Развитие внимания у детей начальных классов.
классный час (3 класс) на тему

шморина светлана викторовна

Данное пособие описывает развитие внимания у детей начального школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие внимания у детей начальных классов.

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет. Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребёнка нельзя считать неизменными. Они зависят от готовности ребёнка к обучению в школе , а также от того , с какого времени начинается и как идёт обучение в соответствующем возрасте. Границы этого возраста могут сужаться и расширяться также в зависимости от применяемых методов обучения: более совершенные методы ускоряют развитие, а менее совершенные замедляют его.Вместе с тем в целом некоторая вариативность границ этого возраста не особенно сказывается на последующих успехах ребёнка .

С поступлением ребёнка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов ,приобретение им качеств , свойственных взрослым людям .Это связано с тем , что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений , требующие от них наличия новых психологических качеств.

Психологами доказано, что обычные дети в младших классах вполне способны усваивать и более сложный материал.

Особую трудность для детей 6-7 летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Ребёнок должен сидеть на месте во время урока , не разговаривать, не ходить по классу , не бегать по школе во время перемен . В других ситуациях , напротив , от него требуется проявление необычной ,довольно сложной и тонкой двигательной активности , как , например , при обучении рисованию и письму .

На занятиях учитель задаёт вопросы , заставляет их думать , а дома тоже самое от ребёнка требуют родители при выполнении домашних заданий . Напряжённая умственная работа в начале обучения детей в школе утомляет их , но это часто происходит потому , что ребёнок устаёт именно не от умственной работы , а по причине его неспособности к физической саморегуляции .

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов ( восприятие, внимание, память , воображение , мышление и речь ) , необходимость которых связана с поступлением в школу .

Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным ,сильным и конкурирующим остаётся непроизвольное внимание детей. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребёнка. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий.

Для того, чтобы достигать поставленной цели, ребёнку нужно уметь контролировать свои текущие действия и следить за тем, насколько они приближают его к ней. В связи с этим развитие произвольности – это и формирование умственных действий контроля.

Произвольное внимание тесным образом связано с речью. Для тренировки произвольного внимания наиболее подходящими являются задачи, в которых необходимо последовательно анализировать различные признаки одного объекта и сравнивать их с особенностями другого .

К .Д. Ушинский подметил , что внимание – это «та дверь , через которую проходит все , что только входит в душу человека из внешнего мира» .

Внимание - основа любой интеллектуальной деятельности . Ни один психический процесс ,будь-то восприятие , мышление , память или воображение , не может протекать без внимания . Психологами установлено ,что чем выше уровень развития внимания ,тем выше эффективность обучения .Именно невнимательность и является главной причиной плохой успеваемости детей в школе , особенно в младших классах .Обучение ставит перед ребёнком новые задачи, не похожие на те , которые он привык решать во время игры . Учебные задания , в отличии от игровых , как правило , содержат больше новой информации , а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения . К сожалению , и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринуждённым . И чтобы справиться со всем этим , нужно уметь управлять своим вниманием , подчинять его своей воле .А для этого необходимо его специально тренировать .

Рассмотрим способности несколько подробнее:

  1. Устойчивость и концентрированность внимания.

Чем дольше ребёнок может удерживать своё внимание на задаче, тем глубже он может проникнуть в её суть, и тем больше у него возможностей её решить. Детям 6-7 лет трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Устойчивость внимания существенно повышается , если ребёнок активно взаимодействует с объектом ,например , рассматривает его и изучает , а не просто смотрит .При высокой концентрации внимания ребёнок замечает в предметах и явлениях значительно больше , чем при обычном состоянии сознания .А при недостаточно концентрированном внимании его сознание как бы скользит по предметам , не задерживаясь подолгу на каком – либо из них .В результате впечатления оказываются расплывчатыми и нечёткими.

2.Переключение внимания.

Способность к переключению внимания имеет очень важное значение в игровой и учебной деятельности ребёнка. Неумение быстро переключать внимание может приводить детей к затруднениям тогда , когда нужно , например , от игры перейти к учебному заданию или чтению книги , последовательно выполнять определённые указания взрослого , при решении задачи осуществить разные умственные действия в заданной последовательности. Они сосредоточены или сильно увлечены одним действием и не могут быстро переключаться на другое .Это часто наблюдается у детей с инертным , флегматическим типом темперамента. Вместе с тем возможно повышение показателей переключения путём специальной тренировки.

