Материал для родителей: "Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный труд".
статья (2 класс) на тему
Считаю, что родители являются одним из важнейших источников знаний для своего ребенка. Правильное построение организации выполнения домашнего задания младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_roditelyam_rod_sobran.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал для родителей, составитель: учитель высшей квалификационной категории Рожкова А. А., г. Смоленск, МБОУ «СШ № 9»
Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный труд.
Как родители вы можете внести огромный вклад в процесс обучения своих детей. Читая своему малышу, вы автоматически увеличиваете его словарный запас. Ежедневно помогая в выполнении домашнего задания, вы своим вниманием показываете, насколько важно обучение.
Один из родителей рассказывал, что когда пришло время выполнять домашнее задание по чтению, ребенок спрятал книгу за батарею. Выполнение домашнего задания превратилось в битву, и совместные занятия стали причиной возникшего между ними напряжения, от которого не было пользы никому. Родитель выходил из себя, когда чувствовал, что сын старается не в полную силу, и выполнение домашней работы обычно заканчивается криками друг на друга.
Бывает, что родители сами провоцируют детей на отрицательную реакцию, связанную с выполнением домашнего задания. Придя с работы уставшими и раздраженными, они с пренебрежением и с чувством обреченности садятся с детьми за уроки. Любая ошибка или просчет ребенка моментально превращается в бурю эмоциональных выплесков в сторону дитя. Как правило, дети очень чутко чувствуют состояние родителей, и ваше напряжение передается им. Прежде чем садиться за уроки постарайтесь сами успокоиться и сконцентрироваться на выполняемой деятельности. Свои требования ребенку произносите твердым и уверенным голосом, не повышая тона.
Исследователи считают, что родители являются одним из важнейших источников знаний для своего ребенка. У родителей есть все возможности помочь детям преуспеть в школе, однако они делают меньше, чем могли бы. Исследование показало, что матери в среднем тратят менее получаса в день, разговаривая с детьми, объясняя что-либо или читая им. Отцы еще меньше – около 15 минут. Поэтому прежде чем спросить у ребенка об отметке и об успехах в школе, спросите сначала у себя, а что я сделал для этого?
Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что это задача двоякая.
- С одной стороны, нужно помочь ребёнку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков.
- А с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включиться в работу, вести её, не отвлекаясь.
Ситуация 1
«Мой Петя сидит за уроками 3-4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание сохранилось у него до десятого класса» Но ведь во 2 классе на домашние уроки надо тратить 1,5 часа. Давайте понаблюдаем, как Петя делает уроки.
Петя занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает… Но нет, оказывается. Вот куда-то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут….
Но всё найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу…. Вдруг ему захотелось попить воды, а ещё через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…. На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:
- дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;
- один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов;
- дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;
- один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.
Но вот работа закончена. Петя ещё 10 минут бесцельно перекладывал с места на место учебники и тетради…
Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 2 класса.
Такая картина, как вы видите, является типичной. Чуть ли не половина школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено.
Что можно посоветовать родителям, если их ребёнок не может «усидеть за уроками»?
Во-первых, игры. Тихие настольные игры и подвижные сюжетно-ролевые игры.
Во-вторых. Полезно для ребёнка выполнять какое-то дело вместе с взрослыми, делать его быстро, весело, без раскачки, без томительных пауз. Можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребёнок вытирает; можно вместе что-то чинить; можно вместе читать книгу: страницу вы, страницу ребёнок.
Можно выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если его зовут кушать, то он должен немедленно прекратить игру. Недопустимо позволять ребёнку игнорировать родительские указания в чем бы то ни было. Сколько раз приходилось видеть, как во время еды ребёнок играет с хлебом, помыл руки и заигрался с бахромой полотенца. Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен. Иначе - то же самое будет твориться с занятиями. Добивайтесь, чтобы все необходимое ребёнок делал без дополнительного напоминания, ни на что не отвлекаясь.
Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.
Ребёнок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Чтобы он там мог держать книги и тетради. Если же ребёнок занимается за общим столом, никто не должен мешать ему, отвлекать от занятий
Почему же у ребёнка должно быть не просто удобное место для занятий, но и постоянное?
Дело в том, что у каждого человека, а у младшего школьника в особенности, вырабатывается установка не только на определенное время, но и на определённое место работы. Когда такая установка у ребёнка сформируется, то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе.
