"Телевидение: друг или враг?"
методическая разработка (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 4 классе
«Телевидение: друг или враг?»
ЦЕЛЬ: Обсудить с родителями проблему влияния телевидения на развитие личности младшего школьника.
ЗАДАЧИ:
- ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ОБЩЕНИЯ РЕБЁНКА С ТЕЛЕВИЗОРОМ.
- ОПРЕДЕЛИТЬ НАИМЕНОВАНИЯ И КОЛИЧЕСТВО ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ПРОСМОТРА ДЕТЬМИ.
ФОРМА: информационный лекторий с элементами дискуссий.
ОБОРУДОВАНИЕ: оформить собрание можно выставкой рисунков учащихся на тему «Моя любимая телепередача».
ХОД СОБРАНИЯ:
УЧИТЕЛЬ: Добрый вечер!
В этот час
Рада видеть,
Здесь всех вас.
Сегодня наше родительское собрание посвящено проблеме телевидения.
Сегодня телевидение стало обыденным явлением повседневной жизни каждого из нас и частью жизни детей.
Нам предстоит выяснить что же такое телевидение: друг или враг?
НЕМНОГО СТАТИСТИКИ:
Возможно, вы подумайте, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Я хочу показать вам результаты статистики в нашем классе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА:
1.Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?
Постоянно - ….. чел.
Редко - …. чел.
2.Ты любишь смотреть всё подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?
Подряд -….. чел.
Выборочно -.….чел.
3.Ты смотришь телевизор один или со своей семьёй?
Один- ….. чел.
1 и вместе -….чел.
4.Обсуждаете ли вы с родителями просмотренные телепередачи?
ДА -…. чел.
НЕТ -…. чел.
ИНОГДА -…. чел.
5.Рекомендуют ли тебе родители смотреть какие-то телепередачи?
ДА -…. (познавательные, спортивные, учебно-познавательные.)
НЕТ - ….чел.
6.Что тебе больше всего нравится делать в свободное время?
7.Какие телепередачи тебя больше всего интересуют?
НОВЫЙ РОБИНЗОН ИЛИ ЧТО ВОЗЬМЁТ С СОБОЙ НА НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЁНОК.
(провели психологический эксперимент.)
Методика «РОБИНЗОН» представляла собой игровую ситуацию.
Ребёнок, воображая себя на необитаемом острове с замечательными деревьями и добрыми зверями, может заказать по рации, которая работает в определённое время, что-либо себе из следующего списка:
*сладости, *книги, *компьютер, *телевизор, *друга, подругу, *игры, *маму, *папу.
но по рации, которая заработает через час после твоего приезда на остров, потом через неделю, через месяц, последний раз через год.
Ты можешь заказать из списка всё, что ты хочешь, но только что-то одно.
Результаты приводим в таблице.
Посмотрите внимательно: СЛАДОСТИ через 1 час.
Но компьютер и телевизор предпочтительнее мамы с папой для многих детей.
Видим что потребность в удовольствии, потребность в общении, и наконец ценности сегодняшнего дня - это прежде всего телевизор и компьютер т.е. ЭКРАН.
*ЭКСКУРСИЯ НА ВЫСТАВКУ РИСУНКОВ , «МОЯ ЛЮБИМАЯ ТЕЛЕПЕРЕДАЧА»,
*ПРОГРАММА ТЕЛЕПЕРЕДАЧ 4 КЛАССА.
ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
*Какие телепередачи, на ваш взгляд, положительно влияют на личность ребёнка, а какие наоборот?(ОБСУЖДЕНИЕ) выслушиваем.
Давайте разберёмся, что же такое телевидение для наших детей- ДРУГ или ВРАГ?
Родители делятся на 2 команды. 1-ДЕТИ.2-РОДИТЕЛИ.
Я предлагаю:
1-ДЕТИ найти в телевидении (+) для детей.
2-РОДИТЕЛИ найти (-) для детей.
ОБСУЖДЕНИЕ.
