Родительское собрание "Поговорим об отметке"
статья на тему

Родительское собрание "Поговорим об отметке" Что стоит за отметками детей. Как к ним относиться? Всегда ли могут радовать «5» и огорчать «3»? Должны ли все они получать «4» и «5»?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_pogovorim_ob_otmetke.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Поговорим об отметке…»

Хотелось бы поговорить с вами о том, что стоит за отметками детей. Как к ним относиться? Всегда ли могут радовать «5» и огорчать «3»? Должны ли все они получать  «4» и «5»?

        Совсем разными , не похожими друг на друга пришли они в школу. Не похожими как внешне, так и внутренне. Каждый из них имел свою подготовку к школе, а поэтому и учились они, естественно, неодинаково. И не только от уровня готовности к школе это зависит. По-разному они продвигаются в учёбе ещё и потому, что одним из них больше были привиты до школы трудолюбие, усидчивость и другие качества, необходимые для учения.

        Если ваш ребенок хорошо подготовлен к школе, имеет определенные учебные навыки (например, хорошо читает, считает и т.д.) и  получает одни «5», то к этому нужно относиться как к должному. Ни в коем случае не следует захваливать ребенка, задаривать подарками, подчеркивать его особые заслуги и способности. Равно как и не следует принижать его достоинство, говорить, что это все заработано не «твоими трудами праведными, а нашими усилиями».

        А вот если ребенок, преодолев определённые трудности, наверстал то, что было упущено его воспитателями или вами, уважаемые родители, в дошкольный период, но ещё не добился самых лучших отметок? Как быть в этой ситуации? В школе он получает «3», так как большего учитель поставить не может, потому что его работа всё же выполнена хуже, чем у других детей, а ведь они смотрят тетради друг у друга, сравнивают… Так вот, часто, очень часто эта скромная «3» - свидетельство большого трудолюбия и упорства малыша, и она заслуживает похвалы.

        Как же помочь этим ребятам преодолеть барьер неудач? Как помочь им подняться  на следующую ступеньку успеха? Постарайтесь постоянно помогать им, но без лишней опёки. Ежедневно беседуйте о школьных делах, о том, какие были уроки и что на них проходили. Пусть дети расскажут, что они читали, какие задачи решали. И обязательно проявляйте интерес к услышанному.

        Но главное – не забывайте общаться с учителем. А такая отговорка, как работа…  Это не аргумент. Прислушайтесь к тому, что говорит он. Ведь именно учитель в состоянии объективно оценить вашего ребенка. Реагируйте на те замечания и пожелания, которые слышите, и принимайте их к сведению. Помните: учитель – ваш союзник и друг.

        Хотелось бы особо поговорить о тех родителях, которые «выколачивают» отметки из своих  детей, заставляя  их трудиться по пять часов. В результате у ребенка не остается времени на прогулку, которая ему так необходима. Подобное «усердие» под вашим нажимом, дорогие родители, ведет не только к быстрому переутомлению, но и к быстрой потере интереса к учению, что непременно скажется на знаниях. Нет, не всегда нам с вами нужно стремиться к тому, чтобы в тетради у ученика были одни «5». Свои требования мы должны соизмерять с его возможностями. И уж совсем глупо из-за своего честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили домой одни «5». Это может не только повлиять на здоровье, но и привести к тому, что и у ребенка появится нездоровое честолюбие и другие отрицательные черты характера. Например, когда после всех «5» вдруг полученная «4» вызывает слёзы!        Ребенок хочет быть отличником, он проявляет интерес к учению, активность. Посмотрите внимательно – и увидите, что за этими поступками скрываются черты эгоизма. Правда, пока ещё едва заметные. И я думаю, что эти не очень яркие факты отражают честолюбие кого-то из членов семьи, а значит, плохие черты будут закрепляться. Эти примеры показывают, как наше отношение к отметке связано с нравственным воспитанием детей. И об этом нельзя забывать.

        К сожалению, многие родители проявляют излишнюю нервозность при появлении в тетради ребенка «2» или даже «3» и в той или иной форме наказывают его, причём, иногда грубо и несправедливо, в порыве внезапно нахлынувшего гнева. Ребенок плачет, глубоко в сердце затаивает обиду и боль. Так появляется недоверие и боязнь. Вместе с этим приходит первая недомолвка, первая хитрость, первая ложь… И вот уже честный ребенок превращается в изворотливого лгунишку. И нет в отношениях между взрослыми и детьми ничего более страшного, чем несправедливое наказание, особенно физическое. Поймите, что, наказывая ребенка, вы не повысите его успеваемость, но можете его нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, а иногда упрямым и грубым.

Связывая своё отношение к ребёнку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.

Родителям необходимо помнить, что в учении важна не только отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребёнка в учении определяется множеством факторов.

И «двоечникам», и  «хорошистам» необходимо уменьшить болезненность неудач, эмоционально преодолеть травматические ситуации, связанные со школьными отметками. Похвала им необходима, но необходимы и указания на ошибки, недочёты, неточности. Как же дозировать отметку в семье?

Правило первое: не бейте лежачего.  Двойка, а для кого-то и четвёрка – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребёнок ждёт от родителей не попрёков, а помощи.

Правило второе: чтобы избавить ребёнка от недостатков, постарайтесь выбрать один – тот, от  которого вы хотите избавиться в первую очередь, и говорите только о нём.

