Публичное выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Психологическая готовность ребёнка к школе».
методическая разработка по теме

Михайлова Инга Николаевна

Выступление для родителей будующих первоклассников проводится примерно за год до поступления детей в школу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное выступление на общешкольном родительском собрании по теме:

«Психологическая готовность ребёнка к школе».

Учитель начальных классов - Михайлова И. Н.

БОУ «СОШ №16» г.Омска

2012 г.

Цель выступления:

создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

-познакомить с понятием школьной зрелости ребёнка;

- вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе;

Оборудование:

- интерактивная доска, проектор;

- презентация темы в слайдах;

- указка;

Психологическая готовность ребёнка к школе.

Добрый вечер, уважаемые родители. Очень часто родители, отправляя детей в первый класс, сомневаются, а готов ли мой ребёнок к школе? Именно поэтому сегодня мы и решили рассмотреть такую тему, как «Психологическая готовность ребёнка к школе».

Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости:

- интеллектуальный

- личностный и социально - психологический

- волевой

1) ( слайд) Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:

- дифференцированное восприятие;

- концентрация внимания;

- аналитическое мышление, выражающиеся в постижении основных связей между явлениями  (пример: Почему весной тает снег? Потому что становится теплее.);

- логическое запоминание;

- сенсомоторная координация;

- умение воспроизводить образец;

- развитие мелкой моторики;

2) (слайд) Личностная и социально- психологическая готовность выражается в отношении ребёнка:

- отношение к школе;

- отношение к учителю и учебной деятельности;

- отношение к сверстникам;

- отношение к родным и близким;

- отношение к самому себе;

3) (слайд) Волевая готовность ребёнка к школе:

- способность ребёнка напряжённо трудиться;

- управлять своим поведением;

- умение своевременно  начинать работу;

Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с социально - психологической готовностью ребёнка к школе. Такие ученики ведут себя в школе « по - детски», учатся неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех. Ему трудно достичь нужного результата. Поэтому, неслучайно, я бы хотела более подробно остановиться на втором аспекте школьной зрелости - социально – психологической готовности к школе.

а) Отношение ребёнка к школе. Психологами, проводившими тест среди дошкольников, установлено, что у 90 % детей положительное отношение к школе. Однако,  есть ведь 10 % ребят, которые заранее негативно относятся к школе. Что можно сделать, чтобы исправить данную ситуацию?

Всё, что говорится в семье о школе,  должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника.  Здесь уместны совместные чтения художественной литературы, просмотр ХОРОШИХ фильмов о школе, свои какие-то наиболее интересные яркие воспоминания о школьной жизни, грамоты, фотографии. Также, всегда у детей вызывает радость покупка нового портфеля, школьных принадлежностей. Однако,  советуем вам не надевать  на детей «розовых очков», сообщая лишь то, что в школе всегда будет только весело и интересно. Важно постепенно внушить ребёнку, что в школе нужно трудиться. Что каждый школьник взрослеет, а у взрослых есть не только права, но и обязанности.

Часто родители, волнуясь за детей, обсуждают друг с другом ПРИ ДЕТЯХ! программу, по которой пойдут учиться дети. (пример: Одна мама говорит другой: « Записала своего по программе 2100. Не знаю, потянет ли ?»). Дети слышат эти разговоры, у них появляется чувство тревожности, неуверенности в собственных силах, и, как следствие, нежелание учиться. Безусловно, такие разговоры между вами будут. Но, пожалуйста, уважаемые родители, старайтесь беседовать не при детях.

б) Отношение ребёнка к учителю и учебной деятельности. Огромная просьба к родителям, формируйте положительное отношение к учителю. Учителя никогда не будут подрывать ваш авторитет, мы всегда говорим детям, что их родители самые хорошие, любящие и замечательные. Просим вас, авторитет учителя тоже не подрывать. Ведь воспитание тогда будет успешным, когда педагоги и родители действуют сообща, двигаются в одном направлении.

К учебной деятельности с первых же дней формируем очень серьёзное отношение.

в) Отношение к сверстникам. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребёнок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми. Например, рассмотрим такую ситуацию- шестилетний Саша в семье ребёнок был желанный, долгожданный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своём превосходстве над другими, своей вседозволенности, что  свидетельствует о возникновении завышенной самооценки. Как вы думаете, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе? Скорее всего, Саша столкнётся с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель к Саше будет относиться как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения и, как следствие, нежелание мальчика учиться.

г) Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в семье, ребёнок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной  деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника.

д ) Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, её результатам. Иметь правильную самооценку. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

Для определения самооценки у детей существуют различные тесты. Приведу пример, на мой взгляд,  самого удачного теста  доктора психологических наук Татьяны Давыдовны Марцинковской. Тест «Лесенка» (слайд).

(Рисунок лестницы, состоящей из 7 ступенек.  На рисунке нужно расположить фигуру ребёнка)

Ребёнку предлагают: Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше ставят хороших детей, на самой верхней ступеньке самые хорошие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?

Как вы считаете, на какую из ступенек чаще всего  ставят себя 6-7 летние дети? Да, они ставят себя на ступеньку «хорошие дети» и «самые хорошие». И это для данного возраста считается нормой, когда самооценка немного завышена. Гораздо хуже, если ребёнок поставил себя на предпоследнюю или даже последнюю ступеньку. Это говорит об отрицательном отношении ребёнка к самому себе, его неуверенности в собственных силах. Такая ситуация бывает, как правило, либо при суровом авторитарном воспитании, либо в семьях, где  родителям не до ребёнка, они всё время заняты.

Конкретно об отношении родителей к ребёнку и их требованиях говорят ответы на вопросы о том, куда их поставят взрослые. Признаком неблагополучия,  как в структуре личности ребёнка, так и в его отношениях с близкими людьми являются ответы, в которых все  родные ставят его на нижние ступеньки. Для нормального, комфортного самоощущения, важно, чтобы кто-то из взрослых (по мнению ребёнка) поставил его на самую верхнюю ступеньку. В идеале сам ребёнок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама ставит его на самую верхнюю ступень. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, иногда балуюсь. Но мама меня поставит сюда, ведь она меня любит».  Такие ответы свидетельствуют о том, что ребёнок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищённым, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.

Если пожелаете узнать самооценку вашего ребёнка, можете провести такой тест дома.

Волевая готовность заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться. Он должен управлять своим поведением, умственной деятельностью. К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознаны и устойчивы. Исследования нейропсихологов показали, что лобные отделы мозга ребёнка только- только оформляются к 7 годам. До этого периода произвольное, управляемое поведение ребёнка затруднено.

(слайд)

Будем рады, если наши советы вам пригодятся. И, в заключении, хочу пожелать вам, уважаемые родители, спокойствия, уверенности в ваших детях. Будете спокойны и уверенны вы, эти же чувства передадутся и вашим детям.

В подготовке доклада использована литература:

- «Как подготовить ребёнка к школе» /Волкова Н. В., Волков Б. С./;

- «Педагогическая диагностика готовности детей к школе» / Журова /;

- материалы из интернета;

- собственные наблюдения;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании начальной школы по теме "Как помочь младшему школьнику овладеть своим поведением"

Младший школьный возраст – от 7 до 11 лет, связан со значительными изменениями в психологическом облике ребенка.Важнейшим этапом этих преобразований является  появление новых форм осознанного пов...

Родительское собрание на тему Психологическая готовность ребенка к школе

Родительское собрание на тему Психологическая готовность ребенка к школе...

Родительское собрание на тему: «Психологический контакт между ребёнком и родителями»

Взаимодействие с родителями детей с ОВЗ – это большая работа, нужно не только научить родителей специальным методам и приемам, но и оказать необходимую психологическую поддержку, потому что част...

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: "Готовность ребёнка к обучению в школе" Презентация к выступлению.

Переход из детского сада в школу - важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность  которых - учение.Я уверена, что каждого из вас уже...

Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность ребенка при переходе в средне звено школы»

Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность ребенка при переходе в средне звено школы»...

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: "Готовность ребёнка к обучению в школе"

Переход из детского сада в школу - важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность  которых - учение.Я уверена, что каждого из вас уже...