Нестандартные формы обучения в начальной школе - путь к повышению уровня компетентности обучающихся
учебно-методическое пособие по теме
Для развития интеллекта обучающихся, их творческих способностей, формирования эмоционального настроя урока нужно шире использовать нестандартные формы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ –
ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Содержание
I. Пояснительная записка
II. Введение (необходимость использования технологии игрового обучения)
III. Технология игрового обучения
- Цели, задачи
- Сущность игровой технологии
- Организация игровых технологий
- Дидактические игры в процессе обучения
IV. Примеры дидактических игр
V. Заключение
Роль нестандартных форм обучения
Пояснительная записка.
У многих детей низкая работоспособность в сочетании с высокой чувствительностью, что вызывает повышенную утомляемость детей, ухудшение показателей по успеваемости.
Одной из целей учителя начальных классов состоит в том, чтобы каждый ученик к концу IV класса мог свободно, с использованием большого словарного запаса, высказываться на любую предложенную тему. И тут неизбежен поиск наиболее эффективных способов достижения этой цели.
Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и в создании творческой атмосферы его, важное значение имеет то, как учитель раскроет содержание темы урока, каким материалом подтвердит поставленные цели. Интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием учителя и в значительной мере зависит от его личности, увлеченности, эрудиции, педагогического опыта. Творческое применение имеющегося в распоряжении учителя арсенала средств и методов обучения позволяет каждому создать свою систему работы.
Особенностью работы учителя является личностно-ориентированный подход в воспитательно-образовательном процессе. На уроках ведется индивидуально-групповая работа (в парах, четверках, по рядам).
Некоторые дети отличаются замкнутостью, немногословностью. Им сложно выразить свои чувства.
Педагоги школы широко используют в учебном процессе НРК. С целью активизации мыслительной деятельности, привития интереса к обучению, безболезненной адаптации школьников преподавание ведется с применением местного материала.
Особенностью любого ребенка младшего школьного возраста являются чистота и непосредственность восприятия, необычная и богатая детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Почему бы не использовать это в учебном процессе? Если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. И как не согласиться со словами Ш.А. Амонашвили: «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мыслей, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином».
Уроки должны не только давать знания, но и заинтересовывать ребят, чтобы им хотелось получать эти знания. Вот здесь-то на помощь и приходят нестандартные уроки: уроки-путешествия, уроки-игры, уроки - конкурсы и т.д. Не только весь урок, но и отдельные этапы урока можно построить не по стандарту, чтобы увлечь работой всех учеников. Выявлено, что до начала уроков половина детей в младшем возрасте имеет средний уровень работоспособности, обеспечивающий хорошую работу на уроке, хорошее усвоение материала. Около 30% детей имею высокую работоспособность и, примерно, 20% - низкий уровень работоспособности.
Для расширения кругозора детей, для их лучшей социализации в обществе педагоги используют различные формы работы. Значение некоторых слов (незнакомых) приходится объяснять только с помощью наглядности, которая тоже широко применяется в ОУ. Весь дидактический материал (сигнальные карточки, перфокарты, математическое лото, домино, ребусы, игрушки и т.д.) изготавливается самими обучающимися, затем используется на уроках.
Нестандартные формы обучения дают возможность каждому ученику:
- Продемонстрировать приобретенные ими знания, умения и навыки;
- Проявить интеллектуальные способности;
- Раскрыть многогранность своих интересов;
- Развить смысловую догадку;
- Обогатить словарный запас;
- Развивать логическое мышление;
- Пробудить интерес к решению нестандартных задач;
- Уметь применять полученные знания на практике.
Помогают учителю выявить:
- Одаренных детей;
- Наиболее способных учащихся по предмету в целях дальнейшей их поддержки, оказания методической помощи в полном раскрытии их возможностей;
- Интересы и способности учащихся.
Проведение нестандартных уроков дает возможность учителю выйти на более высокий уровень преподавания предметов, а учащимся – приобрести прочные знания, превратить повседневный рутинный процесс учения в яркий, незабываемый праздник.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Введение
Главной задачей школы является создание условий для развития индивидуальности учащегося. Конечная цель обучения и воспитания должна состоять в том, чтобы каждый человек умел действовать самостоятельно, свободно общаться, применять знания в комплексе, был способным к творчеству и ответственным за все происходящее в мире.
