Родительское собрание "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"
консультация на тему

Талалаева Ольга Александровна

Родительское собрание "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Учитель начальных классов

     Талалаева Ольга Александровна

     МБОУ Локотская СОШ №2

     им. Н.Ф. Струченкова

2014-2015 уч. год

Трудности обучения письму и чтению

в начальной школе

Трудности обучения письму и чтению в начальной школе может быть связано с разными причинами.
Важно уметь выделять и различать их, для того чтобы выбрать
меры эффективной помощи ребенку.                                                                             Безруких М.М

Задачи собрания:

  1. Познакомить родительский коллектив с причинами трудностей на первом году обучения в школе.
  2. Предложить практические советы по преодолению  этих трудностей.

Форма работы: круглый стол.

Основные вопросы для обсуждения:

  • Внешние, внутренние и смешанные причины трудностей обучения
  • Трудности обучения письму и чтению медлительных детей
  • Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей
  • Работа родителей с ребенком, имеющим школьные трудности
  • Родительский практикум по проблеме.

Ход собрания.

  1. Вступительное слово учителя.

        Уважаемые мамы и папы!

Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. Сегодня мы поговорим с вами о трудностях, которые возникают у детей при обучении чтению и письму. От того, как относятся взрослые (и учителя, и родители) к возникающим у ребенка трудностям, от того понимают ли, как помочь ребенку, зависит успех любой помощи.

II. Обсуждение вопроса «Внешние, внутренние и смешанные причины трудностей обучения»

      Знание причин возникновения трудностей обучения письму и чтению, умение их выделять и дифференцировать необходимы для организации помощи ребенку.

  Рассмотрим подробнее Экзогенные (внешние) факторы, которые могут способствовать возникновению трудностей в обучении.

 Экологические условия жизни ребенка непосредственно не приводят к возникновению трудностей письма и чтения, но оказывают влияние на рост, здоровье и развитие ребенка, что в свою очередь, отчетливо сказывается на способности детей успешно осваивать письмо и чтение.

  Социокультурные условия жизни и развития ребенка могут оказать существенное влияние на развитие трудностей обучения письму и чтению. Дефицит внимания к развитию ребенка чаще всего приводит к нарушению или несформированность речи, отсутствию навыков координации движений, организации деятельности. Процесс чтения очень сложен, а способность различать и называть буквы только один элемент этого процесса. Большое значение для чтения имеет сформированность механизмов внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности. Ребенок должен уметь не только различать буквы, но и удерживать внимание, сохранять в памяти предыдущую букву, пока анализируется следующая и т.п. Нередко давление взрослых столь велико, что ребенок, на первых порах пытавшийся читать, начинает категорически отказываться  это делать. Но бывает и другой вариант, когда ребенок, вынужденный читать, на самом деле дифференцирует одну-две буквы в начале слова, а затеи пытается это слово угадать. При угадывании теряется смысл читаемого, а значит затруднено понимание.

      Не менее сложно идет и освоение курсивного письма. Письмо, так же как и чтение, очень сложная интегративная деятельность, включающая внимание, восприятие произвольную регуляцию и контроль деятельности, нервно-мышечную регуляцию, зрительно-моторную координацию и другие функции. Дети, рано начинающие писать, часто неправильно держат ручку, испытывают очень сильное напряжение, у них отмечается стойкое нарушение почерка, трудности звуко-буквенного анализа.

  К школьным факторам риска относятся факторы, связанные с неэффективной организацией учебного процесса, неадекватными методиками и требованиями. К их числу относятся:

  1. Стрессовая тактика педагогического воздействия
  2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей
  3. Интенсификация и нерациональная организация учебного процесса
  4. Недостаточный уровень знаний педагога о причинах и механизмах школьных трудностей.

Сила отрицательного воздействия на организм ребенка школьных факторов риска определяется тем, что они действуют комплексно, систематически и длительно ( в течении многих лет) в период интенсивного роста и развития, когда организм ребенка наиболее чувствителен к любым воздействиям. Педагоги и родители часто просто «не видят» проблем или не считают трудности серьезными, а спохватываются во втором, а иногда в третьем и четвертом классе.