ЗАСЛУШИВАЕМ 1-ДЕТИ, (+),
*Возможности телевидения в развитии ребёнка очевидны. Оно помогает детям находить ответы на те вопросы, на которые не отвечают взрослые, понять, что такое «ХОРОШО» и что такое «ПЛОХО», узнавать о различных явлениях в разных областях знаний, развивать воображение, эмоциональную сферу, фантазию наконец, занять свободное время ребёнка.
Телевидению как средству массовой коммуникации отводится ряд функций: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ, РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ, ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ, ОРГАНИЗУЮЩАЯ.
Имеется также в виду, что практически каждая телепередача не просто разнообразит досуг, но и воздействует на интеллект, эмоции и чувства человека.
*Стих.
Я тружусь целый день,
И поверьте, мне не лень,
У компьютера сидеть.
Телевизор поглядеть.
Все программы без разбора
Я смотрю аж «до упора».
Лёжа книжки я читаю,
Свет при этом не включаю.
Стало плохо с головой
И с глазами … я- слепой!
Но что-то есть и (-) слово 2 РОДИТЕЛИ.
- В то же время исследования врачей- гигиенистов доказывают отрицательное влияние телевидения на здоровье детей. Более всего при этом страдает нервная система, слух и зрение. Не только медики, но и наиболее внимательные родители сами замечают, что под воздействием зрелищ, которые ребёнок изо дня в день смотрит по телевизору, в его поведении резче проступает раздражительность и апатия. Он всё чаще жалуется на усталость и головную боль.
- Увлечение телевидением разрушает режим дня ребёнка: резко сокращает время сна и пребывания на свежем воздухе. Недосыпание и кислородное голодание снижает сопротивляемость детского организма к заболеваниям. Нередко при этом ухудшается память, ослабевает внимание. Успехи в учёбе даются всё с большим трудом.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ. «ТЕЛЕВИДЕНИЕ ДЛЯ МЕНЯ….»
(РАЗВЛЕЧЕНИЯ, ПОЗНАВАНИЕ МИРА, ЗАНЯТЬ ВРЕМЯ).
Увлечение телевидением таит реальную опасность нарушения семейных отношений, ослабления эмоциональных связей между близкими людьми. В то непродолжительное время, когда семья собирается дома, включенный телевизор лишает людей возможности общаться друг с другом. Нередко такие отношения способствуют своеобразному бегству ребёнка в «телеэкранные дебри». Поглощая одну передачу за другой, он привыкает к пассивной роли « наблюдателя со стороны». Особенно страдают в этом случае робкие - застенчивые и неконтактные - подростки. Им Телевизор заменяет товарищей, собеседников, советчиков. Чем сильнее в семье такого ребёнка взрослые увлечены телевидением, тем более одиноким чувствует он себя в родном доме. У ребёнка может возникнуть самая настоящая зависимость, страсть к телевидению, замещение им всех остальных ценностей, которое называют ТЕЛЕМАНИЕЙ.
*Самоанализ родителей с помощью фишек.
А сейчас я предлагаю вам, дорогие родители, необычное задание.
Дайте пожалуйста самооценку. Цель этого самоанализа помочь разобраться в отношениях с ребёнком, своевременно предотвратить ошибки, чтобы не допустить, избежать нервных срывов, агрессивности у своих детей.
Я задаю вопрос, а вы отвечаете с помощью фишек.
КРАСНАЯ – ВЫ ПОСТУПАЕТЕ ТАК ( ДА).
ЖЁЛТАЯ – НЕ ВСЕГДА.
ЗЕЛЁНАЯ – НЕ ПОСТУПАЕТЕ ТАК. (НЕТ).
1.Каждый вечер вы уделяете своему ребёнку время на разговоры, игры, рассказы..
2.Вместе с ребёнком смотрите детские передачи.
3.Вы обсуждаете просмотренные телепередачи.
4.Ребёнок не смотрит со взрослыми передачи для взрослых.
5.Совершаете прогулки, экскурсии.
6.Есть ли передачи, которые собирают у экрана всю вашу семью.
7.Обсуждаете телепередачи с членами семьи.
8 Устраивает ли вас отношение вашего ребёнка к телевидению.
Позади день, полный важных дел и будничных забот, тревог и огорчений, неизбежных в любой работе. Однако почти в каждом из них есть прекрасные вечерние мгновения, когда мы разговариваем с детьми. Эти разговоры часто возникают неожиданно и подчас так же неожиданно обрываются, но некоторые надолго остаются в памяти и после них возникает удивительное чувство радости, близости со своим ребёнком, чувство взаимопонимания и доверия. Пусть такие вечера украсят детство ваших детей и будут ежедневными.
НЕСКОЛЬКО ПРОСТЫХ СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: (ПАМЯТКА).
- Существует ряд элементарных требований к гигиене просмотра телепередач: достаточное расстояние от экрана до телезрителя.
- Дополнительная подсветка вечером и частичное затемнение днём, уровень громкости, не превышающий естественную потребность.
- Не рекомендуется сидеть близко у телевизора, а также на полу перед ним, так – как рентгеновские лучи исходят вниз.
- Очень вредно для детей, если в квартире постоянно работает телевизор: его вроде бы никто не смотрит, но никто и не выключает. (такой звуковой фон вызывает дискомфортные ощущения, чувство утомления, усталости.
- Сколько времени проводит ваш ребёнок у телевизора?
- Для дошкольника оно не должно превышать 1,5 ч в неделю, для младшего школьника – 3ч включая просмотры и в выходные дни
- Подбирайте «телерепертуар» для ребёнка, будьте в курсе того, что он смотрит, обсуждайте все, что происходит на экран.
- Желательно, чтобы из-за телевидения не страдали другие занятия: учёба, спорт, чтение художественной литературы, помощь по дому, общение с друзьями.
ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИИ. «Дети глазами родителей, родители глазами детей».
- 1-дети.
- 2-родители.
*Вы поручили ребёнку прибраться и помыть посуду, а он (она) проиграл всё это время в компьютер (просмотрел телевизор), ничего не сделал. Ваша реакция?
*Мама попросила вас убрать комнату и помыть посуду, а пришёл друг с интересным фильмом и вы засмотрелись. Как объяснить это маме и папе?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ РОДИТЕЛЯМ.
1.Обратите внимание, сколько времени проводит ваш ребёнок у телевизора?
2.Задаёт ли ребёнок вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу?
3.Какие передачи предпочитает?
Если ваши дети сильно увлечены телевизором, компьютером, не хотят гулять, общаться с друзьями, то телевизор должен «сломаться» хотя бы на месяц. Вы спросите: а как же взрослые? Ответ: Воспитание требует жертв. Задумайтесь над этой проблемой!
Итог: Давайте подведём итог: мы все хотим, что бы наши дети были умными, здоровыми, коммуникабельными, успешными.
Давайте с помощью мяча закончим фразу «МОЙ РЕБЁНОК БУДЕТ УСПЕШНЫМ ЕСЛИ…» и передаёте мяч другому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Телевидение "за" и "против"
«Что смотрят наши дети и как это отражается на их психике и общем самочувствии»....
Телевидение и дети. Конспект родительского собрания
Эта разработка родительского собрания поможет обсудить с родителями проблему влияния телевидения на развитие личности младшего школьника, а также на примерах показать, какие опасност...
"ОРТ - озорное ребячье телевидение представляет".
Предлагаю Вашему вниманию разработку и презентацию праздника 8 Марта. Идею позаимствовала из книги "Сценарии школьных праздников". В презентацию закачала музыкальные файлы....
Дети и телевидение
Беседа для родителей...
Родительское собрание «Телевидение и компьютер: друг или враг?"
Материал поможет провести родительское собрание в начальной школе....
«Телевидение и компьютер: друг или враг?"
Выяснить и обсудить с родителями проблему влияния телевидения на здоровье и развитие личности младшего школьника....
Родительское собрание "Телевидение друг или враг"
Разработка родительского собрания...