Качество знаний учащихся во многом определяется их интересом к обучению. Интерес к предмету можно развивать во внеклассной и учебной деятельности, совершенствуя методы и формы работы. Обучающий процесс необходимо строить на основе современных педагогических технологий, таких как технологии разноуровневого, развивающего, проблемного и игрового обучения.
Урок – основная форма обучения, поэтому нельзя недооценивать его возможности в развитии познавательного интереса учащихся. Стремясь сделать обучение более интересным, все чаще приходится уходить от традиционного проведения уроков, увеличивая их разнообразие: уроки-игры, уроки-конкурсы, уроки-конференции, уроки-путешествия и т.д.
Игровой педагогической технологии стоит уделить особое внимание, потому что именно она дает возможность эффективно развивать мышление, практические умения, самостоятельность, память, творческие способности, ценностные ориентации, помогает глубже усвоить изучаемый материал, обеспечить соответствующий эмоциональный настрой и психолого-педагогический климат урока. При этом игровая технология может включать методы и приемы развивающего и дифференцированного обучения.
Очень важным моментом в игровых технологиях является возможность почувствовать каждому учащемуся собственную значимость и успешность: он может делать данное дело хорошо и у него все получается.
Игра – это удивительный вид деятельности в нашей жизни, который позволяет усвоить общественный опыт и усовершенствовать самоуправление поведением, сплачивает коллектив, развивает способность к преодолению трудностей, обеспечивает самопознание, позволяет выявить основные закономерности общественных отношений и при всем этом доставляет удовольствие, пробуждает интерес. Л.С. Выготский выделял в игре способ реализации сознательного потенциала ребенка, средство его интенсивного развития. Он говорил, что в игре происходит «творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка». Таким образом, игровая технология становится сегодня одной из организационных форм педагогического процесса. Ее воспитывающий и развивающий эффект определяется теми благоприятными условиями, в которых оказываются ее участники.
На самом деле, учащиеся, увлеченные игровой деятельностью, с нетерпением ждут новых учебных занятий, на которых им представится возможность в необычной и привлекательной для них форме получить теоретические и практические знания.
Технология игрового обучения
Цели, задачи и теоретико-методологические основы игровой технологии
Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С ее помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредотачивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений (экологических, социальных, политических, экономических). В процессе игры учащиеся используют, прежде всего, свой личный опыт, а так же свои представления об опыте разыгрываемого героя, то есть через подражание формируется своеобразная цепочка действий, воспроизводящая опыт взрослых. В ходе игры учащиеся не копируют точно взрослых, а, подражая им, действуют по-своему.
Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к учебному предмету, создает ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся.
Учебная (дидактическая) игра как технология обучения давно интересовала ученых и практиков: Д.Б. Эльконина, А.А. Вербицкого, Н.С. Лукина и других. Игра демонстрирует в человеческом обществе все эталоны ценностей культуры. В игре проявляются многие качества личности, появляется возможность оценить суждения по разнообразным проблемам, выработать собственное отношение к их разрешению. Хотя познавательная деятельность в данном случае носит игровой характер, обучающиеся относятся к ней серьезно, осознавая ценность полученных в игре знаний и умений, социального опыта. Учебные (дидактические) игры вносят в обучение конструктивное изменение, новый смысл
По мнению С.А. Шмакова, природа игры – это ее реальные ценности: бодрость, радостное самочувствие, активный жизненный тонус, импровизация, интуиция, воображение, эмоциональность, отстраненность.
Сущность игровой технологии
Выделяют следующие компоненты игровой технологии:
- Мотивационный;
- Ориентационный;
- Целевой;
- Содержательно-операционный;
- Ценностно-волевой;
- Оценочный.
Мотивационный компонент связан с отношением учащихся к содержанию, процессу деятельности, включает мотивы, интересы и потребности учащихся в игре. Мотивационный компонент обеспечивает им активность в игре, связь с другими видами деятельности. Мотивация закладывается в самом процессе игры.
Ориентационный компонент связан с принятием учащимися целей учебно-познавательной деятельности, нравственных установок, ценностей. Ценности, став личностно значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся.
Содержательно-операционный компонент предполагает овладение учащимися содержанием учебного материала, их способность отражаться на имеющиеся знания и способы деятельности. Игровое действие характеризуется сознательной целью, на которую оно направлено. Действие определяется не только целью, но и реальными предметными условиями – системой ориентиров. В теории поэтапного формирования умственных действий утверждается, что при выполнении любого умственного действия человек опирается на определенную систему ориентиров. Ориентировочная система действий (ООД) в зависимости от характера действий может быть дана в виде алгоритма, схемы, которые легко усваиваются и используются учащимися в работе. Примером ООД является алгоритм действий для капитана, штурмана в играх-путешествиях. В процессе содержательно-операционной работы осуществляется аналитико-синтетическая деятельность и ее корректировка на основе сличения полученного результата и цели.
Ценностно-волевой компонент обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, придает эмоциональную окрашенность игре в виде переживаний. Этот компонент игры направлен на развитие личностной ориентировки как особого вида социально-культурного опыта, освоение которого осуществляется на основе эмоционально-ценностного отношения к миру.
Оценочный компонент игры обеспечивает сличение результатов игровой деятельности с целью игры. Содержанием оценочного компонента является систематическое получение информации о ходе познавательной деятельности. Оценочный компонент обеспечивает самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности.
Все рассмотренные компоненты игры находятся в тесной взаимосвязи, их нельзя отделить один от другого, все они определяют технологическую структуру игры.
Компоненты игровой технологии включают структурные элементы: задачи, игровые правила, игровые ситуации, сюжет, игровое действие, результат.
Компоненты игровой технологии во взаимосвязи со структурными элементами игры.
Компонент игровой технологии | Структурные элементы игры |
Мотивационный | Установочный элемент Игровая ситуация |
Ориентационно-целевой | Задачи игры |
Содержательно-операционный | Правила игры, игровое действие |
Ценностно-волевой | Игровое состояние |
Оценочный | Результат игры |
Обычно в простых играх (кроссворде, лото) все структурные элементы игры очень тесно связаны между собой, и их трудно отделить друг от друга.
Начало любой игры осуществляется вместе с созданием у учащихся эмоциональной установки на игру. Установочный элемент игры – это своеобразная пред игровая ситуация, пред игровая настройка, обеспечивающая организационные предпосылки на восприятие игровых задач, создающая познавательную мотивацию, активизирующая мыслительную деятельность, воображение школьников. Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов.
Установочный элемент игры позволяет ввести школьников в игровую ситуацию. Нередко стоит учителю произнести «представьте, что …», «как будто бы …», как школьники начинают входить в игру.
В игровой ситуации участвует определенное количество учащихся, которые реализуют определенные действия. Для осуществления игровой ситуации учитель совместно с учащимися создает определенные условия в процессе решения игровых задач.
Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, включаемые в ориентационно- ценностный компонент. Здесь выделяются как игровые, так и учебные задачи, которые выступают для учащихся в замаскированном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников. Игровая задача заинтересовывает школьников (реши кроссворд, найди ошибку …). Отсутствие в игре игровой задачи превращает ее в обычное задание, упражнение.
Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение учащихся, обеспечивают игрокам равные условия. Правила выступают регулятором игрового действия и позволяют учащимся осуществлять ценностный обмен. Какие правила следует выработать в процессе подготовки к игре? Во-первых, правила действия в воображаемой ситуации. Правила игры должны соответствовать профессиональной деятельности участника игры и быть направлены на выполнение действия в определенной последовательности.
Наряду с правилами действия в воображаемой ситуации необходимо разработать правила межличностных отношений. Без введения этих правил, игра становится неуправляемой, учебные цели остаются нереализованными. Правила взаимоотношений учащихся друг с другом выполняют воспитательную роль в игре, направляют ее по заданному пути. Вот некоторые правила: закончил свою работу – помоги товарищу; будь доброжелательным; внимательно выслушивай мнение товарища.
