Родительское собрание
материал (1 класс) на тему
Развитие речи и общения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_razvitie_rechi_i_obshcheniya_detey.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ.
Родительское собрание.
На доске вывешены плакаты:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». И.С. Тургенев.
«Чтение стихов должно быть постоянным, чтобы душа не засохла».
А.И.Герцен.
На стенде выставка книг, рекомендуемых для внеклассного чтения.
Содержание:
1. Вступительная беседа.
Некоторые родители ошибочно считают, что любое чтение полезно. Другие считают, что за чтением должны следить учителя и библиотекари, а роль родителей в этом деле невелика. Но и учитель, и библиотекарь не всегда могут оградить ребёнка от книг, предназначенных не для него.
Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы младшим школьникам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, следят, главным образом, за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывают привычку читать, пропуская описание природы, характеристики героев, рассуждение автора.
Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики. Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе.
В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играют незначительные на первый взгляд моменты.
Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает подлинный интерес детей к книге.
2. Как пробудить интерес к чтению: приёмы.
Для того чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку вслух. На самом интересном месте чтение прекращается. Увлечённый событиями в книге и желанием узнать, что произойдёт дальше с героями, ребёнок, в большинстве случаев, продолжает читать самостоятельно. Позже взрослые должны обязательно спросить его, о чём он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам.
Можно рассказать ребёнку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого-либо рассказа. Младший школьник обязательно спросит: «А что дальше? Расскажи, что было потом». В ответ надо дать книгу: «Вот, прочти. Здесь столько интересных историй!»
3. Требования к чтению.
Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребёнка, чтобы он запоминал фамилию автора и художника-оформителя и название книги. Перед чтением бывает полезно спросить ребёнка, какие книги этого писателя он уже читал или слышал, что он знает о нём, встречались ли ему где-нибудь рисунки художника-иллюстратора книги.
Надо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитав 5-6 страниц, заглядывают на последнюю страницу – чем кончилось? Прочитав окончание книги и узнав судьбу героев, дети, естественно, продолжают читать менее внимательно, пропуская целые абзацы или главы книги, а иногда просто оставляют её. Родители должны внимательно следить за тем, чтобы у детей не появилась эта вредная привычка.
Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события книги, чем она закончится.
4. Как развивать речь детей.
Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном. Если на первых порах ребёнок затрудняется рассказать о прочитанном, надо ему помочь с помощью вопросов: «Что ты узнал из рассказа? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?»
Очень хорошо, если в семье практикуются совместные чтения вслух. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения.
Как читать вместе?
Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди: сегодня читает отец, завтра – сын. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, чётко. Продолжительность чтения домашнего – не более 45 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению.
Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном. И, конечно, не возможно воспитывать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать детей беречь книгу.
Вспомним слова В.А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда.
5. Игры по обогащению речи детей.
Для обогащения речи детей можно использовать игры и упражнения, которые легко провести в кругу семьи. (Родители записывают игры, можно обыграть с ними).
Подбор синонимов. Как сказать по-другому: река (бежит, течёт, журчит, льётся)?
Какой снег (белый, пушистый, мягкий, искристый)?
Узнавание предмета по эпитетам. Часто это (кудрявая, белоствольная,
стройная)?
Работа с антонимами. Карандаш длинный – короткий; пух лёгкий, а камень
тяжёлый; река широкая, а ручей - …
Что бывает широким, узким, зелёным, хмурым, деревянным?
Например, (свежий – хлеб, капуста, газета, ветер, трава, овощи, листья).
Подбор к предмету слов, обозначающих действия. Ветер – что делает?
(Воет, пыль поднимает, листья срывает, освежает, тучи гоняет).
Игра в увеличительные очки. «Я надела увеличительные очки, и теперь вижу
не дом, а домище…».
Игра «Я – ласка». Все предметы называть только ласково: кошка – кошечка,
ложка – ложечка.
Составление парных созвучных слов.
Мишка – шишка и т. д.
Развивать интонацию можно с помощью проговаривания поговорок.
Например:
Во дворе трава,
На траве дрова
6. Итог.
«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск», - писал К. Паустовский. Научить детей внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слов, в совершенстве владеть родным языком – это задача взрослых.
Почему так остро стоит этот вопрос сегодня?
Потому, что бестактность, грубость, враждебное отношение к людям возникают, как правило, из-за недостатков воспитания в семье.
Будем помнить, что привитие культуры общения, умение вести разговор, спасать словом, нести добро людям – одна из основных задач воспитания наших детей.
В конце родительского собрания родителям была предложена следующая анкета (к следующему родительскому собранию, чтобы выявить возможные изменения):
- Придаёте вы значение развитию у ребёнка правильной, грамотной речи? Какими способами?
- Умеет ли ваш ребёнок регулировать громкость, темп своей речи?
- Уделяете ли вы внимание воспитанию культуры общения?
- Как вы считаете, говорит ли ваш ребёнок бранные слова? Проводите ли вы профилактическую работу в этом направлении?
- На что надо обратить внимание педагогу в отношении вашего ребёнка?
- Какие испытываете трудности в развитии речи ребёнка?
- Какие вопросы хотите узнать на собрании, кого предлагаете пригласить?
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В СРЕДНИХ КЛАССАХ
На определённых этапах семейной жизни для многих родителей наиважнейшим, а иногда и болезненным становятся вопросы воспитания детей. Особенно трудно становится родителям, когда их дети вступают в полосу полового созревания, наступает так называемый переходный возраст. На этом этапе многие подростки становятся почти неуправляемыми, отвечают на всё отказом, агрессией, не принимают советы, иногда уединяются, уходят в себя. В такие моменты в общении с подростком самым важным является создание и поддержание тёплых, доверительных, дружеских отношений.
В такое время классный руководитель может стать человеком, помогающим налаживать «дипломатические отношения» между родителями и детьми. Одной из форм таких отношений станут совместные родительские собрания.
В проведении таких собраний, несомненно, огромна роль классного руководителя: он и друг, он и опытный педагог. Если в течение нескольких лет между детьми и учителями, родителями и учителями не было достигнуто взаимопонимание, такое родительское собрание не будет эффективным. Оно возможно лишь в том случае, если с 5-го класса классный руководитель сотрудничал с родителями, если он имеет авторитет среди родителей, а дети его считают другом и наставником.
Ещё до собрания учитель и дети должны подготовить кабинет к мероприятию. Столы с чаем, накрытые ребятами, вазы с цветами – это придаёт собранию непринуждённую, но торжественную атмосферу.
О собрании и родители, и дети должны знать заранее, о теме собрания тоже. С детьми разговор о предстоящем мероприятии можно начать с классного часа: обговорить тему, этапы, попросить принести любимые семейные фотографии. Так к началу собрания появится определённая заинтересованность детей (дети без предварительной подготовки вряд ли поймут, что проблема взаимоотношений поколений существует: они лишь обижаются на родителей в конфликтных ситуациях).
Ход собрания
Тема: «Отцы и дети»
Эпиграф: «Давай никогда не ссориться!»
Тема и эпиграф записаны на доске или красочно оформлены на плакате. Приготовлены два больших стола: за один усаживаются дети, за другой – родители. Учитель ведёт собрание.
Вступительное слово учителя:
Уважаемые родители, ребята! Сегодня у нас совместная встреча, тема которой «Отцы и дети». Тема, как вы понимаете, не новая, не нова и проблема. Ещё И.С. Тургенев называл так один из своих романов, в котором на передний план выдвинул проблему взаимоотношений отцов и детей, то есть представителей разных поколений: старшего и младшего. Для нас с вами эта проблема тоже актуальна, так как нет, наверное, семьи, где бы не возникли взаимные обиды: родители на детей или дети на родителей. Я надеюсь, что сегодняшний разговор поможет избавиться от конфликтов и ссор, поможет родителям понимать своих детей, а детям стать добрее и нежнее по отношению к родителям. Поэтому эпиграфом к сегодняшнему разговору я взяла слова из старой песни: «Давай никогда не ссориться!».
1 этап собрания.
Учитель. Ссор и конфликтов не будет, если родители и дети смогут понимать друг друга. А для этого надо научиться вставать на место другого, обладать определёнными качествами. Давайте попробуем обговорить критерии, при которых дети смогли сказать о родителях: «У меня хорошие родители», а родители тоже самое могли бы сказать о детях. Ребята разрабатывают критерии для взрослых (хорошие родители – это…), а взрослые – для детей (хорошие дети – это…).
После десятиминутной работы один выступающий от группы познакомит окружающих с наработанными критериями, работа станет более интересной, если за соседним столом появятся оппоненты.
Когда критерии обеих групп обозначатся, станет ясно, что в них много схожего, общего. Тогда под руководством учителя начинается работа по выработке общих правил поведения. Эти правила в виде памятки появляются на доске, например:
- Стараться понять друг друга в любой ситуации.
- Никогда не повышать голос друг на друга.
- Уметь дать совет, выслушать совет другого.
- Уметь поддержать в трудную минуту.
- Доверять друг другу.
- Уметь слушать и слышать друг друга и т.д.
Совместная работа на первом этапе собрания сплотит присутствующих, заставит посмотреть на проблему другими глазами.
Если первая часть собрания удалась, то два последующих этапа станут логическим продолжением разговора.
2 этап собрания.
Конкурс «Я расскажу о фотографии».
На данном этапе предлагается ребятам рассказать о принесённой ими фотографии, не только объяснить то, что на ней запечатлено и поделиться своими чувствами, объяснить эмоциональное состояние, возникающее от взгляда на фотографию. Рассказывая о дорогой семейной фотографии, подросток, во-первых, во многом откроется для своих родителей, во-вторых, будет поддержан нужный эмоциональный уровень.
3 этап собрания.
Минутка откровения.
Данный этап является последним в ходе собрания. В конце разговора наверняка найдутся желающие объясниться в родительской или сыновней любви друг к другу. Взяв в руки цветок или открытку, выступающий может сказать слова любви и нежности близкому человеку и подарить её.
Закончится такое собрание чаепитием.
«КАКОВО НА ДОМУ, ТАКОВО И САМОМУ».
Родительское собрание
Оборудование: столики, стулья для членов семей, магнитофон, выставка книг, стенгазеты, сочинения учащихся, плакаты с пословицами о доме и семье, в центре – плакат с надписью: «Каково на дому, таково и самому».
Родители образуют команды, которые будут участвовать в конкурсах. Формируется авторитетное жюри.
1-й ведущий. Добрый вечер, дорогие гости! Сегодня мы предлагаем вам поговорить на тему: «Каково на дому, таково и самому».
2-й ведущий. Вспомните свои детские рисунки, рисунки своих детей: солнце, чистое небо, дружная семья, собачки, кошечки и невысокий заборчик, деревья и обязательно дом, дым из трубы. За что мы любим свой дом?
Ответы из зала.
1-й ведущий. Во 2-м классе провели сочинение-миниатюру. Десятиклассники, прочитав детские работы, выявили следующее: (ученица зачитывает выдержки из сочинений).
А что вы делаете для того, чтобы ребёнку дома было хорошо, чтобы ребёнок любил свой дом?
Ответы родителей.
2-й ведущий. Пословица гласит: «Не красна изба углями, а красна пирогами».
Проведём такой конкурс:
- женщинам приготовить украшения для праздничных блюд, коротко пояснив, что чем нужно украсить;
- Мужчинам составить меню на один день из перечисленных продуктов (см.список).
Ассистенты подают всё необходимое для конкурса, в это время звучит музыка или исполняется номер художественной самодеятельности.
1-й ведущий. А сейчас вопрос болельщикам: какие вы предпочитаете пироги – домашние или не домашние?
2-й ведущий. В каждой семье есть своё фирменное блюдо. Конкурс «Секреты фирменных блюд». Предлагаем защитить своё творение на звание «самое, самое»…
Всем предлагается продегустировать блюда, залу сообщаются рецепты.
1-й ведущий. Кто не мечтает быть красивым! Проведём конкурс «Коробейники».
