Выступление на родительском собрании по теме "Как подготовить ребенка к школе"
материал на тему

Краюшкина Ирина Александровна

Выступление на родительском собрании по теме "Как подготовить ребенка к школе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_detey_k_shkole.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании по теме

«Как подготовить ребенка к школе»

     Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Первый класс – серьезное испытание,  как для ребенка,  так и для родителей.

     Будущие первоклассники и их родители как праздника ждут первого дня занятий в школе. Но проходит некоторое время, и начинаются огорчения: ребенок неусидчив, плохо пишет, не умеет толково ответить на вопросы учителя. А причина чаще всего заключается в том, что ребенок не был своевременно подготовлен к школе.

     Что же входит в понятие готовности к школьному обучению? Под такой готовностью нельзя понимать только умение ребенка читать, считать и писать. Подготовка к школе – это физическая, психологическая, нравственная, мыслительная готовность ребенка к обучению.

     Прежде всего следует поговорить о воспитании эмоционально-волевой готовности  ребенка к учению. Под эмоционально-волевой готовностью понимается желание ребенка учиться в школе, узнавать новое, правильное отношение к товарищам и взрослым; умение управлять своими поступками, преодолевать посильные трудности.

     Многие родители понимают, насколько важно вызвать у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают детям о школе, об учителях, о забавных историях из собственной школьной жизни, о дружбе ребят и, самое главное, о знаниях, которыми они овладевают в школе.

     Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.

     И наоборот заявления типа «Вот пойдешь в школу, будешь получать одни двойки» отбивает у ребенка всякую охоту учиться, вызывает страх перед школой.

     Учение – это повседневный труд, он требует от ребенка умственных усилий, напряженной воли, внимания. Поэтому родители должны познакомить детей не только с привлекательной стороной школьной жизни, но и рассказать о трудностях, которые необходимо преодолевать. Не стоит рисовать школьную жизнь в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.

     Родителям необходимо научить настойчивости в достижении цели. Для этого давайте детям какие-то обязанности и следите за их выполнением, подбадривайте детей, если они взялись за какое-нибудь сложное для них дело. Неправильно поступают те родители, которые при всякой неудаче ребенка говорят ему: «Вечно у тебя ничего не получается! Давай я сама сделаю». Ребенок начинает верить в то, что он сам ничего не может сделать, а поэтому незачем и стараться. Ваша задача – укрепить уверенность ребенка, что все трудные дела выполнимы, надо только приложить усилия. Говорите ребенку: «У тебя обязательно получится! Да и мы рядом, поможем».

     Некоторым детям трудно учиться в школе потому, что у них не воспитана усидчивость, т.е. умение длительное время заниматься одним делом. Дома ребенок имеет возможность играть или что-нибудь делать, сколько он хочет, в школе ребенку придется длительное время заниматься одним и тем же делом.  Не всегда у детей все получается сразу. В школе ребенку приходится иногда переделывать одно и то же упражнение по несколько раз. Если ученик к этому не готов, неудачи будут раздражать его, вызывать неприязнь к учению. Усидчивость можно воспитывать в любых играх и занятиях. Хорошо развивают ее настольно-печатные игры, в которых можно что-то изготовить самостоятельно («Конструктор», «Мозаика»).

     Еще одно важное качество – самостоятельность. Ребенок должен уметь убирать за собой, содержать вещи в порядке. Делать это сам, не ждать помощи со стороны.

     Не менее важное условие подготовленности к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребенок ссориться по пустякам, не умеет правильно оценивать свое поведение, ему трудно привыкать к школе. Родители должны интересоваться, как ведет себя ребенок в коллективе.

     В семье, где несколько детей, это сделать проще. А если у вас один ребенок, чаще приглашайте к нему в гости товарищей, соседей, при этом обратите внимание на то, как ведет себя ваш ребенок. Быть может, он драчлив, стремится захватить лучшую игрушку, выполнять главную роль. Или, наоборот, излишне уступчив, соглашается все отдать более энергичным товарищам, а сам пассивен. Тактично, не нарушая игры, вмешивайтесь в детские отношения.

     Вам необходимо учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими. Воспитание адекватного, правильного поведения, культуры общения достигается, прежде всего, личным примером.

     Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ребенка. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму ее жизни, к распорядку дня. Частые заболевания выбивают детей из привычного ритма школьной жизни. Поправившись, ему приходится догонять класс, и от этого многие дети теряют веру в свои силы. Поэтому укрепляйте здоровье своих детей.

     Всем родителям советуем своевременно проконсультировать сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребенку исправить дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, шепелявости и других дефектов речи ребенок становится стеснительным, замкнутым. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху.

     В подготовке к школе большое значение имеет режим дня, т.е. распорядок жизни ребенка. Хорошо продуманный режим дня позволяет найти время для разнообразных игр, занятий, укрепляет здоровье, организует деятельность ребенка. Ребенок учится ценить время, быть сдержанным, управлять своими желаниями. Дети, которые до школы все делают по режиму, привыкают вовремя вставать, эти дети могут переключать свое внимание с одной деятельности на другую – оставить интересную игру и взяться за приготовление уроков.

     Дети, не привыкшие к твердому распорядку дня, с трудом переключаются на какое-нибудь необходимое в данный момент дело, не успевают вовремя поесть, с трудом засыпают и просыпаются, с неохотой садятся за приготовление уроков. Именно от этих детей чаще всего на уроках слышно: «Я не успел!»

     Большое значение имеет развитие чувственного опыта. Этот опыт играет важную роль в умственном развитии ребенка, т.к. с него начинается познание окружающего мира.

