Что наша жизнь? Игра!
статья на тему
Статья об использовании игр в повседневной жизни для обучения детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nazarova_chto_nasha_zhizn_igra.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Или как я немножечко работала няней…
Первая встреча.
Мое появление Кирюша внимательно наблюдает из-под бабушкиных объятий. Молча изучает наше с мамой общение. Первые вопросы стандартные – про образование, про семейное положение, наличие собственных детей, профессиональный опыт. Я не обращаюсь напрямую к Кирюше, просто наблюдаю за его реакцией. Спокойно отвечаю на вопросы. Вроде обе стороны довольны, можно приступать к обязанностям на следующий день.
Легко сказать – приступать. С какой стороны подступиться к этой неизведанной Вселенной с лирическим именем Кирюша? Это сегодня он такой спокойный и милый под бабушкиным крылышком. А кто сказал, что чужая тетя будет достойной заменой любимой бабули?
Перебираю свои игрушечные запасы, материалы для поделок. Чем зацепить его внимание, заинтересовать, чтобы наверняка? Выбираю в помощники слона-перчатку, степлер, одноразовые картонные тарелки, глянцевый журнал и, конечно, пластилин.
Ну, здравствуй, дорогой друг Кирюша!
И Кирюша тут же прячется за бабушкиной надежной спиной и, чувствуя приближение момента расставания с родным человеком, начинает громко плакать.
Что, в-общем, неудивительно. Мои утешения и увещевания типа не плачь, я хорошая, конечно же, бесполезны. А потому на столе появляется слон, берет в лапы ножницы и начинает отрезать у тарелки треугольник, приговаривая, что он, вообще-то, еще маленький и хорошо резать не умеет. Отрезает он, конечно, криво. Внимательно рассмотрев получившиеся детали, слон заключает, что это похоже на рыбу и начинает прилеплять степлером треугольник в качестве рыбьего хвоста. Кирюша в этот момент сползает с бабушкиных колен и медленно приближается к столу. И тут слон вспоминает, что у рыбы совсем нет чешуи, а это неправильно – ведь рыба без чешуи, что птица без перьев. А потому надо быстро-быстро рвать странички из глянцевого журнала на мелкие кусочки и приклеивать их на рыбий бок. Слон один точно не справится – ему нужна помощь! Кирюша хватает страницу из журнала и начинает активно помогать слону. Очень быстро рыба становится все более цветной и нарядной. Ура! Чешуя на месте! А где же у рыбы глаз, слон? Достаем пластилин, катаем шарик, глаз на месте! Рыба может отправляться в озеро! Бабушка уже тихо-мирно удалилась, а мы все продолжаем заселять озеро. Озером становится голубая занавеска от солнца, к которой прищепками прилепляются все новые обитатели озера. Вторая рыба поплыла с пластилиновыми чешуйками, третья с нарисованными восковыми мелками. Кирюше очень нравится степлер и он начинает изучать его внутренне устройство, пробовать его возможности на различных материалах. Время отсутствия бабушки пролетело незаметно.
Что было дальше.
С Кирюшей и его мамой мы довольно быстро нашли общий язык. Но до моего появления Кирюша очень много времени проводил с бабушкой. И она, конечно, ревностно и строго меня экзаменовала. Происходило это примерно так: «Кирюша, иди сюда! Рассказывай быстро. Ты спал? Ты кушал хорошо? Почему ты без капюшона – сегодня ветер!» Что мы делали и во что играли – это не особо волновало бабушку. Главное, чтоб ребенок был сыт и спан.
Летом мы играли, в основном, в беседке на улице. Вооружившись стопами бумаги, пачками пластилина, скрепками, кнопками, желудями, камушками и прочей подсобной мелочевкой, мы каждый день придумывали что-нибудь интересное для нас обоих.
Каждое утро нашей встречи начиналось со знакомства с очередными Кирюшиными «пассиями». То рыцари на конях, то пираты, то гитара, то меч, то степлер с коробочкой скоб. На целый день они становились главными действующими лицами и все сюжеты закручивались вокруг них. С ними же Кирюша гулял на детской площадке и укладывался спать.
Мы строили им дома и театры, водили их в походы, кормили пирожками и пиццей из пластилинового теста, летали с ними на другие планеты в космических кораблях.
С детьми очень легко играть – у них прекрасная фантазия и легко договориться, что вот этот обычный камушек, к которому двухсторонним скотчем приклеен другой камушек поменьше – это конь для рыцаря. Причем через мгновение этот конь уже слон, а через пять минут – метеорит, упавший на слона. Главное, чтобы в руке было хоть что-то, что может во все это превратится. Для этой роли хоть чего-то ничего лучше пластилина не придумаешь. Он может быть вообще чем угодно и трансформируется легко и просто. Им можно склеить что-то с чем-то, в него легко втыкаются всякие штучки и палочки. Он может заменить рыцарю и ногу, и меч. Конечно, в дорого и красиво обставленной квартире пластилин может оказаться врагом обоев, диванов и мебели. И тут уж решать вам, дорогие родители, что важнее – творчески мыслящий ребенок или красивая мебель. Как-то в магазине в отделе канцтоваров услышала диалог мамы и дочки. Дочка просила купить ей пластилин, а мама ответила, что пластилин только для садика, а дома стол испачкается. Ну и правильно, пускай там, в садике, казенные пачкают. Ага.
Я же, в свою очередь, каждый день из дома приносила свою волшебную коробочку. В нее попадали шишки, ракушки, ниточки-веревочки, резинки, пластмассовые трубочки, необычные камушки и проволочки. Поначалу я предлагала свои варианты, как вплести их в сюжет игры. Но Кирюша довольно быстро освоился и практически сразу «нырял» в коробочку, все вываливал и, если какая-то вещица приходилась ему по душе, немедленно придумывал ей предназначение. И вот что любопытно – его версия использования этих вещиц была гораздо интересней и креативней. Очень много открытий подарил мне мой юный друг.
Воздушные шары.
Однажды я принесла несколько воздушных шаров и маленький насосик для их надувания. И вдруг Кирюша просит надуть шарики водой, а не воздухом. Пока я тщательно обдумывала его предложение, он опустил один наконечник в воду в тазике, а на другой надел шарик и стал надувать. И ведь получилось – насос реально качал воду из тазика прямиком в шарик. Я показала потом этот фокус сыну – он тоже был в восторге!
Мелки для асфальта.
Сначала мы, как полагается, рисовали ими на сухих дорожках. Но вдруг Кирюше под руку попалась лужа. И он продолжил рисовать в ней. Сначала синим, потом желтым. Каково же было его удивление, когда лужа вдруг оказалась зеленой! Мы продолжили изыскания в другой луже, применив другие цвета. После обеда лужи высохли, а красивые цветные пятна еще долго радовали нас.
Обычные камушки.
Оказывается, на них тоже можно рисовать, приклеивать им глазки и носики, склеивать между собой, продавать в магазине вместо картошки.
Коробка из-под обуви за один день успела побывать музыкальным инструментом с резинками-струнами, домом для пиратов, театром, цирком и прицепом для корабля.
Коробки - это супер материал для детских игр. И большие, и маленькие. К ним можно приклеивать, их можно раскрашивать, вырезать в них отверстия и …безжалостно выбрасывать в случае поломки или надоедания.
Кусок пенопласта однажды превратился в удивительный пиратский корабль с парусом из листа девичьего винограда, пушками-палочками и якорем-пуговицей.
Избыток урожая бабушкиных огурцов мы «солили» в пластиковом контейнере, добывая при этом соль (стебли подорожника) в соляной пещере, истирая потом «солдатиков» подорожника большим камнем. Соленые огурцы продавали пиратам на рынке. Некоторых угощали просто так.
Палочки и маленькие дощечки пригодились для изучения темы «Мосты и переправы». Пират никак не мог попасть с батута-берега на свой корабль. И мы со всей серьезностью подошли к этому вопросу – пробовали положить просто лист бумаги, лист бумаги, сложенный гармошкой, картон. В результате пришли к выводу, что нужна дополнительная опора и стали забивать сваи-палочки и укладывать сверху перекрытия-дощечки.
Нам, конечно, повезло – у нас была в распоряжении беседка и еще целая поляна с травой и деревьями, камнями и палочками. Лето – замечательная пора для уличных экспериментов с травой, песком, камушками и водой.
Но лето кончилось и пришлось перебираться в дом. А точнее – в детскую комнату.
У каждого родителя есть свое видение, какой же она должна быть – ДЕТСКАЯ. Красивые фотографии в глянцевых журналах оставляют в маминых мозгах прекрасные бело-розовые интерьеры для девочек и комнаты-корабли для мальчиков. Красивые шкафчики, детские кроватки и письменный стол, даже если ребенку в школу только через пять лет. Давайте посмотрим на эти интерьеры глазами ребенка – ему это все надо? Зачем в детской кровать, если ребенок спит с мамой? Зачем ребенку в его комнате письменный стол, если он высотой ребенку по горло? И зачем, спрашивается, ребенку в комнате шкаф, если он самостоятельно не может вынуть из него ни свои трусы, ни свои игрушки?! Тогда что же нам поставить в детской комнате? Давайте думать вместе. У каждого ребенка есть личные вещи. Они должны где-то храниться. Ребенок, умеющий ходить, должен иметь простой доступ к вещам, которыми он может самостоятельно пользоваться. А ребенку очень важно уметь самостоятельно пользоваться своими личными вещами, знать, где они лежат и как их оттуда извлекать. Одна моя знакомая долго возмущалась, что ее семилетний сын не может самостоятельно одеться – все время зовет маму. Оказалось, что его вещи хранятся в гардеробе на верхней полке и он просто физически не может их достать.