Игровые правила реализуются в игровых действиях, которые побуждаются игровыми мотивами. Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Игровые действия тесно связаны с формированием умений учащихся.
Во время игры у учащихся возникает игровое состояние – важный элемент игры, который включает в себя наличие переживания, активизацию воображения учащихся, эмоциональное отношение к действительности. Игровое состояние поддерживают проблемность ситуации, элементы соревновательности и занимательности, творческая атмосфера.
Обязательным структурным элементом игры является ее результат. В результате игры проявляется ценностное отношение к действительности и друг к другу.
Различают результат для учителя, заключающийся в показателе уровня усвоения знаний и умений, норм поведения, и для учащихся – в достижении определенных целей (моральное удовлетворение от игры, отгадывание кроссворда, интерес к проблеме).
Важна коллективная оценка игры, которая стимулирует учащихся. При этом следует вводить коррективы в игру, показать положительные примеры, запомнить игру на эмоциональном подъеме. Характер и игровые ситуации определяются содержанием темы, возрастными особенностями учащихся, их интересами.
В результате игры создается особый тип взаимоотношений между учителем и учащимися – партнерский.
Игры классифицируют по разным признакам. Например, по особенностям проявления ролевой деятельности и правил игры (игры с правилами и творческие игры).
Творческие игры: | Игры с правилами: |
|
|
Настольные игры имеют готовое содержание и заранее запланированную последовательность. Они направлены на решение определенной задачи: решить или составить кроссворд по теме. Главная их цель – проверить усвоение содержания, стимулировать деятельность учащихся. Наличие игровой задачи способствует развитию самооценки в форме оценки своей ловкости, своих умений, успехов, сравнительно с другими. Это важно, так как в ходе игры школьники могут сами оценивать свои действия. Важной чертой настольных игр является занимательность. Они развивают воображение, сообразительность, наблюдательность, учат быстро и логично рассуждать. Здесь всегда есть элементы соревновательности.
Особая значимость настольных игр состоит в том, что в процессе игры, усваивая содержание урока, школьники получают удовольствие. Положительные эмоции сказываются на усвоении изучаемого материала, влияют на развитие личности в целом. К таким играм относятся: лото, домино, игровые кубики, ребусы, кроссворды, их используют в индивидуальной, групповой и фронтальной работе.
В технологии настольных игр выделяют два этапа. На первом этапе игру разрабатывает учитель. Важно умело ввести учащихся в игру, не навязывая ее. Например, при закреплении учебного материала для снятия напряжения после сложной умственной работы. На втором этапе учащиеся начинают увлекаться самостоятельным составлением настольных игр. Учителю следует поддерживать активность школьников. На этом этапе главным является умение использовать справочник, учебник, т.е. искать информацию в различных источниках. Школьники проявляют творчество, самореализуясь в игре. Им приходится применять имеющиеся знания в новой ситуации. Эта работа воспитывает чувство ответственности.
Игры-состязания занимают особое место по соревновательности, занимательности, эмоциональности. Это средство привития интереса к предмету или процессу обучения; специфическая форма взаимоотношений в процессе совместной деятельности, когда школьники сравнивают свои знания, умения, личностные качества. Кроме этого, ученики учатся делать выбор и выводы, давать самооценку и пересматривать собственные позиции.
Назначение игр-состязаний в учебном процессе многообразно, это толчок к развитию познавательного интереса, средство личностного роста. Важным мотивом для учащихся является мотив коллективного и индивидуального соревнования.
Творческие игры – разнообразные игры, главной особенностью которых является роль. Особенностью игр является привнесение участниками игры личного опыта, эмоциональных переживаний в решении проблемы.
Содержанием ролевой игры становятся реальные экологические, социальные, политические проблемы. В результате проведения такой игры учащиеся осмысливают общечеловеческие ценности, приобретают навыки участия в дискуссии и принятия коллективных решений в различных ситуациях.
С учетом формирования социального опыта школьников можно выделить такие игры: игры-путешествия, игры-экспедиции (конкретная деятельность осваивается в различных ролях). Воображаемая ситуация дает возможность «совершать поступки». В играх этой группы игровой сюжет может быть как реальный, так и вымышленный.