  1. Наблюдательность.

Наблюдательность – один из важных компонентов интеллекта человека. Первой отличительной особенностью наблюдательности является то, что она проявляется в результате внутренней умственной активности, когда человек старается познать, изучить объект по собственной инициативе, а не по указанию извне. Вторая особенность – наблюдательность тесно связана с памятью и мышлением. Чтобы подмечать в объектах малозаметные, но существенные детали, необходимо многое помнить об аналогичных объектах, а также уметь сравнивать и выделять их общие и отличительные признаки. Младшие школьники уже многое замечают , и это помогает им познавать окружающий мир . Однако более высокому уровню наблюдательности нужно ещё учиться и учиться . Тренировка этой способности должна проводиться в тесной связи с развитием памяти и мышления , а также одновременно с формированием познавательных потребностей ребёнка , элементарной формой проявления которых является любопытство и любознательность.

Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. Сначала, в частности на ранних ступенях филогенетического развития, оно непосредственно включено в практическую деятельность , в поведение . Внимание сначала возникает как настороженность ,бдительность ,готовность к действию по первому сигналу , как мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия. Вместе с тем внимание уже на этих ранних стадиях означает и заторможенность , которая служит для подготовки к действию .

По мере того как у человека из практической деятельности выделяется и приобретает относительную самостоятельность деятельность теоретическая , внимание принимает новые формы : оно выражается в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцание объекта , углубленности и собранности на предмете размышления .Если выражением внимания , направленного на подвижный внешний объект , связанным с действием, является устремлённый во вне взгляд , зоркоследящий за объектом и перемещающийся вслед за ним , то при внимании , связанном с внутренней деятельностью , внешним выражением внимания служит неподвижный , устремлённый в одну точку , не замечающий ничего постороннего взор человека. Но и за этой внешней неподвижностью при внимании скрывается не покой , а деятельность , только не внешняя , а внутренняя .Внимание – это внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя .

Внимание к объекту, будучи предпосылкой для направленности на него действия ,является вместе с тем и результатом какой – то деятельности . Лишь совершая мысленно какую-нибудь деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нём своего внимания . Внимание – это связь сознания с объектом , более или менее тесная, цепкая; в действии, в деятельности она и крепится, говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой - нибудь деятельности – практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности и оба направления таким образом совпадают.

Это положение оправдывается в самых различных областях деятельности .

Станиславский подметил: « Внимание к объекту, пишет он, - вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же ещё больше сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание сливаясь с действием и взаимопереплетаясь, создаёт крепкую связь с объектом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Влияние загадки, как жанра народного творчества, на развитие внимания, воображения, памяти, речи у детей начальных классов»

     План1.       Особенности загадки, как малого жанра фольклора. 2. Педагогическое значение загадки . 3. Принципы отбора загадок для детей. 4. Мет...

Развитие творческих способностей детей начальных классов на занятии "Я - исследователь".

Все дети талантливы. И помочь раскрыть и развить эти таланты - главная задача педагога.  Какими станут наши дети зависит от нас. В своей работе я привожу примеры заданий. которые давала на заняти...

Статья "Развитие внимания, памяти детей младших классов".

Внимание – начальное и очень важное звено любого обучения. Быть внимательным – значить видеть и фиксировать множество деталей происходящего, а все это в дальнейшем становится базой для пон...

Упражнения для развития логики и внимания для детей начальной школы

Упражнения для развития логики и внимания для детей начальной школы...

Упражнения на развитие внимания у учащихся начальных классов на уроках русского языка и математики

В материале представлены упражнения на развитие внимания у учащихся начальной школы на уроках русского языка и математики, которые могут использовать педагоги (логопеды, дефектологи, учителя начальных...

Развитие двигательной активности детей начальных классов на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

Как показывает практика, современные дети в большинстве своем испытывают недостаток в двигательной активности. В результате снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собо...

Развитие творческих способностей детей начальных классов через креативные музыкальные игры

В данной статье расмотрены способы и методы развития творческих способностей детей начальных классов через креативные музыкальные игры....