Следовательно, родители должны определить по возрасту ребенка, какими вещами ребенок может пользоваться самостоятельно и обеспечить ребенку возможность ими пользоваться. Идеальный вариант – отправиться в ИКЕА. Такой заботы о детях и понимания всех потребностей детей лично я не встречала ни в одной мебельной серии. Напольные каркасы с пластиковыми контейнерами могут служить и местом для хранения игрушек и одежды, и поверхностью для игр и творчества, и даже спортивным снарядом. По мере взросления ребенка эти секции легко «растут» вместе с ребенком. С ними очень легко наводить порядок, если в каждом контейнере определенный набор игрушек. Они безопасны и экологичны. Это вместо шкафов.
Столы и стулья, конечно, по росту. В той же ИКЕА есть и растущие столы, и раздвижные кровати. И палантины для кроватей на период, когда появится потребность прятаться в «домике».
Ковры однозначно без ворса – пыль в них копится, а она не полезна. А лучше напольные покрытия – паззлы. Легко моются, теплые и мягкие.
А теперь самое главное - спортивные снаряды. Канаты, лестницы, кольца, маты – все то, что поможет выполнить главную задачу периода «детства» - научиться владеть своим телом. Двигательная активность является жизненно необходимой биологической потребностью, важным фактором роста и развития организма ребёнка. Ведь в процессе двигательной активности создаются благоприятные условия для развития мозга и всех органов и систем в период формирования организма ребёнка.
Вот теперь в нашей детской можно играть, творить и развиваться!
Однажды Кирюша спросил, много ли у Вани игрушек. Я ответила, что гораздо меньше, чем у тебя. Почему? Так ведь столько просто не надо. Ведь мы с тобой уже так долго играем всего лишь тремя пиратами, пластилином и коробкой. А все твои игрушки пылятся в комнате.
Современное общество потребления породило такую мощную индустрию детства, что в погоне за тысячей новых игрушек мы не можем реально оценить количество действительно необходимых. Детские психологи рекомендуют одновременно давать ребенку не более семи игрушек на неделю, чтобы ребенок качественно ими играл. Через неделю менять состав. Память у детей кратковременная, так что 28 вполне хватит, чтобы ребенок каждый раз радовался «новым» игрушкам. (Коробка с конструктором Лего считается за одну игрушку независимо от количества деталей).
Справедливо заметила Елена Ленной на своем семинаре: «Для ребенка важно не количество и "крутизна" игрушек, а возможность поиграть вместе с мамой (папой!). Ведь в игре не только ребенок растет и развивается, но и его родители. А мы, родители, должны понимать, что нужно для интересных и увлекательных игр (и это вовсе не гора игрушек), и как ребёнка научить придумывать и фантазировать».
Какие-то игрушки можно купить, а что-то можно сделать своими руками. Например, куклу вы можете купить, а кроватку, постельку и даже посуду для куклы можете сделать. Или вы приобрели конструктор, а задания придумываете к нему сами. И т.д. Главное в том, что это очень важный момент игры, ведь ребёнок узнает возможность: придумать, реализовать, заменить одно другим, увидеть новую функцию предмета, и не только.
Надеюсь, мои «нянины» записки кому-то пригодятся. ☺
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что наша жизнь? Игра!
Хобби нашей семьи- сцена( танец, вокал, театр)...
Классный час в форме деловой игры «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»
Классный час для учащихся 4-х классов в форме деловой игры "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!" с презентацией. Цель данного мероприятия: познакомить ребят с понятием "то...
Классный час в форме деловой игры «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»
Классный час с презентацией для учащихся 4-х классов в форме деловой игры "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!". Данное мероприятие формирует у детей представление о...
ИГРА ПО СТАНЦИЯМ "Наше здоровье в наших руках"
Внеклассное мероприятие для учащихся 2-3 классов...
«Наши любимые игры» (подвижные игры в группе продленного дня).
В методической разработке мы подобрали самые яркие и популярные подвижные игры для детей младшего школьного возраста, в которые могут играть, как здоровые, так и дети с недоста...
Конспект внеклассного мероприятия «Наше здоровье - в наших руках» (интеллектуальная игра).
Цели: совершенствование у обучающихся представлений о здоровье и здоровом образе жизни; воспитание бережного отношения к своему здоровью; развитие познавательного интереса и расширение кругозора обуча...
Игра - викторина по ЗОЖ " Наше здоровье в наших руках"
Формировать у детей устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом....