Родительское собрание в 1 классе на тему "Физиологические особенности младших школьников"
консультация (1 класс) на тему

Мусатова Наталья Константиновна

Беседа с родителями о физиологических особенностях младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fiziolog._osobenn.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

               РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

 ТЕМА:      «Физиологические особенности      

                           младших школьников».

  Цель: познакомить родителей с физиологическими и возра

             стными особенностями мл. школьников.

             

                                     Ход собрания.

1. Организационный момент.

2. Знакомство родителей с темой собрания.

3. Выступление учителя.

         Ребёнок отличается от взрослого не просто количественными показателями роста, веса, но и особенностями строения организма, его отдельных органов,

которые существенно меняются в зависимости от различных периодов жизни человека. Каковы же физиологические особенности ребёнка 7 лет? Рассмотрим лишь некоторые из них. Костно-связочный аппарат ребёнка отличается сравнительно большей, чем у взрослого, гибкостью и податливостью. В костях ребёнка имеется большое количество хрящевой ткани, процесс окостенения ещё не закончен. В силу этих особенностей костно-связочного аппарата школьников при неправильной посадке учащегося во время работы в классе , дома во время выполнения домашних заданий, при использовании мебели , не соответствующей его росту, при физической нагрузке, превышающей возможности ребёнка, у него может возникнуть искривление позвоночника.

                    Для правильного протекания процессов окостенения ткани необходимо обеспечить ребёнку полноценное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, привлекать его к посильному физическому труду.

                   Мышечная система развивается вместе с костной, они совместно участвуют в движении. Движение в свою очередь влияет на все важнейшие физиологические процессы – кровообращение, обмен веществ, а также на развитие психики ребёнка. При организации физических упражнений следует считаться с возрастными особенностями ребёнка. Чрезмерно большое мышечное напряжение вредно отражается на жизнедеятельности всего организма, недостаточная работа отдельных мышц ведёт к нарушению условий нормального физического развития.

                       Большую роль в обеспечении жизненных функций организма имеют органы дыхания. Глубокое дыхание  обеспечивается при хорошо развитой мускулатуре грудной клетки. Поэтому гимнастика, физический труд - необходимые условия для правильного развития ребёнка.

                        Особенности развития сердечно-сосудистой системы, её несовершенство  требуют практиковать физический труд, подвижные игры на свежем воздухе. Большое внимание родителей и воспитателей заслуживает нервная система. Она регулирует жизнедеятельность всего организма. Её высший отдел-головной мозг. Кора больших полушарий является основным аппаратом психической жизни человека, его сознания, мышления. В коре головного мозга непрерывно происходит процесс возбуждения и торможения нервных клеток. Чем моложе ребёнок, тем больше у него выражено преобладание процессов возбуждения над процессами внутреннего активного торможения. Возбуждение и торможение у детей легко распространяется по коре больших полушарий. Этим объясняется меньшая устойчивость внимания у детей мл. школьного возраста. У каждого ребёнка имеются различия в протекании процессов возбуждения и торможения. Вот почему можно часто слышать о необходимости индивидуального подхода к детям в учебной и воспитательной работе.

                         В процессе усвоения учебного материала у ребёнка обогащается и совершенствуется память. В этом возрасте у детей более развита наглядно-образная память, чем логическая, они лучше запоминают конкретный материал. Ребёнку самому трудно оценить, насколько хорошо он приготовил урок. Поэтому особое внимание надо уделять развитию логического мышления и памяти. Дети этого возраста очень впечатлительны и эмоциональны. Мир чувств мл. школьника значительно богаче, чем дошкольника. Он особенно восприимчив к красоте окружающих его предметов, природы, человеческих отношений. Мышление ребёнка развивается вместе с речью, поэтому важно развивать речь, расширять словарный запас слов, следить за чистотой и правильностью речи.

                            Мозг ребёнка быстро утомляется. Утомление наступает вследствие начинающегося истощения – снижения работоспособности клеток коры головного мозга. Первый признак утомления организма – ощущение потребности в отдыхе, снижение работоспособности. Утомление снимается во время отдыха. Обычно различают физическое и умственное утомление. Это зависит от характера выполняемой работы. При физическом труде большую нагрузку несут сердечно-сосудистая  и костно-мышечная системы, а при умственном труде- центральная нервная система, в первую очередь кора головного мозга. Вот почему при организации работы детей необходимо правильно сочетать физический и умственный труд. Посменная работа соответствующих отделов коры головного мозга сохраняет их работоспособность и даёт возможность длительное время её поддерживать. Чередование умственной и физической работы является физиологической предпосылкой нормального развития головного мозга. Во время физического труда изменяется состав крови: усиливаются окислительные процессы, увеличивается поступление в кровь красных кровяных шариков, более интенсивным становится обмен веществ, активизируется работа больших полушарий мозга, снимаются явления утомления. На снижение утомляемости положительно влияет регулярная гигиеническая гимнастика.

                               Работоспособность школьника находится в прямой зависимости от выработанных навыков и привычек. Каждому человеку ежедневно приходится производить одни и те же определённые действия. Так, день уч-ся начинается с утреннего туалета, уборки постели, завтрака, приготовления к школе. Поэтому, чем больше он натренирован, чем больше у него выработано привычек всё это делать без напоминания, почти автоматически, тем легче и экономнее в смысле затраты физической и умственной энергии выполняет он данную работу.      

                              Выработанные в детстве привычки часто остаются у человека на всю жизнь. Поэтому очень важно прививать детям полезные привычки (в том числе привычку соблюдать режим дня, выполнение трудовых поручений).

                              Возрастные периоды растущего ребёнка характеризуют также потребности и интересы , средства и формы удовлетворения этих потребностей.

Потребности человека нужно удовлетворять. В процессе удовлетворения потребностей проявляется активность личности. Потребности могут быть материальные ( потребность в пище, одежде, жилище и т.д.), духовные (чтение книг, журналов, смотреть фильмы, слушать музыку), потребность в общении с людьми. Потребности ребёнка развиваются по мере их удовлетворения. Но как же следует удовлетворять потребности, чтобы при этом осуществлялось развитие личности?

                             Рассмотрим это на примере удовлетворения потребности в пище. Ребёнок хочет есть. Мать или бабушка кормят ребёнка приговаривая: «Не дадим киске, сам Коля скушает», и Коля давится, но ест, чтобы не дать киске. Мама принесла пирожное: «Это Коленьке, он ведь маленький».Когда Коля пошёл в школу, бабушка кладёт ему в портфель яблоко или бутерброд, приговаривая: «Сам съешь, никому не давай, мы ведь для тебя стараемся». И Коля ест, постепенно превращаясь в жадину, не способного поделиться с товарищем. Так вырастает чёрствый и жадный человек. Если же ребёнок привыкает в семье делиться, не ест вкусное один, обязательно оставит братику или разделит на всех поровну, то он и впредь будет чутким, отзывчивым, добрым, умеющим поделиться тем, что имеет.

                            Но иногда смешиваются истинные потребности и  капризы ребёнка. Например, ребёнок плачет и просит конфету. Что это – естественная потребность организма в сладкой пище или каприз? Поэтому надо научиться различать потребности и капризы, первые следует разумно удовлетворять, а вторые с раннего возраста не допускать. Потребности не являются неизменными, они развиваются.  Нормальное развитие потребностей идёт тогда, когда для их удовлетворения ребёнок прилагает собственные усилия: хочешь есть – бери ложку и ешь сам; подрос – помогай взрослым накрыть стол, убрать посуду; повзрослел – помогай приготовить несложные блюда, участвуй в приготовлениях обеда, ужина. Такое деятельное участие в подготовке и удовлетворении той или иной потребности и есть развитие ребёнка.

4.   Обсуждение данной темы.

5.   Разное.

4. Подведение итогов. Решение родительского собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

Родительское собрание о результатах памяти учащихся, о способах её развития....

Родительское собрание. Тема: Роль книги в жизни младшего школьника.

Родительское  собрание.Тема:  Роль  книги  в  жизни  младшего  школьника.2 класс...

Родительское собрание "Роль режима дня в жизни младшего школьника"

Родительское собрание разработано с целью ознакомления с физиологическими особенностями младших школьников. содержит анкеты для детей, рекомендации для родителей....

Авторская разработка родительского собрания «Учебные интересы и мотивы учения младших школьников»

Конспект и презентация(скачать здесь) для проведения родительского собрания во 2 классе. К материалу прилагаются анкета для родителей, анкета для учеников и памятка для родителей....

Родительское собрание на тему: «Воспитание трудолюбия у младших школьников в семье»

Цель: обсудить с родителями проблему трудового воспитания  младших школьников в семье.Форма: собрание-практикумУчастники: родители, классный руководитель....

Общешкольное родительское собрание.12 .12.14. Доклад "Социализация младших школьников».

В “Словаре по социальной педагогике” дается такое определение: “Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение  социальных ценностей, опыта и к...