Консультация для родителей и педагогов "Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП. Игровая коррекция"
консультация на тему

Шайнурова Ираида Рагибовна

Консультация для родителей и педагогов "Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП. Игровая коррекция" представлена в форме буклета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая

характеристика детей с ДЦП

Интеллектуальные развитие детей с ДЦП может быть сохранным, но несколько сниженным. У этих детей непосредственно поражен головной мозг. При ДЦП, как правило, сочетаются двигательные расстройства, речевые нарушения и задержка формирования отдельных психических функций. Следует подчеркнуть, что не существует соответствия между выраженностью двигательных нарушений и степенью недостаточности других функций. Например, тяжелые двигательные нарушения могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП – с тяжелым недоразвитием отдельных психических функций.

По данным некоторых авторов, речевые нарушения выявляются у 80% детей с ДЦП, т.к. у них недостаточно большой объем знаний и представлений об окружающем из-за вторичных нарушений в постнатальном развитии ребенка, ограниченного числа социальных контактов. Нарушения звукопроизношения в большинстве случаев сочетаются с общим недоразвитие речи различного уровня.

Дети с ДЦП очень тонко чувствуют отношение к ним окружающих и реагируют на любое изменение в их поведении. Они очень впечатлительны, их легко обидеть, вызвать у них недовольство или какую-либо негативную реакцию. При наличии у детей с ДЦП множественных дефектов, у  них ослаблено желание к любому виду деятельности. При этом они нередко теряют интерес к учебе или игре, становятся безинициативными и неуверенными в себе. Практически у всех детей имеют место астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти.

Дети с ДЦП отличаются повышенной утомляемостью. При целенаправленных действиях, требующих участия мыслительных процессов, они становятся вялыми быстрее, чем их здоровые сверстники, им трудно сосредоточиться на задании, могут отказаться выполнять задание, если им не удается с ним справиться, и полностью потерять  интерес к нему. У некоторых детей при утомлении может возникнуть двигательное беспокойство. При этом ребенок жестикулирует, у него усиливаются гиперкинезы, может быть слюнотечение. Поэтому обязательно нужно соблюдать режим дня, который предусматривает смену отдыха и трудовой и учебной деятельности.

Для детей с ДЦП характерны такие особенности в формировании личности: пониженный фон настроения, тенденция к ограничению социальных контактов, заниженная самооценка, уход в болезнь, ипохондрические черты характера. Это связано с двумя причинами: во-первых, с ранним осознанием физического дефекта и переживаниями своей неполноценности, а во-вторых – с неправильным воспитанием, особенностью которого является «гиперопека», ограничивающая активность и самостоятельность ребенка.

  1. Массаж Су-джок шарами.

(Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом).

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

  1. Массаж пальцев эластичным кольцом.

(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).

Раз – два – три – четыре – пять,

(разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный,

самый толстый и большой.

Этот пальчик для того,

чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный,

он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал,

очень ловок и удал.

  1. Использование Су-джок шаров при автоматизации звуков.

(Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж).

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

  1. Использование Су-джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.

Упражнение «Один-много».

Педагог катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогичны упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

  1. Использование Су-джок шаров для развития памяти и внимания.

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

  1. Использование шариков для звукового анализа слов.

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию специалиста ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

  1. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов и т.д.

На столе коробка, по инструкции специалиста ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик – в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

  1. Использование шариков для слогового анализа слов.

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

  1. Снежок (отрывок)

Снежок порхает, кружится,

(Кружатся и машут руками.)

На улице бело.

(Обводят рекой перед собой полукруг.)

И превратились лужицы

(Рисуют руками лужицы.)

В холодное стекло.

(Показывают на стекло.)

  1. Игра «Солнышко»

Утром солнышко встает -  

Светом озаряет.

Вечером оно заходит –

Ночка наступает.

        Дети становятся вокруг обруча, держатся за него. Упражнение выполняется под музыку несколько раз. Детям необходимо поднять обруч вверх, отпустить вниз под стихи, которые читает педагог. Если дети не могут самостоятельно удержать равновесие с помощью обруча, осуществляется педагогическое сопровождение.

  1. Упражнение с мячом

Мячик я в руках несу.

Ой, боюсь не удержу.

Мой сосед мне помогал

И другому передал.

Дети сидят на стульчиках или на ковре. Упражнение выполняется под музыку, сигналом к началу выполнения является аккорд. Дети должны передать мяч соседу и назвать его имя или слово, если дети плохо удерживают мяч, можно перекатывать его. Педагог обращает внимание, чтобы каждый ребенок проговаривал имя и слова.

КУ «Нижневартовская общеобразовательная

санаторная школа»

Центр оздоровительной и коррекционной работы

Психолого-педагогическая

характеристика детей с ДЦП.

C:\Users\Ираида\Pictures\2013 ДЕТИ с ОВЗ дефектолог\DSC01668.JPG

Игровая коррекция.

Памятку подготовила:

Шайнурова

Ираида Рагибовна

учитель-дефектолог

г. Нижневартовск, 2015 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Причины речевых нарушений у детей"

В консультации представлена информация о причинах речевых нарушений у детей....

Консультация для родителей на тему: «По обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города».

Консультация для родителей на тему:«По  обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города»....

Консультация для родителей на тему: « Берегите своих детей»

“Все получается намного лучше, когда в тебя верят” – это девиз очень многих творческих людей. И конечно самыми важными людьми, которые в нас верят  должны быть родители и близкие люди...

Консультация для родителей на тему: « Организация игр детей в семье

Консультация для родителей на тему: « Организация игр детей в семье...

консультация для родителей "Воздействие цвета на психику детей"

информация будет интересна не только родителям, но и всем, кто заботится о своих детях...

Консультация для родителей 4-5 лет. Тема: «Дети познают мир через игры».

Консультация для родителей 4-5 лет. Тема: «Дети познают мир через игры»....