При проведении ролевых игр следует обратить внимание на такие моменты:
Возможность работы в атмосфере непринужденности;
- Соответствие содержания игры уровню возможностей учащихся;
- Получение в игре обратной оперативной связи;
- Четкая формулировка правил игры, понятных для всех;
- Разворачивание в игре максимального разнообразия смыслов вокруг линий игры.
Компьютерные игры. Компьютеризация школьного образования способствовала применению компьютерных игр в учебном процессе. Способность компьютера осуществлять обратную связь с учащимися, быть их собеседником, реагировать на их действия, оценивать ответы школьников открывает широкие возможности в использовании компьютерных игр. Интерес к компьютерным играм проходит несколько стадий развития:
- Повышенный интерес школьника к компьютерной игре. Игра интересует школьника сама по себе;
- Повышенный интерес к составлению игровой программы.
Организация игровых технологий
Конечный успех любой игры зависит от ее организации. В игровой технологии выделяют три взаимосвязанных этапа: подготовительный, этап проведения игры, заключительный этап.
Первый этап. Подготовка к игре связана с компонентами игры: мотивационным, ориентационным, ценностно-волевым и оценочным.
На этом этапе учитель сообщает тему, план, условия игры, литературу, распределяет роли, организует консультации.
Следует, как можно больше учащихся вовлечь в игру, учитывая их увлечения и индивидуальные особенности (художники, фотографы, техники). Консультации обычно включают две части: беседу по содержанию, правилам игры и инструктирование по самой методике.
Второй этап. Проведение игры. Необходимым элементом является наличие эмоционального фона, заинтересованности. В процессе игровой деятельности должна разрешаться проблемная ситуация. Формами общения являются дискуссия и диалог, которые возникают в ходе решения проблемы.
Общим структурным элементом игры является вступительное слово учителя. Оно нацеливает учащихся на активную и творческую познавательную деятельность. Учитель формирует цель игры, знакомит с правилами еще раз, создает необходимую эмоциональную и рабочую обстановку.
Третий этап. Подведение итогов игры. Следует исходить из конечного результата игры, т.е. степени усвоения темы, формирования убеждений учащихся, развития их самостоятельного творческого мышления. Подводя итоги, учитель указывает, что в игре удалось, на что следует обратить внимание. Как и всякая деятельность школьников, участие в игре нуждается в оценке, поощрении. Это является стимулом для дальнейшей работы.
Для достижения высокой результативности игры следует соблюдать такие условия:
1. Условия связаны с формированием мотива деятельности. Мотивация преобразовывается в конкретный план, программу. В нее включают формирование потребности у учащихся к овладению знаниями и интереса к способам их добывания. Стимулирующими факторами игры являются вариантность игровых ситуаций; активность при решении учебных проблем; необходимость опоры на дополнительный материал; увлеченность изучением нового материала; занимательность; соревновательность.
2. Условия обеспечивают формирование системы знаний на основе управления ходом игры. Задача состоит в том, чтобы научить школьника самостоятельно добывать и применять знания, опираться на имеющиеся умения, планировать свою деятельность, осуществлять анализ, синтез, обобщение, самоконтроль, самооценку.
3. Условия включения каждого школьника в процесс по самореализации в ходе игры. Это возможно на основе реализации индивидуального подхода в условиях коллективной и групповой деятельности, обеспечения учащихся необходимыми памятками, средствами обучения, управления познавательной деятельностью учащихся в ходе игры. С этой целью следует стремиться вовлекать учащихся в дискуссию, задавать познавательные и проблемные вопросы, формировать выводы и оценивать полученные результаты.
Дидактические игры в процессе обучения.
Если игра в общем смысле этого слова ассоциируется с такими понятиями, как отдых, развлечение, забава, то понятие «дидактическая игра» имеет другой смысл.
В дидактической игре сохраняются элементы забавы – это игровые приемы и правила, определенный эмоциональный настрой и условность игровой ситуации, элементы удовольствия, занимательности и соревнования, наличие победителей и побежденных, т.е. присутствуют все основные признаки обычной игры.
