Лекция "Режим дня в жизни школьника"
материал (1 класс) на тему

Щетинина Ирина Владимировна

Лекция "Режим дня в жизни школьника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektoriy_rezhim_dnya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский лекторий

Тема: «Режим дня и его влияние на здоровье ребёнка и качество его обучения»

                                                                 

Современному школьнику постоянно не хватает времени. Процесс обучения в школе очень насыщенный.  Начало обучения  ребёнка в школе – это, в первую очередь, экзамен на зрелость той  семьи, в которой он растёт и развивается.

Отсутствие у родителей понимания проблемы, незнание своего ребёнка, неумение и нежелание наладить контакт со своим ребёнком, поддержать его в этот весьма непростой период жизни может привести к стрессам и трагедиям всего периода обучения в школе.  

Учеными проведена статистика:

  • Лишь 20-25% младших школьников, ежегодно переступающих порог школы, остаются здоровыми после первого года обучения.
  • К концу первой четверти худеют 30% учащихся начального звена.
  • 15%  учащихся жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желания учиться.
  • Треть первоклассников  имеют различные нарушения осанки и зрения, которые усугубляются в первый год обучения.
  • 20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости.
  • Лишь 24% младших школьников выдерживают ночной норматив сна.
  • Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса.

У первоклассника работоспособность снижается довольно быстро, о чем свидетельствует общее двигательное беспокойство. Через 15-20 минут после начала урока дети начинают отвлекаться, вертеться — то же самое происходит дома во время приготовления домашних заданий. Двигательное беспокойство — защитная реакция детского организма, который как бы отключается, дает себе отдых, не доводя до утомления. В результате этого мы также наблюдаем: Снижение количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребёнок выучил материал урока. Повышение количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом. Рассеянность и невнимательность ребёнка, быстрой утомляемостью.

Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребёнка может быть несоблюдение режима дня школьника. Режим дня в жизни детей младшего школьного возраста важен и необходим. В теории все знают, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Но на практике четко организовать и спланировать день школьника довольно сложно. Выполнение режима дня позволяет ребёнку сохранять физическое и психическое равновесие, что даёт возможность сохранения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведёт к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребёнка. Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача семьи и состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации жизни ребёнка, которая позволит избежать влияния утомления на его здоровье.  

От того, как строится наш день, как сочетается работа с отдыхом, достаточен ли наш сон, вовремя ли мы питаемся, зависит не только наша работоспособность, но и самочувствие, настроение, здоровье. Ежедневное соблюдение определённого распорядка настраивают школьника на учёбу, отдых, физическую активность, тем самым облегчая выполнение всех дел, в том числе процесс учёбы.  

При соблюдении режима дня у ребёнка формируются условные рефлексы: привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и своевременному пробуждению. Выспавшийся ребёнок лучше воспринимает информацию, объяснение учителей на уроке, быстрее справляется с выполнением домашнего задания, его работоспособность повышается. От того, насколько родители организованы сами и готовы помочь ребёнку: вовремя разбудить, научить делать зарядку и правильно подобрать упражнения, проследить за всем распорядком дня и при  этом создать положительный настрой, - зависят не только успехи ребёнка в школе, но и его здоровье.  

Важно помнить, что нет и не может быть универсального режима дня для всех детей. Распорядок должен обязательно учитывать их индивидуальные особенности и иметь некий запас времени.

Как же необходимо выстроить режим дня для младших школьников?  

Если проследить один день жизни ребенка в семье, то нужно начинать с пробуждения. Главная рекомендация: исключить будильник из каждодневного пользования. Как утверждают ученые, каждый звонок будильника – это определенный стресс для организма.

Утром у ребёнка должно быть достаточно времени, чтобы проснуться и не спеша собраться в школу. Разбудить его следует за час-полтора до начала занятий. При этом вспомните все ласковые слова, которые вы знаете, к словам обязательно добавьте поцелуи. От того, как родители разбудят ребенка и с каким настроением он проснется зависит его психологический настрой на весь день. Чтобы не омрачать утро суматохой, приучайте детей собирать всё необходимое для школы вечером. Для того, чтобы младший школьник окончательно проснулся и настроился на рабочий лад, необходимо уделить не менее 10 минут утренней гимнастике. 

Не все дети в ранний час с удовольствием завтракают. В этом случае не следует проявлять чрезмерную настойчивость в желании их накормить. Важнее сохранить хорошее настроение и доброе отношение между родителями и детьми.

Дорога в школу должна проходить в спокойном темпе в течение 15-20 минут может стать прекрасной прогулкой.

Пребывание в школе, особенно для первоклассников, когда ученик ещё  адаптируется к новым требованиям, окружению, весьма утомительно.  

Специальными исследованиями установлено, что достаточно большая часть младших школьников – 37%  - заканчивает учебный день с признаками сильного утомления. Ещё больше учеников – от 68% до 75% - у которых непривычные школьные нагрузки, недосыпание проявляются в неврозоподобных реакциях (нарушение сна, страх пред школой, учителей и т.д.) Поэтому необходимо учёбу чередовать с полноценным отдыхом.  

Согласно  СанПиНам  2.4.2.2821-10  для первоклассников рекомендуется организовывать в середине учебного дня динамическую паузу продолжительностью не менее 40 минут. Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических упражнений и умственных сил, необходимого для достижения успеха.  Появляется возможность и подышать свежим воздухом, и подвигаться, и получить положительные эмоции. Никому не надо объяснять пользу активного отдыха на свежем воздухе. Активный отдых на свежем воздухе оставляет массу впечатлений и помимо этого укрепляет здоровье и дарит отличное самочувствие. Любые игры на свежем воздухе способствуют улучшению кровообращения во все органы и системы человеческого организма, в том числе в мозг. А это помогает ученику встряхнуться и с новыми силами и настроением браться за учебу.

