Система воспитания в УНТ
занимательные факты на тему

Ветлугина Наталья Петровна

Это интересно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_vospitaniya_v_unt.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина»

(ФГБОУ ВПО «АГАО»)

Педагогический факультет

Кафедра методики начального образования

Система воспитания в устном народном творчестве

Доклад  

по дисциплине «Этнопедагогика»

Выполнила  студентка

Н–ZМНО5081 группы

Левякова Наталья Петровна

Проверила

                                                                                                                            Норина Елена Эдуардовна

Оценка __________________________

«______»_____________20____г.

__________________________________

подпись

Бийск  - 2013

Содержание

Введение ………………………………………………………………………......3

  1. Этапы народного воспитания……………………………….……………..3
  2. Система воспитания…………………………………………………….….4
  3. Жанры устного народного творчества в системе воспитания………..…8

Заключение ………………………………………………………………...…….10

Список использованной литературы……………………………..…………….11


Введение

        Произведения устного народного творчества (к таковым традиционно относятся сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песни и другие виды и жанры) составляют сокровищницу народной художественной культуры, в том числе и с точки зрения кристаллизации в них на протяжении многих столетий общезначимых духовных ценностей и нравственных заповедей.

        Устное народное творчество – детище общества, где социальная практика основывается на репродуктировании накопленного опыта, что помогает выжить и устоять, составляет основу социального бытия. Плоды многовековых наблюдений и раздумий народа, его мечты и надежды, опыт взаимоотношений в социуме воплощались как в обрядовой, так и во внеобрядовой поэзии (в былинах, исторических и лирических песнях, сказках, легендах, преданиях, быличках, бывальщинах, пословицах, поговорках, загадках, скороговорках, в колыбельных песнях, в духовных стихах, причитаниях и т.д.). Отражая в фольклоре свой менталитет, душевный склад и характер, традиционную систему ценностей, народ запечатлевал своё видение и понимание сути воспитания подрастающего поколения, способствующего мирному существованию человека в природной и социальной среде.

1. Этапы народного воспитания

Русское народное воспитание охватывало все стороны необходимой подготовки человека к жизни и труду, отношение народа к рождению и воспитанию детей; содержание и методы умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания. В этих материалах анализируются многочисленные педагогические факты, делаются обобщения, утверждаются идеи по вопросам развития и воспитания человека.

 Народное воспитание обогащалось и развивалось вместе с развитием общества. Оно прошло несколько этапов:

  • В первобытном обществе под воздействием повседневной воспитательной практики и житейского опыта стихийно складывались взгляды о значении и способах воспитания.
  • Дальше идет осознание необходимости воспитания человека для выживания и совершенствования и индивида и общины, что влечет за собой накопление опыта образовательно-воспитательной деятельности в интересах удовлетворения потребностей воспитательной практики в знаниях и передачи его из поколения в поколение.
  • На третьем этапе, в результате осмысления и обобщения опыта воспитания многими поколениями народных философов, педагогов, психологов возникают идеи, концепции, устойчивые взгляды и происходит их фиксация в «спрессованных» высказываниях. На этом этапе происходит соединение разрозненных знаний о воспитании в целое и образование их единства.

Так возникла народная педагогика как совокупность обобщенных положений, как учение о развитии и воспитании человека.

2. Система воспитания

В настоящее время русский народ накопил огромный опыт воспитания и выработал свои взгляды, убеждения, идеи относительно этой важнейшей сферы человеческой деятельности, т. е. у народа сложилась определенная система воспитания детей. Эту народную систему воспитания деятели педагогической науки назвали народной педагогикой.

Потребность в обобщении опыта воспитания возникла еще в первобытном обществе, «когда, например, стали складываться определенные формы поведения, связанные, прежде всего с взаимоотношениями старших и младших». В последующем философы, педагоги, психологи из народа сформулировали идеи и положения, связанные с вопросами воспитания человека, формированием его личности, определением его положения в обществе, получившие отражение в фольклоре и других видах народного творчества.

Таким образом, народная педагогика - это система обобщенного знания о воспитании подрастающих поколений, неразрывно связанная с воспитательной практикой людей; выработанная тем или иным народом на протяжении своей многовековой истории; состоящая из взаимосвязанных элементов, а именно: осознание необходимости воспитания для развития личности и общества, цель, задачи, содержание, принципы, методы и средства воспитания, получившая отражение в народном творчестве.

В материалах устного народного творчества приводятся произведения, в которых составные части воспитания рассматриваются в единстве и во взаимосвязи. Есть произведения, где упор делается на одну из частей воспитания, например, на нравственное воспитание или эстетическое воспитание.

Идея всестороннего развития личности содержится в пословицах и поговорках. В них много мыслей об умственном, нравственном, физическом и трудовом воспитании подрастающего поколения. Русский народ еще с древнейших времен высоко ценил в человеке ум, мудрость, знания и ставил их на первое место в воспитании. Об этом мы узнаем из сказок: «Один догадливее другого», «О том, как победил человек» и др., а также из пословиц: «Голова - всему начало»; «Главная сила в человеке - ум»; «У кого ум, тот опора для всех» и др.

Взгляды русского народа на умственное воспитание формировались в течение многих веков, народ выработал свою систему умственного воспитания молодого поколения. И, конкретно, в этой системе важное место занимал вопрос: «Чему учить подрастающие поколения?» И народная педагогика в общем отвечала на этот вопрос так: «Тому, что они будут делать, когда станут взрослыми». Но анализ источников этнопедагогики позволяет конкретно установить какие знания, а также соответствующие им умения и навыки давались молодежи в прошлом. Знания эти можно подразделить на две группы:

а) общие, включающие знания своего языка, истории, географии, математические, астрономические, сельскохозяйственные;

б) специальные, к которым относятся знания по различным ремеслам.

В совокупности знаний, которые в прошлом давались детям, важное место занимала родная речь. В фольклоре нашла свое отражение мысль о том, что речь имеет огромное значение в жизни людей: что язык служит формой выражения мыслей и желаний -человека - «язык выразитель головы»; «Язык служит переводчиком сердца»; «Что в сердце, то говорит язык», язык является средством общения между людьми - «Что у каждого на душе люди не ведают, пока не встретятся их языки». Язык также служил для людей средством фиксирования и сохранения накопленных знаний и передачи их от поколения к поколению. Поколения народа складывали в сокровищницу родного слова плоды глубоких размышлений, отзвуки исторических событий, воззрения, верования, следы испытанного горя и прожитой радости.

Народная педагогика считала целью нравственного воспитания - превращение нравственных принципов «Домостроя» в личные убеждения, в факт поведения человека. Личные убеждения, составляя ядро индивидуального сознания включают в себя и знание норм и правил морали, взгляды, чувства. Для того, чтобы моральные знания, убеждения и действия человека не расходились ему необходимо обладать некоей способностью к нравственной жизни, которую можно назвать нравственной способностью. Формирование у человека нравственной способности является важной задачей народной педагогики. «Старайся меньше говорить, старайся делать больше добрых дел»; «Лучше доброе дело, чем красное слово»; «Его слова и дела неразрывны» и др. материалы народной педагогики свидетельствуют, что конечный результат нравственного воспитания заключается не только в формировании глубоких моральных убеждений, но и способности воплощать их в действия, поступать в соответствии с ними.

Русская народная педагогика отводила важную роль и физическому воспитанию. Об этом свидетельствуют произведения фольклора, герои которых наряду с высокими умственными и нравственными качествами обладают и хорошим физическим развитием. Таковы герои былин и преданий ВолхВсеславьевич, Микула Селянинович, Илья Муромец, Степан Разин, Емельян Пугачев и другие, которые побеждают, но нельзя забывать, что народ, воздавая должное разуму героя, иронизирует над его физической слабостью. Умственно и нравственно слабые герои, если даже они физически и сильны, легко терпят поражение в произведениях устного народного творчества.

Поэтому народ считает, что физическая подготовка в сочетании с умом и высокой нравственностью является одним из необходимых условий победы того или иного героя.

Народ выражает идею о том, что нельзя судить о моральном облике только по его физическим качествам. Русский народ ценил силу и красоту тела, но не меньше - силу и красоту души, без которых не прочны и первые. Поэтому подлинная красота человеческого тела в понимании русских включала такие высокие нравственные качества как воля, терпение, мужество, смелость. Такое понимание красоты человеческого тела, а также взаимосвязи физического и эстетического воспитания входило в содержание этих сторон воспитания русской народной педагогики.

Русский фольклор пронизан мыслью о том, что долг каждого члена общества - осознанно трудиться на благо семьи, народа. Подвиги былинных богатырей, сказочных персонажей, героев легенд и преданий, сказов и народного песенного творчества оцениваются на основе главного критерия: «Только тот, кто трудится, имеет право называться человеком».

Идея связи воспитания с жизнью имеет широкое распространение в памятниках русской народной педагогики. Ни в одной педагогической науке, особенно педагогике господствующих классов не была поставлена и осуществлена связь воспитания с жизнью так, как это сделано в народной педагогике. Народное воспитание тесно связано с насущными жизненными потребностями и готовит людей для участия в жизни, в труде. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика для педагогов. И поэтому готовить детей к «тому, что им предстоит делать, когда они станут взрослыми», было для нее важным принципом воспитания.

3. Жанры устного народного творчества в системе воспитания

Особую группу произведений устного народного творчества составляют пословицы и поговорки.

