Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Дети с трудом сосредотачиваются на одном предмете? Импульсивны и очень подвижны? Тогда следующая информация для вас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
giperaktivnoe_rasstroystvo_s_defitsitom_vnimaniya.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
В нашей стране используется термин ГРДВ – гиперактивное расстройство с дефицитом внимания, что также характеризует лёгкое отличие в функционировании центральной нервной системы ребёнка. Это выражается в следующем: ребёнку трудно сосредоточиться и внимательно слушать в течение долгого времени; он не может сконцентрировать внимание
на одном основном предмете или организовать учебный материал, легко
отвлекается.
Поведение такого ребёнка может выражаться в импульсивности, повышенной двигательной активности, беспокойстве и дополнительных учебных проблемах. Однако следует заметить, что не каждый ребёнок с дефицитом внимания гиперактивен.
Синдром дефицита внимания делится на два основных типа:
1) дефицит внимания с гиперактивностью (СДВГ). Дети с таким типом расстройства более заметны, их легче диагностировать. Они с трудом
сосредоточиваются на одном предмете, кроме того, импульсивны и очень
подвижны;
2) дефицит внимания в чистом виде(СДВ). Этот тип расстройства труднее
выявить и диагностировать. Дети как будто слушают, но на самом деле
думают о чём-то другом, легко отвлекаются. Они спокойны, не особо подвижны, и учитель не обращает на них внимания. Если ребёнок страдает СДВГ, то взрослый может столкнуться со следующими формами поведения.
Физическое поведение: ребёнок ёрзает, корчит рожицы, вертится – словом, постоянно находится в движении; он неуклюж; часто падает; натыкается на других учеников или на предметы в классе.
Учёба: не слушает указания; начинает работу, не дослушав или не дочитав инструкции; у него плохой почерк; теряет или не кладёт на место тетради, ручки и другие принадлежности; может чаще подходить к столу учителя, чем остальные ученики; нередко спрашивает о вещах, которые могут касаться обсуждаемой темы, но могут быть и посторонними; даёт неожиданные ответы на вопросы; может первым закончить классную работу, контрольное задание и т.п., но сделает это хуже, чем способен; иногда слишком сосредоточен на каком-либо предмете, вплоть до навязчивой идеи.
Социальное поведение: он склонен распоряжаться другими детьми;
склонен упорно возражать против того, что кажется ему несправедливым;
вмешивается в чужие разговоры; вторгается в игры или занятия других детей; с ним постоянно что-то случается; он может игнорировать других или просто уйти во время разговора.
Эмоциональное поведение: его настроение меняется внезапно и резко; он легко уязвим; легко расстраивается; склонен излишне остро реагировать на критику.
Внешний вид: может казаться растрёпанным – даже через пять минут
после того, как привёл себя в порядок; часто погружен в свои мысли;
может говорить сам с собой, безмолвно шевеля губами.
Очевидно, что формирование универсальных умственных действий у
детей с СДВГ будет иметь свои особенности. В этой статье мы приведём
конкретные рекомендации и советы для родителей. Они сформулированы на основе зарубежных исследований Elaine M. Gibson,
Shirley Golan_Miry, Karen Sundershaft, Judith Stern и Uzi Ben_Ami.
При формировании у первоклассников регулятивных универсальных
умственных действий (УУД) учителя делают акценты на умениях: определить цель деятельности на уроке, работать по плану, контролировать выполнение задания, оценивать правильность выполненного задания,
высказывать свои предположения. Всё это возможно, если у детей уже
есть организационные навыки. Именно их следует вырабатывать учителю
совместно с родителями детей с дефицитом внимания.
РОДИТЕЛЯМ.
Используйте контрольные списки. Выработайте у ребёнка привычку
использовать список «Что сделать». Такие списки пригодятся при выполнении домашних заданий, работ по дому и при сборе вещей на завтра. Зачёркивание выполненных пунктов списка поможет детям ощутить, что
задание завершено.
Организуйте выполнение домашних заданий. Пусть ребёнок перед началом работы над домашними заданиями пронумерует их в том порядке, в котором они должны быть сделаны. Дети должны начать с не слишком длинного или трудного задания, но оставлять самое сложное напоследок
тоже нельзя.
Определите место для занятий. Дети должны ежедневно делать уроки в одном и том же месте, чтобы все необходимые принадлежности и
материалы были у них под рукой. Место должно быть спокойным, с наименьшим количеством отвлекающих факторов.
Определите время для занятий. Дети должны знать, что каждый день
определённое время следует уделять учёбе и выполнению домашних заданий. Большинство детей предпочитает делать уроки сразу после школы,
чтобы быстрее с ними разделаться, но это не лучший вариант. И даже если у вашего ребёнка нет домашних заданий, свободное от них время надо
использовать для того, чтобы просмотреть классные уроки или почитать в своё удовольствие.
Проводите еженедельную уборку.Детей надо поощрять раз в неделю
разбирать портфель и тетради. Старые бумаги надо собрать и сохранить
в отдельной папке.
Подготовьтесь заранее к следующему дню. Прежде чем ваш ребёнок ляжет спать, он должен собрать портфель. Одежду следует погладить и приготовить – с ботинками, носками и другими аксессуарами. Это поможет избежать утренней суеты и позволит заблаговременно подготовиться к следующему дню.