     Важно научить ребенка не только слушать, но и слышать. Для этого учите детей воспринимать все с первого раза, избегайте многократных повторов. При разговоре ребенок должен смотреть на собеседника, а не заниматься своим делом. Не говорите, когда дети заняты, говорите спокойно, членораздельно, не громко, не слишком тихо.

     Учите детей не только смотреть, но и видеть. Для этого надо проводить игры на развитие  внимания и наблюдательности.

     Развитие крупной и мелкой моторики. Под крупной моторикой подразумевается умение ребенка прямо и твердо ходить, бегать, прыгать, точно ловить и кидать мяч, застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.п. Под мелкой моторикой подразумевается умение владеть ножницами, иголкой, карандашом, кисточкой. Обращайте внимание на развитие кисти ребенка.

    Занятия, развивающие чувственный опыт: лепка, рисование, пение, конструирование, все виды рукоделия (вышивание, вязание крючком, пришивание пуговиц и др.), штриховка.

     Необходимым условием школьного обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка. Это значит, что у дошкольника должны быть сформированы следующие психические познавательные процессы, такие как:

     - внимание (объем внимания для детей младшего школьного возраста – 3-4 фигуры, предмета, объекта при одновременной демонстрации; устойчивость внимания – 5-7 минут, т.е. в течение 5-7 минут будущий ученик должен заниматься каким-нибудь одним делом, связанным с познавательной деятельностью). В этом возрасте у детей должно быть сформировано не только непроизвольное внимание, т.е. если интересно – ребенок внимателен, но и произвольное  – когда есть цель и нужно приложить волевое усилие, а интерес может отсутствовать;

     - память (научите детей самым простым приемам запоминания: с помощью создания образов, группировки материала по смысловым частям, выделения главных и второстепенных деталей и т.д.);

     - мышление (дошкольник должен уметь делать простые обобщения, т.е. находить сходство в предметах и объединять их по выявленным признакам в группы, а также распознавать различия в сходных предметах; обращайте внимание ребенка на цвет, форму, величину и другие свойства предметов и т.д.).

     Важное место в работе с детьми занимает развитие речи. Необходимо научить детей осмысленно говорить, обогатить речь, привить любовь к чтению книг. Дети часто задают разнообразные вопросы, и от того какие ответы они получают, зависит их умственное развитие. Больше общайтесь с детьми (экскурсии, прогулки, чтение художественной литературы, составление рассказов, пересказы сказок, разучивание наизусть стихотворений, скороговорок). В этом возрасте словарный запас должен достигать 4-5 тысяч слов.

     Остановимся на том, что дети обязательно должны знать и уметь по отдельным предметам перед поступлением в школу. На что необходимо обратить внимание родителям?

Чтение.

1) Дети должны уметь составлять предложения, определять количество слов в предложении.

2) Разделять слова на слоги.

3) Различать гласные и согласные звуки.

4) Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «сани».

5) Уметь пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, придумать рассказ по иллюстрации.

6) Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

7) Знать великих русских писателей и поэтов: А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, С.А.Есенина и др. Некоторые их произведения для детей.

Русский язык.

1) Уметь держать ручку.

2) Обращать внимание на посадку. Необходимо сохранять стройную осанку.

3) Выполнять штриховку. Ребенок должен уметь аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

4) Упражняться в записи элементов букв.

Математика.

1) Свободно считать от 1 до 10 и обратно. Действие счета предполагает знание детьми числового ряда и соблюдение четкой последовательности названия чисел при счете.

2) Знать состава чисел от 2 до 5.

3) Сравнивать предметы по цвету, размеру, форме, количеству.

4) Иметь пространственные и временные представления.

5) Различать плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

Окружающий мир.

Запас собственно знаний из жизни и о жизни.

     Итак, скоро в школу, но, дорогие мамы и папы, помните, что перед вами все еще ваш малыш, поэтому мы предлагаем «Советы родителям»: «Делать или не делать?»

Делайте!

- Радуйтесь вашему ребенку.

-Разговаривайте с вашим малышом заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.

-Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.

-Установите четкие требования к ребенку.

-Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

-Будьте терпеливы.

-Спрашивайте «что» и «почему».

-Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

-Не скупитесь на похвалу или поцелуй.

-Поощряйте игры с другими детьми.

-Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится делать ребенку.

-Будьте примером для малыша.

-Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

Не делайте!

-Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать.

-Не задавайте слишком много вопросов.

-Не принуждайте делать ребенка то, к чему он не готов.

-Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он устал, расстроен, займитесь чем-то другим.

-Не следует постоянно поправлять ребенка.

-Не надо устанавливать для ребенка множества правил: он перестанет обращать на вас внимание.

-Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.

     Живите рядом с ребенком, любите его, радуйтесь ему, как самому главному сокровищу вашей жизни – только это сможет дать высокий уровень готовности к школьному обучении. Желаем вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании "Готов ли ваш ребёнок к школе?"

Родительское собрание "Готов ли ваш ребёнок к школе?"...

Родительское собрание на тему "Готовность ребенка к школе"

Данная разработка содержит конспект и презентацию для собрания с родителями будущих первоклассников на тему: "Готовность ребенка к школе"...

Родительское собрание "Готов ли ваш ребенок к школе?"

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности ч...

Родительское собрание на тему "Адаптация ребенка к школе"

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Раньше ваши дети ходили в детский сад или были на домашнем воспитани...

Родительское собрание на тему:" Готовность ребенка к школе"

Физические условия адаптацииребенка к школеКакие нужно создать психологические условияЧто такое психологическая готовность к школе...

Конспект родительского собрания на тему: "ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ. КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ"

В конспекте раскрываются проблемы обучения гиперактивных детей в школе и  причины их возникновения; даются рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей....