"Интернет и телевидение- польза или вред для ребёнка"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Тема собрания: «Интернет и телевидение-польза или вред для школьника?»
Телевидение – пена цивилизации, сверкающая ядовитыми красителями.
В.Г.Кротов.
Интернет — нечто столь огромное, могущественное и бессмысленное,
что для некоторых он стал идеальным заменителем жизни.
Джон Аллен Паулос.
Задачи собрания:
1. Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором и компьютером.
2. Показать влияние телевизионных просмотров и Интернета на физическое и психическое состояние здоровья ученика.
3. Помочь организовать досуг ребят во внеурочное время, посоветовав различные виды кружков и секций.
4. Рассказать о правилах безопасности пользования соответствующей техникой в целях сохранения здоровья детей.
Форма проведения собрания: обмен мнением.
Вопросы для обсуждения:
1. Статистика и цифры о роли телевидения и компьютера в жизни ребенка.
2. Влияние телепередач и интернета на формирование характера и познавательной сферы учащихся.
Вопросы для дискуссии:
1. Семья получает квартиру и наполняет ее предметами обихода. Считаете ли вы, что телевизор и компьютер должен быть в числе главных предметов обихода?
2. Какие телепередачи, компьютерные игры и сайты на ваш взгляд, формируют личность ребенка?
3. Как, на ваш взгляд, необходимо организовать общение школьника с телевизором и компьютером? Назовите возможные варианты.
Подготовительная работа к собранию
1. Анкетирование детей и родителей по теме собрания.
2. Составление памятки для родителей и детей.
3. Подготовка анкет для родителей и учеников.
Анкетирование учеников
Опрос детей проводится накануне родительского собрания по следующим вопросам:
1. Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?
2. Есть ли у вас в семье компьютер или ноутбук?
3. Ты смотришь телевизор один или со своей семьей?
4. Имеешь ли ты выход в Интернет?
5. Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?
6. Твоя цель выхода в Интернет (выбери нужные варианты ответа):
а) ищу научную информацию для учебы;
б) посещаю интересные, важные для себя сайты;
в) скачиваю музыку, картинки или видеофайлы;
г) общаюсь на форумах или в чатах;
д) читаю новости;
е) играю в сетевые игры.
7. Интересуются ли твои родители, какие сайты ты посещаешь и с кем общаешься в сети Интернет?
8. Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и не скучной?
9. Если бы твоим родителям предложили посмотреть интересный фильм, или совершить с тобой прогулку, или просто посидеть и поговорить, что бы они предпочли?
10. Интернет для вас друг или враг?
Полезная информация
Влияние телевидения на развитие детей
Как правило, ребята смотрят развлекательные фильмы: детективы, боевики, фантастику, ужасы, приключения, фильмы про шпионов и воров и т. п. Такие неконтролируемые взрослыми просмотры нередко портят наших детей и приводят к нежелательным последствиям:
1. Дети приучаются к поверхностному восприятию жизни, становятся пассивными и интеллектуально ленивыми.
2. Под влиянием поведения и действия героев фильмов слабеет собственная энергия и творческая сила ребенка.
3. При просмотре развлекательных фильмов и передач дети не прилагают умственных усилий, в связи с этим снижается уровень понимания ребенка, уменьшаются острота его восприятия и способность к логическому мышлению.
4. Со временем в детском характере появляются ложь и скрытность, ребенок привыкает к пустому проведению времени и сидению перед экраном.
5. Передачи и фильмы низкого морального уровня учат детей агрессивности, совершению неблаговидных поступков и, в конечном счете, способствуют снижению моральных устоев.
6. Низкопробные фильмы влияют и на физическое состояние ребенка: у него портится зрение, слабеет нервная система, начинаются частые простуды.
7. Фильмы низкого уровня несут откровенное зло, так как показывают неблаговидные и преступные действия как нормальное поведение человека. Дети пытаются подражать таким мнимым кумирам...
Но, ни для кого не секрет, что телевидение несет в наш дом не только зло. Очень много полезного, поучительного и нужного может дать ребенку просмотр некоторых фильмов и передач. Просто важно помочь найти их среди огромного количества ненужного материала.
Советы о том, как привлечь телевидение на пользу детей:
1. Прежде чем ребенок сядет за просмотр какого-либо фильма, постарайтесь заранее узнать, о чем он, будет ли он подходящим для восприятия вашим ребёнком.
2. Не проводите сами все свободное время за телевизором, не смотрите подряд все передачи и фильмы. Глядя на родителей, и ребенок не будет смотреть все подряд.
3. Просмотр вместе с ребенком некоторых фильмов дает возможность объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо», дать оценку характерам главных героев картины.
4. Не позволяйте ребенку долго смотреть телевизор, старайтесь занять его другими развлечениями, более полезными для здоровья.
5. Приучайте ребенка смотреть фильмы познавательные, научно-популярные, исторические, которые расширяют кругозор и учат думать. Рекомендуется смотреть их вместе с ребенком, чтобы вовремя объяснить ему непонятные моменты, а затем обсудить увиденное.
6. Не забывайте о влиянии телевизора не только на психологическое состояние ребенка, но и физическое. Длительное времяпровождение оказывает отрицательное влияние на органы зрения.
Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя
Добрый вечер, уважаемые мамы и папы! Как всегда, я очень рада вас видеть на нашем собрании. Научно – технический прогресс – это, как говорят, техника на грани фантастики. Это действительно так: за несколько десятилетий компьютерная технология сделала потрясающий рывок в своём развитии! Уже никого не удивляют компьютерные классы, компьютеры дома, сотовые телефоны – уже не роскошь, а необходимость. Раз уж мы живём в 21 веке, то давайте немного поговорим о влиянии современной техники на здоровье человека, особенно на организм ребёнка. Эти знания помогут нам не только правильно и эффективно использовать достижения науки, но и сохранить здоровье. Тема нашего родительского собрания «Интернет и телевидение-польза или вред для школьника?»
Ваш ребенок с каждым годом становится всё взрослее. Какое главное изменение произошло в его жизни, связанное с тем, что он перешел из класса в класс? Вы можете привести на этот счет массу важных и значительных, на ваш взгляд, аргументов, и все они будут оправданны. Но самое главное изменение состоит в том, что ваш ребенок теперь гораздо больше предоставлен сам себе, чем это было раньше. Многие родители приняли установку «ребенок уже большой» как данность, но при этом не научили ребенка «быть большим», не подготовили его к этому.
В чем же проявляется отсутствие у ребенка умения быть один на один с самим собой? В первую очередь в том, что ребенок зачастую абсолютно бесконтрольно проводит свое время: не вовремя возвращается из школы, бесцельно бродя по улице; придя домой, занимается чем угодно, абсолютно не контролируя себя.
Но самое главное — он не умеет общаться с самим собой, ему нужен еще кто-то, и этот «кто-то» — конечно же, телевизор.
По мнению многих родителей, как только ребенок переступает порог дома, телевизор становится его полновластным хозяином, вплоть до прихода родителей с работы. Как помочь ребенку и семье бороться с зависимостью от телевизора? А ведь она совсем небезобидна.
Анализ общей статистики по проблеме собрания
- две трети наших детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно;
- время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более 2 часов;
- 50% детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений;
- 25% детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд;
- 38% ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга времяпрепровождения на первое место поставили телевизор и исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе общение с семьей.
А как вписываются в данную статистику ваши дети?
Классный руководитель знакомит родителей с анализом результатов анкетирования учащихся.
У каждого родителя на парте лежит расписание теленедели собственного ребенка. Родители вооружаются карандашами и отмечают те телепередачи, которые они смотрят вместе со своим ребенком.
Прослушав статистику и услышав результаты ответов детей, возникают вопросы: что же делать в сложившейся ситуации, как нужно поступить взрослым, чтобы телемания не ухудшила здоровье детей? Возможно, стоит просто запретить просмотр телепередач или ограничить ребенка определенными программами? (Идет обсуждение проблемы и обмен мнениями.)
А что дает ребенку телевизор? Есть ли в просмотре телепередач, нечто положительное? (На доске — мнения учащихся класса.)
1. Возможность расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний.
2. Возможность найти ответы на вопросы, которые не можешь получить у взрослых из-за их занятости.
3. Возможность понять с помощью телевизора, «что такое хорошо и что такое «плохо».
4. Развитие познания, повышение культурного уровня.
5. Знакомство с различными явлениями в разных областях знаний.
6. Развитие воображения, фантазии, эмоциональной сферы.
Мнение родителей по ответам детей.
В родительский дневник
Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на психику детей резко отличается от влияния на взрослых. К примеру, младшие школьники и учащиеся 5-6-х классов, по результатам исследований, не всегда могут четко определить, где — правда, а где — ложь. Они слепо доверяют всему тому, что представлено на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с II -12 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что видят по телевизору. Негатив, который часто представлен на экране, вызывает у ребенка желание попробовать то, что он увидел. При этом не всегда то, что увидел ребенок, ему понравилось. Просто это его возрастная особенность, как у маленьких детей, которые все тянут в рот.
Как сделать так, чтобы дети как можно реже слышали слова родителей: «Опять уроки вечером делаешь? Чем ты занимался, пока нас дома не было, опять у телевизора сидел?» и т. д.
Правила борьбы с телеманией
1. Совместное определение и обсуждение телепередач для просмотра взрослых и детей на последующую неделю.
2. Обсуждение любимых телепередач взрослых и детей после просмотра.
3. Выслушивание «за» и «против» детей по поводу взрослых передач, и мнения взрослых по поводу детских передач.
4. Телевизор должен быть помощником в созидании, а не в разрушении личности.
5. Среди прочих других форм общения с ребенком в семье, телевизор должен занимать последнее место, уступая свои права прогулкам с детьми, беседам, походам, совместной трудовой деятельности, чтению художественной литературы.
6. Необходимо помнить о том, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, свыкается с ними и даже испытывает при этом удовольствие. Обязательно надо исключить их просмотра для сохранения душевного покоя ребенка.
Полезные телепередачи для школьников:
* Ералаш; * Умники и умницы; * Дог-шоу; * Галилео
* В мире животных; * Своя игра * Что? Где? Когда?
Домашнее задание родителям
1. Обратите внимание, сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора?
2. Задает ли ребенок вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу?
3. Какие передачи предпочитает?
4. В какой передаче хотел бы сам принять участие?
Далее классный руководитель анализирует результаты статистики посещения учащимися различных кружков и секций.
Предлагает родителям различные формы внеклассной деятельности в школе и в районе, которые помогут сформировать у пятиклассника иные интересы и увлечения и помогут ему преодолеть телеманию.
Энергия, заключенная в каждом ребенке, ищет выхода. Ребенок, который после школы не занят, трансформирует ее в негатив. Во внешкольной деятельности ребенок развивается как личность, у него расширяется круг друзей и знакомых. Появляется позитивная направленность, он становится социально-активным. Было бы только родительское желание, заинтересованность вместе сходить, выбрать, посоветовать кружок или секцию.
Влияние Интернета на развитие детей.
Интернет оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Благодаря «информационной паутине» дети открывают для себя новый мир, получают огромное количество информации, знакомятся и общаются, занимаются творчеством. Первыми учителями в обучении работы с интернетом становятся родители. Родители должны показать детям, что кроме игр они могут освоить различные графические программы, основы анимации и т.д. Ведь всем известно, что дети, занятые творчеством или исследованиями, «застрахованы» от скуки и «плохой компании». Интернет может принести школьникам, как пользу, так и вред. Если в доме есть ребенок, который заходит в интернет, следует соответственно настроить браузер. Сделать это нужно для того, чтобы закрыть ребенку доступ к «ненужной» информации, которая смогла бы представлять вред для школьника.
В зависимости от возраста и уровня развития дети по-разному воспринимают информацию, полученную из интернета, а также по-разному умеют с ним обращаться. Нам важно здесь понять, как Интернет может рассматриваться только как польза для школьника.
Например, возьмем детей в возрасте от 7 до 9 лет. Зачастую школьники только начинают учиться общаться с интернетом дома и в школе. В школе они обучаются под присмотром преподавателя, а дома эта роль отводится родителям. Компьютер должен находиться в общей комнате, чтобы родители в любой момент могли проконтролировать ребенка. Просматривая вместе сайты, постепенно приучайте ребенка делиться с вами увиденным. Если ребенок решит воспользоваться электронной почтой, научите его пользоваться семейным электронным ящиком. Вместе с ребенком найдите сайты, которые ему интересны в этом возрасте и сохраните их в разделе браузера «Избранное». Для просмотра достаточно будет щелкнуть мышкой на нужном названии. Для уверенности в безопасности, установите фильтры. Учитывайте тот факт, что ребенок может просматривать интернет у кого-то из друзей без разрешения родителей. Объясните ему, с чем он может столкнуться в интернете, и подскажите, как найти выход из подобной ситуации. Согласуйте с ребенком время пользования интернетом.
К 10 - 12 годам школьники уже осознанно начинают пользоваться интернетом для помощи со школьными заданиями, у них появляются увлечения и хобби. Вместе с детьми обсуждайте надежность сайтов, заинтересуйте их в поисках полезной и качественной информации. Решайте с ребенком вопросы, касающиеся семьи. Например, выбор места поездки на отдых или приобретение новой вещи через интернет. Пусть ребенок самостоятельно попытается найти несколько вариантов. Поговорите с ним о разрешенных и запрещенных действиях в интернете. Объясните, какую информацию, и в каких случаях можно разглашать, о способах взаимодействия с пользователем и о связанных с этим рисках, и как можно защитить свою личность.
Третья группа. Дети от 13 до 15 лет. В этом возрасте дети ищут друзей в интернете, и поэтому, их действия позволяют выходить за пределы разумного. В таком возрасте «психологического самоутверждения» многие дети становятся замкнутыми и стараются сохранить свои действия в тайне. Родители должны принимать участия в дискуссиях и чаще обычного интересоваться с кем ребенок общается в интернете. Если вы заметили, что ребенка интересуют вопросы на сексуальные темы, то помогите ему связаться с интерактивными службами, которые занимаются вопросами сексуальности и здоровья для молодежи. Ребенок должен понять, что в любой момент он может поговорить с родителями, если столкнется в интернете с чем-то неприятным. Интернет для школьника должен быть безопасным и многофункциональным. Если он захочет поместить свою фотографию и личную информацию на веб-сайте, помогите ему. Подскажите ему, как создать персональный пароль, не предоставляя никакой информации о себе (почтовый адрес, телефон, школу, спортсекцию и т. д. ). Никому не сообщайте пароль и регулярно его меняйте.
Обсуждайте с детьми последствия предоставления информации. Заблокируйте параметры электронной почты, чтобы ребенок получал почту только от указанных адресатов. Договоритесь с ребенком о выборе веб-сайтов, которые он будет посещать и о времени пользования. С помощью фильтров заблокируйте сайты, содержащие опасную информацию, ограничьте список собеседников. Если получили письмо с незнакомого адреса «спам», не отвечайте на него, а еще лучше не открывайте. Если все-таки ребенок прочитал «спам», он не должен верить его содержанию и ни в коем случае не отвечать на него. Если все же ребенок доверился кому-то или скачал вирус, не ставьте это ему в вину и не лишайте доступа в интернет, лучше подумайте, как этого можно избежать. Обязательно нужно контролировать действия ребенка. С помощью функции «Журнал просмотра» можно проверять веб-сайты посещаемые ребенком в последнее время (хотя «Журнал просмотра» веб-страниц легко удалить - ребенок об этом не должен знать).
Необходимо знать, что нужно защищать свой компьютер. Регулярно используйте антивирусные программы и, загружая новые файлы, будьте осторожны. При общении в интернете помните, что не все пользователи откровенны.
То, что пребывание ребёнка длительное время за компьютером вредно для его здоровья, известно всем. Однако не все родители знают, как влияет компьютер на ребенка и сколько времени он может заниматься тем или иным делом.
Существуют четыре основных вредных фактора:
1. Нагрузка на зрение.
Это первый и самый главный фактор. Именно из-за нее через непродолжительное время у ребёнка возникают головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.
Однако заметим сразу, не компьютер является основной причиной развития близорукости у ребенка. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор, чтение в темноте. При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена. Так как ребенок постоянно напрягает глаза и фокусирует хрусталик на близкое расстояние на длительное время - это приводит к потере диоптрий, поэтому каждые 15 минут глазам нужно давать отдых.
Поэтому время, проведенное за компьютером, и время, проведенное перед телевизором, следует суммировать!
2. Стесненная поза.
Вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье, является стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определенное положение и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из – за стесненной позы возникают следующие нарушения:
- затрудненное дыхание;
- остеохондроз;
- заболевания суставов кистей рук.
Самое важное в уменьшении нагрузки – правильно подобранная мебель. Клавиатура должна находиться на выдвижной панели. В этом случае ребенок не сидит с приподнятыми плечами и кровоснабжение в шейном отделе позвоночника не нарушается;
Стул должен регулироваться.
3. Психическая нагрузка.
Третий по важности фактор – психическая нагрузка. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область весьма мало изучена, поскольку современная мультимедиатехника появилась лишь недавно. И все же можно психическую нагрузку уменьшить.
4. Излучение.
Вредными для человека являются электростатические поля. На электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал, около 20 000 В. Сам по себе потенциал не страшен, но этот потенциал создается между экраном дисплея и лицом человека и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки, как пули, врезаются в кожу того, кто сидит перед экраном. Самый простой способ борьбы с электростатическими полями после занятий на компьютере мыться холодной водой.
Станет Интернет другом вашему ребенку или врагом - зависит только от вас. Самое главное, что теперь вы знаете всё об Интернете - вред или польза для школьника, решать вам!
Литература для подготовки к собранию
1. Волинова Т. В. Учитель и семья. М., 1979.
2. Воспитательная работа в школе.// Методическое пособие-Псков, 1994.
3. Горшкова Н. Не школой единой жив ученик. // Рыбинск 7 дней. 2004 - №36
4. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 5-11 классы. М., «ВАКО», 2004
5. Сгибнева Е.П., Солдатова Т.Б. Классные часы в 10-11 классах. Ростов – на – Дону, «Феникс», 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Телевидение и компьютер. Вред или польза?
Данная тема родительского собрания очень актуальна, т.к. наши дети много времени проводят как у телевизора, так и у компьютера. Что нужно знать родителям? Какой вред и какую пользу они при...
Компьютер в жизни ребёнка. Польза или вред?
Плюсы и минусы увлечения детей компьютером....
Родительское собрание «Интернет – это польза или вред?».
Интернет- это новое явление, которое стремительно ворвалось в нашу жизнь. А нужен ли нам Интернет? Что он несёт: добро или зло? Разобраться в этом – задача нашего родительского собрания....
Интернет - польза или вред для школьника?
laquo;Использование Интернета – это радость. Получай максимум удовольствия, но оставайся в безопасности»....
Классный час "Правила использования электронных устройств и интернета. Их польза и вред"
Цель классного часа: познакомить детей с правилами использования электронных устройств и правилами поведения в интернете....
Проектная работа ученицы на тему* "Польза и вред интернета"
Цель проекта: рассказать о пользе и вреде интернета...
Разработка внеурочного занятия "Интернет-польза или вред?"
Методическая разработка внеурочного занятия о правилах безопасного пользования интернетом....