Психологические особенности детей младшего школьного возраста как один из факторов сохранения самоценности возрастного периода
консультация
В данной работе рассмотрены психологические особенности детей младшего школьного возраста как один из факторов сохранения самоценности возрастного периода.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ
СООБЩЕНИЕ по теме :
« Психологические особенности детей
младшего школьного возраста как один из факторов
сохранения самоценности возрастного периода».
Выполнила: Смолярчук Н.Г.,
учитель 1 класса
2014-2015 уч.г.
Младший школьный возраст соответствует 7-10, 11 годам и имеет свои важные особенности.
1)Социальная ситуация развития.
Приход ребенка в школу связан с перестройкой всей системы отношений ребенка с действительностью: изменяется ход его жизни и деятельности.
Возникают новые, связанные со школой серьезные обязанности.
Впервые отношения « ребенок – учитель» становится отношением «ребенок – общество». В детском саду взрослый выступает как индивидуальность, а в школе действует принцип «все равны перед законом».
В дореволюционной школе учитель выступал как представитель государства не только по своей функции. Это подтверждала и его форма ( мундир).
Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину.
Итак, в школе у ребенка новое место в обществе. Переход к этому новому положению в обществе и составляет основную предпосылку для формирования личности.
То, что положение школьника обязывает к более ответственной . общественно-контролируемой, целенаправленной деятельности, воспитывает чувство долга и ответственности перед окружающими, умение действовать сознательно и организованно, развивает у него важнейшие волевые качества личности.
Новые взаимоотношения в школе , в учении наполняют жизнь детей глубоким содержанием, что сказывается в характере общей направленности их личностей, в их переживаниях, в особенностях их представлений.
2)Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.
Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность .
По мнению Д.Б.Эльконина, ее роль приоритетна потому, что,
во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом;
во-вторых, в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов.
Учебная деятельность – это деятельность непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством.
Эти предметы не даны как кубики, с которыми можно манипулировать. Все они абстрактны и теоретичны.
Как отмечал В.В.Давыдов, специфической потребностью и мотивом учебной деятельности человека являются теоретическое отношение к действительности и соответствующие ему способы ориентации.
Д.Б.Эльконин выделил ряд специфических отношений учебной деятельности в младшем школьном возрасте:
- Один из парадоксов учебной деятельности заключается в следующем: будучи общественной по своему смыслу, содержанию и форме, она вместе с тем осуществляется сугубо индивидуально, а ее продукты
( учебной деятельности) есть продукты индивидуального усвоения.
В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания и
умения, выработанные человечеством.
Что же тогда он делает? Оказывается, предметом изменения
в учебной деятельности является сам ее субъект.
- Вторая особенность учебной деятельности – приобретенные ребенком умения подчинять свою работу на различных занятиях массе обязательных правил.
Подчинение правилам формирует у ребенка умение регулировать свое поведение и более высокие формы произвольного управления своим поведением.
- Очень важно формирование познавательной мотивации.
Формирование такой мотивации тесно связано с содержанием и способами обучения. При традиционных способах обучения формирования познавательной мотивации может и не быть.
Превращение деятельности, которая еще не является учебной, в учебную - является одной из предпосылок изменения мотива.
Действительная мотивация будет иметь место тогда, когда дети будут мчаться в школу, где им будет хорошо, приятно, содержательно, интересно.
3) Познавательное развитие младшего школьника.
Младший школьный возраст- возраст интенсивного интеллектуального развития.
Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.
Как указывал Д.Б.Эльконин, центральным моментом становится развитие словесно-логического и рассуждающего мышления, возникновение которого перестраивает другие познавательные процессы.
Так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие думающим.
Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно развивать подлинно научные понятия и оперировать ими.
Таким образом, произвольными и осознанными процессами в младшем школьном возрасте становятся все познавательные процессы, кроме самого интеллекта. В этом возрасте, по словам Л.С.Выготского, мы имеем дело с развитием интеллекта, который
не знает самого себя.
Другой важной особенностью младшего школьника становится осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности, что связано с зарождением рефлексии.
Но этот процесс происходит не сразу, а постепенно.
4)Изменения в области восприятия.
Хотя в школу дети приходят с достаточно развитыми процессами восприятия ( у них высокая острота зрения и слуха, они ориентируются в форме и цвете), но пока их восприятие в учебной деятельности сводится только к узнаванию и называнию формы и цвета.
У первоклассников отсутствует систематический анализ самих свойств и качеств предметов.
Постепенно происходит формирование более сложного вида деятельности, чем ощущение и различение отдельных свойств вещей.
Этот вид деятельности – наблюдение.
Восприятие становится более целенаправленным в процессе учебной деятельности. Восприятие, синтезируясь с вниманием и мышлением, приобретает форму целенаправленного и произвольного наблюдения.
При достаточно развитом наблюдении можно говорить о наблюдательности ребенка как особом качестве его личности.
5)Изменения в области внимания.
На момент поступления в школу произвольное внимание развито слабо. Дети обращают внимание на то, что необычно, ярко, интересно.
( Это непроизвольное внимание).
Учебная деятельность на начальном этапе построена так, что надо усваивать сведения, которые не интересуют. Постепенно ребенок начинает направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не только привлекательных моментах.
У 1-классников произвольное внимание неустойчиво, поэтому опытный учитель прибегает к разнообразным видам учебной работы, сменяющих друг друга и не утомляющим детей.
Развитие внимания связано с расширением объема внимания и умением распределять его между разными видами деятельности.
6)Изменения в области памяти.
В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания: от наиболее примитивных приемов ( как повторение) ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала.
Результаты группировки целесообразно фиксировать в виде сложного плана.
В младшем школьном возрасте память интеллектуализируется, то есть происходит качественное психологическое преобразование самих процессов памяти.
Память развивается под влиянием обучения в двух направлениях: усиливается роль и удельный вес словесно-логического запоминания
(по сравнению с наглядно-образным) , и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления ( запоминание, воспроизведение, припоминание).
7)Изменения в области мышления.
В области мышления происходят наиболее существенные изменения. Мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер. Именно младший школьный возраст Л.С.Выготский считал сензитивным для развития понятийного мышления.
Согласно мысли Л.С.Выготского, обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребенка. А это означает закономерную перестройку самого сознания.
Становясь доминирующей функцией, мышление начинает определять работу всех других функций.
Но самые существенные изменения происходят в самом мышлении:
до обучения оно опиралось лишь на жизненный опыт ребенка, было основано на «житейских понятиях».
В процессе школьного обучения оно преобразуется в мышление теоретическое, в основе которого лежит оперирование понятиями.
Овладевая понятиями, школьник не просто овладевает абстрактной всеобщностью, но и «сгустком утверждающих суждений».
Он овладевает умением развернуть эти суждения, рассуждать в собственном теоретическом плане, в собственном стиле. У него вырабатывается творческая активность.
Выработка понятий требует от школьника активности, направленной на решение поставленной перед ним учебной задачи; иначе говоря, этот процесс в известном смысле является творческим.
Усвоение знаний в школе потому и способствует образованию понятий и развитию теоретического мышления, что требует от школьника анализа причин соответствующих явлений, понимания закономерностей, которые их связывают, а также осознания тех способов мышления, которые приводят его к правильным выводам.
Формирование научных понятий в младшем школьном возрасте
только начинается . Оно продолжается в подростковом возрасте и тогда
станет основой теоретического мышления, что позволит ребенку
овладеть новым содержанием (не только фактами, но и
закономерностями) и сформирует новый тип познавательных
интересов.
В связи с этим следует вспомнить слова Л.С.Выготского о том, что
«осознанность и произвольность входят в сознание через ворота
научных понятий».
ЛИТЕРАТУРА:
- Ермолаева М.В. Психология развития. М.; Издательство Московского психолого-социального института. РАО, 2006.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред.А.В.Петровского. –М.; Просвещение,1973.
- Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника / Хрестоматия по возрастной психологии .-М.; ИПП,1996.
- Мухина В.С. Психология детства и отрочества.- М.; ИПП,1998.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах.-М.;МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
- Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте/ Хрестоматия по возрастной психологии.- М.; ИПП, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет
Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....
«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.
Программа организации оздоровительного отдыха детей в лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
беседы для детей...
А.Барто Катя.Б. Заходер . Перемена.Стихи для детей и про детей.
Урок литературного чтения во 2 классе по программе "начальная школа 21в"...
Тест для детей и родителей “Насколько мы знаем своих детей”.
Этот тест позволит родителям определить насколько они знают своих детей....
Урок чтения в 3 классе " Проверь себя.Вспомнаем произведения раздела «О детях и для детей»
Данная презентация составлена по учебнику Ефросининой "Литературное чтение" для учащикся 3 класса по программе "Начальная школа "XXI века". Это урок закрепление по произведениям Н.Носова,В...