Родительское собрание
консультация (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Грубые слова. Как реагировать?
Сегодня хотелось поговорить о так называемых "плохих" словах, которые рано или поздно появляются в лексиконе у каждого ребёнка. В нашей стране отношение к "нелитературной" лексике всегда было смешанным. Кто-то считает, что ругательства — это часть русской речи, кто-то не приемлет и малейшего намека на плохие слова, кто-то, как говорится, матом не ругается, а на нём разговаривает. Но любые родители хотят, чтобы их дети пользовались красивой, чистой, правильной речью!
К сожалению, существуют семьи, в которых папа, а то и мама регулярно позволяют себе сказать крепкое словцо , зачастую в присутствии ребенка . Такие семьи — один из источников «познания» для малышей. Но не единственный. Грубые слова можно услышать повсюду, не только от родных и знакомых. Если дома не ругаются, он может услышать это в обыденной жизни и воссоздать контекст, в котором оно было впервые услышано, может просто повторить его, как попугайчик. И от адекватной реакции родителей очень сильно зависит дальнейшее отношение ребёнка к таким словам.
Психологи по-разному советуют реагировать на услышанные от ребенка плохие слова. Их можно проигнорировать, можно расспросить, где он это услышал и объяснить, почему грамотные люди так не говорят. Обязательно дать понять, что такие слова очень расстраивают вас. По-своему хороши все эти способы, и их применение зависит от ситуации и темперамента ребенка.
Что ни в коем случае нельзя делать — так это отчитывать и тем более прибегать к телесным наказаниям за использование ругательств. Это непедагогичный путь — ребенок вынесет из него опыт, что грубость порождает другую грубость и насилие. Это не лучшим образом скажется на психическом развитии. Смеяться тоже нельзя — ребенок немедленно решит, что вы в восторге от его выходки. Если ребёнок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа. Не все родители готовы к такому свободному обсуждению бранных слов с ребёнком, но лучше честно сказать, что значение слова настолько неприлично, что вы не хотите его произносить.
Каковы же основные причины, по которым дети обзывают друг друга? Это может быть:
- агрессия (сознательное желание разозлить, обидеть сверстника);
- желание привлечь внимание ( того, кого дразнишь);
- игра (дразнящий воспринимает обзывания, как игру, а не как оскорбления);
- провокация ( дразнящий понимает, что оскорбляет сверстника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например, погоняться за собой)
- шутка (хочет не столько обидеть товарища, сколько повеселить окружающих);
- самоутверждение (дразнящий хочет утвердить лидерскую позицию);
- не со зла (дразнящий понимает, что другому обидно, привык отмечать особенности окружающих). Возможно, дома у него принято принято награждать друг друга прозвищами, и это никого не обижает.
И всё таки как же реагировать на "плохие" слова? Есть несколько советов:
- никак не реагировать (игнорировать, не обращать внимания).Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно. Например, "Очкарик, очкарик"- зовёт одноклассник. Не отзывайся, пока не обратится по имени, сделай вид, что не замечаешь. А можно просто сказать: "Меня вобще-то Ваней зовут."
- отреагировать нестандартно. Ведь обычно обзывающийся ребёнок хочет получить определённую реакцию. А необычное поведение может" поставить в тупик" дразнящего. Например, можно посмеяться: "Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего папу и дедушку...". Если родители расскажут ребёнку, как их обзывали в детстве, то ребёнку будет легче и он не будет обижаться на сверстников.
- не поддаваться на провокацию. За мальчиком гонялись одноклассники и обзывали его. А он бросался на них с кулаками. Все с восторгом разбегались, а потом начиналось снова. Мальчику было предложено в следующий раз не бросаться на обидчиков, а повернуться спокойно и сказать : "Я устал и гоняться за вами не буду...".
- не позволять собой манипулировать. Очень часто дети стремятся с помощью обзывания заставить сверстника что-то сделать. Например, всем известен приём "брать на слабо". Наверное, из всех этих ситуаций, эта- самая непростая, потому что дети часто подвергают себя опасности. Следует обратить внимание ребёнка на то, что нужно понять, что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение.
- отговориться. В ответ на обзывание выкрикнуть отговорку- своего рода защиту. Это помогает не оставить оскорбление без ответа и пресечь конфликт. Примеры таких отговорок мы знаем: "Кто обзывается, тот так и называется!", "Дурак!"- "Приятно познакомиться, а меня Петей зовут". Все отговорки стоит произносить спокойным, доброжелательным тоном, стремясь свести всё к шутке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"
Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......
Родительское собрание в 4 классе на тему "Найти свой путь" ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
В собрании раскрываются практические рекомендации по определению способностей и склонностей ребенка....
Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....
Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...