Консультация для родителей :"Формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения".
консультация (4 класс) на тему
С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_uchastiya_roditeley.docx | 519.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.
Консультация для родителей учащихся
<Формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения.>
Составитель: Михеева Елена Евгеньевна
2014г.
г.Подольск
Содержание:
- Вступление.------------------------------------------------3
- Теоретическое обоснование содержания
работы образовательного учреждения
с родителями и формы этой работы. ------------------4-13
- Практическое применение.-----------------------------14
- Заключение.------------------------------------------------17
- Список литературы.---------------------------------------18
- Приложение.-----------------------------------------------19-20
Вступление.
Актуальность этой темы в том, что школе необходимо уделять должное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов, развитию творческой и свободной личности ребенка.
С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.
Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи. Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Известно, что наиболее эффективное развитие способностей ребенка, раскрытие его творческого потенциала осуществляется в условиях разнообразной деятельности, а где как не в семье возможно включение ребенка в самые многообразные виды деятельности.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных, жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимопонимания и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Теоретическое обоснование.
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, в том числе в семье;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования и семейного воспитания;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся в различных воспитательных структурах (школа, семья, социальные институты и др.);
- построение воспитательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся (в том числе семейных традиций).
Стандарт ориентирован на становление личностных качеств ученика («портрет выпускника начальной школы»), особую роль, в развитии которых играют родители как субъекты образовательного процесса:
- любящего свой край и своё Отечество, уважающего свой народ, его культуру, духовные и семейные традиции;
осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества;
- активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда и творчества;
- умеющего учиться, осознающего важность самовоспитания и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике;
уважающего своих родителей и других людей;
- осознанно выполняющего правила здорового и экологического образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
В основе ФГОС лежат Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Названные Концепции представляют собой нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с разными субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся в семье и школе.
Программа воспитания и социализации обучающихся ориентирована на развитие у них базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, начальное формирование которых происходит именно в семье.
Ступени реализации Концепций отражают базовую роль и значимость родителей в данном процессе.
Различают следующие ступени:
1.Усвоение ребенком ценностей семьи с первых лет жизни имеет непреходящее значение для человека. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
2.Осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
3.Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.
4.Сформированность Российской гражданственности высшей ступени процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
Одними из важных условий реализации образовательной программы ФГОС, являются:
- участие родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения и условий ее реализации;
- обновление содержания образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации и др.
Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы должны обеспечивать формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской общественности посредством различных форм просвещения и консультирования.
Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом.
Для обеспечения реализация ФГОС рекомендуется организация комплексной методической работы с родителями и общественностью, которая может быть представлена следующим содержанием.
Содержание работы образовательного учреждения с родителями в реализации идеи ФГОС нового поколения.
Ведущая идея системы работы педагогического коллектива школы с родителями - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Ведущая идея реализуется на основе и с учетом поставленных задач по организации совместной деятельности родителей и образовательного учреждения, направлений содержания деятельности, набора специальных методов и форм работы.
Среди основных задач организации совместной работы школы и родителей можно выделить следующие:
- повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
- участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Направления содержательной деятельности с родителями:
- Изучение семей обучающихся:
пополнение Банка педагогических данных о родителях учащихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);
диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся;
диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе;
пропаганда успешного опыта семейного воспитания учащихся;
психологическое тестирование родителей по уровню подготовки учащихся;
индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях;
родительские собрания; “Психологический комфорт в семье и школе — условие успешной познавательной деятельности”, “Педагоги и родители — одна семья”, “О душевном тепле, заботе, любви в общении, с детьми”, “Коммуникационные особенности в общении с детьми ”, “Как ликвидировать конфликт с ребенком?”.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей:
родительский лекторий: “Воспитание в семье и школе: проблемы, поиски, решения”, “Основы духовно-нравственного воспитания в отечественной педагогической культуре”;
встречи с медицинскими работниками: “Психолого-физиологические возрастные особенности младших школьников”. “Здоровый образ жизни: диагностика и профилактика детских заболеваний”;
встречи Родительского комитета, Управляющего совета с администрацией школы, учителями: “Современные требования к учащимся по изучению отдельных предметов”, “Повышение качества образования — приоритетное направление модернизации сферы образования”;
встреча с юристом, психологом. “Права и обязанности ребенка ”.
- Массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся:
подготовка поощрительных призов, подарков учащимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного уровня;
конкурс “Мама, папа, я — спортивная семья”, семейные альбомы;
мероприятия: “Седьмое чувство”, “Русский день”, “Крестики-нолики”, “Вместе весело шагать”;
конференция “Круг семейного чтения”;
совместный концерт родителей и учащихся по итогам учебного года;
выставка “Семейное хобби, увлечения, занятия”, “Семейные традиции”;
совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки;
- Проведение открытых мероприятий для родителей;
конкурс отцов и сыновей “А ну-ка, парни!”;
конкурс матерей и дочерей (хозяюшек) “А ну-ка, девушки!”;
конференция по обмену опытом воспитания детей “Воспитание детей — забота, труд, радость”;
организация благоустройства и озеленения школьного двора;
ремонт и оформление классных кабинетов.
- Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:
создание Управляющего совета;
организация деятельности Родительского комитета;
организация деятельности Клуба молодой семьи;
создание фонда развития школы для поддержки инновационных процессов;
разработка системы договоров между родителями и школой;
беседы с учителями по обмену мнениями и пожеланиями совершенствования образовательного процесса;
обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей.
- Работа в составе школьного совета:
участие родительского комитета в разработке Устава школы;
участие в работе школьных и общественных Советов (родительских советов, попечительских советов, управляющих советов и в других формах).
проведение общешкольных классных родительских собраний, в рамках которых происходит ознакомление с основными положениями ФГОС и Концепциями, а также участие родительской общественности в разработке плана реализации ФГОС и Концепции.
- Повышение педагогической культуры родителей:
знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;
изучение закономерностей развития ребенка;
содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;
- Пропаганда здорового образа жизни в семье:
родительские практикумы по закаливанию;
практикумы по физической культуре и организации режима двигательной активности;
организация режима дня и сбалансированного питания детей в семье;
организация встреч с представителями детского здравоохранения и спорта;
семинары по ОБЖ ребенка в условиях семьи;
клуб любителей семейных путешествий;
совместное изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах.
- Повышение правовой культуры родителей:
изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;
изучение Конвенции ООН о правах ребенка;
изучение Закона РФ “Об образовании”;
программа развития и воспитания детей, имеющих особые образовательные потребности.
Методы работы с родителями:
- наблюдение;
- индивидуальные беседы;
- тестирование;
- анкетирование;
- диагностика;
- анализ детских рисунков и рассказов о семье;
- метод коллективно-творческой деятельности.
Формы работы с родителями.
- Формы участия родителей в управлении ОУ:
- а) инвесторы-спонсоры;
- б) социальные заказчики образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг;
- в) эксперты качества образования;
- г) защитники прав и интересов ребенка.
Такое участие родителей в жизни школы влияет не только на развитие образования в целом и расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате, но и содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.
- Формы психолого-педагогического просвещения родителей:
Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы
воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).
Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.
Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).
1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.
Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.
2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Виды родительских собраний
а) организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;
б) собрания по плану классного всеобуча родителей, являются формой педагогического просвещения членов родительского коллектива;
в) тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного класса
г) собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;
д) собрания – практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию.
е) итоговые, имеющие целью показать учебно – воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни класса
Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Примерные темы родительских вечеров:
1. Рождение ребенка и его развитие в дошкольный период.
2. Первые книжки ребенка.
3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
4. Друзья моего ребенка.
5. Праздники нашей семьи.
6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
8. Песни, которые пели и поют наши дети.
Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.
Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».
Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Практическое применение.
В свете требований ФГОС я использую различные виды работы с родителями. Особое внимание уделяю проведению родительских собраний не в традиционной форме, когда учитель освещает проблемы обучения и воспитания как лектор, а при активном участии родителей. Стараюсь использовать работу в микрогруппах. Еще мною опробована форма проведения совместного с детьми родительского собрания, которая, по моему мнению, эффективна при решении нравственных вопросов.
Родительское собрание в 4 классе « О детской дружбе».
Цели:
- Выявить представления детей и родителей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг
- Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности и отдыха.
Участники: учащиеся 4 класса, родители и классный руководитель.
Подготовка.
- За две недели до собрания классный руководитель приглашает членов родительского комитета и вместе с ними обсуждает замысел собрания и содержание материалов книг и журналов, предлагаемых для использования при подготовке и проведении совместного собрания родителей и учащихся.
- Одному из членов родительского комитета поручается изучить статью « И снова о драках» (« семья и школа»,1987г. №3) и познакомить с ее содержанием всех родителей.
- С детьми читаются и обсуждаются тексты из книг «Азбука нравственного содержания» и «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками»:
- «Один за всех и все за одного» М. Водопьянова,
- «Перышко» В. Осеевой,
- «Высшая мера наказания» Б.Никольского,
- «Терешка» В. Косова,
- «Мои друзья Колька и Сергей» В.Клевцова,
- «Над кем лучше смеяться» Л.Сергеева,
- «Требуется друг» А.Барто.
4.За неделю до собрания родителям раздаются бланки, анкеты, ответы на вопросы которой анализируются членами родительского комитета вместе с классным руководителем (Приложение1)
5. Классным руководителем проводится анкетирование учащихся (Приложение 2)
Оформление, оборудование и инвентарь:
- В классной комнате оборудуются рабочие места для четырех микрогрупп и ведущих собрания. На столах лежат : текст для коллективного обсуждения, фломастеры и половинка листа ватмана.
- Классная доска поделена на три части. На первой части написано определение понятия «дружба» из толкового словаря В.И. Даля: « Дружба - …бескорыстная стойкая приязнь», а на второй половинке помещены следующие пословицы о дружбе:
- Без беды друга не узнаешь.
- Друг познается в несчастии.
- С хорошим товарищем веселее в удаче, легче в беде.
- Недруг поддакивает, а друг спорит.
- Дружба дружбе рознь, а иную брось.
- Твоя свобода махать кулаками заканчивается, где начинается нос твоего соседа.
Третья часть доски остается свободной, так как на это место микрогруппы в ходе собрания будут прикреплять листы ватмана с ответами на полученные ими задания.
Ход проведения собрания.
Первая часть.
- Родители и дети занимают отведенные места для работы в микрогруппах. В каждую мигрогруппу входит один из членов родительского комитета. Он выполняет роль организатора рабочей группы.
- Собрание открывает председатель родительского комитета. Он сообщает тему, знакомит с регламентом.
- Классный руководитель: Что такое настоящая дружба? Как она проявляется? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов не существует. Но над этим вопросом должен задуматься каждый. Понятие, противоположно дружбе – эгоизм. Если человек – эгоист, то у него не может быть настоящего друга (чтение определения В.И.Даля). На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе сказал что-нибудь хорошее, не потому , что это выгодно. Ты дружишь с человеком, потому-то он близок тебе, близки его интересы и взгляды. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за красивые глаза. Умеет человек красиво, модно одеваться, есть у него игрушки – буду с ним дружить, нет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг.
- Работа в микрогруппах. Каждая группа получает один или два текста для коллективного обсуждения, отвечает на заданные вопросы в конце и в соответствии с рассмотренными текстами формулирует правило дружбы, которое записывается на листе ватмана.
- Защита правил. Каждая микрогруппах кратко излагает содержание полученного текста, читает вопросы к нему, дает на них ответы, зачитывает и обосновывает правило дружбы, прикрепляет лист ватмана с правилом на доску.
В конце представления правил дружбы дети находят соответствующую пословицу, объясняют их смысл, приводят примеры из жизни класса.
Правила дружбы еще раз читаются, делается обобщение. Принимается решение собрания: ежедневно жить по правилам дружбы.
Правила дружбы:
- Помогай товарищу, если умеешь делать что-то – научи его. Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь. Умей сопереживать товарищу не только в горе, но в радости.
- Старайся выручить товарища. Поделись с ним интересными книжками, школьными принадлежностями – всем, чем могло бы помочь другу.
- Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу правду. Не ябедничай!
- Не ссорься с товарищами, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам. Если поступил плохо – не стесняйся признаться и исправить.
После принятия решения дети уходят из класса, а родители продолжают работать еще 15 мин.
Вторая часть.
- Родители читают и обсуждают статью журнала.
- Другой член родительского комитета информирует о результатах анкетирования.
Заключение.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
Во-первых, между школой и родителями должна быть информационная открытость внутри общего школьно-семейного пространства. Это характеризует не только информированием родительской общественности о жизнедеятельности образовательного учреждения, но и диагностической работой в отношении состава семей, обработкой и анализом имеющейся информации.
Во-вторых, объединение возможностей и ресурсов школы и родительской общественности для решения обоюдно значимых задач.
В-третьих, управленческая деятельность.
Федеральный государственный стандарт образования второго поколения предполагают расширить задачи родителей при получении нашими детьми образования. Регулярно расписываться в дневнике, посещать родительские собрания, решать за ребенка трудные задачки – это вчерашний день. Сегодня родительские функции гораздо шире и глубже. Это и забота об интеллектуальном и общекультурном развитии своих детей, и содействие их саморазвитию и самопознанию, конкурентоспособности. Родители обязаны сопровождать личностный рост ребенка на протяжении всей его школьной жизни в тесном сотрудничестве сначала с первой учительницей, потом с классным руководителем и учителями-предметниками. Отсюда следует, деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Родители должны сами осознавать возможность и необходимость своего внутреннего роста с чего и начинается воспитание родителей. Только целенаправленная, систематическая и совместная деятельность педагогов с родителями поможет эффективно воздействовать на детей, воспитывая всесторонне развитую, творческую и свободную личность.
- Литература:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами, последние изменения внесены Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2005 года № 100–ФЗ)
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами, последние изменения внесены Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2005 года № 100–ФЗ)
- .Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223. - (Стандарты второго поколения).
- Гликман И.З. Теория и методика воспитания/ И.З.Гликман. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Уч.издание /сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. М - 2010. С.23.
- Мудрость воспитания. Книга для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад., Э.Д. Днепров., Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с. - (Библиотека для родителей).
- Настольная книга классный руководитель./ Авт.-сост. Е.И.Лунина, Н.С.Шепурева и др. – Ростов Н./Д, 2001: Изд-во: Феникс. – 383 с.
- Организация внешкольного досуга./ Сост. В.П.Шашина. – Ростов н/Д, 2002. – 351 с.
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. М-2009. С.50.
- Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. – М.: Изд-во центр ВЛАДОС, 2000. – 255 с.
- 13.Калейдоскоп родительских собраний/ Е. Н. Степанов, Л.В.Галактионова и др. – Москва 2003г.
Приложение1.
Анкета для родителей.
1. Есть ли у вашего ребенка друзья? Если нет, то задумывались ли, почему? Кто виноват в том, что друзей нет?
2.Знаете ли вы друзей вашего ребенка?
3.Как вы встречаете друзей своего ребенка?
- всегда доброжелательно, приветливо
- в зависимости от настроения
- сухо, с недовольным видом?
4. Нравится ли вам друг вашего ребенка? Если да, то чем? Если нет, то почему?
5.Кого бы хотели видеть другом своего ребенка?
- только отличника
- хорошего ученика, спокойного, уступающего во всем
вашему ребенку
6.Знаете ли вы родителей друга вашего ребенка?
7. Дружите ли вы семьями?
8. Замечали ли вы, что у вашего ребенка появляются какие-то обязательства по отношению к другу?
9.Как вы считаете, ваш ребенок – хороший друг?
10.Как вы поступите, если между детьми возникает конфликт?
Приложение 2.
Анкета для детей.
1.Есть ли у тебя в классе друг?
2.Что ты больше всего ценишь в своем друге?
3. Какие радости и огорчения бывают в дружбе?
4. Что значит дружить хорошо?
5. Как ты поступишь, если твой друг не захочет, чтобы ты еще с кем-то дружил?
6. Когда мы говорим «ябеда», а когда – «хороший товарищ»?
7.Что ты сделаешь, если вы с другом поссорились?
8. Если у тебя нет друга, то кого ты выберешь в друзья: отличника, хорошего и доброго ученика, который будет тебе подчиняться, тебе все равно, как он учится, лишь бы он был добрый, честный справедливый?
9.Приходит ли друг к тебе домой?
10. Как его встречают твои родители? (приветливо, по настроению, с недовольным видом)
11.Бываешь ли ты в гостях у друга?
12. Как тебя там встречают (приветливо, по настроению, с недовольным видом)
13.Ты считаешь себя хорошим другом?
14.Что нужно делать для того чтобы все дети класса жили дружно?
15.Что можешь сделать ты для этого?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения»
Собрание родителей будущих первоклассников, которое проводится в апреле текущего года. Практика показывает, что такой заблаговременный разговор с родителями делает более действенными советы учителя, б...
Формы участия родителей в реализации идей ФГОС.
Трехуровневая модель взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся 1-й уровень – информационно-аналитический. Данный уровень характеризуется не только информированием ...
Внеурочная деятельность в младшей школе как важное условие реализации деятельности ФГОС нового поколения
Выступление на педагогическом сговете....
Совершенствование форм и методов организации внеурочной деятельности по бурятскому языку в условиях реализации ФГОС нового поколения
В связи с переходом на ФГОС нового поколения изменился учебный план. В начальных классах не отведены часы на предметы национально-регионального компонента, в связи с этим появились трудности преподава...
практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и
Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...
Формы участия родителей в реализации идей ФГОС
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) прид...
«ФОРМЫ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ФГОС нового поколения»
laquo;ФОРМЫ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ФГОС нового поколения»...