Письменная речь младших школьников.
консультация на тему

Гревцова Светлана Анатольевна

Материал для родительского собрания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismennaya_rech_mladshih_shkolnikov.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Письменная речь младших школьников.

Цель: ознакомление родителей с формированием правильной письменной речи учащихся.

Задачи: проанализировать письменные работы учащихся, познакомить       родителей с основными видами неправильного письма; ознакомить со способами устранения  основных ошибок при письме.

Ход собрания:

  1. Вступительное слово педагога:

Уважаемые родители! Я рада снова встрече с вами. Думаю, сегодняшняя работа будет плодотворной, а информация полезной и важной. Актуальность темы нашего родительского собрания состоит в том, что именно в начальной школе закладываются основы формирования письменной речи.  Причинами выбора данной темы для обсуждения послужили, в частности, несоответствие почерка детей нормам письма, множество ошибок при письме, неумение проверять написанное, неправильное составление предложений, пропуск, замена и искажение букв при письме.

Письмо – непростой навык, который требует сложной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко. Поэтому некоторые дети пишут красиво и правильно, а некоторым это удаётся не сразу.

Какие же нарушения письма могут быть?

А) проблемы, связанные с нарушением моторики, пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций (почерк, качество письма)

Б) проблемы, связанные с задержкой речевого развития, с нарушениями фонетико-фонематического восприятия (замена, пропуск, слияние слов)

В) комплексные проблемы – сочетание нарушения первого и второго вида.

Причины: дети не различают на слух звуки, заменяют звуки в устной речи , не владеют навыком звуко –слогового состава слова, не определяют количество звуков в слове и порядок их следования, имеют бедный словарный запас, не умеют составлять предложения, не видят разницы в написании и путают буквы по форме.

  1. Мозговой штурм.

 - По вашему мнению, что такое правильное письмо? (одинаковая высота букв, наклон вправо, правильная форма букв, отсутствие ошибок на изученные правила…)

       3. Продолжение беседы.

К сожалению, радуют дети нас не всегда. Почему у детей может быть неправильное письмо?

  • Неправильное положение пальцев: например, ребёнок держит пишущий предмет «щепотью», собрав пальцы «горсткой», рука сжата в кулак, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце…
  • Неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета: ребёнок держит ручку слишком близко или далеко к нижнему кончику.
  • Неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя, кисть зависает над столом, зависает локоть, зависают локоть и кисть…
  • Неправильное движение руки: кисть жёстко фиксирована на месте, двигаются только пальцы, локоть фиксирован на месте.
  • Слишком сильный, или наоборот, слабый, нажим при письме.
  • Неправильное положение тела: ребёнок изгибает тело в сторону, подкладывает ногу под себя, приподнимается со стула.

Но какие бы причины ни были, всегда нужно помнить, что почерк – это индикатор функционального состояния ребёнка. В первую очередь нужно разобраться, что мешает писать красиво, правильно и без ошибок, а потом принимать меры.

  1. Групповая работа: - В чём , по-вашему, заключается роль родителей в исправлении нарушения письма? (создать эмоционально благоприятную, комфортную обстановку дома, оборудовать место для выполнения домашнего задания и т.п.).

Но самая большая помощь – это: привлечение логопеда и других специалистов, выполнение упражнений, помощь и участие родителей в выполнении домашнего задания.

Возможные решения собрания:

       1. Контролировать выполнение домашних заданий, письменных работ учащихся.

  1. При необходимости проконсультироваться с логопедом, психоневрологом, психологом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование письменной речи младших школьников

         Для современного этапа развития школьного образования характерен      переход     от    экстенсивного   обучения      к интенсивному. Актуальными    становятся   проблемы    развития   интуит...

Пути преодоления нарушений письменной речи младших школьников

Коррекционная работа по устранению нарушений устной и письменной речи ведется с первого класса.      Сегодня я хочу остановиться на таком наруше...

Игровые приёмы в работе по коррекции устной и письменной речи младших школьников

Ценнейшим качеством дидактических игр является их возможность индивидуализировать работу на уроке, обеспечивать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных возможностей и максима...

Трудности в овладении письменной речью младшими школьниками с точки зрения нейропсихологии.

Количество  детей  с  трудностями  обучения  письму  и  нарушениями  письменной речи  увеличивается  год  от  года. По  самым...

Нарушение письменной речи младших школьников в общеобразовательном учреждении.

Нарушение письменной речи младших школьников в общеобразовательном учреждении.Статья будет полезна учителям , логопедам, родителям....