Родительское собрание на тему:" Готовность ребенка к школе"
консультация (1 класс) на тему
Физические условия адаптацииребенка к школе
Какие нужно создать психологические условия
Что такое психологическая готовность к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_1_klass.docx | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание 1 класс.
Здравствуйте, уважаемые родители: мамы и папы, бабушки и дедушки первоклассников. В этом году в вашей семье произошло важное событие:
ваш сын или дочка поступили в 1-й класс.
Каждому ребенку купили школьную форму, красивый ранец, бережно уложили школьные принадлежности, приготовили много нужных мелочей. А готов ли сам ребенок к школе?
Сейчас я расскажу, как проходит адаптация и как можно помочь ребенку благополучно прожить этот период.
Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальную, эмоциональную и социальную. Интеллектуальная зрелость – умение концентрировать внимание, обладать аналитическим мышлением, улавливать основные связи между явлениями. Критерий интеллектуальной готовности – развитая речь. Эмоциональная зрелость – умение регулировать свое поведение, управлять своими эмоциями, возможность длительное время выполнять непривлекательное задание. Социальная зрелость – потребность в общении со сверстниками, умение общаться и исполнять роль ученика.
Физические условия адаптации ребенка к школе
Первые три недели адаптации в школе называют «физиологической бурей» или «острой адаптацией» – самое тяжелое время для ребенка.
В этот период возникает напряжение почти во всех системах организма. Следующий этап адаптации – неустойчивое приспособление, когда организм ребенка находит приемлемые реакции на новые условия жизни. После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Ребенку трудно перестроиться на школьную жизнь. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, у других отмечают снижение или повышение артериального давления. У кого-то родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита. Врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и недомогания. Все это признаки переутомления.
Чтобы оказать ребенку помощь в адаптации, необходимо отрегулировать его режим дня. Хорошее физическое состояние учащегося зависит от того, сколько он бывает на воздухе, как часто двигается, какую еду ест, сколько времени проводит за компьютером и телевизором. Распланировать день лучше вместе с ребенком. Предложите родителям разделиться на несколько групп и выполнить практическое задание: разработать рекомендации режима дня. Раздайте им ручки, листы для записи и памятку «Рекомендации по организации режима дня первоклассника»
Справка
Адаптация может длиться до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника
Какие нужно создать психологические условия
С первых дней в школе ребенку необходимо создать такие психологические условия, которые сделают адаптацию к школе легкой. Для этого родителям нужно знать особенности своего ребенка и дошкольного возраста в целом. Если адаптация будет протекать тяжело, то уже с первых классов у школьника сложится негативное отношение к учебе. Это ведет к хроническому нервному напряжению и постоянным стрессам.
Главная ошибка родителей в том, что они делают упор на раннее обучение своего ребенка, но не заботятся о его самочувствии в новых условиях. Им кажется, что ребенок должен сразу с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги, интересоваться учебой, а не игрой. Родители говорят ребенку: «Ты уже совсем большой, а значит, должен интересоваться не игрушками, а учебой. Что ты все время играешь, лучше пошел бы почитал».
Первоклассник не успел приспособиться к новому образу жизни, но пытается соответствовать требованиям значимых для него взрослых. К стрессу первых школьных дней прибавляется боязнь не выполнить родительские наставления.
Невозможно стать школьником в один момент. Ребенку необходимо объяснять, где его поведение эффективней будет как школьника, а в каких местах может вести себя как дошкольник. Например, подготовка домашних заданий – это часть школьной жизни, а игра с друзьями на улице поможет расслабиться.
Совет
Нужно поддерживать самооценку первоклассника на достаточно высоком уровне. Чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе.
Не стоит осуждать интерес ребенка к игрушкам – это естественное занятие для вчерашнего дошкольника. Родители рассматривают чтение и письмо как «серьезные», «нужные» занятия, а игра – как пустая трата времени. Своим отношением взрослые показывают ребенку, что школьником быть хорошо, а дошкольником – плохо. В этой ситуации ребенку психологически очень сложно, ему играть хочется, а родители это осуждают. Запрет и желание создают психологический конфликт, разрешить который ему непросто. Ребенок либо отказывает себе в праве играть и подавляет свои потребности, либо мучается угрызениями совести после игры, либо идет на конфронтацию «Все равно буду!».
К СВЕДЕНИЮ
Что такое психологическая готовность к школе
Психологическая готовность к обучению включает:
– мотивационную готовность – положительное отношение к школе и желание учиться;
– умственную готовность – достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений;
– эмоционально-волевую готовность – достаточный уровень развития произвольного поведения;
– коммуникативную готовность – способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение к взрослому как учителю.
Что такое психологическая готовность к школе
Психологическая готовность, или школьная зрелость, – комплекс психических качеств, которые необходимы ребенку для успешного начала обучения в школе. Если ребенок психологически не готов к обучению, то адаптация в 1-м классе будет длительной и даже травмирующей.
Некоторым детям трудно выполнять школьные требования и соблюдать распорядок дня. Проблемы возникают прежде всего из-за отсутствия мотивации и не сформированности произвольной регуляции своего поведения.
Каждый ребенок проживает период приспособления к школе. Чем больше у него развиты нужные умения, качества и знания, тем быстрее и безболезненнее пройдет адаптация к новым условиям. Вам и педагогам важно учитывать, как развиты составляющие психологической готовности к обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Готовность к обучению: что нужно знать родителям?"
Собрание проводится с родителями будущих первоклассников. Цель: познакомить их с видами психологической готовности ребенка к школе, дать практические рекомендации по подготовке ребенка к школе....
Родительское собрание на тему "Готовность ребенка к школе"
Данная разработка содержит конспект и презентацию для собрания с родителями будущих первоклассников на тему: "Готовность ребенка к школе"...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПО ТЕМЕ:" ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ"
ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСТУПЛЕНИЕМ УЧИТЕЛЯ НА СОБРАНИИ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. На собрании я ответила на вопрос,волнующий родителей детей,ИДУЩИХ В ПЕРВЫЙ КЛАСС: "ГОТОВ ЛИ РЕБ...
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: "Готовность ребёнка к обучению в школе" Презентация к выступлению.
Переход из детского сада в школу - важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность которых - учение.Я уверена, что каждого из вас уже...
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: "Готовность ребёнка к обучению в школе".
Презентация к выступлению....
Родительское собрание на тему"Готовность к школе и адаптация первоклассников"
Готовность к школе и адаптация первоклассников : физиологическая,интеллектуальная, эмоционально-волевая, социально-личностная. Уровни адаптации....
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: "Готовность ребёнка к обучению в школе"
Переход из детского сада в школу - важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность которых - учение.Я уверена, что каждого из вас уже...