Родительское собрание "Трудности адаптации первоклассников в школе"
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Шашкова Ирина Михайловна

Данная разработка содержит план - конспект и презентацию по теме "Трудности адаптации первоклассников в школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:


                                                               Родительское собрание
           
«Трудности адаптации первоклассников в школе»
Задачи: познакомить родителей с вопросами адаптации ребёнка к школе, их решением; проанализировать своё отношение к этой проблеме; предложить практические советы по адаптации первоклассников; научить родителей понимать свои родительские права и обязанности, уметь правильно их применять в общении со своими детьми.
Форма работы: информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума.
 
Участники: классный руководитель, родители 
 
Основные вопросы для обсуждения: 
1. Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.
2. Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.
3. Система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению.
4. Родительский практикум по проблеме.
 
Оборудование:  
1. Фото — выставка «Мы – школьники».
2. Выставка рисунков детей-первоклассников «Мои первые дни в школе».
Ход собрания
                                                                           
Педагогика должна стать наукой для всех
                                                                                          –
и для учителей, и для родителей.
                                                                                                                           
В.А.Сухомлинский
I.Собрание начинается с обсуждения с родителями первого школьного дня ребёнка
    Родители делятся друг с другом и классным руководителем теми впечатлениями, которые оставил первый школьный день в душе ребёнка, как его поздравляли члены семьи, в честь того, что он стал школьником.
Слайд 1

 
II.Эмоциональный настрой на собрание
Родительский практикум в виде игры «Радуга чувств»

     На доске радуга, каждая дуга которой выражает самые разнообразные чувства, которые может испытывать человек. После того, как Ваш ребёнок переступил школьный порог, в Вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Выберите свою разноцветную дугу и назовите это чувство. (Светлая цветовая гамма – положительный настрой, тёмная – проблемы в адаптации).
 
III.Обсуждение вопроса посредством фронтальной беседы

     Уважаемые родители! Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас – это наши дети.

Но сегодня, сидя за партой на том месте, на котором сидит ваш сын или дочь, мы учимся постигать формулу родительской педагогики. Возьмите листочки, которые лежат перед вами, рассмотрите их: одна сторона его чиста, а вторая заполнена. На заполненной страничке написаны предложения, в которых рассказывается о том, что я, как педагог, увидела в вашем сыне или дочери за это время, на что хочу обратить ваше внимание.

Мы никогда не будем вслух анализировать проблемы, неудачи, горести детей. Они остаются для индивидуального общения с вами. Это станет нашим с вами законом общения, нашей традицией родительских собраний. Также предлагаю сделать традиционными следующие рубрики:

· «Из истории воспитания детей в семье»;

· «Великие педагоги мира»;

· «Крылатые фразы о воспитании»;

· «Азбука воспитания детей в семье»;

· «Книжная полка родителей»;

· «Обсудите вместе с ребёнком»;

· «Творческая мастерская семьи».

Перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания ребенка в семье. Расшифруйте их.

Закон семьи =______+______+_______+________

ед.тр. зн. похв. тр.уч. разд.благ.
— У кого что получилось? Какие законы семьи здесь зашифрованы?

Iзакон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.

IIзакон. Закон значимости похвалы для ребенка.

IIIзакон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

IVзакон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит ребенок состоится, как человек, как личность.

Вспомните все себя в возрасте ваших детей, вспомните школу, в которой вы учились и скажите, изменился ли современный ребёнок-первоклассник, по сравнению с ребёнком вашего детства? Изменилась ли школа?
(Высказывания родителей, обсуждение).
Обобщим сказанное:
«Да, современный ребёнок не тот, который был несколько лет, тем более несколько десятилетий тому назад».
Слайд 2
 
Современный первоклассник имеет следующие особенности:
1. У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
2. У детей
обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
3. У современных детей
сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение.
4. Наличие
недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими.
5. У современных детей более
слабое здоровье.
6. Они в большинстве своём
перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие — дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.
Слайд 3
Школа тоже не та. Приоритетная цель современной школы – личностно-ориентированное обучение. Задачи построения такого обучения:
§ Сформировать все психические процессы, которые обеспечат полноценное образование.
§ Развить коммуникативную деятельность, умение общаться и сотрудничать с другими людьми.
§ Сформировать учебную деятельность. Научить ребёнка учиться:
- уметь принимать учебную задачу;
- находить способы её решения;
- отбирать нужные средства;
- контролировать свои шаги;
- самому оценивать полученные результаты.
Какие плюсы даёт такое обучение?
Ученику: развитие ума, воли, чувств, формирование потребности учиться; радость от свободного умственного труда, творчества и общения; самостоятельность, уверенность, ответственность; стремление к сотрудничеству.
Учителю: изменение взгляда на образование ученика; технологию развития личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; расширение возможностей для творчества.
Родителям:уверенность в успешном будущем своего ребёнка.

 
IV.Обсуждение вопроса о проблемах адаптации ребёнка к школе

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников.
Адаптация — процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей; адекватного опыта.
Слайд 4
Физиологические условия адаптации первоклассников к школе
— организовать перерывы в процессе выполнения уроков, наполняя их двигательной активностью;

— во время выполнения домашних заданий обращать внимание на правильную посадку во избежание искривления позвоночника, на освещение рабочего места для предупреждения близорукости;
— тренировать мелкие мышцы кистей рук;
— обязательно вводить в рацион витаминные препараты, овощи, фрукты;
— создавать условия для занятия спортом;
— воспитывать самостоятельность и ответственность ребёнка как главные качества сохранения собственного здоровья.
Психологические условия адаптации первоклассников к школе
Воспитательная работа начинается с педагогической диагностики. Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно узнать его во всех отношениях, так писал К. Д. Ушинский. Школьный психолог даст Вам практические советы по адаптации первоклассников. Но никогда не забывайте слова В.А.Караковского: «Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому».
Слайд 5
1. Недопустимо применять физические меры воздействия, запугивание, критику в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей.
2. Желательно познакомиться с одноклассниками и пообщаться с ними после уроков.

3. Необходимо проявлять интерес к школьным делам ребёнка, к школе, классу, к каждому прожитому в школе дню.

4. Следует помнить, что первое условие успеха в школе – самоценность ребёнка для родителей.

5. Создавать благоприятный климат в семье.

6. Предоставлять ребёнку самостоятельность в учебной работе и вместе с тем обоснованно контролировать его учебную деятельность.

7. Поощрять ребёнка, и не только за учебные успехи.
 

Задание для родителей

-Что обеспечит успех ребёнка в школе?

-Что больше всего способствует возникновению желания учиться?

Выберите из предложенных в данном перечне три, по вашему мнению, главных фактора, рассмотрите их по степени значимости.

а) Физическое здоровье.

б) Развитый интеллект.

в) Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками.

г) Умение считать и читать.

д) Выносливость и работоспособность.

е) Аккуратность и дисциплинированность.

ж) Хорошая память и внимание.

з) Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

Слайд 6

 Вывод:

— Родительские притязания основаны не на понимании и учёте реальных возможностей ребёнка, а на абстрактных представлениях о неком идеале. Часто возникает ситуация завышенных требований. На ребёнка ложится бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой груз становится непосильным для ребёнка.

Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

(Приложение 2)

Когда уместна тревога?
Беспокоиться за ребёнка во время адаптации, конечно, нужно, но некоторые родители бывают чересчур тревожны, чем наоборот вредят ребёнку. Психолог поможет нам разобраться в этом вопросе:

Обычно

Опасно

Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям.

Полное отсутствие интереса к учёбе, вялость и безынициативность.

Начинает время от времени говорить, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным.

Ничего не интересно, безразличие ко всему, даже к играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.

Радуется, когда не надо делать домашнее задание.

Делает уроки только «из-под палки».

Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки.

Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней, которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома.

Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу.

Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию.

Вывод: беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе.

V. Что должна делать семья, чтобы ребёнок был более успешным, инициативным, талантливым?От успехов ребёнка в первые дни в школе зависит и успех адаптации. Прежде всего надо ответить на вопрос: «Какие качества нужно формировать в ребёнке, чтоб он не стал посредственным?»

Нужно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался
«почемучкой». Школьник, не задающий вопросов, — это повод для родительской тревоги. «Любознательность создаёт учёных».
- Семья должны формировать
культ интеллекта – в создании домашней библиотеки, в интересных беседах, спорах. Нужно всё начинать делать вместе с ребёнком.
- Нужно ставить ребёнка в
ситуацию размышления. Задача взрослого не столько в том, чтобы отвечать на вопрос ребёнка, сколько в том, чтобы побудить его думать, предлагать, выбирать.
- Нужно научить ребёнка
анализировать свою работу. Не указывать на совершённую ошибку в работе, а направлять его внимание на поиск её.
- Необходимо
развивать внимание и память ребёнка.
- Благоприятно действует на него
ситуация успеха. Она удовлетворяет потребность ребёнка в самоуважении и повышении престижа.
- Оценивая результаты деятельности ребёнка,
не переносить их на личность самого ребёнка. Он как личность всегда хороший и желанный для своих родителей.
-
Почаще ставить себя на место своего ребёнка и вспоминать себя в его возрасте.

Тестирование родителей с целью коррекции в дальнейшей работе
(Отметьте нужное «+»)

Ребёнок очень охотно идёт в школу.

Совсем неохотно.

Очень охотно принимает распорядок школы.

Совсем не принимает.

Очень сильно переживает учебные успехи.

Совсем не переживает.

Очень горячо делится школьными впечатлениями.

Совсем не делится.

Преобладают положительные впечатления.

Преобладают отрицательные впечатления.

Самостоятельно выполняет учебные задания.

Справляется с помощью взрослых.

Очень часто жалуется на одноклассников.

Совсем не жалуется на одноклассников.



Несогласованность требований школы, семьи и улицы приводит ребёнка в состояние растерянности, создаёт для него большие проблемы, которые он сам решить не может. Без семьи школа не в состоянии помочь ребёнку выйти из противоречий. А сегодня налицо тенденция невмешательства родителей в школьные дела своих детей. Только 15 % родителей обращаются за помощью к учителю, остальные не имеют такой мотивации. Лишь 40 % родителей на вопрос: «Есть ли у вашего ребёнка проблема во взаимоотношениях со сверстниками?» ответили утвердительно. А ведь именно взаимодействие с ровесниками, коллективные действия по определённым правилам создают психологические предпосылки для успешной адаптации ребёнка в школе.

 
VI.Рефлексия

Я думаю, что наша встреча не прошла зря. Вы получили много рекомендаций, ответы на волнующие вас вопросы, встретились со специалистами, а теперь пришла пора подвести итоги нашей встречи.
Анкеты в виде незаконченных предложений для заполнения отзыва о встрече.              

VII.Итог собрания

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребёнка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. (
Приложение 4)
Очень хорошо, если Вы поместите эти правила в комнате или в рабочем уголке своего ребёнка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребёнка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет и почему.

Так хочется, чтобы в наше непростое время дети были по-настоящему счастливы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Адаптация первоклассников к школе"

Вашему вниманию предлагается подробный конспект собрания и презентация....

Родительское собрание-Адаптация первоклассника в школе.

Много нового и познавательного в этом материале....

Выступление на родительском собрании "Адаптация первоклассников к школе"

В выступлении раскрывается физиологический аспект адаптации первоклассников в школе....

Родительское собрание "Адаптация первоклассников к школе"

Родительское собрание "Адаптация первоклассников к школе" направлено на повышение психологической компетенции родителей.  Материал содержит вопросы которые помогут родителям избежать дезадаптации...

Родительское собрание "Адаптация первоклассников в школе."

Период  адаптации первоклассников в  школе. Советы родителям....

Родительское собрание :"Адаптация первоклассников к школе"

Родительское собрание :"Адаптация первоклассников  к школе"...

Родительское собрание "Адаптация первоклассника к школе"

Ваш ребенок стал школьником. Для него все новое, необычное, неизведанное. В первые дни школьной жизни ребята с удовольствием бегут на занятия, и главная задача работников школы и вас, уважаемые родите...