"Папа, мама,я-читающая семья"
методическая разработка (1 класс) на тему

Поколева Наталья Викторовна

Родительское собрание в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon papa_mamaya_-_chitayushchaya_semya_roditelskoe_sobranie.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское

    собрание – конкурс

«Папа, мама, я –

читающая семья»

D:\мамено\АЛЛА\картинки про школу\logo.jpg

                                                        Подготовила:

                                                        учитель начальных классов

                                                        Поколева Н.В.

        Барашево-2007г.

    Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей.

    Участники: учащиеся 1 класса, родители, классный руководитель, школьный библиотекарь, учитель русского языка и литературы, шефы – пятиклассники.

    Подготовка.

    I. На уроке проводится анкетирование учащихся по следующим вопросам:

    1. Что ты больше любишь?

    - Читать сам;

    - слушать чтение взрослых.

    2. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

    - Хвалят тебя;

    - ругают тебя.

    3. Читают ли в вашей семье книги вслух?

    - Читают;

    - не читают.

    4. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

    - Да.

    Название книги ___________________.

    Автор ________________.

    - Нет.

    II. На предыдущем собрании родители отвечали на вопросы анкеты:

    1. Что чаще всего предпочитает ваш ребёнок?

    - Любит читать сам;

    - слушать чтение взрослых.

    2. Как вы поступаете, когда читает ваш ребёнок?

    - Хвалите его;

    - ругаете.

    3. Принято ли в вашей семье читать книги вслух?

    - Конечно, да;

    - нет.

    4. Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребёнок?

    - Безусловно, да.

    Название книги ___________________.

    Автор ________________.

    - Наверное, нет.

    III. Изготавливаются таблички: «Ракета», «Метеор»,  «Звезда», «Жюри» и соответствующие этим названиям индивидуальные жетоны для проведения жеребьёвки участников конкурса.

    IV.  Классный руководитель, библиотекарь, учащиеся класса готовят задания для конкурса.

    V. На заседании родительского комитета разрабатывается проект решения родительского собрания.

    VI. Классный руководитель составляет памятки для учащихся и их родителей.

    Оформление, оборудование и инвентарь:

    а) таблички для групповой работы: «Ракета», «Метеор»,  «Звезда», «Жюри» и индивидуальные жетоны;

    б) набор скороговорок: «Мама мыла Милу мылом», «Сшила Саша шапку Саше», «Бобры добры, бобры бодры».

    в) обложки книг: «Цветик-семицветик», «Фантазёры», «Двенадцать месяцев», «Тараканище», «Дядя Стёпа», «Синие листья», «Сказка о золотом петушке», «Глоток молока», «Первая охота»; и корешки книг с фамилиями авторов: В.Катаев, К Чуковский, С.Маршак, В.Осеева, С.Михалков, Н.Носов, В.Бианки, М.Пришвин, А.Пушкин;

    г) набор «сказочных» вещей: красная шапочка, туфелька, корыто, яйцо, кувшин с узким горлышком, чемоданчик с красным крестом, цветик-семицветик, золотой ключик, скорлупа грецкого ореха.  

    д) песочные часы;

    е) памятки для родителей и детей;

    ж) грамзапись песни «Азбука»;

    з) на классной доске записываются: эпиграф родительского собрания-конкурса: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение» (А.П.Чехов) и задания для разминки:

    - магазин            - свекла           - туфля

    - красивее           - краны          - звонит

    - шофер              - повторим       – банты    

    Ход проведения.

    I. Классный руководитель открывает собрание кратким вступительным словом для разъяснения целей и порядка совместных действий участников собрания.

    Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому — восьмому классу читают все хуже и хуже.         Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

        Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его — привычка ребенка читать.

    II. Выступление школьного библиотекаря:

    Не только в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить  интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Посмотрите, пожалуйста, на доску, где написаны слова эпиграфа нашего собрания-конкурса, принадлежащие А.П.Чехову: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».

    Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребёнка, но и на его общее развитие. Пока ребёнок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идёт в школу, то облегчённо вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. А ведь это неверно.

     Если не изменить сложившуюся ситуацию, то через несколько лет на вопрос родителей: «Ну, как книга?» - вполне может последовать безразличный ответ: «Нормально». Избежать этого можно в том случае, если ребёнок будет видеть читающих родителей, участвовать в семейном чтении и обсуждении прочитанного. Кроме того, необходимо накопление опыта посещения школьных библиотек, где царит особая атмосфера соприкосновения с книгой.

    Читайте книги вместе с ребёнком по очереди. Две книги за неделю – достаточно. Чтение является основой всего обучения в школе. Надеюсь, что подготовленные нами памятки помогут вам преодолеть возникающие трудности в работе ребёнка с книгой.

    А сегодня мы предлагаем вам, уважаемые родители, и вам, ребята, проявить свои умения и знания в конкурсе «Папа, мама, я – читающая семья». Пока звучит песня «Азбука», вам необходимо выбрать жетоны и объединиться в группы.

    Участники собрания в соответствии с выбранными жетонами образуют три игровые группы. Четвёртая группа – жюри. В его состав входят: школьный библиотекарь, учитель русского языка и литературы, один или два пятиклассника, родители. Каждая группа располагается за отведёнными для неё столами и получает табличку с названием своей команды.

    III. Классный руководитель вместе с шефами-пятиклассниками проводит конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».

    Участникам конкурса предлагается выполнить несколько заданий.

    Первое задание «Разминка». 

    − Первоклассникам необходимо правильно поставить знак ударения, а затем вслух прочитать  слова: магазин, красивее, шофер, свекла, краны, повторим, туфля, звонит, банты.

    (Каждой игровой группе выдаётся листок со словами).

    На выполнение задания – 2 минуты. За каждое слово по 1 баллу.

    Второе задание «Откуда эти вещи?»

    Каждая игровая команда получает по три вещи и старается в течение 2-ух минут определить произведения, из которых они взяты, а также ответить, кто является автором этих произведений. Участникам конкурса предлагаются следующие вещи:

  1. туфелька («Золушка» Ш.Перро);
  2. чемоданчик («Доктор Айболит» К.Чуковского);
  3. кувшин (русская народная сказка «Лиса и журавль»);
  4. цветик-семицветик («Цветик-семицветик» В.Катаева.);
  5. шапочка («Красная шапочка» Ш.Перро);
  6. золотой ключик («Приключения Буратино» А.Толстого);
  7. корыто («Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкина);
  8. золотое яичко (русская народная сказка «Курочка Ряба»).
  9. скорлупа грецкого ореха «Дюймовочка» Г.Х.Андерсена).

Третье задание «Кто быстрее».

Каждая команда получает одну скороговорку и готовится быстро и точно произнести её хором. (Время подготовки – 2 минуты).

Четвёртое задание «Найдите автора».

    (Время выполнения – 5 минут.) Игровым группам вручаются обложки с названием книг. Им необходимо за отведённое время найти соответствующие названиям корешки книг, на которых указаны фамилии и инициалы авторов. Корешки наклеить на обложки.

    Пятое задание «Отгадай загадку».

    - А сейчас попробуйте отгадать загадки о героях ваших любимых сказок.

   1. Чтоб взлететь над землёй,

       Ступа ей нужна с метлой.

                               (Баба–Яга.)

   2. Деревянный шалунишка

       Подружиться мог бы с книжкой.

       В театр кукол он попал,

       Куклам верным другом стал. (Буратино.)

   3. Любит мёд, друзей встречает

       И ворчалки сочиняет,

       А ещё – пыхтелки, кричалки, сопелки…  Ух!

       Забавный медвежонок … (Винни-Пух).

   4. Толстяк живёт на крыше.

       Летает он всех выше.

                           (Карлсон.)

   5. Испекла бабуля деду –

       Дед остался без обеда:

       В лес мальчишка убежал,

       На носок лисе попал.

                           (Колобок.)

   6. В Простоквашино живёт,

       Всё хозяйство там ведёт.

       Адрес точный я не знаю,

       Но фамилия – морская.

                           (Кот Матроскин.)

   7. Той девчонки нет прекрасней,

       Той девчонки нет умней.

       И Пьеро, её воздыхатель,

       Целый день поёт о ней.

                           (Мальвина.)

   8. Да, ребята, в этой книжке

       Малыши живут, малышки,

       И ещё живёт один чудак.

       Всё он делает не так.

       Неумейкой он слывёт.

       Кто его нам назовёт?

                           (Незнайка.)

   9. Появилась девочка

       В чашечке цветка.

       А была та девочка

       Чуть больше ноготка.

       В ореховой скорлупке

       Девочка спала.

       Вот какая девочка,

       Как она мила!

       Кто читал такую книжку,

       Знаете эту девочку-малышку?

                             (Дюймовочка.)

       

    Шестое задание «Кто быстрее сложит из букв имя литературного героя».

    Получив конверты с буквами, команды раскладывают их на столах и начинают составлять слова (Золушка, Карлсон, Чипполино).

    Седьмое задание «Блиц-состязание родителей».

    (Проводится без подготовки участников конкурса). Для выполнения задания приглашаются родители по одному из каждой команды. Они должны сразу же ответить на следующие вопросы:

    1. Из каких произведений взяты эти «крылатые слова»? Кто является их авторами?

    - «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». («Квартет», И.А.Крылов);

    - «Свежо предание, а верится с трудом».(«Горе от ума» А.С.Грибоедова);

    - «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона». («Слон и Моська» И.А.Крылова);

    - «Рождённый ползать – летать не может». («Песня о Соколе» А.М.Горького).  

    2. В каких русских пословицах упоминаются цифры 1 и 7?

    (Возможные ответы: «один в поле не воин», «семь бед – один ответ», «семь раз отмерь, один раз отрежь», «семеро одного не ждут», «один с сошкой – семеро с ложкой»).

    3. Кто из русских поэтов подарил другому известному поэту свой портрет со следующей надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя»? (В.Жуковский – А.С.Пушкину.)

    4. Как в славянской азбуке называлась буква «А»? (Аз.)

    5. Кто является автором слов и музыки песни «Улыбка»? (В.Шаинский – музыка, М.Пляцковский – стихи.)

    6. Какое слово соответствует следующему описанию: «Её видели на столе, в музее, в бою, на турнире. Её видели с рукояткой, с вензелем. Её запирали, ею рубили, её точили, её чистили»? (Шашка.)

    IV.  Подведение итогов конкурса.

    В то время как жюри подсчитывает баллы, дети исполняют песню «Облака» из мультфильма «Трям – здравствуйте!" (Музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского).

   

    Председатель жюри награждает команду-победительницу и все другие игровые группы памятными призами, изготовленными шефами-пятиклассниками.

    V. Председатель родительского комитета класса зачитывает решение родительского собрания:

    1. Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: читать ежедневно с ребёнком детские книги, обсуждать с ними прочитанное, помогать ему составлять по иллюстрациям рассказы.

    2. Каждой семье найти время для организации семейного чтения, о чём дети будут рассказывать на уроках внеклассного чтения.

    3. Включить в круг детского домашнего чтения журналы и газеты для детей.

    4. Помогать ребёнку вести читательский дневник.

    5. Объявить конкурс на лучший читательский дневник. В конце учебного года подвести его итоги и вручить призы победителям.

    VI. Заключительное слово классного руководителя:

    - Уважаемые родители и дети! Вот и закончилось наше необычное родительское собрание. Пусть наши совместные старания дадут добрые всходы, Пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать, пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг. Пусть подготовленные нами памятки помогут вам в этом путешествии.

    Памятки (см. Приложение) вручаются учащимся и их родителям.

    Слово про слово

    Давайте представим хотя бы на миг,

    Что мы вдруг лишились журналов и книг,

    Что люди не знают, что значит поэт,

    Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

    Что будто никто никогда в этом мире

    И слыхом не слыхивал о Мойдодыре.

    Что нету Незнайки – вруна-недотёпы,

    Что нет Айболита и нет дяди Стёпы.

    Наверно, нельзя и представить такого?

    Так здравствуй же, умное доброе слово!

    Пусть книги друзьями заходят в дома!

    Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

 

   

   Фото семьями с любимыми книгами, у выставок, с поделками.

   

Список использованной литературы

  1. Внеклассные мероприятия: 1 класс  /Авт.-сост.О.Е.Жиренко и др. − М.: ВАКО, 2006.
  2. Дереклеева Н. И. Родительские собрания (1-4 классы).

    М., 2004.

  1. Классные часы: 1 класс /Авт.-сост.Т.Н.Максимова. − М.: ВАКО, 2008.

    Приложение

    Памятка 1 для родителей.

       

  1. Читайте вслух с ребёнком не менее 10-15 минут в день.
  2. Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.
  3. Если ребёнок устал, проведите физкультминутку.
  4. Хвалите ребёнка за чтение.

   

    Памятка 2 для детей.

  1. Читай вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово.
  2. Читай вслух выразительно – соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй со знаками препинания, делай паузы.
  3. Читай вслух бегло – произнося первый слог, смотри на второй.

    Памятка 3 для детей.

  1. Читай молча правильно, осознанно, с соответствующей скоростью (быстрее, чем вслух).
  2. Те места, которые легко читать, читай быстрее.
  3. Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз.

    Памятка 4 для детей и родителей.

  1. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку: прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
  2. Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
  3. Определите примерное содержание книги по иллюстрациям.
  4. Читайте книгу постепенно по страницам или главам.

   

    Памятка 5 для родителей.

   

  1. До или во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.
  2. Спросите, чем понравилась книга ребёнку, что нового из неё он узнал.
  3. Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии.
  4. Какие слова или выражения запомнились ему?
  5. Чему учит эта книга?
  6. Предложите ребёнку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Папа, мама, я - читающая семья"

Родительское собрание – конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».Цель:Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей. Выявление интеллектуальных и творческих способностей ...

"Папа, мама, я - читающая семья!"

Цель: содействовать воспитанию устойчивого интереса к чтению у младших школьников. Форма: интеллектуальная семейная развлекательная программа. Участники: учащиеся, родители, классный руководитель, ш...

Родительское собрание-конкурс "Папа, мама, я-читающая семья"

Совместное родительское собрание с учащимися.Не только в школе, но и дома в семье надо учить ребенка любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выра...

Классный час "Папа,мама,я-читающая семья"

разработка классного часа с родителями...

внеклассное мероприятие "Папа, мама, я - читающая семья"

Заседание семейного клуба "Росинка" - бенефис книги...

приложения к внеклассному мероприятию "Папа, мама, я - читающая семья"

Задания, сценка, памятка для родителей, таблица для жюри, загадки для зрителей.....