Программа " Повышение родительской компетентности в вопросах помощи обучающимся с ОВЗ в процессе обучения"
консультация (2 класс) на тему
Одним из основных направлений деятельности в коррекционной школе VIII вида является оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.
Эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, зависит от согласованных и взаимосвязанных действий родителей и всех участников коррекционного процесса.
Задача родителей – помочь ребенку раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, подготовить к школе, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в детском коллективе и в перспективе к максимальной интеграции в обществе и полезной трудовой и профессиональной деятельности. Но нельзя делать это стихийно и эпизодически. Необходимо планировать и выполнять все в определенной системе совместно со специалистами.
Цели программы:
1. Повышение родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания обучающихся коррекционной школы VIII вида.
2. Установление взаимодействия между педагогами и родителями в вопросе обучения детей с ОВЗолнять все в определенной системе совместно со специалистами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_povyshenie_roditelskoy_kompetentnosti.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Программа
Повышения родительской компетентности в
вопросах помощи обучающимся с ОВЗ в процессе обучения
Составила Курбатова З.С.
учитель начальных классов
Содержание
Пояснительная записка…………………………………..……………………….2
Содержание работы с семьей…………………………………….………………5
Нормативно-правовая основа……………………………………………..……...7
Литература для педагогов……………………………………………………..….8
Литература и сайты для родителей……………………………..………………..9
Рекомендации специалистам, работающим с родителями обучающихся ОВЗ………………………………………………………………………………..11
План мероприятий…………………….…………………………………...…….12
Психолого-педагогические ситуации для родителей………………………....13
Практико-ориентированные или тренинговые упражнения для родителей…16
Список литературы………………………………………………………………18
Приложение 1……………………………………………………………….……20
Приложение 2………………………………………………………………….…23
Пояснительная записка
Актуальность программы
Одним из основных направлений деятельности в коррекционной школе VIII вида является оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.
Эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, зависит от согласованных и взаимосвязанных действий родителей и всех участников коррекционного процесса.
Задача родителей – помочь ребенку раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, подготовить к школе, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в детском коллективе и в перспективе к максимальной интеграции в обществе и полезной трудовой и профессиональной деятельности. Но нельзя делать это стихийно и эпизодически. Необходимо планировать и выполнять все в определенной системе совместно со специалистами.
Умение наладить доверительные отношения с родителями – путь успешного взаимодействия специалистов школы с семьей, от которого зависит успех в коррекционном процессе. Это совместная работа специалистов с семьей и ребенком, направленная на оказание грамотной помощи ребенку с проблемами в развитии, а также членам семьи, стимулирование родителей к активному участию в образовательном процессе.
Очень важно педагогам и родителям найти единый подход в воспитании и обучении детей. Для детей коррекционных школ ещё важным условием воспитания - это спокойная обстановка, систематичность требований – всё, что создает и закрепляет у детей необходимые привычки.
Программа психолого-педагогического сопровождения родителей позволит повысить компетентность родителей в вопросах помощи ребенку с ОВЗ в процессе обучения.
Цели программы:
1. Повышение родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания обучающихся коррекционной школы VIII вида.
2. Установление взаимодействия между педагогами и родителями в вопросе обучения детей с ОВЗ
Задачи программы:
1. Познакомить родителей с основными психолого-педагогическими особенностями обучения детей с ОВЗ.
2. Способствовать созданию условий, способствующих своевременному и качественному образовательному процессу.
3. Осуществлять консультативную деятельность для родителей специалистами школы в вопросах обучения и воспитания детей.
4. Содействовать формированию методов становления толерантного отношения к людям.
5. Научить родителей конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций при взаимодействии с детьми в процессе их обучения.
Принципы построения программы:
- Принцип вариативности - позволяет вносить изменения в содержание психологической программы.
- Принцип системности - позволяет максимально структурировать работу педагога-психолога, логопеда, дефектолога.
- Принцип непрерывного сопровождения.
- Принцип сохранения приоритета интересов сопровождаемого ребенка.
- Принцип, предусматривающий рекомендательный характер советов.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- повышение интереса родителей к реализации образовательной функции;
- осознание родителями роли семьи и её влияния на обучение ребенка с ОВЗ
- повышение уровня знаний родителей о развитии и обучении ребёнка с ОВЗ
Содержание работы с семьей
Работа с родителями осуществляется пятью функциональными блоками:
- Административно-информационный
- Медицинский
- Педагогический
- Психологический
- Социально-правовой поддержки
Административно-информационный блок
Ответственный: администрация (руководитель учреждения, завуч)
Содержание работы:
- Сведения об организации обучения и воспитания, жизни и быта детей в учреждении.
- Информация об обязанностях родителей и опекунов.
- Сведения о льготах и правах детей-инвалидов и их семей, предоставляемых государством и другими организациями.
Медицинский блок
Ответственный: медицинский работник (штатный, приглашенный)
Содержание работы: сообщения о причинах и профилактике возникновения психоневрологических заболеваний («Городская (краевая) система психоневрологической службы. Медицинские диагностико-консультативные учреждения», «Детские инфекционные болезни и их профилактика», «Особенности режима питания детей с некоторыми заболеваниями», «О недопустимости применения лекарственных препаратов без назначения врача» и др.)
Педагогический блок
Участники: специалисты (дефектолог, логопед, инструктор ЛФК), учителя, воспитатели
Содержание работы специалистов:
Учитель-логопед: правила организации речевого режима дома, установление контакта с ребенком, особенности речевых нарушений, последствия речевых нарушений, требования к речи родителей.
Учитель: правила организации домашних занятий, рекомендации по организации режима дня, приемы активизации, привлечения внимания, способы заполнения рабочих тетрадей и т.п..
Психологический блок
Ответственный: психолог
Содержание:
- Особенности психической деятельности детей.
- Особенности поведения.
- Знакомство с приемами реагирования на поведенческие проблемы дома и в связи с обучением в школе
- Характеристика неадекватных форм семейного воспитания
- Перспективы развития ребенка (возрастные изменения и др.)
Блок социально-правовой поддержки
Ответственный: социальный педагог
Содержание работы:
- Ознакомление с юридическими обязанностями родителей перед ребенком.
- Доведение информации о юридических правах родителей и ребенка.
- Правовое сопровождение ребенка при трудоустройстве, решении жилищных и наследственных дел. Ответственный: социальный педагог.
- Социально-психологическое сопровождение семьи.
- Осуществление контактов с органами опеки, правоохранительными, муниципальными, юридическими органами.
- Взаимодействие с психологом, совместное проведение психокоррекционных мероприятий.
- Сбор информации и составление «социального паспорта» семьи.
Нормативно-правовая основа программы:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Конституция РФ.
3. Федеральный закон № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12. 2012 г.
4.Федеральный закон № 124-Ф3 от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
5. Закон Российской Федерации от 28 июля 1993 г. № 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".
6. Декларация о правах инвалидов утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447 от 9 декабря 1975 г.
7. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 10 мая 2006 г. "О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации".
8. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
9. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
10. Постановление Совета Министров СССР от 8 декабря 1990 г. N 1238 "О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии".
11. Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.).
12. Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи" (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.).
13. Приказ Минобразования РСФСР и Минздрава РСФСР от 18 июля 1991 г. N 251/125 "О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии".
14. Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».
15. Письмо Управления специального образования Министерства образования РФ от 28 февраля 2003г. N 27/2643-6 "Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения".
16. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2006 г. N 06-971 "Об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи".
17. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
18. Нормативно-правовая база учреждения.
Литература для педагогов
1.Азаров Ю.П. «Семейная педагогика». М., 1982.
2.Афанасьева Т.М. Семья. М.,1986.
3.Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — Уфа: Лето, 2012.
4.Ковалева Л. И. «Микроклимат семьи». – Москва : Знание, 1979.
5.Коломийченко, Л.В. Диагностика психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Л.В. Коломийченко, Л.П. Жолобова. – Добрянка, 2005
6.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2000.
7.Максимочкина В.Н. Родительские собрания. Шаги к мудрости. – Волгоград: Учитель, 2007
8.Мотова, В.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – М., 1999.
7.Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. – М., 2003.
8.Селигман, М. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития. – М., 2007.
9.Сорокин В.М. Специальная психология.– СПб., 2003.
10.Спиваковская А.С. Как быть родителями / А.С. Спиваковская. – М., 1999.
11.Суслопарова Л.Д. Семейные традиции. М.,Учитель, 2005.
12..Сухомлинский В.А. «Родительская педагогика».
13 Ткачева, В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений / В.В. Ткачева. – М., 2000.
Литература и сайты для родителей
1.Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1985.
2.Астапова В.М..Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития.– СПб.: Питер, 2001.
3.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. – М.: «Гном-Пресс», 2002.
4.Выготский Л.С К психологии и педагогике детской дефективности // Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. М.: Изд-во СПОН НКП, 1924.
5.Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2005.
6.Гогин М.Г. Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. - 1973. - №6
7.Закревская О.В.. Развивайся, малыш!: система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.
8.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.
9.Кузнецов Л.В. .Гармоничное развитие личности младшего школьника., М.: Просвещение, 1988.
10.Мастюкова У.М.. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Москва. ВЛАДОС, 2004.
11.Смирнова А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье: пособие для родителей. – М., 1967.
12.Солнцева Л.И. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям. – М., 2004.
13.Спиваковская А.С. Как быть родителями (о психологии родительской любви). – М., 1986
14.Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения. – Ростов Н/Д.: Феникс, 2006.
15. http://libroteka.com/knigi/3/k
16. http://www.bronnikov.kiev.ua/b
17. http://fictionbook.ru/author/k
18. http://www.inter-pedagogika.ru
19. http://www.i-deti.ru/
20. http://www.koob.ru/gippenreite
21. http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/rabota-s-roditelyami-detey-s-ovz
Рекомендации специалистам, работающим
с родителями обучающихся с ОВЗ:
В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательного учреждения. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Прежде чем начать работу с семьей необходимо изучить ее. Можно порекомендовать следующие методы.
Методы изучения семей
1.Наблюдение.
2.Подключенное наблюдение (подключение психолога, классного руководителя, социального педагога и т.д.)
3.Индивидуальные беседы.
4.Тестирование.
5.Анкетирование.
6.Диагностика.
7.Деловые игры.
8.Анализ детских рассказов и рисунков о семье.
После чего педагог может заполнить социальный паспорт семьи.
Чтобы работа с родителями давала конкретные результаты необходимо использовать различные формы работы.
Формы работы с родителями
1.Встречи за «круглым столом».
2.Родительские собрания.
3.Индивидуальные встречи «разговор по душам».
4.Встречи с администрацией
5.День открытых дверей.
План мероприятий
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственный | Организационная форма |
1. | Права и обязанности родителей и опекунов, имеющих детей с ОВЗ | сентябрь | Руководитель учреждения, социальный педагог | Родительское собрание |
2. | Организация психолого-педагогического сопровождения | сентябрь-май | психолог, медицинский работник, социальный педагог | консультации. |
3. | Особенности обучения детей с ОВЗ. | в течение года | педагог, педагог-дефектолог | консультация. |
4. | Советы родителям по воспитанию и обучению ребенка с ОВЗ. | октябрь | педагог-психолог, педагог-дефектолог социальный педагог | памятка. |
5. | Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья детей. | ноябрь | Медицинский работник | консультация |
6. | Индивидуальные беседы с родителями | сентябрь-май | Учитель | беседа |
7. | Развитие сенсорных процессов | сентябрь-май | педагог-психолог | занятия |
8. | Развитие мелкой и артикуляционной моторики. | сентябрь-май | Логопед, педагог. | консультации. |
Психолого-педагогические ситуации для родителей
Психолого-педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой педагог, родитель столкнулись в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие решения. Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие (нештатные) – редко встречающиеся сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые.
В основе каждой педагогической ситуации лежит конфликт:
– недовольство (отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь);
– разногласие (отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах);
– противодействие (действие, препятствующее другому действию);
– противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, чего-нибудь);
– разрыв (нарушение связи, согласованности между чем-нибудь, кем-нибудь).
Работа над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных действий:
- Обнаружение факта.
- Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации.
- Определение характера ее содержания.
- Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе.
- Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых.
- Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач.
- Выбор способов решения педагогических задач.
- Самоанализ и самооценка принятого решения.
Ситуация:
Ира гуляет с папой по бульвару. Он сидит на скамье, читает газету, а девочка рядом играет в мяч. Затем игра с мячом сменяется игрой в классики, потом снова внимание девочки занято мячом. «Папа, лови, а я буду бросать!» - просит дочь, но папа не разделяет ее игрового настроения. «Иди, поиграй вон с той девочкой», - предлагает он, на секунду оторвавшись от газеты. Но игра в мяч не удалась: девочка, с которой предложил играть папа, убежала, ловко перепрыгивая через скакалку. Скучающая Ира замечает птичку у папиных ног: «Пап, смотри, какой смешной воробей!» - «Ну», - отвечает он. Через минуту: «Папа, посмотри, какой я камешек нашла! Угадай, в какой руке?» - «Вон в той», - безучастно отвечает папа. Девочка с грустью замолкает, через некоторое время она начинает хныкать: «Хочу домой! Хочу домой!» - «Ну что за ребенок! Ничем не хочет заняться!» - с раздражением говорит папа.
Вам была представлена ситуация на прогулке, а теперь – вопросы:
«Почему Ира не хотела гулять? Какова роль взрослого в организации прогулки? Как гуляете вы с детьми?»
Ситуация:
В раздевалке в присутствии детей одна мама говорит другой – как хорошо рисует ваш Серёжа. А у моего Димы одни каракули. Сколько не говорю, чтоб рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо.
- А вы пробовали его учить?
- Я часто усаживаю Диму за рисование, пока занимаюсь домашними делами, чтобы он мне не мешал. Наверное, у него нет способностей.
1. Прокомментируйте ваше отношение к этому разговору.
2. Права ли мама Димы?
3. Что вы посоветуете маме этого мальчика?
Ответ:
1. Низкая оценка способностей ребенка в его присутствии, а тем более в присутствии другого ребенка недопустима – это занижает самооценку ребенка.
2. Качество ребенка зависит не только от врожденных способностей, но и в большей мере от развития его способностей в процессе обучения рисованию. Развиваются способности ребенка к рисованию под воздействием взрослого, которое заключается в следующем: родители рисуют вместе с ребенком, развивая его изобразительные умения, пробуждая интерес к этой деятельности; чаще рассматривают с ребенком предметы, явления, выделяя их отличительные признаки.
Ситуация:
Вы который раз зовете дочь садиться за стол. Она отвечает: «Сейчас», — и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться. Ваши слова:
1. Да сколько же раз тебе надо говорить!
2. Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же.
3. Меня сердит, когда ты не слушаешься.
Ситуация:
У вас важный разговор с другом. Ребенок то и дело его прерывает. Ваши слова:
1. Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.
2. Не мешай разговаривать.
3. Ты не можешь заняться чемнибудь другим, пока я разговариваю?
Практико-ориентированные или
тренинговые упражнения для родителей
Упражнение «Щепки на реке»
Участникам предлагается действовать в соответствии с инструкцией: Встаньте в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть чуть больше вытянутой руки. Представьте себе, что Вы все вместе – Вода одной реки. По реке сейчас поплывут щепки. Один из Вас отправится сейчас в путь по реке как первая щепка. Он сам решит. Как он будет двигаться. Например, он может закрыть глаза и медленно пойти прямо. А Вода плавно поможет руками щепке найти дорогу. Возможно, что щенка «поплывет» не прямо, а будет крутиться. Вода должна и этой щепке помочь найти дорогу. Может быть, щепка оставит глаза открытыми, и будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна и ей помочь. Когда щепка проходит до конца реки, то она становится рядом с последним участником и ждет, пока не приплывет следующая щепка. Она встает напротив первой, и тем самым они составляют реку и постепенно удлиняют ее. И так, неспешно, река будет блуждать, пока каждый из Вас не проплывет по реке, изображая щепку.
Анализ упражнения:
- Что Вы чувствовали, когда были щепкой?
- Что Вы чувствовали, когда были водой?
Вывод: Сочувствие возможно только тогда, когда мы знаем и можем различать свои собственные чувства. Только тогда мы можем уловить то или иное чувство, испытываемое другими. Поэтому очень важно помогать детям (все время по-разному) выявлять и обозначать словами различные свои чувства, говорить о своих чувствах с другими и иногда заниматься анализом испытываемых чувств.
Упражнение «Счастье»
Родителям предлагается нарисовать картинку, которая покажет, что бывает, когда они счастливы, используя краски и линии, формы и образы, которые выразят понимание счастья…
Анализ упражнения:
- Почему мы не можем все время чувствовать себя счастливыми?
- Что Вы делаете, чтобы после какой-нибудь неприятности снова стать счастливыми?
- Делаете ли Вы иногда что-то, что делает счастливым другого?
Вывод: Вы сможете гораздо лучше научиться понимать других, если будете регулярно слушать специально подобранную музыку. Мы предлагаем Вам использовать музыкальные произведения, которые могут дать детям и Вам чувство уверенности, защищенности и надежности. Для этого необходима спокойная, теплая и мелодичная музыка, которая вызывает чувство покоя и общности с другими.
Список литературы
1. Бойков Д.И, Бойкова С.В.Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. М. Новый учебник, 2003.
2. Вебер Н.П. Работа по индивидуальным программам развития как одно из направлений деятельности с одаренными детьми. – Нерюнгри. 2002.
3. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства// Собр. Соч.,т.5.-М.,1983.
4. Забрамная С.Д. Методические указания к психолого-педагогическому изучению детей-имбецилов. М., 1978.
5. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.-М.,1995.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д,Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей.-СПб,2000.
7. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей.-М.,1985.
8. Лубовский В.И.Психологические проблемы диагностики аномального развития детей.-М.,1989.
9. Маллер.А.Р.Ребенок с ограниченными возможностями.Книга для родителей.-М.,1990.
10. Малофеев Н.Н.Современные этапы в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития// Дефектология,1997,№ 4.
11. Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями./Под ред.Царева А.М., П,1999.
12. Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка/ Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2003, № 6.
13. Смирнова А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье.М.,1967.
14. Специальная школа. Направления и указания для занятий с детьми и подростками, имеющими тяжелую степень умственной ограниченности./Под ред. Левина.А, Ласкевич.Н., М,1996.
15. Степанова О.А. Игровая школа мышления. М.,2003.
16. Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития. М..-1988.
17. Ткачева В.В. К вопросу о создании психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии//Дефектология,1999,№ 3.
18. Тюленев П.В. Индивидуальная программа развития ребенка от 0 до 1 года. Руководство для родителей, воспитателей и педагогов. 2005.
19. Шипицына Л.М. Современные проблемы социализации молодых людей с глубоким нарушением интеллекта//Основные подходы к решению проблем обучения и воспитания детей с глубокими умственными и множественными нарушениями.-П.,2000.
20. Шипицына Л.М.Необучаемый ребенок в семье и в обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта.-СПб.:Дидактика плюс, 2002.
Приложение 1
Анкета для родителей: « Психологический климат семьи»
Прочитайте следующие утверждения. Если Вы согласны с утверждением поставьте «да», если не согласны - поставьте «нет»
1. Наша семья очень дружная.
2. По субботам и воскресеньям у нас принято завтракать, обедать и ужинать всем вместе.
3. Присутствие некоторых членов семьи обычно выводит меня из равновесия.
4. В своем доме я чувствую себя очень уютно.
5. В жизни нашей семьи есть обстоятельства, которые очень дестабилизируют отношения.
6. Лучше всего я отдыхаю в домашней обстановке.
7. Если в семье случаются раздоры, то о них все быстро забывают.
8. Некоторые привычки кого-либо из членов семьи меня очень раздражают.
9. С полным основанием я могу считать: мой дом - моя крепость.
10. Визиты гостей обычно благотворно влияют на отношения в семье.
11. В семье есть очень неуравновешенный человек.
12. В семье хотя бы кто-нибудь меня всегда утешит, ободрит, вдохновит.
13. В нашей семье есть член(ы) с очень трудным характером.
14. У нас в семье все хорошо понимают друг друга.
15. Замечено: визиты гостей обычно сопровождаются мелкими или значительными конфликтами в семье.
16. Когда я надолго уезжаю из дома, то очень скучаю по «родным стенам».
17. Знакомые, побывав у нас в гостях, обычно отмечают мир и спокойствие в нашей семье.
18. Время от времени в нашем доме возникают сильные скандалы.
19. Домашняя атмосфера часто действует на меня угнетающе.
20. В семье я чувствую себя одиноким и никому не нужным.
21. У нас принято отдыхать летом всей семьей.
22. Трудоемкие дела мы обычно выполняем коллективно - генеральная уборка, подготовка к празднику, работа на дачном участке и т. п.
23. Члены семьи часто вместе поют или играют на музыкальных инструментах.
24. В семье преобладает радостная, веселая атмосфера.
25. Обстановка скорее тягостная, грустная или напряженная.
26. В семье меня раздражает то, что все или почти все говорят в доме на повышенных тонах.
27. В семье принято извиняться друг перед другом за допущенные ошибки или причиненные неудобства.
28. По праздникам у нас обычно веселое застолье.
29. В семье настолько дискомфортно, что часто идти домой не хочется.
30. Меня часто обижают дома.
31. Меня всегда радует порядок в нашей квартире.
32. Когда я прихожу домой, у меня часто бывает такое состояние: никого не хочется видеть и слышать.
33. Отношения в семье весьма натянутые.
34. Я знаю, что кое-кто в нашей семье чувствует себя неуютно.
35. К нам часто приходят гости.
Обработка данных.
Определяется число правильных ответов по «ключу»:
«да» - 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 21, 22, 23, 24, 27, 28, 31, 35;
«нет» - 3, 5, 8, 11, 13, 15, 18, 19, 20, 25, 29, 30, 32, 33, 34.
За каждый совпадающий с ключом ответ начисляется балл.
Результаты
Показатель «характеристика биополя семьи» может варьироваться от 0 до 35 баллов.
0-8 баллов. Устойчивый отрицательный психологический климат. В этих интервалах находятся показатели супругов, принявших решение о разводе или признающих свою совместную жизнь "трудной", "невыносимой", "кошмарной".
9-15 баллов. Неустойчивый, переменный психологический климат. Такие показатели дают супруги, частично разочарованные в совместном проживании, испытывающие некоторое напряжение.
16-22 балла. Неопределенный психологический климат. В нем отмечаются некоторые "возмущающие" факторы, хотя в целом преобладает позитивное настроение.
23-35 баллов. Устойчивый положительный психологический климат семьи.
Приложение 2
Рекомендации для родителей
15 правил для родителей, воспитывающих «особого» ребенка.
1.Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
2.Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
3.Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
4.Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
5.Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.
6.Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.
7.Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
8.Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, на радио не заменят вас.
9.Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
10.Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
11.Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
12.Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
13.Общайтесь с семьями, где есть дети с такими же проблемами в развитии. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
14.Не изводите себя упреками. В том, что у вас «особый» ребенок, вы не виноваты.
15.Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
Дети с ограниченными возможностями здоровья
10 заповедей для родителей
1.Живите заботами сегодняшнего дня и старайтесь оставаться оптимистами. Нельзя сделать будущее или настоящее таким, как хочется. Этого не может никто. Хотя некоторые и полагают, что это им по силам.
2.Не бойтесь переоценить способности ребенка. Дайте ему возможность развиваться, поощряйте и поддерживайте. Верьте в него!
3.Найдите людей (родственников, специалистов и т.п.), которые поделятся с вами опытом, советами и поддержкой.
4.С раннего возраста обеспечьте ребенку возможность учиться и получать образование.
5.Не забывайте о супруге и других детях. Напоминайте им, что любите всех одинаково, хотя и вынуждены проводить больше времени с «проблемным» ребенком.
6.Слушайтесь только собственной совести. Тогда вам будет легко и с ребенком. Но вы не обязаны оправдываться перед друзьями и посторонними.
7.Будьте честны, не лицемерьте. Невозможно быть идеальным родителем 24 часа в сутки. Если тяжело, позвольте себе иногда рассердиться, позавидовать, быть жалким или несчастным.
8.Не требуйте от себя невозможного. Нельзя постоянно думать о том, что еще нужно сделать. Чаще думайте о том, чего уже удалось достичь.
9.Цените то, что имеете. Подумайте, что вы способны замечать маленькие чудеса, которые большинство людей воспринимают как данность.
10.Сохраняйте и проявляйте чувство юмора. Смех – лучшее лекарство от усталости и стресса.
Памятка родителям о воспитании детей
- Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
- Принимайте ребенка таким, какой он есть - со всеми его достоинствами и недостатками.
- Опирайтесь на положительные качества ребенка, верьте в его возможности.
- Старайтесь внушать ребенку веру в себя и свои силы.
- Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.
- Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
- Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
- Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
- Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
- Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, каким Вы хотите.
- Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные формы обучения в начальной школе - путь к повышению уровня компетентности обучающихся
Для развития интеллекта обучающихся, их творческих способностей, формирования эмоционального настроя урока нужно шире использовать нестандартные формы обучения....
"Формирование ключевых компетентностей обучающихся в процессе обучения в начальной школе"
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, ч...
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы в процессе обучения
В статье представлены приёмы и методы по формиованию УУД на уроках в начальной школе. Задания разработаны с учётом требований страндартов....
Повышение роли семьи в процессе обучения и воспитания обучающихся посредством организации родительского всеобуча.
В обществе призошла переориентация ценностных установок и отношений, существенно дезориентировавшая процессы воспитания в семье, школе, обществе. Новое содержание образования и новые технологии обучен...
Повышение эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе с помощью здоровьесберегающих технологий
Презентацию "Процесса обучения и воспитания учеников с помощью здоровьесберегающих технологий" я продемонстрировала+ на районном методическом объединении, используя свой педагогический опыт....
Реализация основных направлений деятельности образовательного учреждения: внедрение инновационных процессов, повышение профессиональной компетентности педагогов, система сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями.ДОКЛАД
Реализация основных направлений деятельности образовательного учреждения: внедрение инновационных процессов, повышение профессиональной компетентности педагогов, система сопровождения детей...
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов в исследовательской деятельности по вопросам преемственности дошкольного и начального общего образования
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные во ФГОС НОО и ДО, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы. Ключевой фигурой в решении проблем ...