Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
материал (1 класс) на тему

Гулевич Галина Ивановна

Указаны главные особенности младшего школьника. Даны рекомендации для родителей по воспитанию в ребенке необходимых качеств школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 37 имени Новикова Гаврила Гавриловича»

г. Кемерово

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  

                                                       Составила: Гулевич Галина Ивановна,

                                                                         учитель начальных классов

2016

    Лев Николаевич Толстой, великий русский писатель и педагог, в возрасте 80 лет сделал запись в своем дневнике: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние». Есть  еще одно изречение из копилки народной педагогики: «Воспитывай дитя, когда оно лежит поперек лавки, вдоль лавки ляжет – опоздаешь».

   Главной возрастной особенностью дошкольного и младшего школьного возраста является неиссякаемая энергия. Это возраст почемучек. Возраст первооткрывателей. Но многие родители спрашивают: «С чего начать?» Ребенку нужно помочь освоиться в этом мире.

   Очень важно научить  ребенка знаниям. В первую очередь, о самом себе. Я – ребенок, мальчик или девочка. Я – уже большой, я должен.

  Обязанность родителей с раннего детства научить ребенка ухаживать за собой.

   Второй главной особенностью младшего школьника является умение ребенка жить в коллективе. Дети, которые посещали детское учреждение, как правило, приучены к этому. А вот дети домашние испытывают трудности в общении. С раннего детства нужно приучить ребенка к тому, чтобы он понимал, что не все, чего ему хочется, может быть мгновенно выполнено. Нравственный облик ребенка, его настроение в очень большой мере зависит от того, насколько он легко отказывается от желаемого ради другого человека или спокойно ожидает того времени, когда можно будет желаемое осуществить.

  • Категорически неправильно поступают те родители, которые, жалея своего ребенка, балуя его, делают для него все так, что он уже в возрасте трех лет уверен, что все должно делаться только для него. В случае невыполнения его требований он плачет, впадает в истерику, приходит в отчаяние.
  • Очень важно в младшем школьном возрасте добиться от ребенка послушания, выполнения требования родителей. Если этого нет, то в школе такой ученик не станет выполнять требования педагогов. Необходимо, чтобы у взрослых слово с делом не расходилось.
  • Очень важно в младшем школьном возрасте поощрять, закреплять выполнение определенных правил поведения: благодарить после еды, за полеченную вещь; здороваться и прощаться, говорить «спокойной ночи».
  • Не забывайте напомнить младшему школьнику об отношении к взрослым. Оно должно быть уважительным, заботливым и приветливым.

     При поступлении ребенка в школу у многих появляется проблема в том, что умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции  естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержки внимания на учебных задачах. Это в начальных классах умеют далеко не все дети. Многие из них быстро устают.

     Некоторые дети, приходящие в школу впервые, не признают рамок, границ, через которые нельзя переступать в общении со взрослыми.

    Огромное значение в подготовке ребенка к школьной жизни имеет усидчивость. Это качество необходимо терпеливо в нем воспитывать. Сначала это может быть игра, а потом и занятия чем-либо интересным, увлекательным.

    Для воспитания  в ребенке умения сосредоточиться, слушать и слышать нужны разнообразные, соответствующие возрасту и развитию ребенка игрушки. Вредно чрезмерное обилие игрушек, оно снижает интерес к ним. Пусть  игрушек в доме будет мало, но они будут умные. Практика показывает, лучше всего иметь два-три набора конструкторов, кубиков с цифрами и буквами. Играя с конструктором, ребенок развивает мелкие мышцы рук, пальцы становятся ловкими, гибкими, развивается мыслительная деятельность.

    В доме обязательно должны быть книги. Читая детям, вы тренируете их память, развиваете речь, воображение и т.д. Существуют множество методик для проверки у вашего ребенка памяти, воображения. Вот одна из них. Вы зачитываете десять слов, не связанных между собой по смыслу. Большинство должно быть односложными, но 2 – 3 из них могут быть и двусложными. Например:  год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын.

Потом просите ребенка повторить их. Во время выполнения задания ничто не должно отвлекать проверяемого. Итак, ребенок вспомнил несколько слов. Прочитайте все слова снова и попросите его вспомнить и названные прежде, и новые. Как правило, и со второго чтения ребенку не удается запомнить все слова, тогда читаются и третий раз, а если нужно – и четвертый. Чтобы получить объективную картину, проверку надо повторить чрез несколько дней с новым набором слов.  

     

    Исключите длительное сидение у телевизора, компьютера, громкую музыку и агрессивные игрушки (пистолеты, петарды).

  • Постарайтесь воспитывать в ребенке чувство стыда. Пусть ему будет стыдно за грубость, хулиганство.
  • Подготовка ребенка к школе – не только  покупка ранца и выбор одежды. Ребенок должен психологически быть подготовлен к новым условиям существования, к принципиально новой жизни, которая резко отличается по своим требованиям от домашнего пребывания.
  • Дошкольный возраст – это возраст, открытый для впитывания знаний об окружающем мире. Но это возраст, когда впитывается не только хорошее, нужное, но опасное и дурное. Процесс усвоения полезных знаний идет с трудом, требует усилий, напряжения, а ненужное усваивается без особых усилий и труда.

 Именно в этом возрасте подхватывается на лету не лучшие выражения, копируются глупые и опасные поступки взрослых или старших.

  Порой, не умея четко выговаривать слова на уроке, ребенок без труда чеканит скверные слова, обидные прозвища, оскорбительные и грязные жесты.

  Постарайтесь, чтобы вашего ребенка окружали интересные люди, доброжелательная атмосфера, чтобы в его присутствии звучала грамотная речь, и совершались хорошие поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологические особенности детей младшего школьного возраста как один из факторов сохранения самоценности возрастного периода

развитие внимания, памяти, особенности психологических процессов в младшем школьном возрасте, их значение в обучении и развитии ребенка....

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное...

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

Материал для учителей начальных классов и для родителей....

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Готовность ребенка к школе....

Презентация "Возрастные особенности детей младшего школьного возраста"

Презентация "Возрастные особенности детей младшего школьного возраста"...

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст. Всё что нужно знать родителям....

Психологические особенности детей младшего школьного возраста как один из факторов сохранения самоценности возрастного периода

В данной работе рассмотрены психологические  особенности детей  младшего  школьного  возраста  как  один  из  факторов сохранения  самоценно...