С другой стороны, в дидактической игре важен результат: усвоение тех или иных знаний и умений, развитие мыслительных и речевых качеств, воспитание социальной культуры и других элементов личности учащихся (дидактические факторы).
Естественно, что в любых играх присутствуют элементы познавательности, но в дидактической игре эти элементы становятся определяющими. Обычные игры – ради развлечения, а дидактические – целенаправленно вводят в процесс обучения, чтобы получить соответствующие результаты в этом процессе.
Дидактическая игра – это специальный методический прием или метод обучения в виде игровой ситуации, направленный на достижение определенных дидактических целей в процессе обучения. Элементы забавы служат средством возбуждения интереса к изучаемому вопросу и стимулирования устойчивой деятельности учащихся в ходе всей игры.
Кроме интереса к предмету, у школьников вырабатываются умения сосредоточиться, преодолевать трудности, самостоятельно и быстро принимать решения, а также развиваются фантазия, внимание, речь и память, легче усваиваются и запоминаются сложные понятия.
Даже самые пассивные дети прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей в групповых играх. В игре ученики, приобретая новые знания и умения, расширяют свой кругозор, наиболее успевающие, используя свой прошлый опыт, активно помогают менее успевающим школьникам. Здесь раскрывается особое значение игры в качестве средства воспитания воли, взаимовыручки, товарищества и социальной адаптации ребенка в целом. В игре ребенок раскрепощается, исчезает его скованность, неуверенность в своих силах, возможностях, а при достижении успеха у него появляется желание снова играть.
Примеры дидактических игр
Нестандартные уроки требуют предварительной подготовки учащихся, поэтому темы сообщений и стихи необходимо распределить заранее. До урока проверить содержание сообщений, докладов, отрепетировать выразительное чтение стихов, подготовить учащихся к проведению химических экспериментов. Можно предложить принести демонстрационный материал по теме урока (репродукции картин, собственные рисунки, фотографии). Как правило, учащиеся бывают довольны разнообразием конкурсов и с удовольствием в них участвуют. Достигаются и цели такого урока: в игровой форме происходит повторение и обобщение изученного материала, повышается интерес учащихся к предмету. Русский язык
Приложение №1. Изучение частей речи:
ромашка – имя существительное;
домик – глагол;
снеговик – имя прилагательное.
Приложение №2. «Грамматическое домино» - запоминание правил. У каждого учащегося карточка, звучит вопрос, ребенок находит ответ, читает и затем задает свой вопрос (на карточке).
Приложение №3. Заучивание словарных слов. Словарные слова распределены по темам, составляем рассказы, чтобы быстрее выучить. Несколько уроков читаем орфографически, чтобы запомнить правильное написание. В дальнейшем на уроках идет работа с взаимопроверкой по рядам. Перечень заданий со словарными словами в словаре.
Приложение №4. «Задание для товарища» - организация групповой работы для отработки новых орфограмм (орфографическая тренировка). Дети дома пишут 10 слов в столбик с пропущенной орфограммой в маленькой тетради. Класс разбит на группы по 4 человека. Происходит обмен заданиями, выполнение заданий (подбор проверочных слов, вставление нужной орфограммы и т.д.). Выполняющий задание пишет внизу свою фамилии, возвращает его автору для проверки. Автор исправляет ошибку, показывает её ученику, оценивает работу. Важно, чтобы ребята объясняли друг другу, за что поставлена та или иная оценка. Каждая четверка складывает тетради в конверт, сдает учителю, который оценивает работу всей четверки и на конверте помечает место команды (в соревновании). На следующем уроке ошибки анализируются. Состав групп постепенно меняется. Такая форма работы направлена на воспитание учебной самостоятельности (подбор материала, проверка и оценка работы других, разъяснение и помощь слабым), на путь самовоспитания (результат их труда прямо зависит от черт их характеров) и, конечно, на грамотность письма.
Математика.
Приложение №1 Лото.
Проверка знания таблицы умножения или сложения. Ведущий достает из мешочка пример, а каждый у себя в таблице находит ответ и закрывает фишкой 1 и т.д. (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10).
