Родительское собрание "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"
статья (4 класс) на тему
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников»
О Боже, ты даёшь для Родины моей тепло и урожай, дары святого неба. Но, хлебом золотя простор её полей, ей также, Господи, духовного дай хлеба. А.Н.Майков.
Строки стихотворения русского поэта Аполлона Николаевича Майкова звучат сегодня очень актуально. В настоящее время общество переживает ценностный, духовно-нравственный кризис, который является причиной существенного падения нравственности подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного воспитания является первоочередной проблемой общества. На мой взгляд, сейчас России нужна модернизация человека, т.е. воспитание духовно-нравственной, ответственной, инициативной личности.
Культура — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Сегодня позвольте представить вашему вниманию мой опыт работы по теме «Организация работы учителя начальных классов по решению проблемы духовно-нравственного воспитания и развития школьников в условиях взаимодействия с социумом».
Духовная культура — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.
Нравственность - определяющий аспект культуры, ее форма, дающая
общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы, под нравственностью мы понимаем высокие основополагающие позиции.
Проблема духовно-нравственного воспитания определена как задача первостепенной важности и чрезвычайной значимости и в новом Федеральном государственном стандарте общего образования, и в «Концепции модернизации Российского образования». Особое место занимает эта проблема и в моей педагогической деятельности. Работу по духовно-нравственному воспитанию школьников я считаю задачей первостепенной важности.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.
Душа каждого человека-зародыш прекрасного цветка, но растет ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.
Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрым к людям, научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все качества человека будущего общества, но главное, эти качества должны закладываться сегодня.
Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия взаимопонимания в глазах наших детей. Именно поэтому возникла необходимость говорить о проблемах в духовно-нравственном воспитании, так и о колоссальной работе учителей начальных классов в данном направлении.
В концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям. Традиционными источниками нравственности являются:
- Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей «малой Родине»; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
- Социальная солидарность - Свобода личная и национальная; Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство.
- Гражданственность – Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.
- Семья – Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.
- Труд и творчество – Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.
- Наука – Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание.
- Традиционные российские религии включают представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира.
- Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.
- Природа – Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля.
- Человечество – Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.
Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 50, 40,30, даже 10 лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко мы встречаем у многих детей переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.
По предложению лидеров традиционных религий Президентом России было принято решение о проведении федерального экспериментального преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в ряде регионов страны с последующим распространением его на всю территорию государства с 2012 года.
Главная цель проекта – посредством общеобразовательной школы обеспечить возвращение знаний в общество о глубинных корнях культуры российского народа.
Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству.
Очень много нужно еще сделать начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство. Проанализировав свою работу и работу моих коллег, можно с уверенностью сказать, что ведется большая работа по духовно-нравственному воспитанию, как в рамках школы, так и классными руководителями.
Давайте жить, любить и удивляться,
Давайте верить, помнить и жалеть,
От счастья плакать, от души смеяться
Давайте жить, чтоб сердцем не стареть.
Давайте будем просто восхищаться
Полями, небом, серебром росы,
И если трудно, все же не сдаваться –
Идти вперед, не опуская головы.
Давайте будем искренны в общенье,
Честны в словах, поступках и делах,
Давайте верить, свято, без сомнений
Жить наяву, открыто, а не в снах!
Давайте будем честно признаваться
В своих ошибках, зависти и лжи,
Давайте жить, любить и восхищаться –
Расправьте крылья у своей Души!
В заключение мне хотелось бы обратиться к словам Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II: «Людям, занимающимся образованием, всегда следует помнить о том, что само слово «образование» восходит к понятию «образ Божий», который по учению Церкви, необходимо восстановить в человеке. Величие народа в том, что носит в сердце он своём».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
Родительское собрание «О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников»
«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно до...
Родительское собрание "Нравственное воспитание младших школьников"
Материал содержит рекомендации и презентацию по теме "Нравственное воспитание младших школьников"...
Роль родительского собрания в воспитании младшего школьника
«Взаимоотношение школы и семьи – условие успешности ребенка. Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и д...
Проблема стилей родительского воспитания.Трудности детско – родительских взаимоотношений в процессе воспитания младших школьников
В статье представлены следующие моменты: группы семей по типу родительского отношения к ребенку; термины благополучная и неблагополучная семья, четыре параметра родительского п...
Родительское собрание " Трудовое воспитание младших школьников"
Воспитание в семье...
Родительское собрание "Экологическое воспитание младших школьников"
Родительское собрание "Экологическое воспитание младших школьников"...