится и ябедничает – 0 баллов
г) в приятельских отношениях со многими, но часто ссорится и меняет симпатии – 3 балла
д) почти ни с кем не дружит – 1 балл
е) приветлив, легко вступает в контакт, иногда обидчив – 5 баллов
6. Как ваш ребенок ведет себя на перемене?
а)охотно играет в коллективные игры – 6 баллов
б)поглощен подготовкой к уроку(готовит учебники, тетради, моет доску) – 4 балла
в) часто нарушает дисциплину – 0 баллов
г) не может найти себе занятие, переходит от одних детей к другим – 1 балл
д) пассивен, любит одиночество – 3 балла
е) общается с некоторыми учениками – 5 баллов
7.Как ваш малыш относится к учителю?
а) проявляет дружелюбие, стремится общаться с учителем – 6 баллов,
б) старательно выполняет требования учителя, ищет положительных отзывов, боится отрицательных замечаний учителя – 4 балла,
в) игнорирует учителя, может быть агрессивным к нему – 0 баллов,
г) старается быть незамеченным, при этом исполнительным – 3 балла,
д) избегает контакта с учителем, при нем теряется и смущается – 1 балл,
е) очень дорожит расположением учителя – 5 баллов.
0 –15 баллов Ваш ребенок совсем не прижился в школе. Попробуйте выяснить, что мешает ему наладить контакт с учителем и одноклассниками? Может быть, он просто стесняется? Тогда постарайтесь как можно чаще напоминать малышу, какой он хороший, хвалите его. Cловом помогите поднять самооценку, остальные проблемы решатся сами собой.
15-30 баллов Идеальных детей не бывает, идеальных школ тоже. Появление проблем на первых, самых трудных, этапах обучения - явление, в общем нормальное. Но вам следует время от времени наведываться в школу, общаться с классным руководителем. Его советы наверняка помогут вам справиться с трудностями школьной жизни.
31-42 балла Вас можно поздравить: ваш малыш полностью адаптировался в школе. А это само по себе является залогом высокой успеваемости и будущих успехов.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Анкета поможет родителям задуматься о своем поведении и поступках, определить принципы воспитания.
(Ответьте сами себе как можно искренне)
Можете ли вы:
- В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
- Посоветоваться с ребенком несмотря на его возраст?
- Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
- Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
- Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
- Поставить себя на место ребенка?
- Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
- Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
- Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
- Пообещать исполнить желание ребенка за хорошее поведение?
- Выделить ребенку один день, когда он может делать все, что желает, и вести себя как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
- Не прореагировать, если ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?
- Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ.
А - могу и всегда так поступаю - 3 балла.
Б - могу, но не всегда так поступаю - 2 балла.
В - не могу - 1 балл.
От 30 до 39 баллов - вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
От 16 до 30 баллов - ваш метод воспитания: кнут и пряник.
Менее 16 баллов - у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг родительской эффективности
Тренинг родительской эффективности...
Тренинг родительской эффективности
Многочисленные психологические исследования подтвердили, что «проблемные», «закомплексованные» и «непослушные» дети — всегда результат неправильно сложившихся отношений в се...
Тренинг родительской компетентности "Как общаться с ребенком"
Тренинговая программа разработана для родителей, имеющих детей любого возраста. Программа занятий соединяет в себе элементы лекции (получение необходимых знаний), тренинга умений (использование ...
Тренинг родительской эффективности.
Многочисленные психологические исследования подтвердили, что «проблемные», «закомплексованные» и «непослушные» дети — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье....
тренинг "Родительские собрания"
Данный материал содержит тренинг для учителей начальной школы, обучающий различным формам проведения родительских собраний. Учителям предоставляется возможность поставить себя на место родителей в опр...
С детьми - без жестокости обращений». /общешкольное родительское собрание с элементами тренинга (родительский всеобуч)/
Цель: дать родителям задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по – новому на использование наказаний, переосмыслить их.Задачи:· соде...
Тренинг родительской эффективности «Как не стать врагом своему ребёнку»
Актуальность темы тренинга:Мы живем в эпоху высоких информационных технологий, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, интернета и т.п. И все чаще взаимодействуем с помощью современных средс...