Русские народные пословицы и поговорки говорят, что все жизненно важные вопросы человек решает своим умом, поэтому человек ценится по уму: «Птицу поднимают ее крылья, а человека - его ум»; «Красна птица пером, а человек умом»; «Птице даны крылья, а человеку - разум». Ум является, по мнению народа, одним из основных качеств, отличающих человека от животных.

        Пословицы применялись по конкретному поводу, чаще всего дают моральную оценку тем или иным ситуациям. Потому и воспринимаются они как своеобразный моральный кодекс: «Кто правдой живёт, тот добро наживёт», «Береги платье снову, а честь смолоду». Рядом с пословицами, восхваляющими труд, самоотверженность, смекалку и т.д., живут совсем иные: «Работа не медведь в лес  не уйдёт», «Выше крыши не прыгнешь».

        Тематика этих фольклорных жанров широка. Борьба с иноземными захватчиками, горячая любовь к Родине и ненависть к её врагам, стойкость , мужество и героизм русского народа, любовь к труду, умение и мастерство, смелость, честность, дружелюбие, терпимость и другие духовно-нравственные качества, равно как и лень, ложь, трусость, зло и другие негативные качества – всё это нашло свою однозначную оценку и отражение в коротких, но мудрых изречениях.

Одним из основных жанров устной народной прозы является сказка. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов, ненавидеть врагов и злодеев и т.п.; утверждает народные принципы жизни, среди которых доминируют честность, преданность, смелость, коллективизм и др. Таким образом,  рассказы о самых невероятных, фантастических событиях, изложенных в сказках, имеют глубокий жизненный смысл, их неправдоподобность служит более яркому, запоминающемуся выражению их поучительного смысла, идей.

 Многие народные сказки предупреждают об опасности стремления к лёгкому хлебу, обогащению любым путём, духовной неразборчивости, неправедному сговору.  Таким образом, сказка ставит и помогает решать моральные проблемы, ибо в ней все герои имеют чёткую нравственную и эстетическую ориентацию.

К жанрам устного народного творчества относятся и песенные произведения героико-эпического склада – былины. 

Былины во все времена вызывали чувство трепета, к ним относились с глубоким уважением. В них не только сконцентрирован, но и философски осмыслен богатый исторический опыт народа, который касается самых различных сторон общественной жизни: борьба с иноземными поработителями, становление государства, семейные отношения, социальная борьба народа со своими учителями, наконец – общественные идеалы.

Заключение

В современных социокультурных условиях нельзя предавать забвению всё то лучшее, что накоплено за века нашими предками. Отнюдь не утратили, наоборот, приобрели особую актуальность сегодня пословицы и поговорки, разящие острым словом хвастовство, лень, эгоизм, лицемерие и другие пороки, ставшие, к сожалению, нормой сознания и поведения многих современных молодых людей.

Многие произведения словесного фольклора переосмысливаются, переделываются в соответствии с новыми условиями. Это закономерный процесс, однако, жизнь отдельных из них можно проследить на протяжении многих столетий. И это не случайно, ибо их смысло-содержательный  базис, имеющий ценностно-нравственную направленность, остаётся незыблимым во все времена. Всё это свидетельствует о том, что произведения устного народного творчества, будь то пословицы, поговорки, сказки или былины, передавая накопленный в течение многих веков опыт социального взаимодействия, имеют вневременной характер, не только национальную, но и общечеловеческую значимость.

Список использованной литературы

  1. Аникин В.П. Русское народное творчество. – М.: Высш. шк.,2001.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т., Т. 3. – М.: Рус. яз., 1999.
  3. Жиров М.С. Народная художественная культура как основа формирования нравственных ценностей детей и молодёжи / М.С. Жиров // Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодёжи на основе православных и культурно-бытовых традиций: материалы региональной научно-практической конференции. – Белгород, 2001. – с. 36-43.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Энциклопедия дружбы» КАК ЭЛЕМЕНТА ЭТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ «Воспитание сердца»

Выступление на Межрегиональном семинаре учителей г. Саранск 2010г. по авторской программе для 2 класса "Энциклопедия дружбы" совместно с психологим гимназии....

Проектная деятельность учащихся- неотъемлемое звено в системе воспитания"

 Метод проектов  воспитывает сознательное отношение к учению, способствует развитию познавательной активности и культуры умственного труда, стимулирует стремление к самостоятельному п...

Система воспитания в школе - национального возрождения №17

Новая система воспитания детей в многонациональной стране....

Система_воспитания_экологической культуры_ младших_ школьников

В статье изложен опыт воспитания экологической культуры младших школьников, связи и взаимовлияние компонентов экологического воспитания обучающихся, формы и методы работы классного руководителя. ...

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели...

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения

  «Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реа...