Ежедневно ребёнок должен  проводить на воздухе не менее 3,5 часов.  

Одна из частых родительских ошибок – усаживание ребёнка за выполнение домашнего задания сразу же после школы. Не прибегайте к подобным крайностям, поскольку он ещё не стряхнул с себя утомление от уроков в школе. Но его накопление чревато неприятностями. Прекрасным отдыхом и хорошим способом восстановления сил служит дневной сон. Детей, которые испытывают в нем потребность, привыкших спать днём, не стоит лишать такой возможности.

Учитывая тот факт, что работоспособность человека меняется на протяжении всего дня, приступать к выполнению  домашних заданий  следует не ранее 16 часов.  

При выполнении домашнего задания  после 25-30 минут работы необходимо сделать 5 минутный перерыв для небольшой разминки. Приучить детей, даже способных и хорошо успевающих, работать без отвлечения, собранно – задача непростая. Здесь очень важно родительское терпение и доброжелательность, которые обязательно будут вознаграждены успехами ребёнка.  

Очень важно, чтобы в распорядке дня у школьника нашлось время для его любимых игр и занятий. Ведь эмоциональные впечатления - важная составляющая жизни маленького человека.

Во многих семьях многочасовой просмотр телевизора – обязательный пункт вечернего времяпровождения. Невольно в этот процесс втягиваются дети.  Однако для них продолжительное созерцание передач представляет большую эмоциональную и зрительную нагрузку, которая «съедает» возможность общения с родителями, друзьями, самостоятельной деятельности (игры, помощь по дому). Всё это относится и к компьютеру. Вечером родителям необходимо выкроить время для общения с ребёнком, поинтересоваться, как обстоят дела в школе, проверить, приготовлены ли уроки. Не скупитесь на похвалы, даже успехи ребёнка невелики. Если что-то не получилось, посоветуйте или помогите исправить. Очень важна доброжелательность, ведь от поведения родителей зависит, с каким настроением школьник пойдёт завтра в школу.

Несколько слов о распорядке в выходные дни. Утренний подъем возможен в более позднее время. Если у ребёнка какие-то проблемы с учёбой в школе, то имеет смысл уделить время, чтобы помочь ему преодолеть их. Продолжительность прогулок в выходные дни следует увеличить до 5-6 часов. Замечательно, если у родителей есть возможность организовать совместные прогулки, походы, катание на лыжах, санках, коньках. Но время приёма пищи и отхода ко сну должно быть таким, как обычно.

Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной или творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка. Рекомендую в течение года заботиться о здоровье учащихся, следить за выполнением ими режима дня.

Примерный режим дня школьника:

Подъем 7.30.

7.30 - 7.50 Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет

7.50 - 8.00. Утренний завтрак

8.00 - 8.10  Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе

8.30 - 13.00  Занятия в школе

13.00 - 13.30 Прогулка на свежем воздухе после занятий в школе

13.30 - 14.00 Обед

14.00-16.00 Послеобеденный отдых, сон

16.00 - 17.30 Приготовление домашнего задания

17.30 - 19.00 Прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, полдник

19.00 - 20.00 Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.)

20.00 - 20.30 Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия - чистка одежды; обуви, умывание)

Сон 21.00

     В процессе лекции, возможно, могло сложиться впечатление о невыполнимости предлагаемых рекомендаций. Это не так. Режим - понятие из взрослой жизни и знакомить с ним ребёнка необходимо как можно раньше. Нет лучше помощника в зарядке, чем рядом занимающийся папа. Невозможно оставить ребёнку обед и надеяться, что тот сам скушает его в срок. Каждый шаг рядом с ребёнком должен вначале совершаться кем-то из взрослых. Во вторых: все правила распорядка должны соблюдаться вместе взятые. Невозможно поднять ребёнка на зарядку, если вечером он лёг в 23.30 после просмотра фильма ужасов. И третье: ничто так ни нарушает распорядок, как время, когда нечем заняться. До определённого возраста любящие родители, ложась спать, должны думать, всё ли они сделали для ребёнка сегодня и как организовать его завтра.    

СПИСОК  РОДИТЕЛЬСКИХ  НЕЛЬЗЯ:

- Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.

- Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что такая еда ребенку нравится.

- Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.

- Сразу после школьных уроков выполнять домашнее задание.

- Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе.

- Заставлять ребенка спать днем после уроков или лишать его этого права.

- Кричать на ребенка, в том числе при подготовке домашнего задания.

- Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика.

- Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашнего задания.

- Ждать маму и папу, чтобы начать делать уроки.

- Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день.

- Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.

- Читать нравоучения ребенку перед сном.

- Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.

-  Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно.

- Не прощать ошибки и неудачи ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для 1 класса "Режим дня в жизни школьника"

Методическая разработка родительского собрания для 1 класса "Режим дня в жизни школьника"...

Родительское собрание.Режим дня в жизни школьника.

Родительское собрание для 1 класса.Содержит анкеты,теоретический материал, памятки для родителей....

Здоровый образ жизни школьника

Презентация для учителей...

доклад на родительском собрании в первом классе режим дня в жизни школьника

данный материал использовался при выступлении на собрании с родителями будущих первоклассников...

Родительское собрание по теме: "Режим дня в жизни школьника"

В данном сценарии  родительского собрания рассмотрена тема, которая важна как для родителей, так и для детей. Именно от режима зависит успеваемость, настрой, настроение учащегося....

Родительское собрание "Телевизор в жизни школьника"

Цели собрания:1.Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором2.Показать влияние телевизионных просмотров на психику маленького ребенка...

Здоровый образ жизни школьника

Цель: Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека. ...