Индивидуальный подход – средство всестороннего, гармонического развития личности
статья на тему
Индивидуальный подход – средство всестороннего, гармонического развития личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_podkhod.docx | 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный подход – средство всестороннего, гармонического развития личности
Свою статью хочется начать с анализа индивидуальных способностей детей. Индивидуальность – это самобытность человека, которая реализуется в проектировании и выборе своего жизненного пути. Одним из основных смыслов детства является становление, поиск « самости» при выборе своего социо - культурного образца, поиск принадлежности той или иной группе сверстников. Созидая самих себя, дети тем самым в процессе детского общения создают ценности, культуру будущего взрослого общества.
Обучение детей должно строиться в форме творчески продуктивной деятельности. Для младшего школьника результат деятельности начинает приобретать значение лишь в том случае, если ребёнок оценивает себя и других не только по процессу деятельности, но и в зависимости от того, что именно он умеет делать, что у него получается.
Знания, умения, навыки, которые необходимо осваивать как инструментарий любой деятельности, должны занимать в структуре детской деятельности соответствующее место. Продуктивным творчество будет в том случае, если внутри него возникает необходимость освоения соответствующих знаний. Внимание учителя должно быть направлено на организацию соответствующей возрасту деятельности и общения, а не собственно процесс усвоения.
Исследования показали, что у младших школьников наблюдается достаточно выраженные различия в предпосылках способностей, например, такие. Как соотношение художественного и мыслительного типов деятельности.
В этом возрасте дети художественного типа, как правило, с удовольствием занимаются лепкой, рисованием, аппликацией, у них нередко проявляются способности к математике, они имеют развитое воображение, любят экспериментировать. Таких людей отличает выраженная эмоциональность, импульсивность, хорошая непроизвольная память.
У детей мыслительного типа чаще наблюдаются языковые способности. Для них характерен довольно высокий уровень саморегуляции, они отдают предпочтение упорядоченным формам деятельности. Детей художественного и мыслительного типов отличают различия в средствах и способах саморегуляции и познания мира. Знаковые системы, на которые опираются дети мыслительного типа, носят скорее словесный характер, дети художественного типа используют образ.
Организация образования младших школьников в формах продуктивной творческой деятельности дает возможность детям не только опробовать, найти себя в разных видах деятельности, но также развернуть и освоить собственные способы и средства осуществления деятельности. Задача учителя состоит в том, чтобы поддержать усилия детей в поиске себя.
Для всестороннего развития личности процесс обучения и воспитания должен носить личностно-ориентированный характер и гуманистическую направленность. Исходная позиция личностно-ориентированного образования в том, что главное – личность учащегося и его развития. Все в образовании должно соответствовать приоритету личности.
Ведущие идеи гуманистического образования и личностного образования выражаются в трех заповедях:
- Первая заповедь – искать и видеть «человека в человеке».
- Вторая заповедь – вера в человека, в потенциал, заложенный в нем.
- Третья заповедь – сущность человека в его постоянном постановлении, саморегуляции и раскрытии (М.Н.Бахтин).
Изложенные гуманистические основы личностно-ориентированного подхода к построению образовательного процесса определяются следующими педагогическими основаниями:
- Развитие адекватной гибкой и здоровой «я - концепции».
- Становление полноценно функционирующей личности.
- Собственно личное развитие.
- Помощь в личностном росте, раскрытие своих способностей.
- Обеспечение процесса естественного развития учащегося.
Источниками и движущими силами развития личности становятся:
- Создание условий, необходимых для реализации внутренних сил и возможностей ребенка.
- Межличностный контакт, диалог с ребенком.
Изложенные выше основы личностно-ориентированного обучения предполагают изучение, знание интересов, способностей, достижений и проблем учащихся на основе принципов систематичности, дифференциации и индивидуализации.
Дифференциацию можно классифицировать:
- По характеру индивидуальных способностей учащихся (способности, интересы, мотивы учения)
- По способу организации познавательной деятельности учащихся (фронтальные, групповые, индивидуальные).
Как видим, дифференциация тесно связана с индивидуализацией обучения, которая определяется как организация учебного процесса, приемов обучения учитывает индивидуальность учащихся.
В реальной практике технологии индивидуализации при работе в классе еще не предполагает обязательного учета особенностей каждого учащегося. Учащиеся группируются по какому-либо комплексу качеств, что фактически отвечает дифференциации. В основе дифференциации должно быть непостоянные упрощения содержания учебного материала, а дифференциация помощи ученикам со стороны учителя.
Таким образом, дифференциация представляет собой гибкое средство, которое при строгом соблюдении одинакового объема знаний по основным учебным предметам позволит обогащать учебную работу, выявлять и развивать интересы учащихся, их склонности и способности.
Для успешного развития личности я учитывала принцип природосообразности ребенка, т.е. стартовый ресурс ребенка. На основе этого принципа строятся принципы индивидуальности и личностного ориентирования.
Принципы природосообразности выявляется при помощи педагогических карт, которые составляются учителем на каждого ребенка. Ученики оцениваются по следующим критериям: социальная активность, учение, социо-экологическая культура, коммуникабельная культура, этический потенциал, самооценка, отношение к своему физическому развитию и здоровью, эстетический потенциал. Ученики оцениваются по 4-х балльной системе каждые полгода с целью слежения за развитием личности. Такая карта называется педагогический портрет в статистике. Педагогический портрет в статистике позволяет выявить проблемы у конкретных учащихся и выстраивать перспективу технологии дифференцируемого индивидуального обучения.
В учебном процессе реализация принципа природосообразности обеспечивается используемостью методов и методических приемов, способствующих формированию учебных интеллектуальных умений и навыков.
Принцип индивидуализации и дифференциации воплощается в создании ситуации, требующей проявления воли, упорства, настойчивости. Этот методический прием используется в организации конкурсов, викторин, соревнований по различным учебным предметам.
Принцип личностного ориентирования раскрывается на всех уроках школьной программы, при использовании разных методических приемов. Например, создание нового значения, освоения опыта деятельности по аналогии с существующими. Этот метод дедукции раскрывается на уроках математики и русского языка при введении различных вариантов для решения проблемы. Принцип индивидуализации и дифференциации воплощается в такой форме организации учебного процесса, как работа в парах сменного состава.
Для успешного усвоения учебного материала я использую технологии и принципы природосообразности, дифференциации и индивидуализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный подход - средство всестороннего гармоничного развития учащихся
Литературная игра по сказкам Г. -Х. Андерсена «Эти старые, старые сказки….»...
методическая тема: « Лично – ориентированный подход педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего школьника».
« Лично – ориентированный подход педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего школьника»....
Статья "Индивидуальный подход – средство всестороннего, гармонического развития личности".
В статье раскрываются идеи гуманистического образования, основы личностно-ориентированного обучения,принципы систематичности, дифференциации и индивидуализации....
Влияние физкультуры и спорта на развитие гармонически развитой личности
Физическая культура и спорт приобрели в наше время такую социальную силу и значимость, аналога каким в истории обще...
Статья "Русская народная игрушка, как средство формирования и развития личности ребенка"
Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине... Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда со...
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧЕСКИ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
Данная статья основана на личном опыте работы в данном направлении...