Система работы с родителями одаренных и талантливых детей
статья на тему

Константинова Виктория Владимировна

Учитель - координатор усилий не только для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, не только просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей, но и, прежде всего, родителей этих детей.

       

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы с родителями одаренных и талантливых детей

Одаренность человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли

и требующий к себе огромного внимания.

                  Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать всё, чтобы он вырос

и дал обильный плод.

В.А.Сухомлинский

       Национальной образовательной стратегией – инициативой «Наша новая школа» одновременно с введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта предусмотрено построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.

       Новые стандарты позволяют развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

     Системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов, должен обеспечить  формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их  активную учебно-познавательную деятельность, а так же  построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

       Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших не только в школе, но и дома.

       Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания  на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.

       Задача начальной школы – создать ребенку и его семье комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала.

       Учитель - координатор усилий не только для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, не только просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей, но и, прежде всего, родителей этих детей.

Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях:

  1. психологическое сопровождение семьи способного ребенка,
  2. информационная среда для родителей,
  3. совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей,
  4. поддержка и поощрение родителей на уровне школы.

  Рассмотрим данные направления более подробно.

Психологическое сопровождение семьи способного ребенка

        Цель работы психолога с родителями талантливых детей  - обучение родителей  эффективному взаимодействию с их ребенком [2]. Данная работа направлена на:

-  расширение возможностей понимания одаренного ребенка;

- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;

- выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;

- установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с  ребенком.

        В целом работа с родителями  должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно.

       Главная цель психологической помощи родителям одаренных и способных детей – помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего – РЕБЕНОК.

Информационная среда

       Специально для родителей класса разработан цикл родительских собраний «Мой ребенок – восьмое чудо света». Формы собраний очень разнообразные: круглые столы, конференции, практикумы, «творческие копилки» и т.д.

       Большим подспорьем для развития кругозора родителей стал электронный дневник «Дневник.ru». В рамках «Дневника» созданы специальные группы «Учись учиться» и «Юные исследователи».

       Для участников группы «Учись учиться» подобраны специальные задания и тренажеры для развития учебных навыков. Ребенок и его родители могут подобрать необходимые задания для отработки и совершенствования какого-то навыка.

       Участники группы «Юные исследователи» - семьи класса, которым интересно заниматься исследовательской деятельностью. На страничках группы предлагаются интересные опыты, родителей и детей знакомят с лучшим исследовательскими работами научного общества младших школьников «ЮнИс», родители делятся своими впечатлениями от совместных исследовательских работ с детьми.

      На сайте группы «ЮнИс» предложены рекомендации родителям одаренных детей [3] :

1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.

 2. Оценивайте уровень развития ребенка.

 3. Избегайте длинных объяснений или бесед.

 4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.

5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

 6. Развивайте в своих детях следующие качества:

 - уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;

 - понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;

 - интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;

 - уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;    

- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;

 - умение помогать находить общий язык и  радость в общении с людьми всех возрастов.

Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей

       В первый класс дети приходят после подготовительных курсов «Предшкольная  пора», которые  организованы при нашей школе.  К моменту окончания курсов учитель достаточно хорошо знаком с родителями и детьми.

       Работа по развитию творческого и познавательного потенциала детей начинается в летнее время перед первым классом.

       Лето – благоприятное время для решения воспитательно-образовательных задач. Разнообразная деятельность и новые впечатления ждут младшего школьника  и  в родном городе, и за его чертой, и в зарубежных поездках.  Информация о том, как развивать ребенка летом, что нового и интересного можно с ним узнать, какие маленькие открытия совершить, необходима каждой семье.

       Целесообразно подготовить родителей к активному познавательному совместному отдыху с детьми. Беседуя с родителями, необходимо показать, что лето – это подходящее время для формирования познавательных интересов ребенка. На майском собрании учитель информирует родителей  о широких возможностях, как  провести лето с ребенком интересно и полезно. Родителям сообщается, что в сентябре будет проведен конкурс «Наше необычное лето!»

       Предлагаются следующие темы и  задания во время отдыха с детьми:

- Интересное вокруг меня (сфотографировать или зарисовать что-то необычное, провести наблюдение).

- Огородный волшебник (проведение опытов на садовых и огородных участках).

- В далеких странах …. (фоторепортаж поездки)

- В гости к маленьким друзьям (провести наблюдение за насекомым).

- Загадки подводного мира (наблюдение, зарисовки, фоторепортажи).

- Мои первые опыты.

        Необходимо познакомить родителей с опытами с применением природных компонентов: ветра, песка, солнца, камней, воды. Они разнообразят отдых, сделают его насыщенным, интересным, а, самое главное, полезным для умственного, познавательного, художественно – эстетического и физического развития младшего школьника; повысят его самостоятельную активную деятельность.

       Правильные рекомендации по проведению летнего отдыха с детьми дают родителям больше возможностей  и идей для совместных с детьми экскурсий, интересных и полезных дел и  творческих работ, а у детей больше положительных эмоций, приятных воспоминаний о том, как он провел лето вместе с родителями.

      Во время учебного года родители и дети организуют совместные проекты разнообразной тематики, делают презентации своих проектов на тематических неделях.

      Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня.

Поддержка и поощрение родителей на уровне школы

      Работа родителей обязательно должна поддерживаться и поощряться школой.

      В нашей школе ежегодно 25 января проводится праздник «Мы славим тех, кто нас прославил». На сцену выходят не только дети, которые являются Честью и Славой школы, но и их родители.

      Специально для родителей в школьной научно-практической конференции выделена секция «Родительские университеты», где родители делятся опытом своей работы  с детьми.

       Лучшие родительские работы выдвигаются на городские Родительские Чтения.

       Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

     Одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья.

      Представленная выше система работы  позволяет повышать правовую и педагогическую культуру родителей, а так же формировать практические умения и навыки в воспитании способных, талантливых детей, что приводит к взаимопониманию между детьми, родителями и педагогом.

Библиография:

1. Забродин Ю.М., Бурменская Г.В. Одаренные дети. М.: Прогресс 1991.—376 с.

2. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.

3. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2002.

4. Рычкова В. В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — 181-184с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для учителей "Сопровождение одаренных и талантливых детей"

Данный методический семинар создан с целью просвещения учителей по теме "Одаренные дети",  освещает разные виды одаренности детей и   рассматривает педагогические подходы к детям данной...

Система работы с родителями одаренных и талантливых детей

Обобщение опыта работы учителя Романовской Е.А. по теме "Система работы с родителями одаренных и талантливых детей"...

Система работы с родителями одаренных и талантливых детей (выступление на педагогическом совете)

Одарённость человека - это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли,и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холитьи лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос и дал обильн...

Проект «Одаренные и талантливые дети»

Реформирование российской системы образования обусловлено необходимостью формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала наций. В связи с этим актуальной становится проблема создания ...

Программа "Одаренные дети" (система работы школы с одаренными учащимися)

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорош...

Система работы по развитию одаренности детей через проектно - исследовательскую деятельность

В данной статье автор знакомит коллег с личным опытом организации проектно -исследовательской младших школьников....