Значение сказки в духовной жизни ребёнка
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Козык Нина Ивановна

О влиянии на воспитание нравственности у детей через чтение и обсуждение сказок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_skazki_v_duhovnoy_zhizni_rebyonka.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Козык Н.И.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 9 города Кинеля

городского округа Кинель Самарской области

Статья в газету. Направление родителям.


Благодаря сказке, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем…

В.А.Сухомлинский

Неоценимо по значению влияние сказки на воспитание  наших детей с самого раннего возраста. С детской сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Славное средство воспитания – сказки. Личность ребёнка зарождается в детстве. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки и взгляды. Поэтому, чем раньше литература, а именно, сказка, коснётся струн души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература - это колотящееся сердце, говорящее языком чувств. И это нужно уметь дать послушать  нашим детям. Именно через сказку легче всего объяснить первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Наши народные сказки содержат своеобразную программу нравственного воспитания детей,  являются средством нравственного воспитания детей, своеобразным «учебником» жизни. Народ всегда прославлял такие нравственные качества, как:

- преданность Родине;

-любовь к своему народу;

- героизм;

- скромность;

- доброту;

- вежливость;

-правдивость;

- дружелюбие и другие.

Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общенациональных и общечеловеческих ценностей и жизненный смысл в целом. Всякая сказка – это рассказ об отношениях, причём эти отношения имеют чёткую моральную  ориентацию.

Понятие о добре предстаёт в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых принцев, рыцарей, богатырей, в виде доброй волшебницы или феи. Дети учатся через образы различать добро и зло. В простой детской сказке содержится всё самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь. Недаром одним из самых древних методов психологии признана  сказкотерапия.  Для мягкого влияния на поведение ребёнка психолог подбирает специальные сказки. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать со взрослыми. Велико значение сказки в воспитании ещё и потому, что они занимают одновременно  ум, чувства и воображение ребёнка.  Сказки – своего рода  нравственный кодекс народа. Так, например, сказка путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а многие волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку.  Сказки учат не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться  с неприятностями и побеждать их. Разнообразен сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме («Репка», «Курочка Ряба»), и сказки с острым захватывающим сюжетом («Кот, петух и лиса», «Гуси – лебеди»). Стремясь пробудить в людях лучшие чувства, уберечь от чёрствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить  душевные силы ребёнка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.  Ребёнок мысленно участвует во всех перипетиях сказки, глубоко переживает чувства, волнующие персонажей. Эта внутренняя активность – «жизнь вместе с героем» - как бы поднимает все душевные силы ребёнка на новую ступень, даёт возможность интуитивно, чувствами познать то, что он ещё не может осмыслить разумом. Не надо растолковывать, объяснять своими словами содержание  или мораль сказки. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить детей возможности пережить, прочувствовать его.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. Ребёнок учится сопереживанию - одной из самых тонких сфер познания, познания мыслями и сердцем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение сказки в жизни ребенка"

В статье "Значение сказки в жизни ребенка" рассказывается о том, как направить фантазии ребенка на сочинение сказки и создание рисунков-иллюстраций по ее сюжету для развития познавательной  актив...

Консультация для родителей будущих первоклассников "Значение правильной речи в жизни ребёнка"

Хорошая речь - является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Недостатки речевого развития становятся одной из причин школьной неуспеваемости.  Специалисты рекоме...

Конспект родительского собрания " Значение школьной отметки в жизни ребёнка"

Задачи: - показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка;- формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка.Форма проведения: родительский педагогический ...

Семинар-практикум для родителей «Значение игрушки в жизни ребёнка»

Семинар-практикум для родителей«Значение игрушки в жизни ребёнка»...

Родительское собрание во 2 классе «Значение школьной отметки в жизни ребёнка»

Протокол родительского собрания № 1 во 2 классе по теме "Значение школьной отметкив жизни ребёнка"...