Помогите своему ребёнку строго выполнять такое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано всё, что не имеет отношения к ним. Все вспомогательные вещи, которыми придется пользоваться (линейка, резинка, карандаш), класть слева от себя; учебники, тетради, дневник – справа. Всё, что уже не понадобится, тут же укладывать в портфель или в другое определенное место.
Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими-либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.
ВЫВОД: Сначала устные предметы – правила, а потом письменные. Трудные, потом легкие.
Как приучить к самостоятельности?
Начните с предмета, который легче дается, и не отвечайте на вопросы пока задание не сделано до конца. Не стойте за спиной, не злите его. Делайте свои дела, а ребёнок пусть учит. Вы слушайте и можете задать вопрос. Потом проверьте и не высмеивайте ошибки детей. Таблицы сложения и умножения повесьте над кроватью и учите. Опережайте школу. Учите таблицу умножения. По русскому языку выполнить вслух, но не писать в учебнике. При письменном выполнении ребёнок ещё раз все вспоминает.
ПАМЯТКА «Как готовить Д/З по русскому языку»
- Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
- Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
- Прочитай задания упражнения.
- Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.
- Выполни упражнение письменно.
- Проверь всю работу.
ВЫВОД: Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявить полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребёнка. Одни взрослые заявляют ребёнку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай» Другие ласково спрашивают: «Ну что нам сегодня задано?» - и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий. Во - втором – формируется безответственность уверенность в том, что все будет сделано правильно без особых усилий.
ЧТО СЛЕДУЕТ, И ЧЕГО НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ
Проверь, правильно ли организовано рабочее место
- Всё должно быть на своих местах
- Посидите со своим ребёнком на первых порах выполнения д/з. От того, насколько спокойными будут его первые шаги, зависит его будущие школьные успехи.
- Сформировать привычку делать уроки. Напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.
- Оформите красиво рабочее место. Стол, лампа, расписание, стихии пожелания школьнику, таблицы учебные.
- Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.
- На рабочем месте порядок, если ему трудно навести порядок, то помогите ему.
- Вслух читает задание упражнения. Это успокаивает ребёнка, снимает тревожность
- Если ребёнок что-то делает не так, не спешите его ругать.
- Если ребёнок отвлекается, то спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.
- Письменные задания чтобы выполнял чисто, без помарок.
- Не заставляйте многократно переписывать д/з. Это подрывает интерес к школе.
- Старайтесь, как можно раньше приучать делать уроки самостоятельно и обращаться к вам в случае необходимости
РАДУЙТЕСЬ ТОМУ, ЧТО У ВАС ЕСТЬ ТАКОЕ СЧАСТЬЕ – С КЕМ-ТО ДЕЛАТЬ УРОКИ, КОМУ-ТО ПОМОГАТЬ, ВЗРОСЛЕТЬ!
Ситуация 1
Ваш ребёнок заявил: «Не пойду больше в школу. Заберите меня из неё!» Как вы поступите в данной ситуации?
Ответ: не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода. Вспомните сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой. Не обсуждайте с ребёнком все подробности конфликтных ситуаций. Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами. Читайте сами, а не сидите у телевизора. Принимайте участие в жизни класса, ребёнку это приятно.
Решение родительского собрания:
- Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.
- Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.
- Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.
- Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение.
- Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
памятки по выполнению домашних заданий в начальной школе.
Вашему вниманию предлагаются памятки по выполнению письменных заданий по русскому языку и математике, по чтению и окружающему миру в начальной школе....
Выполнение домашнего задания по русскому языку в начальной школе.
Цель настоящей статьи - поделиться некоторым опытом работы над домашним заданием по русскому языку в начальной школе....
Памятка по выполнению домашнего задания в начальной школе
Данный материал поможет родителям правильно организовать подготовку домашнего задания по предметам...
Проблемы самостоятельного выполнения домашнего задания в начальной школе
Проблема выполнения домашнего задания с детьми всегда остаётся актуальной. Зачастую родители только контролирует наличие выполненного домашнего задания, а не его качество. Они отказываются проверять д...
Выполнение домашних заданий в начальной школе (советы родителям).
Даны советы для родителей правильного подхода к выполнению домашних заданий учащимися начальной школы....
Домашнее задание – серьёзный труд?
Материал родителььского собрания...
Материал видеолекции по теме "Как помочь ребенку с выполнением домашнего задания?"
Домашние задания играют решающую роль в успеваемости детей, и мы хотим убедиться, что вы обладаете необходимыми знаниями, чтобы поддерживать своих детей в этом процессе.Сначала нужно понять для чего ш...