Чтобы не согнуть шею в старости.
статья на тему

Бугрова Татьяна Владимировна

Чтобы не согнуть шею в старости (мысли к размышлению родителям)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtoby_ne_sognut_sheyu_v_starosti.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы не согнуть шею в старости

Вопрос «Все ли лучшее — детям?» . А как вы об этом думаете?

Все зависит от того, что мы вкладываем в слово «лучшее». Конечно, родители должны передать детям все лучшее, что у них есть. Но этот лозунг, о котором мы говорим, обычно воспринимается исключительно в материальном смысле. «Не хватало мне в детстве сахара — пусть у моего ребенка будет сахара сколько угодно». Но ведь так можно и до сахарного диабета дойти.

У Нины Павловой есть рассказ «Не сотвори себе кумира». Вот небольшой отрывок из него. «,,, Отличительной чертой моего поколения было то жертвенное отношение к детям, когда, отказывая себе во многом, всё лучшее отдавалось детям. Мы научились этому от наших родителей. В годы послевоенного голода моя мама ела кожуру от картошки в мундире, оставляя картофель детям. …дух жертвенности передавался из поколения в поколение, но без веры извращался и мельчал. И если некогда мамы спасали нас от голода. То наши дети уже не знали ни голода, не веры, и жертвенность приобрела теперь такой вид.

        Однокурсница нервно пересчитывает копейки, покупая для сына на рынке 200 грамм первой дорогой клубники. «Кушай, сынок – говорит она дома. – Тебе витамины нужны». А сынку девять лет, круглый отличник, но оставить для мамы хоть ягодку – совести нет. «С тех пор, как родился ребёнок, - вздыхает моя знакомая, я вкус фруктов забыла».

        Так вот о фруктах. Однажды меня пригласила на обед молодая семья, где было двое детей. Через горкомовский буфет я достала дефицит – два апельсина. Это был хороший подарок. За обедом я выложила апельсины перед детьми: «Вам». Но апельсинами, к моему возмущению, стали лакомиться родители. Правда, съели по дольке и угостили детей. В семье моих знакомых придерживались того старинного этикета, когда первый и лучший кусок сначала с любовью подавали отцу, потом маме и в последнюю очередь детям.»

Увы, но нам сейчас  пример с клубникой будет вполне понятен, и каким-то чудачеством покажется случай с апельсинами.

        Самопожертвование — это вообще лучшее, что есть в человеке. И это лучшее необходимо передать детям, тут с этим лозунгом нужно согласиться. Только вот получается такой парадокс: родитель надеется, что если ребенок видит, как он, родитель, жертвует чем-то ради ребенка, то этому научается и будет действовать так же. Но ничего подобного не происходит. Ребенок приучается брать, а не отдавать. А чтобы научиться отдавать, он должен иметь опыт самопожертвования.

Как приобретается этот опыт? Наверное, в многодетной семье его приобрести гораздо легче, чем в семье с одним ребенком. Потому что в многодетной семье у каждого из подросших детей, как правило, есть какие-то свои обязанности, там без этого прожить невозможно, и если ты что-то не сделал, то страдать будут все. Если же ребенок в семье один, то тут самой жизнью могут быть подсказаны такие ситуации, когда ему придется научиться чем-то жертвовать ради других (например, болезнь кого-то из членов семьи), и тогда необходимо этими ситуациями «воспользоваться», чтобы научить ребенка не только брать, но и отдавать. Жизнь «не для себя» прививается очень серьезным усилием, в том числе и со стороны родителей. Если же родители смогли передать только материальные блага, дали возможность капризничать и развлекаться, но не научили отдавать, то они получат детей, которые могут и шею им в старости согнуть. Ведь не случайны, увы сейчас ситуации, когда повзрослевший «ребенок» двадцати-, а то и тридцатилетнего возраста шантажирует свою мать, пытаясь отобрать у нее пенсию, потому что ему надо кушать и одеваться.

Как бы нам ни хотелось видеть в детях тех, кто реализует все наши нереализованные мечты и надежды, нельзя забывать, что ребенок — это ни в коем случае не какая-то промежуточная заготовка для строительства будущей личности, это уже полноценная личность, которую мы должны воспитывать. Ребенок должен быть окружен любовью, но не той любовью, которая эгоистично дает ему возможность делать что хочешь, а которая направляет его.

Что сказать вместо слова «нет»

Любовь к детям, конечно, может выражаться и в материальных благах, важно, чтобы это не было способом откупиться.

Иногда может возникнуть такая ситуация: ребенок-подросток очень хочет какую-нибудь модную дорогую одежду или современный сотовый телефон, однако бюджет семьи ограничен, и родителям придется пойти на эту покупку за счет каких-то своих нужд. Как тут поступить правильно, чтобы не воспитывать в ребенке эгоиста и при этом не отказывать ему в приобретении желанной вещи? Во-первых, если ребенок уже подросток, то он должен понимать (а это зависит от того, в каком он вообще состоянии пришел в подростковый возраст, от его предыдущего воспитания), сколько денег есть в семье. А дальше есть такой хороший способ: когда мы что-то решаем, вместо «нет» уметь говорить «да, но…»: «Тебе нужна какая-то модная одежда — да, я это понимаю, — то есть нужно обязательно показать, что вы понимаете желания другого человека, — но у нас вот такая проблема с деньгами, и давай вместе подумаем, как эту ситуацию разрешить». Важно, чтобы подросток из позиции вымогателя был поставлен в позицию, когда он наравне со взрослыми пытается думать, что можно сделать. Тут есть разные пути решения. Например, подростку можно дать возможность как-то заработать на то, что он хочет. Или, например, если семья полная, папа может предложить своему повзрослевшему сыну: «Давай мы подумаем вместе, как нам маме в следующий раз какой-то подарок сделать, ведь ей тоже что-то нужно». Нормальная семья — это всегда взаимная забота, это все для всех.

Плохо для самосознания ребенка, если он самый бедный и несчастный в классе и у него нет чего-то, что есть у всех. Но ни в коем случае не надо его пытаться ввести в круг «элиты» по материальному признаку. Если уж мы живем в столь сильно социально расслоенном обществе, то ребенку придется в какой-то момент начать понимать, что есть не его круг. Если ребенок говорит: «Я не могу пригласить к себе своих одноклассников на день рождения, потому что у них евроремонт, а у нас обои порванные», не надо говорить, что ремонт — это ерунда. Потому что для него это важно, и его систему ценностей словами переделать невозможно, но можно этой системе что-то противопоставить, показать, что в реальной жизни есть еще что-то, и это тоже здорово. Смягчать острые углы — это задача родителей. Предложите ему поехать покататься с друзьями на каток, организуйте для него и его друзей выезд на природу — да мало ли что можно придумать. Всегда желательно пытаться организовать для ребенка такую ситуацию: да, мы этого не можем, но зато мы можем то, чего не могут другие. Это, конечно, должно быть не в смысле фиги в кармане (мы хоть и бедные, а все-таки лучше вас), но это должно делать ребенка в глазах одноклассников значимым.

Принцип слабого звена

Есть очень хорошие  слова физика Вернера Гейзенберга, одного из основателей квантовой механики: «Меня воспитывал свет из-под двери кабинета моего отца». Он видел, что отец все время работает, и сам вырос очень трудолюбивым человеком. Но это сложно реализуемо в наше время, потому что папа утром ушел, вечером пришел, дети не видят, как папа работает. Родительские время и внимание важнее всяких материальных благ, без них воспитание невозможно. Но получается, что все свободное время, все внимание — опять детям, и нередки случаи, когда за заботами о детях женщина совсем забывает о своем муже. Как тут быть? Здесь , пожалуй, будет верно, что если любовь есть, то ее не хватать не может. А вот времени может не хватать. Но если чего-то мало, то надо пользоваться принципом слабого звена. Кто в данный момент больше всех нуждается? И это может быть ребенок, а может быть взрослый. Если родители не уделяют детям внимание, потому что они решают какие-то серьезные проблемы, ребенок же не глупый, он это поймет. Если вы обещали дочке сегодня вечером пойти с ней погулять, пришли домой, а бабушка вся в слезах, потому что у нее какая-то проблема, неужели дочка не поймет, если я вместо прогулки с ней буду бабушкиными  слезами заниматься?

Но, конечно, очень важно уметь видеть потребности ребенка, его слабости.. Ребенку действительно сложно в нашем мире, его и пожалеть нужно, может по головке погладить, а может в магазине вперёд пропустить. Он ведь после школы бежит, устал, пусть мороженое любимое купит, полакомится. Но если он привыкает пролезать без очереди и, уже становясь ростом выше папы, по привычке встает впереди бабушек с палочками — это уже неправильное воспитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия "Согнем шутить нельзя!"

Сценарий  подготовлен для учащихся начальных классов. Цель данного мероприятия показать роль огня в жизни человека; выяснить причины, приводящие к возникновению пожаров; привить учащимся навыки о...

Детские шалости согнем, Осторожно электроприборы, труд пожарных.

Обобщать представления о труде взрослых ( труд на пользу государства- почетное и нужное дело);расширять и углублять знания о труде пожарных; уточнить знания о правилах пожарной безопасности.Учить с де...

Конспект урока по технологии во 2 классе УМК «Школа России» Как согнуть картон по кривой линии?

Конспект урока по технологии во 2 классе   УМК «Школа России» Тема. Как согнуть картон по кривой линии? Конструирование изделия «Змей Горыныч»...

Чтобы старость была в радость

Сценарий концертной программы «Чтобы старость была в радость »...

Технологическая карта урока технологии "Как согнуть картон по кривой линии?" 2 класс УМК "Школа России"

Материал содержит технологическую карту урока технологии для 2 класса по теме "Как согнуть картон по кривой линии?" (УМК "Школа России ") с подробным описанием всех этапов и п...

Как согнуть картон по кривой линии? Конструирование «Змей Горыныч»

Конспект урока по технологии во 2 классе   УМК «Школа России» Тема. Как согнуть картон по кривой линии? Конструирование «Змей Горыныч»Педагогические цели и ...

Как согнуть картон по кривой линии? 2 класс. УМК "Школа России".

КОНСПЕКТ УРОКА дисциплина  технологияТема: "Как согнуть картон по кривой линии?"Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с приемом "биговка".Планируемые результатыП...