Буклеты для родителей учащихся начальной школы
материал на тему
В буклетах представлена информация о кризисе 7-ми лет, условиях успешной адаптации ребенка к школе, возрастных особенностях учащихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1-y_klass.docx | 17.68 КБ |
2-y_klass.docx | 16.6 КБ |
3-y_klass.docx | 16.78 КБ |
4-y_klass.docx | 16.88 КБ |
adaptatsiya_k_shkole.docx | 17.07 КБ |
krizis_7_let.docx | 17 КБ |
chto_dolzhen_umet_budushchiy_pervoklassnik.docx | 15.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Каждый родитель желает вырастить своего ребенка здоровым, умным, счастливым и успешным. Знание возрастных особенностей поможет вам понять поступки и поведение ребенка, во время помочь справиться с трудностями.
Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.
В этот же период жизни, в 6—7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему нравится его новое положение.
Психофизиологические особенности
первоклассника
Начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.
Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6—7 лет.
По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако, наиболее важные, специфические отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности у детей этого возраста, еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 – 14 годам, а по некоторым данным – лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.
Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны, Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.
Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.
Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.
Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.
Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.
Рекомендации родителям
· Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени; Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда расскажет всё сам;
• Даже в сердцах не говорите ребенку, что он хуже других.
• По возможности честно и терпеливо отвечайте на любые вопросы ребенка.
• Каждый день находите время, чтобы побыть наедине со своим ребенком. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи;
• Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
• Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
• Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
• Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
• Не добивайтесь успеха силой. Это худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает разрушает личность ребенка.
• Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу воспитания решайте без него.
• Признавайте права ребенка на ошибки. Учите конструктивно относиться к ошибкам и неудачам, объясняйте, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Критические замечания могут лишить ребенка уверенности в себе, а это скажется и на его отношении к учебе.
• Думайте о детском «банке» счастливых воспоминаний. Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая": "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!" Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день;
• Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые. Почаще ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
• Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка. Обращайте внимание на жалобы ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.
· Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей;
МАОУ Лицей №2
Г. Балаково
Особенности ребенка
7 лет .
Памятка для родителей
Составитель
педагог – психолог Ю. Н. Леонович
2015 г.
Предварительный просмотр:
Каждый родитель желает вырастить своего ребенка здоровым, умным, счастливым и успешным. Знание возрастных особенностей поможет вам понять поступки и поведение ребенка, во время помочь справиться с трудностями.
До второго класса основным механизмом познания окружающего мира была игра, теперь ведущей деятельностью у ребенка становится учебная
Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет быстро, но неравномерно, сердце пока не справляется с длительной нагрузкой. Поэтому необходимы периоды отдыха, спокойные игры, рисование, лепка, конструирование.
Произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то ребенок отвлекается. Наибольшее значение имеет не словесное объяснение, а показ: яркая картина или слайд, действие. Это запоминается лучше. Внимание зависит не только от воли ребенка, но и от его темперамента, и многим детям по-прежнему трудно сохранять сосредоточенность в течение занятий.
Устойчивость внимания снижается к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.
У второклассников появляются логические рассуждения, т.к. завершается переход от наглядно - образного мышления к словесно - логическому. Но рассуждать абстрактно ребенок ещё не может, ему необходима опора на образы и примеры.
Нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда. Поэтому планируйте работу так, чтобы закончить ее сегодня.
Мальчикам больше нравятся энергичные игры, но они могут поиграть и с игрушками вместе с девочками
Речь взрослого должна быть четкой, внятной. Наши слова ребенок пока понимает буквально, поэтому избегайте слов с двойным смыслом, используйте простые слова. Объясняйте значение трудных слов, избегайте длинных, запутанных предложений.
Второй класс - прекрасный возраст для заучивания наизусть, т. к. ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Заучивайте каждый раз что-то одно новое (стих, песню, имена героев и т.д.). При этом постоянно повторяйте пройденное.
Дети любят задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?». Родителям необходимо быть хорошо подготовленным. Давать ответы на вопросы либо путем личного исследования, либо помогая ребенку самостоятельно найти ответ с помощью наводящих вопросов.
В это время активно развивается воля ребенка. Он учится сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей.
Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто мешают ребенку быть объективным. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого.
У некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки. Например, ребенок может думать о себе: Я плохой, потому что я плохо пишу». Низкая самооценка может закрепиться, если ребенок считает, что родителей сильно огорчают его неуспехи. Самооценка ребенка закладывается в семье из оценок значимых взрослых. Дайте ребенку положительную оценку, например: «Ты добрый, ты хороший…» Давайте оценку только поведению ребенка, а не личности ребенка, например: « У тебя не собран портфель, поэтому ты забыл пенал…» вместо: «Какой ты несобранный…» Помогайте ребенку правильно оценивать себя, свои качества, свои возможности, успехи и неудачи. Показывайте не столько его неудачи и трудности (это ребенок видит и ощущает сам), сколько помогите увидеть возможности, пусть еще не реализованные: создайте условия, в которых он сможет поверить в себя, в свои силы.Помогайте ребенку исследования себя, говорите о том, что все люди имеют те или иные недостатки.
Дети в этом возрасте могут оценить и предвидеть реакцию взрослого. Прекрасно знают, когда, с кем и что можно позволить. Поэтому будьте постоянными в своих требованиях. Ребенок должен знать, чего от него ждут – ведь ему очень нравится быть «хорошим». Не скрывайте свою любовь, щедро отдавайте ее детям - обнимайте и целуйте их.
Второклассники очень любят помогать взрослым. Если у ребенка еще нет обязанностей по дому, обязательно найдите ему дело. Давайте понять, что помощь нужна и важна для вас.
Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе, участвовать в групповых делах и играх. Это дает ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне. Постарайтесь, чтобы ребенку нашлось место в игре или в труде. Чтобы раскрылись его сильные стороны и незаметными оказались слабости и неумение.
Начинает развиваться способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. Но делать это им еще трудно.
Может наблюдаться сильное стремление к лидерству. Между некоторыми детьми возникает соперничество и конфликты. Чтобы ребенок был успешен в отношениях со сверстниками, не критикуйте поступки других детей, не обвиняйте, не разобравшись в ситуации, не спешите с выводами и оценками. Научите ребенка дружить! Поддержите его социальную активность!
Дайте ребенку понимание, что дружба это умение принимать и отдавать. Способы поведения в отношениях со сверстниками ребенок перенимает от родителей и значимых близких. Как дружить, как выйти из конфликта, все эти представления складываются у ребенка в семье. Если в семье при ребенке обсуждается и осуждается поведение взрослых, то у ребенка не формируются авторитеты, ребенок никого не будет уважать.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или психологу.
МАОУ Лицей №2
Г. Балаково
Памятка для родителей учащихся вторых классов
Составитель
педагог – психолог Ю. Н. Леонович
2015 г.
Предварительный просмотр:
Каждый родитель желает вырастить своего ребенка здоровым, умным, счастливым и успешным. Знание возрастных особенностей поможет вам понять поступки и поведение ребенка, во время помочь справиться с трудностями.
Поступление в третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.
Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей.
Основным механизмом познания окружающего мира является учебная деятельность. В это время у ребенка появляется интерес к отдельным школьным предметам. Но эти интересы крайне неустойчивы и определяются взрослыми. Постарайтесь чаще объяснять необходимость каждого школьного предмета в жизни человека, тогда ребенок будет стараться лучше учиться по всем предметам.
В третьем классе у ребенка закрепляется мотивация к обучению. Она может быть:
- Негативная. Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости.
- Формальная. Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя.
- Содержательная. Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.
Для создания и поддержания содержательной мотивации к школе, необходимо:
Встречать ребенка из школы с улыбкой, чтобы учеба не ассоциировалась с тяжкой повинностью.
Спрашивайте, о том, что понравилось, что было интересного. Радуйтесь новым знаниям, а не оценкам.
Говорите о том, что вокруг много интересного, о чем мы еще не знаем, и обо всех чудесах мира расскажут в школе.
Не обсуждайте ошибки педагогов. Ребенок может начать плохо думать об учителе, а потеряв авторитет, педагог не сможет ничему научить.
Развитие внимания определяет успешность обучения в начальной школе. При овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость ребенка по разным учебным предметам.
Упражнения на развитие внимания: корректурные задания, «перепутанные линии», поиск скрытых фигур, поиск одинаковых изображений, исключение лишнего и др.
Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников – многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в качественно иных способах работы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др.
Если ребенок быстро запоминают материал, но и так же быстро забывает выученное, то нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя.
Иногда плохое запоминание связано с переутомлением, поэтому необходим специальный режим, разумная дозировка учебных занятий.
Особенно важная роль в обучении принадлежит развитию мыслительных способностей. Необходимо развивать логическое мышление: выделение различных признаков предметов, сравнение, нахождение общего и различного, классификация, умение давать простейшие определения.
Направляя усилия на развитие мышления, учитывайте индивидуальные особенности ребенка: склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость и пр.
Несмотря на интенсивное развитие вербального, понятийного мышления, большинство детей примерно до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к художественному. Поэтому целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием образного мышления и уделять внимание развитию воображения. Водите ребенка чаще в театры и музеи. Во время путешествия в фантастическом мире с героями пьес и картин, развивается образное мышление. А со временем ребенок начнет видеть структуру пьесы: начало, развитие сюжета, конец, что способствует развитию логического мышления. Спрашивайте: «Что хотел показать нам художник?», так вы поможете развить словесно-логическое мышление.
У третьеклассников начинает развиваться чувство юмора, они часто рассказывают смешные истории, анекдоты. Смейтесь вместе с ребенком.
Учите его смеяться над самим собой и не произносить тех шуток, которые будут оскорблять других людей.
В этом возрасте дети любят захватывающие истории. Ищут героев, кому хотят подражать, желают понравиться выбранным авторитетам. Помогите выбрать подходящего литературного персонажа, расскажите о героях настоящего времени.
Ребенок начинает становиться самостоятельным. Дружит с ровесниками своего пола. Именно в этом возрасте для девочек мальчики становятся «слишком шумными и буйными», а для мальчиков девочки «слишком глупыми».
Появляется интерес к противоположному полу. Дети начинают беспокоиться, насколько их внешность отвечает эталонам в их ближайшем окружении. В вопросах пола с детьми нужно быть правдивыми и объективными, разговор следует вести так, чтобы его содержание отвечало действительности и законам природы. Если предоставлять ребенку недостоверную информацию на его вопросы полового характера, он разувериться во взрослых, не будет им доверять и станет относиться как к обманщикам.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или психологу.
МАОУ Лицей №2
Г. Балаково
Памятка для родителей учащихся третьих классов
Составитель
педагог – психолог Ю. Н. Леонович
2015 г.
Предварительный просмотр:
Каждый родитель желает вырастить своего ребенка здоровым, умным, счастливым и успешным. Знание возрастных особенностей поможет вам понять поступки и поведение ребенка, во время помочь справиться с трудностями.
Четвероклассник - это выпускник начальной школы. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет родителей обращать первостепенное внимание на сформированность у ребенка учебных умений и навыков. Существует система требований к ученику, свидетельствующих о его готовности к обучению в средней школе.
О развитии произвольности говорит умение управлять возникающими эмоциями, сдерживать свои желания. Кроме того, к пятому классу должны быть развиты такие волевые качества:
- Самостоятельность (умение действовать без посторонней помощи);
-Настойчивость (умение справляться с возникающими трудностями доведение начатого дела до конца);
- Инициативность (умение предложить новый вид деятельности, необходимую помощь):
- Организованность
-Культурно-гигиенические привычки;
- Привычка трудиться.
Ученик должен уметь выделять главное и обобщать, разделять существенные и несущественные признаки предметов, сравнивать, рассуждать, делать выводы, доказывать. Особенно важно умение производить все эти действия с учебными понятиями, т. е. с материалом, изученным на уроке.
.При развитии мыслительных способностей у детей ставьте перед собой три взаимосвязанные задачи:
Учите ребенка творчески мыслить, видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям;
Учите логически мыслить;
Учите критически мыслить, задавать вопросы, замечать несоответствия.
В любой беседе с ребенком старайтесь, как бы исподволь развивать его интеллектуальные навыки. Задавайте ему сложные, «каверзные» вопросы, решайте с ним задачи на смекалку, играйте в интеллектуальные игры.
К развитию памяти в основной школе предъявляется главное требование - умение произвольно ею управлять. Ребенок должен уметь организовывать процесс запоминания (подготовки к урокам) и воспроизведения (ответа на уроке), т. е. контролировать свою память.
Но самое главное, что помогает справляться с нагрузкой, — умение владеть средствами заучивания (не просто запоминать, а выделять главное, рисовать в уме яркие образы, понимать, осмысливать запоминаемую информацию).
В семейной обстановке можно и нужно создавать условия для целенаправленного развития памяти:
Объясните, что для развития памяти необходим труд. Память - это работа.
Учите наблюдать. Если ребенок будет уделять особое внимание образам предметов, явлений, людей, то они станут четкими и конкретными. Эти представления составляют основу ориентации в окружающем мире.
Ставьте перед ребенком задачу запоминать важный материал на длительное время. Можно привести пример с таблицей умножения(выучили в первом классе, а пользуемся всю жизнь).
Научите пользоваться приемом распределенного повторения. Запоминание происходит путем четырехкратного прочтения текста. При первом чтении текста задача запомнить не ставится - только ознакомиться с ним. Во втором чтении важно хорошо понять материал. Во время третьего чтения происходит запоминание. Четвертое чтение - проверка качества усвоения.
Учите ребенка рассказывать выученный материал вслух. Рассказывая в полный голос, можно сразу заметить пропуски, ошибки, недочеты.
Внимание пятиклассника должно быть таким, чтобы с учетом небольших пауз в течение урока ученик сохранял достаточно высокий рабочий темп. Для развития внимания:
В любой ситуации стимулируйте наблюдательность, обращайте их внимание на людей, природу, обстановку.
Выполняйте с ребенком задания по образцу «Корректурной пробы».
Детям очень нравятся задания на поиск ошибок в тексте. Придумайте сами предложения или возьмите их из учебника русского языка, сделайте несколько ошибок и предложите ребенку найти их.
Основные требования к развитию устной и письменной речи: использование сложных конструкций, связное изложение своих идей, умение доказать свою мысль, богатый словарный - запас и грамотность. Определить общий уровень развития речи ребенка достаточно просто. Для этого нужно просто побеседовать с ним на любую тему.
Просмотрите тетради по русскому языку, поговорите с учителем. Если ребенок делает много ошибок и они постоянны, то имеет смысл обратиться к логопеду. Он не только определит возможные нарушения, но и проведет с ребенком коррекционные занятия.
Для развития речи вы можете:
Подробно расспрашивать ребенка о том, как прошел день, что случилось нового, обращать внимание на то, какие речевые конструкции он использует.
Каждый день читать и обсуждать прочитанное.
Учить ребенка мыслить вслух, выражать свое мнение, доказывать его.
Исправлять неправильное произношение, неверные ударения (лучше если это сделаете вы, чем посторонний человек).
Почаще просить ребенка пересказать содержание фильма, книги.
Предлагать ребенку вслух придумать продолжение фильма или книги, исходя из событий и характеров главных героев.
Заканчивая четвертый класс ребенок должен иметь позитивную «Я-концепцию»-систему мнений о самом себе и устойчивую адекватную самооценку. Человек с положительной «Я- концепцией»:
· воспринимает себя положительно;
· признает других и умеет общаться с ними;
· не агрессивен;
· проявляет творческий подход;
· способен действовать независимо;
· умеет сопереживать, сочувствовать.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или психологу.
МАОУ Лицей №2
Г. Балаково
Памятка для родителей учащихся четвертых классов
Составитель
педагог – психолог Ю. Н. Леонович
2015 г.
Предварительный просмотр:
В 7 лет ребенок прощается с детским садом (если посещал его), и вот он на пороге еще одной ступеньки детства, впереди новая, школьная жизнь. Там он уже не будет «малышом», потому что становится взрослым! Однако, чтобы успешно подняться по этой лестнице взросления, ребенок должен многое уметь и, прежде всего, быть готовым к тому, чтобы учиться в школе. В психологии есть термин «школьная зрелость», т.е. ребенок должен «созреть», чтобы успешно преодолеть кризис семи лет, выдержать нагрузки школы, ее мир требований, отношений со сверстниками и учителями, изменение отношений между ним и Вами.
Уровень школьной зрелости проверяют психологи, работающие при детских садах и центрах развития, они помогут заранее (за 4-5 месяцев до школы) выявить проблемы и подскажут, как помочь ребенку.
Каковы предпосылки успешной
адаптации к школе?
1. Умственная, интеллектуальная готовность. К 6-и годам ребенок должен иметь элементарные познания об окружающей действительности, о пространстве, времени, живой и неживой природе. Он должен уметь обобщать, классифицировать, выделять главное, второстепенное. У малыша появляется жажда знаний, игры и развлечения уходят на второй план, усиливается любознательность (ребенок задает вопросы больше философские или касающиеся определенных наук, чем житейские). Ребенок уже интересуется не только конечным результатом проделанной работы, но и способами ее выполнения, умеет сам оценивать свою работу. Также у него должны быть развиты произвольная память и речь.
2. Эмоционально-личностная готовность.
Чтобы успешно заниматься в школе, ребенок должен быть готовым к роли ученика, который имеет свои права и обязанности. Это умение владеть собой и подчинять свои желания необходимости (произвольное поведение) - ребенок постепенно теряет свою трогательную непосредственность. Большое значение имеет умение налаживать контакт со сверстниками, умение уступать и защищаться, подчиняться общим правилам и отстаивать свое мнение. У ребенка должна быть эмоциональная независимость, которая развивается (или угнетается) с Вашей помощью. Готовым к школьному обучению считается ребенок, которого школа привлекает не только внешней стороной (тетради, учебники, красивый ранец), но и возможностью получить новые знания, обрести друзей.
В норме первоклассник адаптируется к школьным условиям за 5–6 недель. То есть к середине первой четверти организм должен перестроиться без ущерба для физического и психического здоровья. За это время должны начать функционировать по-новому все системы. Происходит коррекция биологических часов, подчинение новому режиму, в который встраиваются самостоятельная работа, домашние задания. Изменяется энергетический баланс организма. Осуществляется переход от игровой и физической деятельности к умственной, усиливается кровоснабжение головного мозга. На психологическом уровне ребенок приспосабливается к новым взрослым и сверстникам.
У него проявляется одна из самых важных черт – готовность к развитию!
Признаки дезадаптации
1. Ребенок не может контролировать свои эмоции и свое поведение. Появляются заикание, навязчивые движения, тики, частые отлучки в туалет, недержание мочи.
2. Ребенок не вовлечен в жизнь класса. Не может усвоить модель поведения на уроке, не пытается наладить контакт со сверстниками.
3. Не может проконтролировать правильность выполнения задания, детали оформления работы. Успеваемость снижается с каждым днем. Не может выполнить тесты, которые с успехом выполнял ранее.
4. Не видит собственных ошибок. Не может самостоятельно решить проблемы отношений с одноклассниками.
5. Тревожен на фоне хорошей успеваемости. Наблюдаются волнение, повышенное беспокойство в школе, ожидание плохого отношения к себе, боязнь низкой оценки своих способностей, навыков и умений.
Возможные неблагоприятные последствия
Нежелание учиться, посещать школу; низкая успеваемость; проблемы в общении со сверстниками; закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой; может развиться невроз, который необходимо лечить с помощью психолога, психиатра.
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.
Рекомендации родителям
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек такой же авторитетный, как вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
4. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
5.Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
6. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
7. Ваш ребенок пришел в школу учиться. Когда человек учится, у него может, что-то сразу не получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
8. Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для занятий по интересам, прогулок, общения с друзьями.
9. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или психологу.
МАОУ Лицей №2
Г. Балаково
Успешная адаптация первоклассника к школе. Рекомендации родителям
Составитель
педагог – психолог Ю. Н. Леонович
2015 г.
Предварительный просмотр:
Оценка особенностей поведения
ребенка 7-летнего возраста
(анкета для родителей)
Родителям предлагают оценить особенности поведения их ребенка за последние полгода — год. Если данная особенность поведения свойственна ребенку и появилась недавно, соответствующий пункт оценивается в 2 балла; если указанные особенности появляются время от времени независимо от возраста — 1 балл; при их отсутствии ставится 0.
1. В последнее время (полгода — год) очень сильно изменился, стал совершенно другим.
2. Часто грубит, старается «переговорить» взрослого.
3. Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами.
4. Потерял интерес к прежним играм, любимым занятиям.
5. Много говорит о школе.
6. Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми играм с малышами.
7. Стал упрямым, во всем отстаивает свое мнение.
8. Кривляется, паясничает, говорит писклявым голосом.
9. Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу.
10. Стремится подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности.
Анализ результатов
11-20 баллов — скорее всего, трудности в воспитании ребенка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть свое отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера;
6—10 баллов — негативные реакции ребенка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса;
0-5 баллов — для этого возраста ребенок слишком спокоен, необходимо приглядеться к нему повнимательней, может быть он отстает от сверстников в своем развитии.
Рекомендации родителям о кризисе
7 лет:
1. Кризис это временное явление.
2. Причина острого кризиса – несоответствие родительского отношения и требований с желаниями и возможностям ребенка.
3. меняйте свое отношение к ребенку – он уже не маленький – внимательнее относитесь к его мнениям и суждениям.
4. Приказы и назидания в этом возрасте малоэффективны.
5. Если часты скандалы – отдохните друг от друга.
6. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми.
Как помочь ребёнку?
· Любите ребёнка не за что-то, а просто так. Хвалите за достижения и успехи.
· Помогите ребёнку проявить свои способности. Пусть расширяется круг новых знаний, умений и навыков.
· Ребёнку важна положительная оценка его достижений родителями. Предоставляйте ребёнку обратную связь
· Предоставьте ребёнку самостоятельность.
· Обеспечьте ребёнку чувства защищённости и безопасности. В них он сейчас нуждается больше всего.
Как помочь ребенку?
· Родителям нужно готовиться пересматривать свой подход к воспитанию. Сейчас старые методы перестанут давать прежний эффект, поэтому будет актуальным вопрос поиска новых методов воспитания и способов общения. Будьте открыты к новому!
· Если раньше, в процессе воспитания, вы могли использовать принцип "запрос ребёнка - запрет или разрешение родителя", то теперь эту схему стоит усовершенствовать. Пусть появляется всё больше областей, где ребёнок может сам принимать решение и нести за него ответственность. Тут уместно вспомнить принцип светофора: ребёнок должен понимать, что есть зелёная зона - это то, где он сам принимает решение и несёт за него ответственность. Есть красная зона - это то, что строго запрещено. Пока ещё ребёнку нельзя ей заниматься. И есть жёлтая зона - это промежуточная зона между зелёной и красной. Ей стоит заниматься вместе с родителями или самостоятельно, но соблюдая ряд правил, установленных родителями.
· В этом возрасте детям всё ещё трудно упорядочивать свою деятельность во времени, поэтому полезно создавать наглядные материалы - настенные плакаты, таблицы и т.п., в которых будет отражён режим дня или список дел, которые должны быть выполнены к определённому времени или до того, как ребёнок, например, пойдёт смотреть телевизор.
· Л.С. Выготский (известный отечественный психолог) разработал концепцию зон развития. Есть зона ближайшего развития (ЗБР) и есть зона актуального развития (ЗАР). ЗАР - это то, что сегодня ребёнок умеет делать без помощи взрослого. ЗБР - это то, что ребёнок умеет делать сегодня только с помощью взрослого. Развитие ребёнка идёт по принципу "То, что сегодня ребёнок умеет делать с помощью взрослого, завтра он сможет это делать сам". Отсюда правило: если ребёнок сидит и что-то делает без вашей помощи и не просит о помощи, не мешайте ему. Это даст понять ему, что он всё делает правильно (т.е. воспримет это как одобрение себя и своей деятельности). А вот если ребёнок просит вас о помощи, обязательно помогите ему.
· Позволяйте ребёнку сталкиваться с негативными последствиями своих действий. Это поможет ему лучше понять причинно-следственную связь и свою ответственность. Не надо наказывать за неудачи.
· Многие волнующие ребёнка вопросы можно прямо словесно с ним обсуждать.
· Учите ребёнка управлять своими эмоциями (помните, что первые, с кого ребёнок копирует поведение - это вы, его родители).
· Не манипулируйте ребенком и не позволяйте манипулировать собой. Не ввязывайтесь в шантаж и не шантажируйте. Выполняйте обещания, не допускайте, чтобы ваши слова летели на ветер.
МАОУ Лицей №2
г. Балаково
Кризис 7 лет. Рекомендации родителям
Составитель
педагог – психолог Ю. Н. Леонович
2015 г.
Предварительный просмотр:
Общее развитие.
Считается, что к шести с половиной - семи годам ребенок должен:
• знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;
• знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;
• знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;
• ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать дни недели;
• иметь представления о природных и погодных явлениях;
• знать основные цвета;
• знать понятия «право-лево»;
• знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;
• уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;
• знать праздники;
• уметь рассказать, чем он любит заниматься;
• самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»
Интеллектуальное развитие
В этой области ребенок должен уметь:
• решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;
• находить лишний предмет в группе;
• добавлять в группу недостающие предметы;
• рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;
• группировать предметы по признаку и называть его;
• восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.
Слух, зрение, внимание, память, речь
Здесь дошкольнику нужно уметь:
• находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;
• точно копировать простой узор;
• описывать по памяти картинку;
• запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;
• писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);
• прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;
• пересказать услышанный рассказ;
• составлять рассказ по картинке
Основы математики
Перед поступлением в первый класс необходимо:
• уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;
• выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;
• знать понятия «больше—меньше -поровну»;
• знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;
• уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
• решать простые арифметические задачки;
• уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.
Чтение
Важно, чтобы ребенок:
· отличал буквы от звуков, гласные от согласных;
• мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;
• подбирал слова на заданную букву;
• делил слово на слоги;
• читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.
Навыки письма
Для успешного начала учебы в школе требуется:
• правильно держать ручку и карандаш в руке;
• проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
• обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
• уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
• копировать с образца геометрические фигуры;
• уметь продолжить штриховку рисунка;
• уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.
Как много сил при подготовке к школе родители тратят на то, чтобы научить свое сокровище писать, считать и, конечно, читать. Но, как показывает жизнь, для успешной адаптации это не самое главное. Главное – это то, может ли ребенок ПРИНЯТЬ те требования, которые сразу, с первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя, выполнять задания), умеет ли он контролировать свое поведение и ПОДЧИНЯТЬ его установленным правилам.
Это и есть основной критерий готовности ребенка к школе.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или психологу.
МАОУ Лицей №2
Г. Балаково
Что должен знать и уметь будущий первоклассник
Составитель
педагог – психолог Ю. Н. Леонович
2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с родителями учащихся начальной школы
Материал для родителей....
ЧТО НАДО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ О ВЕДЕНИИ ДНЕВНИКОВ И ТЕТРАДЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
Рекомендации родителям....
Советы родителям учащихся начальной школы
В статье даются ключевые советы родителям, как помочь своему ребенку быть успешным в учебе.Заповеди родителям помогут ребенку быть уверенным в себе, правильно расставить приоритеты в своей школьной жи...
Что надо знать родителям учащихся начальной школы об оценивании школьников
К родительскому собранию...
Дефектолог советует. Рекомендации родителям. Сборник статей и памяток для родителей учащихся начальной школы
Пособие предназначено для родителей учащихся начальной школы. Авторы статей раскрывают причины некоторых школьных трудностей и способы их преодоления. В брошюру вошли рекомендации психологов, логопеда...
Буклет для родителей общающихся начальной школы
Рекомендации и правила по организации выполения домашнего задания...
Буклет-памятка для учащихся начальной школы
Буклет-памятка разработан в помощь обучающимся начальной школы при работе над морфологическим разбором и работой над ошибками...