Система работы с родителями детей с ОВЗ.
учебно-методический материал на тему
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? С целью эффективной организации работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья мною была разработана эта программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_s_roditelyami_detey_s_ovz.docx | 33.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы с родителями детей с ОВЗ.
Пояснительная записка.
С целью эффективной организации работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья мною была разработана программа.
В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями здоровья, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы. Решить эти проблемы можно при условии, что семья выступает как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребёнка.
В «Конвенции о правах ребёнка» (параграф 1 ст.23) записано: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребёнок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его участие в жизни общества».
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Семья – это та среда, где ребёнок проводит большую часть жизни. Какая социальная и духовная атмосфера царит вокруг ребёнка, полностью зависит от родителей. Вера в положительный исход, в возможность полной реабилитации, подкрепляемая ежедневной кропотливой работой совместно со специалистами, всегда даёт положительный результат.
В настоящее время семья, жизнедеятельность которой определяется закономерностями развития общества, переживает противоречивое и сложное состояние, вызванное духовно-нравственными изломами в обществе, частичной утратой идеалов, переоценкой ценностей.
Семья, имеющая ребёнка с отклонениями в развитии, находится в ещё более сложной ситуации. Многочисленные проблемы медицинского, социального, психологического плана, не всегда правильное отношение окружающих к ребёнку-инвалиду вызывают необходимость оказания активной психолого-педагогической поддержки семье со стороны образовательного учреждения.
Педагог, обеспечивающий образовательный, воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума, стремится к активному диалогу и широкому взаимодействию с семьёй ребёнка с выраженным недоразвитием интеллекта.
Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье большую психологическую травму. Научить родителей принять и полюбить ребёнка таким, какой он есть, понимать своего ребёнка, преодолевать трудные ситуации в воспитании ребёнка – одна из приоритетных задач образовательного учреждения. Совместное участие всех членов семьи в воспитании и обучении ребёнка укрепляет семью, дает ребенку чувство защищенности, а учителю – поддержку.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Важно рассматривать семью как целостный социальный организм, обладающий такими характеристиками, как образ жизни, психологический климат семьи Только при условии тесного деятельного союза семьи и школы, можно обеспечить гармонизацию отношений ребенка с социумом, его адаптацию и интеграцию в общество, формирование готовности к самостоятельной жизни.
При этом важным является формирование у родителей установки на самостоятельную творческую педагогическую деятельность путем внедрения активных форм, передовых технологий и методик психолого-педагогического всеобуча родителей на основе единых принципов:
- Уважение к уникальности каждого ребенка;
- Приоритетность интересов детей, обеспечение государством их защиты;
- Признание преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей:
- Преемственность, сохранение и развитие лучших традиций духовно-нравственного воспитания;
- Системность в организации жизнедеятельности детей;
- Открытость, обеспечивающая доступность для родителей информации об эффективности процесса образования и воспитания ребенка, его индивидуальных особенностей.
В основе взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ, ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ.
Цель программы – создание системы целенаправленной работы с семьями обучающихся, воспитанников по формированию компетентности родителей в вопросах развития, обучения и воспитания детей с выраженным недоразвитием интеллекта.
Задачи:
- Оказание коррекционно-педагогической и психологической поддержки семьям в вопросах воспитания, обучения и развития детей.
- Формирование взаимного доверия в системе отношений между учреждением и семьёй.
- Повышение правовой компетентности родителей.
- Гармонизация межличностных отношений между членами семьи.
- Организация совместной деятельности учителя специального (коррекционного) класса и родителей по укреплению здоровья детей.
- Создание условий родителям для обмена опытом, обсуждения проблем, совместного поиска путей и способов их решения.
Условия реализации программы.
- Педагог должен хорошо знать всех родителей (далее – и лиц, их заменяющих) учащихся класса, учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. Так, в процессе работы с семьями (беседы, наблюдения, анкетирования) я выяснила, что все родители имеют достаточно высокий культурный и образовательный уровень (высшее или среднее специальное образование), интересуются педагогической, специальной литературой, являются весьма осведомленными собеседниками. Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе.
- Привлечение абсолютно всех членов семей к учебно-воспитательной работе: отцов, братьев, сестер и др.