Приложение №2. Перфокарты.
Решение примеров и задач. Можно предложить в начале урока или в любой части урока, как дополнительные задания для тех, кто справился с предыдущим видом работы (для повышения плотности урока).
Заключение
Существует три фактора, которые заставляют детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет к цели.
Каждый учитель стремится к тому, чтобы его ученики получили прочные знания по предмету и понимали тесную взаимосвязь предмета с другими науками. Умение учителя вызвать интерес к предмету – одно из условий успешного обучения.
Как преодолеть скуку на уроках? Ведь учитель связан и программой, и учебниками, и леностью школьников. Единственным способом решения проблемы мотивации к предмету может оказаться поиск разнообразных, а иногда и невероятных педагогических приемов. Поэтому очень оправдывает себя система нестандартных форм обучения. Игра во всех ее формах развивает самостоятельность учащихся, их творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление. Введение в учебный процесс новых нестандартных элементов оживляет и эмоционально окрашивает деятельность не только учащихся, но и учителя.
Учащиеся могут проявить себя в игре с самых разных сторон: кто-то блеснет эрудицией, кто-то артистизмом, а кто-то откроет в себе такие способности, которые не проявляются в обычной учебной деятельности. Подготовка, организация и проведение игр сплачивает ребят, учит действовать сообща и в то же время помогает показать знания и находчивость, соревнуясь друг с другом. Самое важное в подготовке и проведении игр – привлечь к участию и заинтересовать как можно больше школьников. В процессе неформального общения возникает взаимопонимание, расширяется круг друзей, а любая созидательная деятельность способствует развитию у учащихся позитивных качеств, развивает творческие способности и создает условия для самовыражения. Школьники начинают использовать свои знания в жизни, стремятся расширить свой кругозор, не останавливаются на достигнутом. В то же время участники игры получают важный опыт достойного восприятия жизненных неудач, учатся не отчаиваться, верить в свои силы и делать выводы на будущее. Играя, они без особых усилий получают и запоминают много интересной и полезной информации.
Используемая литература
- Белинская Т.В. О развитии познавательного интереса на уроках-соревнованиях. М. - 2003
- Гребенкина Л.К., Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2000
- Енякова Т.М. Внеклассная работа в начальной школе. – М., 2004
- Калетина Н.И., Ефременко О.А., Захарова В.Ф., Черкасова О.Г. Игровой метод в обучении. – М., 1999
- Каплунович И.Я., Казанина С.М. Учить – значит развивать. М. 2003
- Качалова Г.С. Давайте поиграем. М. 2001,
- Коротышева Ю.Н. Об уроках взаимообучения и взаимоконтроля. М. 2002
- Краева Л.И., Грузнова Т.А., Мартынец Н.Д. Современные педагогические технологии. – Сыктывкар, 1999
- Курганский С.М. Интеллектуальные игры. – М., 2006
- Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. – М. 2003
- Мищенкова Л.В. Калейдоскоп увлекательных мероприятий. Волгоград. 2009.
- Пичугина Г.А. Дидактические игры. – М., 2002
- Пичугина Г.А. Учимся, играя. М. 2008.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998
- Соколова О.Н. Урок–игра как форма обобщения знаний. М. 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО по теме "1. Использование нестандартных форм обучения в начальном звене как средство развития творческого потенциала личности учителя и ученика"
Введение в школьную программу начальных классов нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от пробл...
Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока.
Материал использовался на семинаре по теме "Нетрадиционные уроки в современной школе"...
Доклад по теме: «Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования» Игровые формы обучения в начальной школе.
В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12-летнее обучение, и этот шаг является важным для вхождения в мировое образовательное пространство. Согласно Концепци...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Школа существует для детей. А так ли это? И да, и нет. Если ребенка рассматривать как объект обучения, то нет. А если ученик - творец, т.е. субъект, в процессе обучения активен, то тогда - да! И я при...
Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока.
Материал моего выступления по данному вопросу на педагогическом совете...
Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока
В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует подде...
Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока.
Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока....