Родительское собрание по теме «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников»
методическая разработка на тему
Материалы родительского собрания содержат рекомендации как организовать помочь ребенку при выполнении им проекта и исследовательской работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_po_teme_proektno-issledovatelskaya_deyatelnost_mladshih_shkolnikov.docx | 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание по теме «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников»
Цель: знакомство родителей с исследовательской деятельностью
Задачи собрания:
Познакомить с видами проектно-исследовательских работ обучающихся
Активизировать родителей для участия и сотрудничества в исследовательской деятельности; разработка памяток
Форма проведения: практическое занятие.
Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, памятки
Ход собрания
1. Вступительное слово учителя.
Добрый день, уважаемые родители, гости. Сегодня у нас необычное собрание. Тема нашего собрания «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников»
Представляю вам повестку дня:
1.На нашем собрании будет рассмотрена очень актуальная тема «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников»
2. Анализ анкет детей и родителей по проблеме собрания.
3. Исследовательские работы учащихся
1. Знакомство родителей с проектной деятельностью
Ребенок любознательный с рождения. Ему все интересно, все хочется попробовать, изучить принцип действия. Это врожденные исследовательские качества. В раннем детстве интересно абсолютно все. Но проходит немного времени, появляется избирательность – исследуется то, что вызывает настоящий интерес. Затем ребенок идет в школу, ему приходится исследовать очень много заданного – запланированного разными программами, стандартами. И на исследование того что наиболее интересно уже не хватает времени. Исследовательские качества не угасают, они переходят в пассивный багаж. А в классе 7-8 начинаются олимпиады, конференции. И тут учителя начинают развивать исследовательские умения и качества. Исследовательский дух может проснуться, а может и нет, остаться в «спячке». Детям на первой ступени обучения близко исследование и развивать его надо сейчас, в этой творческой работе главными помощниками будем мы с вами.
Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
2. Анкета для родителей
Знаете ли вы об исследовательской деятельности?
Нужно ли в школе заниматься этой работой?
С какого класса нужно организовывать работу в этом направлении.
Нужна ли вам информациями по данной теме?
Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался проектами?
Окажете ли вы ему помощь?
(Учитель подводит анализ анкетирования).
Анкета для обучающихся
Любишь ли ты исследовать, открывать что-то новое?
С кем бы ты хотел сотрудничать?
По какой теме ты хотел бы узнать как много больше?
(Учитель подводит анализ анкетирования)
Правила выбора темы исследовательской работы
Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.
Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.
Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограниченна.
Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.
Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.
Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.
2) Какими могут быть темы исследования?
«фантастические» – о несуществующих фантастических объектах и явлениях;
«экспериментальные» – предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;«теоретические» – предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов материалов, содержащихся в различных источниках (книгах, фильмах и т.д.)
3) Цель исследования.
Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим.
4) Задачи исследования.
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
5) Гипотеза исследования.
Гипотеза – предложение, догадка ещё не доказанная логически. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно». Самую главную гипотезу надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.
Этапы реализации исслед. работы
Источники для сбора материала во многом зависят от избранной темы. Но и актуализация поиска новых сведений создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами.
Следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с добытой информацией. Главный смысл настоящего исследования – найти знания самостоятельно. Учащимся можно предложить список допустимых методов исследования:
- подумать самостоятельно;
- прочитать книги о том, что используешь;
- познакомиться с фильмами по этой проблеме;
- найти информацию в сети Интернет;
- спросить у других людей;
- понаблюдать;
- провести эксперимент.
Подготовка к защите исследования.
Кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом. Для этого потребуется:
- Дать определения основным понятиям.
- Классифицировать основные предметы, явления, проблемы.
- Выработать суждения.
- Сделать выводы.
- Подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования.
- Приготовить текст, макеты, рисунки, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
Этап защиты и оппонирования. Работа завершается коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов, формулировкой выводов. Результаты должны быть реалистичными. Если рассматривается теоретическая проблема, то итогом проектной деятельности является конкретное ее решение: советы, рекомендации, выводы. Если выдвигается практическая проблема, то требуется получить конкретный продукт, готовый к внедрению (видеофильм, альбом, компьютерная газета, альманах, доклад и т. д., презентация )
Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее исследование не может считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи, учителя, родители). Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Время представления проекта целесообразно ограничить 7–10 мин. Необходимо строго регламентировать вопросы и ответы. Повторяющиеся и малосущественные вопросы должен снимать педагог, ведущий защиту. По завершении прений следует поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и тех, кто задавал интересные вопросы.
Памятка
С чего начать научно-исследовательскую деятельность
План проведения исследовательской работы с учащимися
А. Подготовительный
1.Выбор темы (актуальность)
2. Цели и задачи
3. Предварительное обследование объекта, сбор необходимых данных
4. Работа с литературными источниками
5. Определение методик, приемов, объемов исследования, необходимого оборудования
6. Составление плана работ
7. Составление первичной рабочей таблицы
Б. Сбор материала
1. Выполнение работ (ведение записей, заполнение таблицы в ходе выполнения работ в определенной последовательности)
2. Обработка полученных данных , составление таблиц, графиков. Диаграмм
3. Обсуждение полученных данных, выдвижение новых гипотез
4. Сбор дополнительного материала для проверки гипотез
5. Заключение, выводы, рекомендации.
В. Оформление работ
1. Введение (актуальность выбранной темы, обзор литературы)
2. Цели и задачи
3. Материал и методика (описание объекта, методов сбора материала, перечень оборудования, точное описание эксперимента)
4. Результаты и их обсуждение (статистическая обработка данных, по мере накопления материала его осмысление, сопоставление с литературными данными)
5. Заключение (Выводы, рекомендации), должны соответствовать целям и задачам
6. Список литературы (библиографическая грамотность)
3.Защита исследовательских работ
Спасибо большое за работу.
. Я желаю вам активно принимать участие в исследовательской деятельности, проявлять инициативу, разрабатывать проекты в сотрудничестве с детьми и классным руководителем, самые лучшие проекты будут представлены на школьной конференции «Мы будущее России».
. Рефлексия по первому вопросу
Мнение по теме собрания, пожелания, замечания, предложения.
Роль родителей на каждом этапе выполнения проекта. (Памятка)
Этапы и подэтапы проектной деятельности | Возможные действия родителей |
Выбор и формулировка темы проекта | Помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор. |
Выдвижение первоначальных идей и выбор лучшей из них | Помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей; |
Формулировка задач проекта | Может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта. |
Разработка плана и структуры выполнения проекта | Помочь спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определения сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы. |
Обсуждение возможных результатов работы по теме проекта | Прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой. |
Составление программы и календарного плана выполнения работ | Помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана. |
Распределение конкретных заданий и обязанностей между участниками проектной группы | Может потребоваться разъяснение обязанностей. |
Изучение необходимого материала по теме проекта | Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет. |
Подготовка выводов по результатам работы над проектом | Помочь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле. |
Оформление результатов работы и подготовка отчёта | Подсказать основные правила оформления документов. |
Подготовка проекта к презентации | Помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением. |
Публичная презентация проектной работы | Присутствуйте на защите. Поддержите ребенка, у вас есть повод гордиться им. |
Анализ результатов работы и самого процесса | Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что можно было сделать по-другому, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей. |
Оценка работы проектной группы в целом и каждого участника в частности | Оценить работу по критериям, предложенным в проекте. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: «Воспитание трудолюбия у младших школьников в семье»
Цель: обсудить с родителями проблему трудового воспитания младших школьников в семье.Форма: собрание-практикумУчастники: родители, классный руководитель....
Родительское собрание в 1 классе "Проектная деятельность младших школьников"
Исследовательская деятельность младших школьников...
Родительское собрание на тему"Проектно-исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте"
Цель собрания: знакомство родителей с проектно-исследовательской деятельностьюЗадачи собрания:Познакомить родителей с видами проектов, структурой проектов;Активизировать родителей для участия и с...
Родительское собрание на тему «Проектно-исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте»
Материал предназначенный для учителей начальных классов. В нем родительское собрание на тему: «Проектно-исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте» с практическими за...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ «ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ». ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Родительское собрание. Лекция для родителей. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в семье...
Конспект родительского собрания на тему: "Особенности мыслительной деятельности младших школьников"
Усвоение знаний, в первую очередь, осуществляется с помощью такого психического процесса как мышление. Уровень логического мышления младших школьников помогает им понять основные законы и связи в проц...
Материал видеолекции родительского собрания по теме "Мотивация учебной деятельности младшего школьника"
Мотивация младшему школьнику необходима для повышения интереса к обучению, стимулирования его учебной активности, развития самодисциплины и саморегуляции, формирования целеустремленности и уверенности...