Публичное выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Психологическая готовность ребёнка к школе».
методическая разработка по теме
Выступление для родителей будующих первоклассников проводится примерно за год до поступления детей в школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_vystuplenie_na_obshcheshkolnom_roditelskom_sobranii_po_teme.docx | 24.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное выступление на общешкольном родительском собрании по теме:
«Психологическая готовность ребёнка к школе».
Учитель начальных классов - Михайлова И. Н.
БОУ «СОШ №16» г.Омска
2012 г.
Цель выступления:
создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
-познакомить с понятием школьной зрелости ребёнка;
- вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе;
Оборудование:
- интерактивная доска, проектор;
- презентация темы в слайдах;
- указка;
Психологическая готовность ребёнка к школе.
Добрый вечер, уважаемые родители. Очень часто родители, отправляя детей в первый класс, сомневаются, а готов ли мой ребёнок к школе? Именно поэтому сегодня мы и решили рассмотреть такую тему, как «Психологическая готовность ребёнка к школе».
Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости:
- интеллектуальный
- личностный и социально - психологический
- волевой
1) ( слайд) Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:
- дифференцированное восприятие;
- концентрация внимания;
- аналитическое мышление, выражающиеся в постижении основных связей между явлениями (пример: Почему весной тает снег? Потому что становится теплее.);
- логическое запоминание;
- сенсомоторная координация;
- умение воспроизводить образец;
- развитие мелкой моторики;
2) (слайд) Личностная и социально- психологическая готовность выражается в отношении ребёнка:
- отношение к школе;
- отношение к учителю и учебной деятельности;
- отношение к сверстникам;
- отношение к родным и близким;
- отношение к самому себе;
3) (слайд) Волевая готовность ребёнка к школе:
- способность ребёнка напряжённо трудиться;
- управлять своим поведением;
- умение своевременно начинать работу;
Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с социально - психологической готовностью ребёнка к школе. Такие ученики ведут себя в школе « по - детски», учатся неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех. Ему трудно достичь нужного результата. Поэтому, неслучайно, я бы хотела более подробно остановиться на втором аспекте школьной зрелости - социально – психологической готовности к школе.
а) Отношение ребёнка к школе. Психологами, проводившими тест среди дошкольников, установлено, что у 90 % детей положительное отношение к школе. Однако, есть ведь 10 % ребят, которые заранее негативно относятся к школе. Что можно сделать, чтобы исправить данную ситуацию?
Всё, что говорится в семье о школе, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Здесь уместны совместные чтения художественной литературы, просмотр ХОРОШИХ фильмов о школе, свои какие-то наиболее интересные яркие воспоминания о школьной жизни, грамоты, фотографии. Также, всегда у детей вызывает радость покупка нового портфеля, школьных принадлежностей. Однако, советуем вам не надевать на детей «розовых очков», сообщая лишь то, что в школе всегда будет только весело и интересно. Важно постепенно внушить ребёнку, что в школе нужно трудиться. Что каждый школьник взрослеет, а у взрослых есть не только права, но и обязанности.
Часто родители, волнуясь за детей, обсуждают друг с другом ПРИ ДЕТЯХ! программу, по которой пойдут учиться дети. (пример: Одна мама говорит другой: « Записала своего по программе 2100. Не знаю, потянет ли ?»). Дети слышат эти разговоры, у них появляется чувство тревожности, неуверенности в собственных силах, и, как следствие, нежелание учиться. Безусловно, такие разговоры между вами будут. Но, пожалуйста, уважаемые родители, старайтесь беседовать не при детях.
б) Отношение ребёнка к учителю и учебной деятельности. Огромная просьба к родителям, формируйте положительное отношение к учителю. Учителя никогда не будут подрывать ваш авторитет, мы всегда говорим детям, что их родители самые хорошие, любящие и замечательные. Просим вас, авторитет учителя тоже не подрывать. Ведь воспитание тогда будет успешным, когда педагоги и родители действуют сообща, двигаются в одном направлении.
К учебной деятельности с первых же дней формируем очень серьёзное отношение.
в) Отношение к сверстникам. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребёнок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми. Например, рассмотрим такую ситуацию- шестилетний Саша в семье ребёнок был желанный, долгожданный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своём превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки. Как вы думаете, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе? Скорее всего, Саша столкнётся с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель к Саше будет относиться как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения и, как следствие, нежелание мальчика учиться.
г) Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в семье, ребёнок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника.
д ) Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, её результатам. Иметь правильную самооценку. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.
Для определения самооценки у детей существуют различные тесты. Приведу пример, на мой взгляд, самого удачного теста доктора психологических наук Татьяны Давыдовны Марцинковской. Тест «Лесенка» (слайд).
(Рисунок лестницы, состоящей из 7 ступенек. На рисунке нужно расположить фигуру ребёнка)
Ребёнку предлагают: Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше ставят хороших детей, на самой верхней ступеньке самые хорошие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?
Как вы считаете, на какую из ступенек чаще всего ставят себя 6-7 летние дети? Да, они ставят себя на ступеньку «хорошие дети» и «самые хорошие». И это для данного возраста считается нормой, когда самооценка немного завышена. Гораздо хуже, если ребёнок поставил себя на предпоследнюю или даже последнюю ступеньку. Это говорит об отрицательном отношении ребёнка к самому себе, его неуверенности в собственных силах. Такая ситуация бывает, как правило, либо при суровом авторитарном воспитании, либо в семьях, где родителям не до ребёнка, они всё время заняты.
Конкретно об отношении родителей к ребёнку и их требованиях говорят ответы на вопросы о том, куда их поставят взрослые. Признаком неблагополучия, как в структуре личности ребёнка, так и в его отношениях с близкими людьми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Для нормального, комфортного самоощущения, важно, чтобы кто-то из взрослых (по мнению ребёнка) поставил его на самую верхнюю ступеньку. В идеале сам ребёнок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама ставит его на самую верхнюю ступень. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, иногда балуюсь. Но мама меня поставит сюда, ведь она меня любит». Такие ответы свидетельствуют о том, что ребёнок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищённым, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.
Если пожелаете узнать самооценку вашего ребёнка, можете провести такой тест дома.
Волевая готовность заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться. Он должен управлять своим поведением, умственной деятельностью. К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознаны и устойчивы. Исследования нейропсихологов показали, что лобные отделы мозга ребёнка только- только оформляются к 7 годам. До этого периода произвольное, управляемое поведение ребёнка затруднено.
(слайд)
Будем рады, если наши советы вам пригодятся. И, в заключении, хочу пожелать вам, уважаемые родители, спокойствия, уверенности в ваших детях. Будете спокойны и уверенны вы, эти же чувства передадутся и вашим детям.
В подготовке доклада использована литература:
- «Как подготовить ребёнка к школе» /Волкова Н. В., Волков Б. С./;
- «Педагогическая диагностика готовности детей к школе» / Журова /;
- материалы из интернета;
- собственные наблюдения;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на общешкольном родительском собрании начальной школы по теме "Как помочь младшему школьнику овладеть своим поведением"
Младший школьный возраст – от 7 до 11 лет, связан со значительными изменениями в психологическом облике ребенка.Важнейшим этапом этих преобразований является появление новых форм осознанного пов...
Родительское собрание на тему Психологическая готовность ребенка к школе
Родительское собрание на тему Психологическая готовность ребенка к школе...
Родительское собрание на тему: «Психологический контакт между ребёнком и родителями»
Взаимодействие с родителями детей с ОВЗ – это большая работа, нужно не только научить родителей специальным методам и приемам, но и оказать необходимую психологическую поддержку, потому что част...
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: "Готовность ребёнка к обучению в школе" Презентация к выступлению.
Переход из детского сада в школу - важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность которых - учение.Я уверена, что каждого из вас уже...
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: "Готовность ребёнка к обучению в школе".
Презентация к выступлению....
Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность ребенка при переходе в средне звено школы»
Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность ребенка при переходе в средне звено школы»...
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: "Готовность ребёнка к обучению в школе"
Переход из детского сада в школу - важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность которых - учение.Я уверена, что каждого из вас уже...