Энтоногенные и Смешанные факторы. Как показывают наблюдения, большая часть школьных трудностей тесно связана с особенностями раннего развития ребенка и состоянием его здоровья. В течении десяти лет в Институте возрастной физиологии РАО велись комплексные нейрофизиологические, нейропсихологические и психофизиологические исследования детей 6-7 лет, поступающих в первый класс. Портрет такого ребенка не соответствует идеальному. Данные последних лет свидетельствуют о следующем:

  • 80-90% детей 6-7 лет имеют те или иные нарушения физического здоровья;
  • 18-20% детей 6-7 лет имеют пограничные (негрубые) нарушения психического развития;
  • около 60% детей 6-7 лет имеют нарушения речевого развития;
  • около 35% детей 6-7 лет имеют несформированность  зрительно-пространственого восприятия;
  • около 30% детей 6-7 лет имеют несформированность сложнокоординированных движений руки и графических движений;
  • около 70 % детей 6-7 лет имеют несформированность интегративных функций (зрительно-моторных, слухо-моторных и сенсомоторных координаций)
  • примерно  у 13% детей отмечается компенсаторная леворукость, сопряженная с нарушением речевого развития;
  • около 25% детей имеют замедленный темп деятельности ( медлительные дети)

В основе большинства функциональных дефицитов в развитии у детей 6-7 лет лежит функциональная незрелость коры и регуляторных функций головного мозга.

  Все это и является факторами риска, осложняющими процесс обучения и адаптации к школе, вызывающими комплекс школьных трудностей.

Таким образом, возникновение трудностей обучения письму и чтению в начальной школе может быть связано с самыми разными причинами: с условиями жизни и организации обучения, с индивидуальными и возрастными особенностями развития и состояния здоровья ребенка. Чаще всего влияние экзогенных, и эндогенных причин – совместное, комплексное. Важно уметь их различать, для того чтобы выбрать меры эффективной помощи ребенку.

III. Методические рекомендации для родителей медлительных детей

Медлительный ребёнок – это особенность организации  высшей нервной деятельности, определяющие темп и скорость движений, письма, чтения.

  • Торопить, подгонять такого ребёнка не   только бесполезно, но и вредно.
  • Отрицательно сказывается ограничение времени на отдых, поскольку не успевает сделать задания на уроках.
  • Свойственна трудность быстрого     переключения на новый вид деятельности.
  • Все школьные нагрузки утомительны. После школы лучше быть дома в спокойной обстановке. Продлёнка – не для медлительных детей.
  • Особая трудность «что и как писать» возникает в силу того, что они просто не могут успеть воспринять информацию, успеть переключиться с другой деятельности.
  • Мы не имеем права требовать от ребёнка читать намного быстрее, чем он может.

 

VI. Методические рекомендации для родителей гиперактивных детей

          Гиперактивность – это повышенная, чрезмерная активность детей, которая сочетается с трудностями концентрации внимания и импульсивности.

   Для того, чтобы родители имели представление о том, какие нарушения поведения ребёнка характеризуют как невнимательность, гиперактивность и импульсивность, приведём классическое описание этих симптомов.

Симптомы невнимательности

  • недостаточно внимателен к деталям;
  • с трудом удерживает внимание;
  • как бы не слушает говорящего;
  • не может довести дело до конца;
  • с трудом организует свою деятельность;
  • избегает выполнения задания;
  • теряет предметы;
  • отвлекается на внешние раздражители;
  • всё забывает.

Симптомы гиперактивности

  • дрыгает руками или ногами, крутится;
  • не может усидеть на месте, когда это требуется;
  • чрезмерно разговорчив;
  • носится или лезет куда – либо, когда это не разрешается;
  • с трудом может тихо играть;
  • всегда «заведён», «как будто внутри мотор».

Симптомы импульсивности

  • выпаливает ответы;
  • чрезмерно разговорчив;
  • с трудом дожидается своей очереди;
  • прерывает других;
  • вмешивается в чужой разговор

У гиперактивных детей эти симптомы постоянны.

Нарушения концентрации внимания является причиной трудностей в выполнении всех учебных заданий, в том числе письма и чтения.