Помните, что дети с СДВ нуждаются в систематизации. Таблица или список непременно помогут ребёнку, когда он теряется в том, что ему надо сделать. Ему необходимо напоминание, повторение, направление, границы, систематизация.
Повторяйте указания, записывайте их и проговаривайте. Детям с СДВ нужно слышать одно и то же более одного раза.
Разбивайте длинные задания на
более короткие. Это один из важнейших методов обучения и воспитания
детей с СДВ. Длинные задания зачастую перегружают ребёнка, и он отступает с чувством, что никогда не сможет это сделать.
Используйте трюки для улучшения памяти. Любые маленькие трюки, которые вы можете придумать, – намёки, рифмы, коды и т.п. – могут
помочь улучшить память.
Объявите то, что вы собираетесь
сказать, затем скажите это и потом повторите то, что сказали.
Упрощайте указания. Упрощайте выбор. Чем меньше слов, тем больше
шансов, что ребёнок вас поймёт. Используйте колоритную речь: так же,
как и цветное кодирование, она помогает сохранить внимание.
Повторяйте, повторяйте, повторяйте. При этом не раздражайтесь. Ваш гнев не улучшит память ребёнка.
Установите границы. Это не наказание. Границы сдерживают и успокаивают детей. Делайте это последовательно, уверенно и просто. Не вступайте в дискуссии о справедливости. Такие дискуссии и споры только
отвлекают.
Позволяйте себе шутить, быть оригинальными и экстравагантными. Вносите новизну – она нравится детям с СДВ. Они реагируют на неё
с энтузиазмом. Это помогает удерживать внимание – как детское, так
и ваше.
Дети с СДВ положительно реагируют на вознаграждения и стимулы.
Система баллов может быть частью коррекции поведения или системы
вознаграждений младших детей. Многие из них – маленькие предприниматели.
Возложите на ребёнка ответственность. Давайте детям возможность придумать самим, как помнить о том, что надо сделать.
Хвалите, гладьте, одобряйте, поощряйте.
Проводите физзарядку.
Поддерживайте постоянный визуальный контакт.
Позвольте ребёнку иметь спасительную отдушину. Пусть он выйдет
на короткое время из комнаты, если ему это необходимо и поможет прийти в себя. Зато ребёнок научится таким важным вещам, как самоконтроль и саморегуляция.
Позаботьтесь о постоянной обратной связи. Она помогает удержать
ребёнка на правильном пути, позволяет ему знать, чего его ожидают и
достиг ли он поставленных целей, а также поощряет и поддерживает. Отмечайте любые положительные поступки и говорите ребёнку, что вы
думаете.
Постарайтесь осторожно давать точные и ясные советы в социальном
плане. Многие дети с СДВ кажутся равнодушными и эгоистичными, тог_
да как на самом деле они просто не научены взаимодействию. Если у ребёнка есть трудности в понимании социальных намёков, таких как язык
жестов, выражение голоса, выбор времени и т.п., – к примеру, скажите:
«Прежде чем ты расскажешь свою историю, сначала послушай историю
кого-то другого».
Дети с СДВ часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут.
Литература
1. Заваденко, Н.Н. Гиперактивность и дефи_
цит внимания в детском возрасте / Н.Н. Зава_
денко. – М. : Академия, 2005. – 317 с.
2. Homework Helper : Help for the 3 R's
[Электронный ресурс]. – http://adhd_kids.
narod.ru/articles/homework_helper.html
3. Gibson, Elaine M. 30 Tips on Managing
Attention Deficit Disorder at Home [Электрон_
ный ресурс] / М. Elaine Gibson. – http://
adhd_kids.narod.ru/articles/30tips_home.html
4. Tips for Developing Organizational Skills
in Children [Электронный ресурс]. –
http://adhd_kids.narod.ru/articles/ld_organi_
zation.html
5. To Those Who May Teach My Child [Элект_
ронный ресурс]. – http://adhd_kids.narod.ru/
articles/dear_teacher.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: Синдром дефицита внимания и гиперактивности: клиника, диагностика, патогенез, современные подходы к терапии и коррекции.
Актуальность данной проблемы выбрана не случайно, так как в последнее время прослеживается тенденция к увеличению детей имеющих подобный диагноз. В данной презентации доступно для родителей и ...
Ребёнок с СДВГ (дефицитом внимания и гиперактивности) (рекомендации для родителей)
Данная памятка поможет родителям понять своих детей и подобрать нужные приёмы общения....
СДВГ ( синдром дефицита внимания и гиперактивности) (книжка-помощница)
Книжка-помощница для учащихся с СДВГ. Психологическая информационная поддержка в трудные минуты....
Междисциплинарный подход в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)
В статье рассмотрена актуальность проблемы обучения детей с СДВГ в условиях ФГОС. Дана психологическая характеристика данных детей, освещена организация работы специалистов: психолога, учит...
Помощь детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Памятка учителю начальных классов...
Сборник приемов по профилактике и коррекции гиперактивного поведения и дефицита внимания младших школьников
Данный сборник предназначен для использования в педагогической практике учителями начальных классов, студентами специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, а также родителями младших школ...