Ответьте на следующие вопросы: - Ваш ребенок превосходно запоминает стихи и отрывки телепередач?
- Ваш ребенок замечает, когда Вы грустны или веселы?
- Ваш ребенок задает вопросы типа: "Когда началось время?"
- Ваш ребенок никогда не заблудится в незнакомом месте?
- Ваш ребенок особенно грациозно движется?
- Ваш ребенок часто интересуется, откуда берутся гром и молния, почему идет дождь и т.д.?
- Если Вы переставите слова в известной сказке, ребенок поправит Вас?
- Ваш ребенок быстро научился завязывать шнурки на ботинках и ездить на велосипеде?
- Вашему ребенку нравится играть разные роли и ставить пьесы?
- Во время автомобильных поездок Ваш ребенок запоминает особенности местности?
- Ребенок любит слушать разные музыкальные инструменты и различать их, слыша звуки?
- Ваш ребенок хорошо чертит карты и четко обозначает объекты?
- Ваш ребенок изображает мимически различные выражения и движения?
- Ваш ребенок любит (ил) сортировать игрушки по размеру и цвету?
- Ваш ребенок способен связывать поступки с чувствами, например, может ли он сказать: "Я сделал так, потому что рассердился"?
- Ваш ребенок любит рассказывать истории и это ему удается?
- Ваш ребенок комментирует различные звуки?
- Познакомившись с кем-то впервые, ребенок говорит: "Он мне напоминает того-то и того-то".
- Ваш ребенок может точно оценить свои возможности, определить, что он сумеет и чего не сумеет сделать?
Пояснения: Вопросы 1,8,17 -лингвистические способности. Вопросы 6,12,18 -музыкальные способности. Вопросы 3,7,15 -логико-математические. Вопросы 5,9,14 - телесно-кинематические способности. Вопросы 10,16,20 - знание себя. Вопросы 2,10,19 - знание других людей. Вопросы 4,11,13 - пространственные способности. Если Вы ответили "правильно" на все три вопроса, значит, ребенок обладает способностями этого типа.
Тест-прогноз "Способности ребенка. Как их распознать?" Если у ребенка преобладают способности в технической области, то он: - интересуется самыми разными механизмами и машинами;
- любит разбирать и собирать различные приборы, конструировать модели;
- часами пытается разобраться в причинах поломок и неисправностей различных механизмов и приборов;
- использует испорченные приборы и механизмы для создания новых моделей и поделок;
- любит и умеет рисовать, чертить, с удовольствием создает чертежи эскизов и механизмов;
- читает специальную техническую литературу, заводит себе друзей с аналогичными интересами.
Если у ребенка ярко выражены музыкальные способности, то он: - любит музыку, часами может ее слушать, покупает музыкальные записи;
- с удовольствием посещает концерты;
- легко запоминает мелодии и ритмы и может их воспроизвести;
- если играет на музыкальном инструменте или поет, то делает это с большим чувством и удовольствием; - пытается сочинять свои собственные мелодии;
- пытается научиться играть на музыкальном инструменте или уже на нем играет;
- разбирается в различных областях музыкальной культуры.
Если у ребенка ярко выражены способности к научной деятельности, то он: - обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий и к обобщениям;
- умеет четко выражать словами чужую мысль или наблюдение, ведет их записи, которые использует по мере надобности;
- любит читать взрослые книги и словари, научно-популярные издания, отдает им предпочтение;
- задает много вопросов, связанных с процессами и явлениями мира;
- часто пытается дать свое объяснение процессам и явлениям окружающего мира;
-создает свои конструкции и схемы, исследования и проекты в той области знаний, которая ему интересна.
Если у ребенка ярко выражены артистические способности, то он: - часто выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями, если ему не хватает слов;
- умеет увлечь аудиторию и слушателей своим рассказом;
- имеет способность к подражанию, меняет тональность и выражение голоса, когда подражает человеку, о котором рассказывает; - с большим желанием выступает перед аудиторией;
- способен к имитации и делает это легко и непринужденно;
- любит перевоплощаться, используя при этом различную одежду;
- пластичен и открыт всему новому.
Если у ребенка незаурядный интеллект, то он: - хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей и может их объяснить; - обладает хорошей памятью; - легко и быстро схватывает школьный материал, задает много интересных, необычных, но продуманных вопросов; - любит читать книги не только по школьной программе;
- обгоняет своих сверстников в учебе, но не всегда является отличником, часто жалуется на то, что в школе ему скучно;
- имеет не по возрасту обширные знания в различных областях;
- рассудителен и даже расчетлив не по годам;
- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
- остро реагирует на все новое и неизвестное.
Если у вашего ребенка спортивный талант, то он: - энергичен и все время хочет двигаться;
- смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
- любит спортивные игры и всегда в них выигрывает;
- ловко управляется коньками и лыжами, мячами и клюшками;
- на уроках физкультуры в числе лучших учеников, хорошо развит физически, координирован в движениях, имеет хорошую пластику; - любит бегать, сидению на месте предпочитает игры и соревнования;
- имеет спортсмена-кумира, которому старается подражать;
- практически никогда всерьез не устает, если занят любимым делом.
Если у вашего ребенка литературные способности, то он: - рассказывает всегда логически и последовательно;
- любит фантазировать и придумывать;
- старается как можно шире использовать палитру языка для того,
чтобы передать мельчайшие детали описываемого сюжета или персонажа; - любит писать рассказы, стихи, дневники;
- не стесняется демонстрировать свои литературные способности.
Если у вашего ребенка художественные способности, то он: - с помощью рисунка или лепки пытается выражать свои эмоции и чувства;
- в своих рисунках пытается передать окружающий мир через призму собственного восприятия;
- увлекается художественными произведениями искусства, любит их рассматривать;
- умеет видеть прекрасное и необычное рядом;
- в свободное время охотно лепит, рисует и чертит;
- любит создавать что-то интересное и необычное в доме.
На вопросы анкеты необходимо отвечать словами "да" или "нет". Скорее способный, чем одаренный. - Подвижный, инициативный, деятельный.
- Живо откликающийся на все новое.
- Интересующийся непонятными и загадочными явлениями.
- Отвлекающийся и не всегда доводящий начатое дело до конца.
- Нуждающийся в поддержке и помощи старших в начатом интересном деле. Для него характерно проявление капризов, если что-то не получается.
Если на 5 вопросов вы дали положительный ответ, есть некоторые основания считать вашего ребенка способным. Если на четвертый и пятый вопрос вы ответили отрицательно, переходите к следующим вопросам. Скорее одаренный, чем просто способный. - Его интересы достаточно стабильны и устойчивы.
- Он очень любознателен.
- Он любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи.
- Часто не соглашается с мнением взрослых.
- Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.
- Всегда доводит начатое дело до конца.
- Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.
- Настойчив в достижении поставленной цели.
- Имеет много друзей среди сверстников, может с каждым найти общий язык.
- Дети тянутся к нему, ценят его ум и многообразие интересов.
11. Часто бывает эгоистичен и требователен к окружающим его людям. Положительные ответы на все эти вопросы дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к ответам на следующие вопросы. Яркая одаренность. - Во многих сферах знаний проявляет разностороннюю одаренность.
- Имеет одного, максимум двух друзей, более старших по возрасту.
- Его речь очень развита, характеризуется большим лексическим запасом, глубоким пониманием языковых нюансов.
- Во всех вопросах ищет самостоятельные решения.
- Не любит общепризнанных мнений, во всем опирается на собственное мнение, делает собственные выводы.
- В трудных ситуациях отвечает за себя сам, не прибегая ни к чьей помощи.
- В общении с людьми разного возраста ведет себя не по годам взросло.
- Рано определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера.
- Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях знаний.
- Критичен по отношению к себе и другим.
- Не всегда уживчив в коллективе, категоричен в суждениях.
Положительные ответы родителей на все вопросы дают серьезные основания отнестись к такому ребенку как к одаренному. Это должно радовать родителей и требует от них огромных душевных сил для того, чтобы ребенок, имея такой природный потенциал, состоялся. Признаки высоких умственных и творческих способностей детей. - Ранняя мотивированности в выборе цели.
- Проявление упорства в достижении поставленной цели, несмотря на неудачи.
- Легкость слухового и зрительного запоминания, устойчивость за поминания.
- Способность к творческому воображению, созданию нового
- Способность к абстрагированию, умение устанавливать ассоциативные связи между различными предметами и явлениями.
- Способность длительное время увлекаться какой-либо трудно разрешимой идеей.
- Склонность к одиночеству и работе вне коллектива.
- Потребность в мечтаниях, фантазировании.
- Способность заражать своими идеями других людей. Желаю Вам удачи!
|