Психологические особенности детей младшего школьного возраста как один из факторов сохранения самоценности возрастного периода
консультация

Смолярчук Надежда Геннадьевна

В данной работе рассмотрены психологические  особенности детей  младшего  школьного  возраста  как  один  из  факторов сохранения  самоценности  возрастного  периода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЁННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЪЕДИНЕНИЕ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

СООБЩЕНИЕ по  теме :  

« Психологические  особенности детей

младшего  школьного  возраста  как  один  из  факторов

сохранения  самоценности  возрастного  периода».

                                                                     Выполнила: Смолярчук Н.Г.,

                                                                                      учитель 1 класса

2014-2015 уч.г.

    Младший школьный возраст соответствует 7-10, 11 годам  и имеет свои важные особенности.

1)Социальная ситуация  развития.

   Приход ребенка в школу связан  с перестройкой  всей  системы  отношений  ребенка  с действительностью: изменяется ход его  жизни и деятельности.

     Возникают  новые, связанные  со  школой  серьезные обязанности.

     Впервые  отношения « ребенок – учитель»  становится  отношением «ребенок – общество». В детском  саду  взрослый  выступает как индивидуальность, а в школе  действует принцип «все  равны перед  законом».

    В дореволюционной  школе учитель выступал как представитель  государства не только по своей  функции. Это подтверждала и его форма ( мундир).

   Новая социальная ситуация вводит  ребенка в строго нормированный  мир  отношений и требует  от него организованной  произвольности, ответственной  за дисциплину.

  Итак, в школе у ребенка  новое место в обществе. Переход к этому новому положению в обществе и составляет  основную  предпосылку для  формирования личности.

   То, что положение  школьника обязывает  к более ответственной . общественно-контролируемой, целенаправленной деятельности, воспитывает чувство долга и ответственности  перед  окружающими, умение  действовать  сознательно и организованно, развивает у него важнейшие  волевые  качества  личности.

   Новые  взаимоотношения  в школе , в учении  наполняют жизнь детей глубоким  содержанием, что сказывается в характере  общей направленности их личностей, в их переживаниях, в особенностях их представлений.

 

2)Ведущая  деятельность в младшем  школьном  возрасте.

Ведущей деятельностью   младшего   школьника  является учебная  деятельность .

      По мнению Д.Б.Эльконина, ее роль приоритетна  потому, что,

во-первых, через нее осуществляются основные отношения  ребенка с обществом;

 во-вторых, в ней  осуществляется  формирование  как основных  качеств   личности  ребенка школьного  возраста, так и отдельных  психических  процессов.

     Учебная  деятельность – это деятельность  непосредственно  направленная  на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством.

     Эти  предметы  не даны как кубики, с которыми  можно манипулировать. Все они абстрактны и теоретичны.

     Как отмечал В.В.Давыдов, специфической потребностью и мотивом  учебной  деятельности человека  являются  теоретическое отношение к действительности и соответствующие  ему  способы ориентации.

 

  Д.Б.Эльконин выделил ряд  специфических  отношений  учебной  деятельности  в  младшем  школьном  возрасте:

  • Один из парадоксов учебной  деятельности заключается в следующем: будучи общественной по своему смыслу, содержанию и форме, она вместе с тем осуществляется сугубо  индивидуально, а ее продукты

     ( учебной  деятельности) есть  продукты  индивидуального  усвоения.

     В процессе учебной  деятельности  ребенок  осваивает  знания и

     умения, выработанные  человечеством.

     Что же тогда он делает? Оказывается, предметом  изменения

     в учебной  деятельности  является сам ее субъект.

  • Вторая  особенность  учебной  деятельности – приобретенные  ребенком умения  подчинять свою  работу на различных  занятиях  массе  обязательных  правил.

Подчинение  правилам  формирует у ребенка  умение регулировать  свое поведение и более высокие  формы  произвольного управления своим  поведением.

  • Очень важно  формирование познавательной  мотивации.

Формирование такой  мотивации  тесно  связано с содержанием и способами обучения.  При  традиционных способах обучения  формирования  познавательной мотивации  может и не быть.

       Превращение  деятельности, которая  еще не является учебной,  в учебную  -  является одной из предпосылок  изменения  мотива.

       Действительная  мотивация  будет иметь место тогда,  когда  дети будут  мчаться  в школу, где им будет  хорошо, приятно, содержательно, интересно.

3) Познавательное  развитие  младшего  школьника.

Младший школьный возраст- возраст интенсивного интеллектуального развития.

    Интеллект опосредует  развитие всех остальных  функций, происходит интеллектуализация  всех психических процессов, их  осознание и произвольность.

   Как указывал Д.Б.Эльконин, центральным  моментом становится развитие  словесно-логического и рассуждающего  мышления, возникновение которого  перестраивает  другие  познавательные  процессы.

Так, память в этом  возрасте  становится  мыслящей, а восприятие  думающим.

   Благодаря такому  мышлению, памяти и восприятию  дети способны в последующем  успешно  развивать подлинно  научные понятия и оперировать ими.

Таким образом, произвольными и осознанными  процессами  в младшем  школьном  возрасте  становятся все познавательные  процессы, кроме  самого интеллекта.  В этом возрасте, по словам Л.С.Выготского, мы имеем дело с развитием  интеллекта, который

не знает  самого себя.

   Другой  важной особенностью младшего  школьника  становится  осознание  своих  собственных  изменений  в  результате  развития  учебной  деятельности, что связано с зарождением  рефлексии.

Но этот  процесс  происходит  не сразу, а постепенно.

4)Изменения в области  восприятия.

   Хотя в школу дети  приходят с достаточно развитыми процессами восприятия ( у них высокая острота  зрения и слуха, они  ориентируются в форме и цвете), но пока их восприятие в учебной  деятельности  сводится только  к узнаванию и называнию  формы и цвета.

    У первоклассников  отсутствует систематический  анализ  самих  свойств и качеств  предметов.

    Постепенно  происходит  формирование более сложного  вида деятельности, чем ощущение и различение  отдельных  свойств  вещей.

    Этот  вид  деятельности – наблюдение. 

Восприятие  становится  более целенаправленным в процессе  учебной  деятельности.  Восприятие, синтезируясь с вниманием и мышлением, приобретает  форму  целенаправленного и произвольного  наблюдения.

    При достаточно  развитом  наблюдении  можно  говорить о наблюдательности  ребенка  как особом  качестве  его  личности.

5)Изменения  в области  внимания.

  На  момент  поступления  в школу произвольное  внимание развито  слабо. Дети  обращают внимание на то, что необычно, ярко, интересно.

( Это непроизвольное  внимание).

   Учебная  деятельность на начальном этапе построена так, что надо  усваивать сведения, которые  не интересуют.  Постепенно ребенок начинает  направлять  и  устойчиво  сохранять  внимание на нужных, а не только привлекательных  моментах.

   У 1-классников  произвольное  внимание  неустойчиво, поэтому  опытный  учитель прибегает  к разнообразным  видам  учебной  работы, сменяющих  друг друга и не утомляющим  детей.

   Развитие  внимания  связано  с  расширением  объема  внимания и умением  распределять его между   разными  видами  деятельности.

6)Изменения   в области  памяти.

        В младшем  школьном  возрасте  идет  интенсивное  формирование  приемов  запоминания: от наиболее примитивных  приемов ( как  повторение)  ребенок  переходит к группировке, осмыслению  связей разных частей  материала.

   Результаты  группировки целесообразно  фиксировать в виде  сложного  плана.

   В младшем  школьном  возрасте память  интеллектуализируется, то есть происходит качественное  психологическое  преобразование самих  процессов  памяти.

  Память развивается  под влиянием обучения в двух  направлениях: усиливается  роль и удельный вес словесно-логического  запоминания

(по сравнению с наглядно-образным) , и ребенок овладевает  возможностью сознательно  управлять своей  памятью  и регулировать ее проявления   ( запоминание, воспроизведение, припоминание).

7)Изменения  в области мышления.

  В области  мышления  происходят  наиболее существенные  изменения. Мышление  приобретает абстрактный и обобщенный  характер. Именно  младший  школьный  возраст Л.С.Выготский  считал сензитивным   для  развития  понятийного  мышления.

   Согласно мысли Л.С.Выготского, обучение в школе выдвигает  мышление в центр  сознательной  деятельности  ребенка. А это означает  закономерную перестройку самого сознания.

  Становясь  доминирующей функцией, мышление  начинает  определять  работу  всех  других  функций.

   Но самые  существенные  изменения  происходят в самом мышлении:

до обучения оно опиралось  лишь на жизненный опыт  ребенка, было основано на «житейских понятиях».

   В процессе  школьного  обучения  оно преобразуется в мышление  теоретическое, в основе которого лежит  оперирование  понятиями.

   Овладевая  понятиями, школьник не просто  овладевает  абстрактной  всеобщностью, но и «сгустком утверждающих  суждений».

  Он  овладевает  умением  развернуть эти  суждения, рассуждать в собственном  теоретическом  плане, в собственном стиле. У него вырабатывается  творческая  активность.

   Выработка понятий  требует от школьника активности, направленной на решение поставленной перед ним  учебной  задачи;  иначе говоря, этот процесс в известном смысле  является  творческим.

    Усвоение  знаний в школе   потому  и способствует образованию понятий и развитию   теоретического  мышления,  что  требует от школьника  анализа  причин  соответствующих  явлений,  понимания  закономерностей, которые их связывают, а также  осознания  тех  способов  мышления, которые приводят  его  к правильным  выводам.

         Формирование  научных понятий в младшем  школьном  возрасте

     только начинается . Оно продолжается в подростковом  возрасте и тогда

     станет  основой теоретического  мышления, что позволит  ребенку  

     овладеть  новым  содержанием  (не только   фактами, но и

     закономерностями) и сформирует  новый  тип  познавательных  

     интересов.

          В связи с этим  следует вспомнить слова Л.С.Выготского о том, что

     «осознанность и произвольность входят  в сознание  через ворота  

     научных понятий».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ермолаева М.В.  Психология развития. М.; Издательство Московского психолого-социального института. РАО, 2006.
  2. Возрастная и педагогическая психология /  Под ред.А.В.Петровского. –М.; Просвещение,1973.
  3. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника / Хрестоматия по возрастной психологии .-М.; ИПП,1996.
  4. Мухина В.С. Психология детства и отрочества.- М.; ИПП,1998.
  5. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских  возрастах.-М.;МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
  6. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования  учебной  деятельности в младшем школьном  возрасте/  Хрестоматия по возрастной психологии.- М.; ИПП, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....

«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.

Программа организации оздоровительного отдыха детей в  лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...

А.Барто Катя.Б. Заходер . Перемена.Стихи для детей и про детей.

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "начальная школа 21в"...

Тест для детей и родителей “Насколько мы знаем своих детей”.

Этот тест позволит родителям определить  насколько они знают своих детей....

Урок чтения в 3 классе " Проверь себя. Вспомнаем произведения раздела «О детях и для детей»

Данная презентация составлена по учебнику Ефросининой   "Литературное чтение" для учащикся 3 класса по программе "Начальная школа "XXI века". Это урок закрепление по произведениям Н.Носова,В...