Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе.
статья по чтению

Шааб Татьяна Владимировна

Уровень речевого развития ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе

Уровень речевого развития ребёнка можно назвать одним из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе, поскольку речь служит средством не только приёма и переработки информации, но и совершенствования процесса мышления. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться о совместной деятельности.

Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребёнка! Ведь их с нетерпением ждут. Несовершенные, смешные, сотворённые самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно – это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Но всему своё время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова маленький ребёнок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит школьник – это уже серьёзная причина для беспокойства. И вот в жизни вчерашнего крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть всё его дальнейшее развитие.

Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин.

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи  развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребёнок сам постепенно овладевает правильным произношением, - глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотёком, без должного внимания со стороны родителей, поэтому значительное число детей школьного возраста имеет те или иные недочёты произношения. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

Другим условием становления звукопроизношения является правильное дыхание. От того, правильно дышит ребёнок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие. Почему вредно дышать через рот?

Во-первых, воздуха в лёгкие поступает значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода. 

Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребёнок начинает говорить гнусаво, монотонно. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может начаться кариес. Если вы заметили, что ваш ребёнок, занимаясь своими делами, держит рот открытым или спит с открытым ртом, если губы у него постоянно обветрены – это первые симптомы того, что он привыкает дышать неправильно. А поэтому, я советую вам обязательно проконсультироваться у отоларинголога перед школой.

Чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно очень внимательно наблюдать за своим ребёнком, пытаться понять его интересы, знать его характер. А главное – руководствоваться принципом «Не навреди».

         Обычно решающим аргументом при записи детей в школу становится знание букв: если ребёнок читает, значит, готов к школе. На самом же деле, дорос ли ребёнок или нет до серьёзных систематических занятий, мы можем судить по многим факторам.  Я остановлюсь лишь на некоторых из них:

- может подчиняться требованиям учителя работать по правилам и контролировать свои действия?

- имеет ли элементарный запас сведений об окружающем мире, о себе, о своей семье, быте и умение пользоваться ими?

- умеет ли самостоятельно рассказать знакомую сказку, составить связный рассказ по картинке, овладение звуковой стороной речи. По тому, как ребёнок рассказывает, можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложение, а также логику рассказа;

- достаточно ли развит фонематический слух – способность различать звуки родного языка в составе слова? Это можно выяснить, поиграв с ним в игру «Назови лишнее слово» и «Назови звуки»;

- хорошо ли ориентируется в пространстве?

- обратите внимание, как ребёнок владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры.

Если у ребёнка в 6-6,5 года есть все перечисленные навыки, он может справиться с требованиями школьной программы. Если навыков нет, не спешите отдавать его в школу – он к ней пока не готов.

Основная задача дошкольного воспитания — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи ребенка, чтобы начать как можно раньше логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат. Ведь  возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. На формирование речи природа отвела всего 9 лет (с1 до 9).  После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. Если в этот период ребёнок не заговорит, то в дальнейшем у него этой возможности не будет.

Для того, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе, необходимо:

- создать условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому

развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на  занятия с педагогами;

- учитывать важность речевого окружения ребенка;

-  не думать, что с  возрастом недостатки речи исправятся сами собой;

- речь взрослых должна быть четкой, ясной, грамотной;

- взрослым необходимо как можно активнее способствовать накоплению

словарного запаса детей и развитию связной речи.

У детей 6–7 лет должны быть сформированы навыки связной речи. Дошкольник должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Начинать развивать связную речь лучше всего с пересказа. Через пересказ дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, овладевают родным языком. Затем следует обучать ребенка составлению описательного рассказа. Хорошим стимулом может стать игрушка.

После освоения рассказа — описания можно перейти к составлению небольших сюжетных рассказов по серии картинок, по одной картине. Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития ребенка.

Речь ребёнка - важная черта его личности. От её развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной.

Таким образом, систематическая комплексная работа по развитию речи детей дошкольного возраста, позволит качественно подготовить воспитанников к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к обучению в школе

Критерии психологической готовности детей к обучению в школе. рекомендации психолога....

Психологическая готовность к обучению в школе, как условие успешной адаптации первоклассников.

Первые месяцы пребывания в школе- очень напряженный период, так как образовательное учреждение с первых дней ставит перед детьми задачи, не связанные с их опытом, и требует  мобилизации интеллект...

Психологическая готовность к обучению в школе.

Психолого – педагогические требования к ребенку, поступающему в первый класс....

Психологическая готовность к обучению в школе.

Данный материал рекомендуется для выступления на родительском собрании будущих первокласников....

Психологическая готовность к обучению в школе

Материал для родительского собрания будущих первоклассников...

Психологическая готовность к обучению в школе

Психологическая готовность к обучению в школе - максимально емкая и актуальная теоретическая работа о школьной готовности (авторская)...

Проект "Формирование социально-психологической готовности к обучению в школе у детей с нарушениями зрения посредством обучения линейной графике (в процессе коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога)"

В публикации представлен Проект, раскрывающий содержательные  и организационные аспекты  коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога, направленной на формирование социально-п...