- Родители безоговорочно оказывают помощь в понимании особенностей ребенка: особенности здоровья ребенка, его увлечения, интересы, предпочтения в общении в семье, поведенческие реакции, особенности характера, мотивация учения.
- Большой эффект во взаимодействии с семьями дает предоставление родителям возможности проявлять инициативу во всех делах в классе и в школе. Важно, чтобы семьи понимали, что их участие в деле воспитания и обучения детей ценится и что любой вклад с их стороны приветствуется. Огромное значение для родителей имеют благодарственные письма, которые вручают родителям в конце учебного года. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.
- Родители могут положительно повлиять на успех детей только в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие.
- Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.
- Активное использование в работе с родителями информационных технологий.
Формы работы с родителями:
1.Фронтальная (групповая).
- Традиционной формой фронтальной работы с родителями является родительское собрание. Проводим собрания в удобное для родителей время. Тематика родительских собраний на новый учебный год обсуждается с родителями по окончании предыдущего учебного года. Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов, их возможностей, носит как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии. Здесь родители имеют возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам.
- Совместная досуговая деятельность. Внеклассные мероприятия, походы на природу. Дети очень рады тому, что их родители приходят на внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках. Внеклассные мероприятия, проводимые вместе с родителями, всегда проходят «на ура», детям очень нравится, когда родители вместе с ними выполняют какую-либо работу, когда они чувствуют их поддержку. Родители участвуют в организации досуговых мероприятий, организуют отдых детей во время выходных или каникул, выполняют порученную работу (изготовление вместе с детьми рисунков, поделок на выставки и конкурсы). Проявляют инициативу и сами организовывают развлекательные мероприятия.
- Открытые уроки и воспитательные мероприятия.
- Оформление «Классного уголка.
- Оформление детских портфолио. Среди множества предлагаемых инноваторами образовательных технологий наиболее привлекательной мне показалась технология портфолио. Именно она представляет собой форму оценивания, соответствующую образовательным целям и ценностям, основанным на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и обучению.
Портфолио ребёнка является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности – познавательной, игровой, коммуникативной, творческой.
Работа с детскими портфолио помогает:
- Формировать у ребенка позитивное отношение к различным видам деятельности и выявлять его индивидуальные особенности.
- Получать более полную информацию о ребенке.
- Привлекать родителей к процессу воспитания ребёнка.
- Формировать адекватную самооценку и оценку своих возможностей, как со стороны ребёнка, так и его родителей.
- Мотивировать ребенка добровольно и постоянно проводить мониторинг собственного развития с фиксацией полученных результатов.
- Создание сайта нашего класса. Презентация его перед коллективом родителей. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с родителями. Это помогает устанавливать дополнительные контакты с родителями, поддерживать с ними круглосуточную связь, показывать достижения их детей в различных сферах, демонстрировать фотоотчеты внеклассных мероприятий, оперативно реагировать на возникшие у родителей вопросы.
2.Подгрупповая.
- Я работаю одновременно с учащимися двух возрастных групп. Дети занимаются по разным учебным программам, имеют разный уровень усвоения знаний. Вся эти различия являются тематикой подгрупповой работы с родителями.
- Конечно, основная забота о ребёнке ложится на плечи матери. Привлечь мужчин к школьной жизни ребёнка - не так-то просто. Над этим я работаю уже не первый год.
- Важная роль в сотрудничестве родителей и школы принадлежит родительскому комитету. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависят взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей, атмосфера в детском коллективе. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел с тем, чтобы создать в классе такой микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием, жить дружно, весело, увлеченно.
3.Индивидуальная.
- Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Они должны способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Здесь решаются частные вопросы. Организуются консультации сразу же после обращения родителей, при возникновении трудностей. Педагог, работающий на классе, является связующим звеном между родителями и всеми специалистами образовательного учреждения.
- Посещение семей.
- «Телефон доверия». Педагог и родители всегда в «зоне доступа».
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НА УЧЕБНЫЙ ГОД.
Месяц | Родительские собрания | Тематические консультации | Индивидуальные консультации | Совместные дела с классом |
Сентябрь | Задачи на новый учебный год. Выборы родительского комитета | Семья и школа – партнёры в воспитании ребёнка | Советы специалистов школы | Поход в лес совместно с родителями |
Октябрь | Формирование у ребёнка потребности в здоровом образе жизни | Встреча родителей учащихся, имеющих затруднения в учебе, со школьным психологом | Эмоциональные проблемы учащихся (консультации для родителей) | |
Ноябрь | Формирование нравственных качеств личности подростка, правовое воспитание несовершеннолетних | Друзья моего ребёнка | Экскурсия в парк | |
Декабрь | Итоги 1 полугодия | Мой ребёнок становится взрослым | ||
Январь | Отрицательное влияние алкоголя на физические и интеллектуальные способности человека | Консультация психолога (по запросам родителей) | ||
Февраль | Семья и её роль в воспитании ребёнка. | Совместный праздник – Спортландия | ||
Март | Итоги 3 четверти | Праздник мам | ||
Апрель | Трудовое воспитание в семье | Скоро мы станем пятиклассниками | ||
Май | Итоги учебного года. Организация досуга обучающихся в летний период. | Консультации учителей предметников | Совместный праздничный выпускной |
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Данная программа носит долгосрочный характер, рассчитана на все время обучения ребенка в школе. Участниками программы являются коллектив родителей и детей (ученики класса детей с ОВЗ), педагоги, работающие в классе детей с ОВЗ – предметники, педагог , психолог, логопед, социальный педагог, учитель ЛФК; медицинские работники.
Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
Сотрудничество школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:
- единым объектом (субъектом) воспитания;
- общими целями и задачами воспитания детей;
- необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;
- возможностью объединения усилий школы и семьи в решении проблем ребенка;
- возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.
В центре этого взаимодействия - интересы ребенка как формирующейся личности.
Формы работы с родителями
РОДИТЕЛИ | РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ | ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ | ||
СОВМЕСТНАЯ ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ||||
ДЕТСКИЕ ПОРТФОЛИО | ||||
Классный уголок или САЙТ КЛАССА | ||||
РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ | ||||
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ | ||||
«ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ» |
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Результативность данной работы проявляется в следующих аспектах:
- в повышении уровня педагогической культуры родителей;
- в улучшении отношений с ребенком, взаимопонимании;
- в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем;
- в формировании педагогической рефлексии родителей;
- в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в осуществлении учебно-воспитательного процесса.
МОНИТОРИНГ.
На протяжении 3 лет моей работы в этом классном коллективе наблюдается 100% сохранность контингента (родители учащихся не меняют выбранную программу обучения, образовательное учреждение и педагога), 100% посещаемость учащимися школы, 0% учащихся, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.
Литература.
1.Работа педагогического коллектива с семьями умственно отсталых учащихся. Дефектология, М: Просвещение, 2013 г.
2. Учебно -воспитательная работа во вспомогательной школе. Дульнев Г.М., М: Просвещение, 2011 г.
3.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Книга для учителя. / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Просвещение,2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с родителями как условие успешного взаимодействия семьи и школы
•Создание эффективной системы работы с родителями для более успешного взаимодействия семьи и школы в воспитании и развитии ребёнка как личности.Задачи:Создание оптимальных условий функционирован...
Система работы с родителями одаренных и талантливых детей
Обобщение опыта работы учителя Романовской Е.А. по теме "Система работы с родителями одаренных и талантливых детей"...
Система работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)
В материале описаны формы работы с родителями в начальных классах, начиная с Предшкольной подготовки детей....
Система работы с родителями одаренных и талантливых детей (выступление на педагогическом совете)
Одарённость человека - это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли,и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холитьи лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос и дал обильн...
Система работы с родителями одаренных и талантливых детей
Учитель - координатор усилий не только для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, не только просто способных детей, в отношении которых...
Система работы с родителями одарённых детей
Данный методический материал поможет учителю начальных классов правильно организовать психологическую, информационную и практическую работу с родителями одарённых детей....
Система работы с родителями в начальной школе (обобщение опыта работы)
Партнерство семьи и школы – важнейшее условие реализации воспитательных задач в контексте введения новых федеральных образовательных стандартов, которые предполагают общественный договор школы, ...