Воспитание честного и скромного человека.
методическая разработка (3 класс) на тему
Беседа с родителями о воспитании детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_chestnogo_i_skromnogo_cheloveka.docx | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Гончарова Александра Трофимовна,
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 село Духовское
«Воспитание честного и скромного человека»
- Скажите, что надо сделать, чтобы ребёнок не обманывал? – С таким вопросом часто обращаются к педагогам родители школьников.
К сожалению, чаще всего взрослые задумываются над этой важной педагогической проблемой тогда, когда уже не раз пришлось столкнуться с ней.
Учителя обычно в таких случаях советуют родителям «положить себя под микроскоп». Это значит, проанализировать, вдуматься, увидеть те ошибки в семейном воспитании, которые и способствовали зарождению этого отвратительного качества у детей.
Не желая отпустить свою дочь на субботник, мать пишет классному руководителю записку о болезни дочери, хотя она здорова. В другой семье отец частенько приходит с работы с небольшими свёртками. «Наше государство большое и богатое: не обеднеет от того, что я немного взял», - говорит он сыну в своё оправдание.
А вот и ещё типичная сценка.
Когда закрылась дверь за классным руководителем, побледневшая Екатерина Николаевна в изнеможении опустилась на стул. То, что она сейчас услышала о своём сыне Алёше, потрясло её. Как он мог так лгать своей матери: не мог сказать, что у него плохие отметки по трём предметам, подделать её подпись в дневнике, умолчать о том, что уже третий раз вызывают родителей в школу… «Кто его учит обманывать?» -в который раз спрашивала она себя. Но ещё больше её страшило, что обо всём этом узнает отец.
- Что мы скажем отцу? Ведь он изобьёт тебя! – истерично кричала Екатерина Николаевна Алёше. И вот выход найден. – Ладно, на этот раз я не покажу отцу твой дневник и не скажу, что приходил учитель. Но ты исправь эти двойки. И чтобы этого больше никогда не повторялось! Понял?
Сын, конечно, понял, что если сама мать обманывает отца, то он может продолжать обманывать и родителей и учителей. Однако дети не всегда говорят правду и в таких семьях, где родители не дают подобных «уроков лжи». В чём же дело тогда? Какие же ещё причины могут порождать детскую ложь? Оказывается, их немало. Например, дети лгут, когда им бывает стыдно.
Вот первоклассница Катя съела всё печенье, купленное к вечернему чаю, но не созналась в своём поступке. Подозрение упало на брата.
Второклассник Витя купил мороженое на деньги, которые остались после покупки хлеба. Дома сказал, что сдачу потерял.
Саша стащил с летней площадки детского сада маленький красненький легковой автомобильчик – ему давно хотелось иметь эту игрушку.
Дети не устояли перед соблазном съесть недозволенное, взять чужое, а сознаться в этом неловко вот и причина лжи. Иногда отдельные словечки, реплики, некоторые поступки детей, кажущиеся на первый взгляд даже забавными, наивными, проливают на часто на свет те неприятные штрихи в поведении ребёнка, которые и могут быть предвестниками лживого характера, если на них своевременно не обратить внимания.
Поэтому, когда в семье замечают, что сын или дочь при всяком удобном случае избегают трудностей или проявляют какую-то болезненную жадность к игрушкам, вещам, деньгам, или, наоборот, бывают слишком расточительны, небережливы, или нередко заявляют о каких-либо своих желаниях, превышающих материальные возможности, - такое должно насторожить старших.
Почему это появилось у моего ребёнка? Только правильно разрешив этот вопрос, можно ответить на другой: что предпринять? Семью, где один из родителей излишней добротой и лаской не ко времени и месту мешает другому предъявлять ребёнку строгие, но справедливые требования, можно встретить нередко. Даже в маленькой семье нелегко бывает добиваться единого подхода взрослых, он привыкает с малых лет хитрить, лавировать, обманывать. Если отец из каких-то соображений запрещает дочери идти в кино, то она должна знать, что в лице матери или бабушки не найдёт поддеожки своему желанию.
Когда становится очевидным, что причина частой лжи – бесхарактерность, то главный упор надо делать уже на воспитание волевых качеств. В древности люди говорили: сопротивляйся прихотям твоим в молодости, ибо в старости труднее себя исправлять.
Мы, педагоги, настаиваем, чтобы взрослые с самого раннего возраста начинали воспитывать у своих детей умение противостоять своим слабостям, воспитывать выдержку, упорство, самообладание, дисциплинированность, используя для этого разнообразные педагогические приёмы. Этот трудный процесс перевоспитания слабого характера будет протекать особо успешно, если каждое нравственное усилие ребёнка взрослые замечают, одобряют, поощряют. Дружеская, тактичная поддержка взрослых в такие моменты очень нужна ребёнку.
К сожалению, во многих семьях действуют иначе: даже не выяснив причину обмана, клеймят ребёнка позором, унижают, оскорбляют его. В доме появляются замки, которые всё время напоминают провинившемуся о недоверии взрослых. А без доверия к человеку, особенно к детям, невозможно добиться успеха в воспитании правдивости. А.С.Макаренко говорил родителям, что они ничего не должны нарочно прятать от ребёнка, но и должны приучать ребёнка ничего не брать без спросу, даже если это лежит на виду, не заперто, не закрыто. Можно специально оставлять на виду всякие соблазнительные вещи и приучать ребёнка относиться к ним спокойно, без жадного желания. Эту черту спокойного отношения к тому, что «плохо лежит», нужно воспитать в самом младшем возрасте. В то же время в семье не должно быть такого порядка, когда всё лежит плохо, нет никакого учёта, никто не помнит, где что положено.
Если вы поручили ребёнку что-нибудь купить, обязательно проверяйте покупки и сдачу, делайте это до тех пор, пока у ребёнка не выработаются твёрдые правила честности. Такую проверку нужно делать очень деликатно, чтобы ребёнок не подумал, что вы его в чём-либо подозреваете. Доверие и тактичный контроль помогают в семье следить за воспитанием честности у детей и тогда, когда обман не является следствием безвольного характера. Так, младшие школьники с необыкновенной лёгкостью дают «честное слово».
-Честное слово, я тоже могу нарисовать такой же танк, - уверяет первоклассник, разглядывая рисунок старшего брата.
- Честное слово, в следующий раз я напишу диктант без ошибок, - говорит третьеклассница Лена, но в следующий раз получает за него тройку.
Это, конечно, не ложь. Ложь – это намеренное уклонение от правды из-за каких-то корыстных целей. Ребята не просто не смогли сдержать своего обещания только потому, что не научились взвешивать свои силы и возможности. Однако если оставить без внимания это на первых порах невинное хвастовство, то оно в конце концов станет привычкой. Прежде чем давать обещание, нужно подумать, сумеешь ли ты сдержать его. Не бросай слов на ветер, не торопись словом, а торопись делом, - говорят в народе. Люди уважают только того, у кого слово не расходится с делом. Вот об этом и нужно говорить с детьми, когда они щедры на обещания.
Если в семье только говорят школьнику о том, что надо быть правдивым, но не упражняют его в честном поведении, то ребёнок далеко не всегда поступает честно. Повседневная жизнь предоставляет взрослым на каждом шагу возможность помогать ребёнку накапливать опыт честного поведения.
Вот вы увидели в портфеле у своего сына две авторучки. Конечно, вас это встревожило:
- Откуда у тебя вторая авторучка7
- Я нашёл около школы.
- Нашёл и не отдал, всё равно что украл…. Запомни это!
- Я не знаю кому надо отдать…
- А ты попроси разрешения сделать объявление о твоей находке на общешкольной линейке, напиши объявление на дверях школы… Только тогда, когда ручку получит тот, кто её потерял, твоя совесть может быть спокойной…
Но если после этого вы больше не вспомните об этой ручке, то разговор окажется выстрелом вхолостую. И наоборот, когда сын почувствует, что родителей действительно глубоко волнует этот случай, у него появится потребность подробно рассказать о своих поисках, о том, как благодарил его ученик, которому он вручил свою находку. Слова «справедливо», «честно», правильно», « по совести» в детском возрасте звучат часто. Чистое юное сердце всегда тянется ко всему светлому, а значит, и к правде. Как разнообразны причины и обстоятельства, порождающие ложь, так разнообразны и методы воздействия, которые могут помочь их искоренять. Чтобы каждый раз найти именно тот, который даст желаемый результат, нужно много времени и размышлений. Не затрачивая времени – хорошо не воспитаешь! Простота и скромность. Это те качества, которые мы, родители, очень хотим видеть в своих детях. Как прививать их в семье? Первый совет родителям, имеющим слабость на каждом шагу хвалить своих детей. Захваливание ребёнка невольно зарождает в нём кичливость, самомнение. Злоупотребление похвалой со стороны взрослых опасно тем, что оно может вызвать у ребёнка высокомерное отношение к другим, желание обращать на себя всегда и везде внимание окружающих, стремление совершать хорошие поступки, получать отличные отметки только ради того, чтобы выделиться. Всё это те качества, которые противостоят скромности. Ибо скромность как раз выражается в отсутствии желания кичиться своими успехами, в требовательном отношении к самому себе, в уважении к людям, в простоте обращения с ними.
Настойчивое стремление родителей к тому, чтобы всегда чем-то выделить своего «необыкновенно умного», «исключительно одарённого», «очень начитанного» ребёнка среди остальных школьников порождает в его характере и другие черты, родственные хвастовству: кичливость, высокомерие, зазнайство. Все эти проявления нескромного характера ребята, конечно, встречают в штыки. Родители же, поощряя подобное поведение своего сына или дочери, только углубляют эти конфликты. В младшем возрасте у многих детей бывает такой период, когда маленькое словечко я» не сходит у них с языка.
- Я лучше читаю, чем Коля.
- Я быстрее Оли бегаю.
- Я тоже могу скатиться на лыжах с этой высокой горы.
- Я умею ещё красивее вышивать платочки.
Это пока не хвастовство, а потребность заявить о своих новых физических и умственных возможностях сделать и то, и другое, и третье. Это своеобразное выражение восторга от того, что он, ребёнок, поднялся ещё на одну, более сложную ступеньку своего развития. Взрослому трудно оставаться равнодушным к такой радости своего ребёнка. Однако в целях воспитания скромности у детей очень важно, чтобы родители проявляли свои чувства по этому поводу в умеренной дозе. Не забывайте, например, как можно чаще напоминать ребёнку, что вас интересуют не только его успехи, но и успехи товарищей, одноклассников.
- Что это ты нам о своей особе толкуешь? Только и слышим «я» да «я»…. Мы хотим услышать что-нибудь новенькое и о твоих друзьях…..
Не упускайте случая обратить внимание и на то, что нескромно хвалить самого себя. Таким образом, воспитание честного, правдивого, скромного человека требует постоянной заботы о том, чтобы в семье не возникали благоприятные условия для зарождения и проявления у детей лжи, обмана, непорядочности, зазнайства, честолюбия, заносчивости, высокомерия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная личностно ориентированная системно - ролевая концепция воспитания младших школьников "Стать Человеком"
Новизна личностно ориентированной системно – ролевой концепции не только в ее названии. Одним из центральных понятий концепции является социально ориентированный подход, который выражается в механизм...
Духовно нравственное воспитание. 4 класс. "Честные слова"
Тема урока: «Честные слова»....
Классный час:"Зачем человеку быть честным"
Классный час Зачем человеку быть честным Честность – такое качество характера, которое связано с тем, что есть правда. Честные...
Презентация: "Зачем человеку быть честным"
Классный час Зачем человеку быть честным Честность– такое качество характера, которое связано с тем, что есть правда. Честные люди...
Классный час "Зачем человеку быть честным"
Час общения...
Конкурс практик в области воспитания и социализации «Воспитать человека»
Музыкально – литературная композиция ко Дню Матерей России «О вера наших матерей…»...
Ориентация младших учащихся на нравственные ценности. Нравственное воспитание – основа духовного развития человека.
Ориентация младших учащихся на нравственные ценности. Нравственное воспитание – основа духовного развития человека....