Звучит песня «Коробейники». Ассистенты выносят три короба: первый – украшения для женщин, второй – мужские галстуки, третий – предметы для ребёнка.
1-й ведущий. Условия конкурса: муж для жены выбирает украшения, объясняет, поему именно это. Жена для мужа выбирает галстук, завязывает его. (Можно подобрать что-то и ребёнку.)
А сейчас для всех звучит вопрос: «Когда в последний раз вы дома слышали комплимент в свой адрес?» (Обычно пауза.)
Или даже проще: «Когда вам говорили хорошие, приятные слова? Не льстивую похвалу, а самые обычные, доброжелательные слова?»
Нам всем катастрофически не хватает этих слов в общении друг с другом, а в семье тем более. А ведь, если откровенно, без них нам плохо. Жизнь-то у каждого из вас далеко не безоблачная. Мы знаем, что такое обиды, горечь, разочарования. А доб-ро-же-ла-тель-ность? Умеем ли мы произносить добрые слова в адрес друг друга?
Исполняется песня О. Гришина и В. Быкова «Все жёны как жёны».
2-й ведущий. Конечно, каждый из нас не без недостатков, но пусть он (она) не самый – самый, зато… Так и назовём следующий конкурс – «Зато». (Жёны говорят по очереди комплименты в адрес мужа, а затем мужья о жёнах.)
А детям умеем ли мы говорить приятные слова? Потренируйтесь – это будет ваше домашнее задание.
Жюри подводит итоги прошедших конкурсов. Отмечается только положительное.
1-й ведущий. Физическим действиям мы учим наглядно, а душевным незаметно. Как мы относимся друг к другу, к окружающим? Начнём с малого.
Все ли мы поздравляем близких, знакомых с праздником? А как?
Конкурс «Поздравление»: используя данные слова, напишите стихотворение-поздравление, поясните, Каму оно адресовано.
Ассистенты раздают листочки, ручки. Звучит музыка или исполняется номер художественной самодеятельности. Зачитываются стихотворения.
2-й ведущий. Поздравляя друг друга, мы обязательно желаем счастья. Как вы считаете, что такое счастье? Ведь мы часто произносим: «Какое счастье!» (Ответы в зале.) А что по этому поводу говорят наши дети?
Десятиклассники анализируют сочинения учащихся 2-го класса на тему «Мой самый счастливый день.»
Ученица читает стихотворение «Что такое счастье»:
Что такое счастье? Я могу ответить:
Это когда звёзды зажигает вечер.
И когда рубаха прилипает к телу.
И когда от солнца кожа задубела.
Счастье – это утром, выйдя на работу,
Знать: заботы мира и твои заботы.
Прорубать дорогу тем, кто за тобою.
Что такое счастье?
С правдой быть в ладу,
Малого и старого не давать в беду.
Первым в каждом деле
Подать примет
Брать при штурме цели
Точный глазомер.
Что такое счастье?
Строить день – деньской,
Чтоб остаться долго в памяти людской.
Мирно жить с соседом,
Презирать скандал,
Накормить обедом,
Кто в пути устал.
Что такое счастье?
Молодым умом
Постигать науки
На пути земном.
Верить в человечность,
Коль придёт беда.
Чуткость и сердечность
Проявлять всегда.
2-й ведущий. В народе говорят: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало».
Давайте задумаемся и ответим на вопрос: «Часто ли плачут наши дети? Отчего?» Услышать детей на помогут их сочинения на тему «Отчего я плачу?» (Выступают десятиклассники.)
1-й ведущий. Обязательно ли бить детей? В каких случаях нужны наказания? Драматург Розов говорил: «Счастье – это отсутствие всяких несчастий».
Счастью учатся в детстве. «Не понимают», «не так понимают» - вот отчего плохо нашим детям с нами. Дом – это опора. Чем больше у человека (большого или малого) пороков, тем больше он нуждается в том, чтобы его принимали, понимали и любили. Ничто другое не излечит.
Любим, многое прощаем. Любимые не виноваты. Им нужна ласка, доброта понимание.
Много вопросов у будущих родителей. Л.Н. Толстой в письме Р. Роллану писал: «…из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
2-й ведущий. Воспитание детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трёх переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Домашнее воспитание – это задача с тремя неизвестными. Поразмышляем сегодня над условием задачи воспитания. Ведь как бы высоко не занесла нас судьба, как бы круто не обошлась с нами, счастье или несчастье наше – в детях. Чем старше становимся, тем больше это понимаем.
В воспитании нет мелочей. Часто учим одному, а научаем другому.
1-й ведущий. Играя в шахматы, можем часами думать над одним ходом, даже не на чемпионате. Всесторонне обдумываем результаты, которые последуют от этого хода.
Если бы с такой дотошностью и дальновидностью обдумывали мы свои слова и действия в отношении к детям, к другим членам семьи, насколько бы меньше было неверных (нежелательных) поступков, конфликтов, катастроф.
2-й ведущий. Один из современных бардов Александр Смагул в песне «Молитва» поёт:
Научи нас прощать
И любит без корысти.
Любовь – коварнейшее из чувств.
1-й ведущий. Представим ситуацию. Нередко приходится видеть следующее. Ребёнка долго нет дома. Родители волнуются, мечутся, ищут. А вдруг что-то случилось? Что это? Любовь? Когда же ребёнок появляется, они вместо радости, ласки, кричат: «Ах, ты такой-сякой» и т.п. Оказывается, это не любовь, а только страх. Любовь понимает любимого, а страх давит. Любовь – это «иди», а не «стой».
Идёт разбор ситуации.
2-й ведущий. Представьте следующую ситуацию: сын стал плохо учится. Отец (мать) вызвали в школу, сказали о двойках и т.п. Родители принимают срочные меры. Цель? Мотивы? Почему до этого родители не делали подобного, хотя знали о плохой учёбе сына? Раздражены тем, что побеспокоили. Пережили неприятные минуты в учительской.
Покой – вот в чём корысть родителей. «Отстань! Оставь в покое! Ещё из-за тебя выслушивать, позориться буду!»
1-й ведущий. Обычно родители, желая облегчить себе жизнь, хотят, чтобы ребёнок поскорее усвоил запреты. Но так ли это хорошо? Надо ли с этим торопиться? Кто знает, может быть, в этой свободе под надзором, которой больше никогда не будет, то есть в полной внутренней свободе от ответственности, от совести, от необходимости выбирать, вызревает и способность любить, и тяга к самоосвобождению.
Мы приучаем к свободе в 5 лет, тогда к 15-ти подросток умеет пользоваться ею. Кто не захотел мучиться с ребёнком от 2-х до 5-ти, а вышколил его, сделал удобным для воспитания, тот почти наверняка хлебнёт с ним горе в 15-16 лет.
2-й ведущий. Все дети, видимо, делятся на тех, кого встречают с радостью, и на тех, кого встречают дома безразлично, хмуро, сердито, с выговорами и нотациями.
1-й ведущий. Дети выходят из дома в самостоятельную жизнь. Ослабляется надзор – значит, должна усиливаться внутренняя душевная связь с домом, она заменяет надзор. Это очень важно.
2-й ведущий. А сейчас вы получите листики, на которых вам надо закончить начатое предложение.
Недописанный тезис:
- Самое главное в жизни – это…
- Чтобы иметь друзей, надо…
- Плохо жить без…
- Быть человеком – значит…
- Я не согласен с тем, что все говорят, будто…
- Нельзя прожить без…
- Хорошая жизнь – это…
- Музыка нужна, чтобы…
- Когда я смотрю на себя в зеркало, то…
1-й ведущий. На этом, дорогие друзья, заседание нашего клуба заканчивает свою работу. Надеемся, что вы поразмышляете над тем, о чём мы сегодня говорили.
2-й ведущий. На прощание разрешите напомнить вам слова Стендаля: «Любовь и дружба – эхо: они отдают столько, сколько берут».
До свидания, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"
Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......
Родительское собрание в 4 классе на тему "Найти свой путь" ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
В собрании раскрываются практические рекомендации по определению способностей и склонностей ребенка....
Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....
Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...