Трудности адаптации первоклассников в школе
статья (1 класс) на тему

Назаркина Ольга Витальевна

Материал для родительского собрания по теме "Здоровье и безопасность детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_adaptacii.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 1 классе

Тема: «Здоровье и безопасность детей»

Повестка дня: Трудности адаптации первоклассников в школе

Цель: познакомить родителей с проблемами в адаптации первоклассников, разъяснить причины этих проблем, дать рекомендации по адаптации первоклассников 

      Начало школьного обучения для каждого ребенка  является сильным стрессом.   Наряду с чувствами: радости, гордости, удивления всему новому, дети испытывают тревогу, растерянность, напряжение.

    Возросшая тревожность снижает общую сопротивляемость организма и, как следствие, в адаптационный период могут участиться  простудные заболевания, обостриться хронические, появиться или усилиться невротические проявления: нарушение сна, аппетита, повышение температуры, похудение, нервные тики (при данных проявлениях необходима консультация невропатолога или психоневролога).

   У  части детей появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.

   Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными  проявлениями. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

  Адаптационный период к школе может длиться от 2(3) мес. до 1,5 лет. Значительная часть детей адаптируется в течение первых 2-3 месяцев обучения. Другим детям требуется больше времени для привыкания.

   С чем связаны трудности адаптации?

   С социально-психологической и физиологической готовностью ребенка к началу систематического обучения.

   Основные причины, вызывающие трудности привыкания:

   1.Несформированность «внутренней позиции школьника». (Не сформированы желание    УЧИТЬСЯ  и  готовность к роли ученика, который имеет свои права и обязанности).

   2.Слабое развитие произвольности. (Необходим достаточный начальный уровень  развития произвольности поведения:

        - умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, определяющему способ действия;

        - умение ориентироваться на заданные требования;

        - умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять его задания;

        - умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительному образцу.)

   3.Трудности в общении со сверстниками.

   4.Завышенные требования со стороны родителей.

   5.Состояние здоровья и особенности, уровень физического развития. В частности, гиперактивность с СДВ, левшество могут вызвать определенные трудности в адаптации.

   6. Негативная семейная ситуация, частые конфликты между супругами. В этом случае ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, т.к. семья не способна удовлетворить его основные потребности в безопасности и любви. Как следствие, общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые трудности автоматически переносится на школьную жизнь.

       Общие рекомендации по адаптации первоклассников:

    1.Будте искренне заинтересованы  его школьными делами и заботами.

    2.Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе.  Объясните их необходимость и целесообразность.

    3.Составьте вместе распорядок дня, следите за его соблюдением.

       Оптимальное время для выполнения уроков с 16-17 часов. Не заставляйте ребенка быстро бросить игрушки и немедленно садиться за уроки, потому что пришло время. Иначе у него возникнет протест и негатив на выполнение домашнего задания. Надо дождаться момента, когда ребенок отложит одну и еще не возьмется за другую игрушку.

    4.Делать уроки рядом с ребенком, но не навязчиво. Без раздражения. Если у  ребенка  что-то не получается, помогите ему на промежуточных стадиях. Только не стоит делать за него д/з целиком. Плавно подведите к верному решению, но окончательный ответ он должен дать сам. В заключении, обязательно похвалите: «Вот видишь, какой ты- молодец! Я тебе только немного помогла и ты сам решил этот сложный пример». Тогда у ребенка появится позитивная установка «Я сам все могу».

       Предлагайте ему  самому оценить результаты своей работы. Если сделал ошибки, пусть пробует найти их самостоятельно (например, с помощью игры «Горячо-холодно»).

       Не скупитесь на любовь, придвиньтесь, погладьте по голове, по спинке, пошепчите на ухо что-нибудь ласковое и ободряющее.

    5. Почаще хвалить за любую победу и не акцентировать внимание на неудачах. В каждой работе обязательно найдите за что можно было бы   похвалить.

     6. Не сравнивать с другими, не обзывать смешными прозвищами.

     7.При неудачах поддерживать, говорить, что когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно.

     8.Не завышать требования и не возлагать на ребенка больших надежд и ожиданий.(Умерить свои амбиции; минимум секций, кружков, если они есть, в этот период).

     9.Не делать за ребенка его  собственные школьные дела и  обязанности. Пусть он ощущает, что это его почетное ПРАВО.

    10.Не делайте акцента на отметках.

    11.Старайтесь, чтобы засыпал в хорошем настроении. И утром провожайте в школу ласково и нежно.

    12.После школы Ваш главный и первый вопрос: «Что ты сегодня узнал нового и интересного?»

    13.Заинтересовать ребенка учебой и поддерживать этот интерес!

(Для этого важно:  соблюдать распорядок дня, отдыхать; оборудовать место для уроков; выполнять  домашнее задание от простого к сложному,  давать право на ошибку, не устраивать «сцен», если ребенок ошибся или грязно написал («черновик» не рекомендуется). Ребенок не должен связывать выполнение  задания с неприятными эмоциями! Он должен понимать, что уроки - это его дело.  А если не хочет - пусть сходит раз с невыполненными…)

    14.На данный период быть РОДИТЕЛЕМ это ваша основная, главная профессия.

http://elschool-12.ucoz.ru/probl.doc

        Понятно, что в такой нелегкий период как адаптация к школе ребенку просто необходима поддержка родителей. Именно родители успевающих школьников, согласно исследованиям психологов, следят за их текущими достижениями, развивают в них уверенность в своих силах, поощряют к преодолению трудностей, к проявлению усилий и достижению успехов. Важно понять, что успехи ребенка зависят не только и не столько от школы, сколько от родителей. Ведь при потоковом обучении, свойственном нашим школам, в классе с двадцатью или тридцатью учениками сложно требовать от учителя (по крайней мере, в первый год обучения) полного понимания проблем и нюансов характера каждого ребенка. Это доступно только родителям. И поэтому, отдавая в первый класс своего малыша,  заботливым мамам и папам нужно ежедневно заниматься с ребенком, внимательно наблюдать за ним, помогать, мягко и плавно вводить его в большой, взрослый мир.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1 классе на тему "Трудности адаптации первоклассников к школе"

Задачей родительского собрания является знакомство родителей с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе. ...

Трудности адаптации первоклассников к школе

Родительское собрание Трудности адаптации первоклассников к школе. Цель: объединение усилий школы и семьи по «снятию» адаптационных проблем ребенка - первоклассника. Задачи: Изучение механ...

"Трудности адаптации первоклассников в школе"

- создание благоприятного психологического климата в отношении ребёнка со стороны всех членов семьи;- роль самооценки ребёнка в адаптации к школе;- первое условие школьного успеха – самоценность ребён...

Трудности адаптации первоклассников к школе

Материал к родительскому собранию в 1 классе...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ "Трудности адаптации первоклассников к школе"

ПЛАН СЦЕНАРИЯ  РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ  В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ», форма проведения - круглый стол....

Родительское собрание "Ваш ребёнок - первоклассник. Трудности адаптации первоклассников в школе"

Родительское собрание «Ваш ребёнок – первоклассник. Трудности адаптации первоклассников в школе» У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня н...