  • Удовольствие, удовлетворение являются важным фактором организации психической деятельности ребёнка, оказывают на него стимулирующее влияние.
  • Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, которые кажутся им скучными, трудными и не подкрепляются поощрениями.
  • Во время занятий им сложно порой справится с заданием не потому, что они не способны их выполнить, а потому, что испытывают трудности в организации своей деятельности.

Как помочь гиперактивному ребёнку освоить письмо и чтение?

  1. Выясните со специалистами, действительно ли ребёнок гиперактивный.
  2. Научитесь общаться со своим непоседой:

      не допускайте грубость, унижение, злость.

3.   Не разговаривайте раздражённо, если вас отвлекает ребёнок между делом, просто извинитесь.

4.   Ваша речь должна быть чёткой, неторопливой, а задание ясным и однозначным.

5.   Не начинайте говорить, пока не убедитесь, что ребёнок слушает вас.

Для привлечения внимания используйте систему жестов, дополнительные средства.

7. Обязательна работа «глаза в глаза», зрительный контакт помогает сосредоточиться.

8. Избегайте слов «Неправильно», «Не так», целесообразнее говорить «Попробуем сделать еще раз», «Уже лучше, я знаю, что у тебя всё получится».

9. Не акцентируйте внимание ребёнка на неудаче,    он должен быть уверен, что успех возможен.

10. Необходимы подбадривание и поддержка по ходу выполнения, это придаёт им уверенность и стимулирует продолжение работы.

V. Работа родителей с ребенком, имеющим школьные трудности

Помощь родителей не должна ограничиваться только контролем за выполнением домашних заданий. Родители должны знать, как нужно организовать занятие, как взаимодействовать с ребёнком.

Они должны соблюдать основные правила:

  • Успешное продвижение возможно лишь в том случае, если трудность и сложность заданий не увеличиваются, а уменьшаются.
  • Работать необходимо регулярно и ежедневно, но никогда по воскресеньям и на каникулах.
  • Начинать занятия следует с 10 -15 минут.
  • Начинать занятия с игровых упражнений.
  • Не заниматься, если ребёнок очень устал, утомлён или произошли какие – то особые события.
  • В занятия должны быть включены задания, которые ребёнок обязательно сможет выполнить, или достаточно лёгкие, не вызывающие серьёзного напряжения. Это позволит ему настроится на успех, а родителям – использовать принцип положительного подкрепления: «Видишь, как хорошо всё получилось!», «У тебя сегодня хорошо всё получается», - и т. п.
  • Во время длительных занятий через 15 минут обязательно должны быть паузы, упражнения на расслабление.

VI.  Родительский практикум по проблеме.

Предлагаю вам, уважаемые родители, немного поработать. Напишите, какие затруднения могут испытывать ваши дети при письме, рисовании.

Озвучьте, пожалуйста, ваши записи.

Недостатки письма:

  • нестабильность графических норм, т.е. искажение почерка;
  • неправильное написания букв;
  • замена букв: д-т, б-д, ж-ш;
  • пропуск, недописывание букв;
  • очень медленный темп письма;
  • тремор (дрожание руки) при письме, который проявляется в дополнительных штрихах.

Каковы же причины трудностей обучения письму. На обратной стороне листочков напишите, пожалуйста, из-за чего могут возникнуть у ребенка затруднения при письме.

Озвучивание мнений.

По данным НИИ физиологии детей и подростков АПН РФ, трудности обучения письму в большинстве случаев отмечаются у следующих групп детей:

  • детей, имеющих задержку речевого развития и нарушения звукопроизношения;
  • детей с недостаточностью фонематического и периферического слуха, т.е. не различающие звуки;
  • леворуких детей при переучивании;
  • детей, имеющих различные виды задержки психического и моторного развития.

Как же устранить эти недостатки и помочь ребенку освоить навык письма? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос, чтобы у вас и ваших детей таких проблем было как можно меньше.

Развитие моторики.

Вспомните, какими упражнениями можно развивать мелкие кисти руки?

Работа в группах.

- Все эти упражнения можно делать и в домашних условиях

Развитие пространственных представлений.

Способность ориентироваться в пространстве нужна ребенку для того, чтобы он мог правильно разместить написанное на листе бумаги, планировать дальнейшее движение руки с учетом особенностей графического пространства. Для развития этой способности можно использовать упражнения типа:

- Размещение геометрических фигур.

Нарисуйте овал слева от треугольника, но справа от квадрата.

http://festival.1september.ru/articles/549259/img1.gif

- На нелинованной бумаге располагаются фигуры. Нужно соединить их не отрывая карандаша, или же по определенному принципу. Пример такого задания вы могли видеть на карточках, которые вы выполняете к каждому заданию.

-Графические диктанты. Ребенку дается листочек в клеточку, на котором предварительно поставлена точка. По инструкции ребенок должен нарисовать от этой точки определенную фигуру. Давайте и мы с вами попробуем выполнить это задание. У вас лежат листочки и ручки. Выполняйте задание четко по моим инструкциям.

3 клетки вправо, 1 вверх, 1 вверх, 4 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 6 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх, 3 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 4 вверх, 2 влево, 4 вверх, 2 влево, 2 вверх.

- В брошюрках, которые мы для вас подготовили вы можете найти несколько таких заданий.

Развитие фонематического восприятия и звукопроизношения.

-Учить скороговорки и чистоговорки.

-Членить речь на отдельные слова и звуки.

Произнести слово по звукам, а ребенок должен назвать, какое слово вы произнесли М-А-К.

- Находить звук в слове.

Взрослый просит услышать в слове звук А и произносит слова, но очень четко и протяжно. Ребенок хлопает, когда услышит нужный звук.

Называть слова, которые начинаются со звука А.

Обратиться за консультацией к логопеду.

Развитие памяти.

- Игра "Снежный ком"

Скажите ребенку слово кот. Он повторяет слово. Вы добавляете слово ЛИСТ. Он повторяет КОТ, ЛИСТ   и т.д.

- Заучивание стихов.

5. "Показ" стихотворения. Пусть ребенок показывает руками все, о чем говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

Теневой театр.

Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещенной настольной лампой стене появится попугай. Если расправить ладонь, а затем загнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стенке появится собака.

Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Подводя итоги нашего разговора, отмечу, что письмо - комплексный вид учебной деятельности. Оно состоит из целого ряда структурных компонентов, многих правил и умений, овладение которыми представляет собой сложный, длительный, нелегкий процесс для учащихся начальной школы. Все перечисленные упражнения приносят тройную пользу ребенку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, и, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки "потянет" за собой развитие интеллекта.

VII. Итог собрания

Успех такой работы во многом зависит от того, сможет ли ребёнок поверить в свой успех, но сначала в это должны поверить взрослые, учитель и родители.

Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заглавные буквы Р,Т,Г,П в именах собственных. Урок обучения письму. 1 класс. УМК "Школа России". ФГОС.

Тип урока – урок повторения предметных ЗУНов знаний.Основная    цель:    закрепление    навыков    правильного    написания ...

Календарно-тематическое планирование по обучению письму 1 класс УМК "Школа России"

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по обучению письму  для национальных школ ( 3 ч в неделю) по УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка (обучение письму, 1 класс, УМК «Школа России»)

Технологическая карта урока русского языка (обучение письму, 1 класс, УМК «Школа России») Тема: "Письмо строчной и заглавной букв ж, Ж."...

Обучение письму. 1 класс. УМК"Школа России". Письмо заглавной письменной буквы «Г»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования  первоначального графического навыка: обучение написанию заглавной   буквы « Г»,  её соединений с другими б...

Конспект урока обучения письму 1 класс УМК "Школа России" Тема: Письмо строчной буквы «ч »

Цели деятельности учителя: формирование умения писать строчную букву «ч»; использования на письме строчнойбуквы «ч».Планируемые результаты:Предметные:Знать: графический облик б...

Урок русского языка 1 класс . Обучение грамоте. Письмо.УМК Перспективная начальная школа. *.4. Списывание с печатного текста

Цель: научиться списывать с печатного  текса, находить в нём опасные места.    Задачи: — закреплять умение списывать с печатного текста; — развивать рече...