Правило третье: выбирая самое главное, посоветуйтесь с ребёнком,  начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Но если вас обоих беспокоит, прежде всего, скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности, и пересказа.  

Правило четвёртое и центральное:  хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение. Ребёнок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность. В наших силах помочь отделить оценку его личности от оценки его работы.

Правило пятое и самое трудное:  оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребёнка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания и не с успехами соседского Толика.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу; строя оценочные отношения с собственным ребёнком,  не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого двоечника, которого не что было бы похвалить.

Правило седьмое: выделите в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных усилий. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. При такой оценке у ребёнка нет иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи.

Правило восьмое: ставьте перед ребёнком предельно конкретные и реальные цели, и он попытается их достигнуть. Не искушайте ребёнка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого обмана.

Девятый принцип: ребёнок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценить является необходимым компонентом умения учиться  - главного средства преодоления учебных трудностей.

Ребёнок может ненавидеть школу, плохо вести себя на уроке и ничего не запоминать… Неуспеваемость способна испортить не только его самооценку, но и изуродовать жизнь, превратив годы в учёбы в ад. Между тем часто причины неуспеваемости лежат на поверхности, да и устранить их реально.

Рассмотрим некоторые из них.

1. Отсутствие интереса к учёбе. Помните: интерес нельзя привить насильно. Попытайтесь понять, что именно стало причиной его потери и как давно это произошло.

2. Конфликты с педагогами. Не понижать авторитет преподавателя в глазах ребёнка, быть осторожным при осуждении его действий. Ещё сильнее «опустив» педагога в глазах ребёнка, вы рискуете тем, что у него ваш сын или дочь уже совсем ничему не научится. Более того, ребёнок может привыкнуть списывать свои собственные неудачи на учителей и в дальнейшем.

3. Конфликты с товарищами по учёбе, с ребятами во дворе и т. д. Ребёнок захвачен конфликтом, и он отнимает большую часть его ресурсов, которые могли бы быть потрачены на обучение. Чем дольше это продолжается, тем больше школьник изматывается. Для начала попытайтесь поговорить с ребёнком. В качестве профилактики обучите его приёмам бесконфликтного общения.

4. Конфликты с родителями. Перед тем, как обвинять ребёнка, присмотритесь к себе. Помните простую истину: поведение детей – это зеркало нашего к ним отношения.

5. Пробелы в ранее усвоенных знаниях. Это серьёзное препятствие на пути овладения новым материалом. Посоветуйте ребёнку обратиться к ранее изученному.

6. Неумение организовать свою домашнюю работу. Попробуйте помочь ребёнку распределять время и силы. Пусть сначала он выполняет то задание, которое вызывает у него наибольшие трудности.

7. Отвлекающие факторы. Компьютер, телевизор и прочие развлечения должны знать своё место. Не позволяйте их электронным душам слишком долго находиться в центре внимания ребёнка, если он только не использует их для обучения.

8. Отсутствие мотивации к учебной деятельности. Мотивация — это своего рода двигатель, приводящий в движение деятельность. Почти любые действия начинаются и продолжаются благодаря мотивации. Когда у подростка она сильна, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. Подростков, которым не хватает мотивации, часто называют «неудачниками». У них нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал.

9. Недостаточное умение учиться. Основной симптом этой проблемы проявляется тогда, когда выполнение домашнего задания становится источником постоянных конфликтов в семье.

Для начала спросите ребёнка о том, зачем он учится и попытайтесь объяснить, для кого он это делает.

10. Проблемы с развитием внимания и памяти. Начать исправлять можно уже сегодня. Надеюсь, легко найдёте подходящие способы. Затрудняетесь? Почему бы не посоветоваться со школьным психологом?

11.Личные проблемы. «Какие там такие проблемы могут быть в его-то возрасте. Одни фантазии!». Если вы можете согласиться с этим высказыванием, то, скорее всего, вашему ребёнку сильно не повезло – ему трудно будет поделиться с вами проблемой, ведь она для вас просто пустяк, а для него беда.

12. Ребёнок часто болеет. Постарайтесь укрепить его иммунитет и не давайте тратить драгоценное время впустую.

Таким образом, все причины плохой успеваемости в школе сводится к тому, что у ребёнка не развиты учебная мотивация и навыки эффективного обучения.  Это возможно только тогда, когда эффективно работает система семья – ученик – школа.

Только совместными усилиями мы можем достичь успеха освоения знаний ребенком. Успехи ребёнка напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Школьная отметка: за и против."

Наказание и поощрение за школьную отметку....

Родительское собрание "Школьная отметка" 2 класс

Конспект родительского собрания....

Родительское собрание Тема: Отметка. Оценка. Как к ней относиться.

Тема: Отметка. Оценка. Как к ней относиться.Цели: 1. Объединить усилия семьи и школы в формировании у родителей младших школьников ответственного отношения к воспитанию своих детей,2.  Позн...

Родительское собрание "Оценка. Отметка. Как к ней относиться?" 2 класс

Родительское собрание "Оценка. Отметка. Как к ней относиться?" Анкеты для детей и родителей. Рекомендации родителям....

Родительское собрание "Первые отметки"

Здесь родители могут познакомиться с рекомендациями по нормам  выставления  отметки по предметам; с рекомендациями по выполнению домашних заданий....

Родительское собрание Первая отметка 2 класс

В ходе собрания родителям даны практические советы: как относиться к отметкам, как помочь ребёнку правильно их воспринимать, верить в себя, в свои силы....