Духовно-нравственное развитие младших школьников
статья (4 класс) на тему
В статье подчеркивается значимость преподавания предмета «Основы православной культуры» в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для формирования у школьников представлений о вере, духовности, на основе исторических и культурных ценностей и традиций русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Сегодня мы живем в условиях многоликости культур. Если осознать, что воспитание - это организованная педагогом жизнь ребенка на уровне культуры, то ориентирами в направлениях воспитательной работы в современных условиях должны быть: нравственная и коммуникативная культура, культура жизненного самоопределения, семейных отношений, труда, культура экономическая и политическая, правовая и демократическая, экологическая, физическая, интеллектуальная.
Слово «культура» в языке современного человека является одним из самых употребительных, главных. Все хотят быть «культурными». Быть «культурным человеком» – это высокая оценка; «некультурный человек» - оценка низкая.
КУЛЬТУРА (лат. cultura) - первоначально обработка и уход за землей (лат. agricultura), с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку. В переносном смысле культура — уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека. В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов.
С понятием "православие" связано понятие "духовность". "Духовность — это состояние духовного человека, имеющего определенный тип поведения, мотивы и образ мыслей, отличающие его от человека недуховного.
Духовный человек всегда стремится к истине, добру и красоте. Общая культура человека определяется его духовной культурой.
Воспитательные возможности предмета "Православная культура" объясняются тем, что православная культура сохранила опыт чувств, эталонные ценности, отразившие способ реагирования человека на мир в эстетических формах, а также тем, что она, основываясь на нормах христианской нравственности (морали), выполняла регулятивную и культурообразующую роль в общественной жизни России, сохраняя преемственность духовных традиций.
Во всем мире дети в первую очередь изучают культуру и духовные традиции той страны, в которой живут.
Культура России исторически формировалась под воздействием Православия. Курс ОПК позволяет детям дать те духовно-нравственные ориентиры, которыми руководствовался наш народ более тысячелетия, и которые позволяли ему выстоять в годы серьезнейших испытаний!
На уроках ОПК ребята не будут выбирать веру, как князь Владимир ее выбирал, а узнают как жила наша страна, что летоисчесление ведется от Рождества Христова. Узнают откуда пришла азбука, узнают об Александре Невском, Дмитрие Донском. Разве плохо, что наши дети услышат: «… возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39) «Почитай отца твоего и мать … да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф.6:2-3) Не кради, не лги.. и другие заповеди. Хочется вспомнить горькие слова Николая Гоголя, который сказал «Владеем сокровищем, которому цены нет, и не только не заботимся о том, чтобы это почувствовать, но не знаем даже, где положили его»
В современных условиях изучение основ православной культуры не тождественно изучению Закона Божьего в дореволюционной русской школе, оно не предусматривает вовлечение учащегося в религиозную практику, участие в богослужениях, «обучение религии». Цель — систематическое изучение ребёнком православной христианской традиции и приобщение его к православной культуре, прежде всего в её мировоззренческом и нравственном измерениях.
Модуль «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе включает всего примерно 30 уроков и только приоткрывает ребёнку основы православной традиции. Этот мир древний и одновременно современный. Мир Божественной любви Господа Иисуса Христа, овеянный преданиями и сказаниями о подвигах святых людей. Илья Муромец, благоверный князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. И вместе с ними — наши недавние современники, почитаемые Церковью за дела милосердия, подвиги веры. О нравственных идеалах, ярких представителях христианского духа будет говориться на уроках православной культуры. Школьники познакомятся с символическим языком православной художественной культуры, искусством иконы, фрески, церковного пения, с христианским отношением к семье, родителям, труду, долгу и ответственности человека в обществе.
Среди основных тем курса: «Во что верят православные христиане», «Добро и зло в православной традиции». «Любовь к ближнему», «Милосердие и сострадание», «Православие в России», «Православный храм и другие святыни», «Православный календарь», «Христианская семья и её ценности».
Изучение основ православной культуры в школе сегодня это поддержка семьи в воспитании детей на основе исторических и культурных ценностей и традиций русского и других народов Рос-сии, для которых Православие — традиционная религия. Это при-общение к вечным, данным Богом христианским нравственным нормами, хранимым в Русской Православной Церкви, на которых зиждется жизнь человека, семьи, народа в нашем мире.
Почему ОПК так раздражает многих?
Нас не волнует, когда дети просиживают за компьютерными играми, Доверяем СМИ, где насилие.
На подрастающее поколение постоянно обрушивается огромный информационный поток, содержащий негативные моменты жизни. Как следствие, проявление со стороны подростков неуважения к старшим, грубость, невежество. Этот курс нацелен на то, чтобы формировать в наших детях такие человеческие качества, как милосердие, сострадание, уважение к старшим, трудолюбие, отзывчивость.
В заключении хотелось бы привести слова В.П. Зинченко «Духовность - путь человека к самому себе, но не к «себе идеальному», а к «себе реальному». И мы, педагоги, должны помочь детям выбрать верный путь.
Психика подростка устроена так, что он не сразу осознает замысел автора и режиссера – показать зло во имя добра. В голове ребенка бессознательно откладываются сцены насилия, подвиг наемных убийц. Это приводит к плачевным последствиям: ребенок становится психически нездоровым человеком.
Цели и задачи программы учебного предмета "Православная культура"
В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы, определяемыми Законом РФ "Об образовании" и обозначенными в "Примерном содержании образования по учебному предмету „Православная культура"", программой определяются следующие общие задачи обучения и воспитания:
• Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.
• Воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.
• Передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.
Главный результат, который хотелось бы достичь, заключается в усвоении школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру.
«Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо».
А.Ф.Романова.
Хотелось, чтобы вы увидели в этом курсе золотой ключик, которым можно открыть дверь для детей и взрослых в родной дом отечественной культуры, дом, в котором наши отцы и деды хранили и передавали своим детям самое дорогое, что у них было: образ жизни в традициях Отечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
Духовно-нравственное становление личности младших школьников
формирование патриотизма через знакомство с народным фольклором, народными традициями, обычаями, приобщение детей к истокам русского народного творчества, воспитание любви к родному краю на основе эле...
Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника на краеведческом материале
Из опыта работы учителя начальных классов...
Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.
Формирование нравственных качеств младших школьников через систему внеклассных мероприятий....
"Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий"
«Жизнь, как и совесть, дается человеку один раз».А.И.Солженицын...
Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.
Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива....